Готфрид Генрих Штёльцель

редактировать

Штёльцель написал Die Freuden-Ernde к 48-летию Магдалены Августы, жены его нанимателя герцога Фридрих II, (Гота, 23 октября 1727 г.)

Готфрид Генрих Штельцель (13 января 1690 г. в Грюнштедтель [de ] - 27 ноября 1749 г. в Гота ) был плодовитым немецким композитором эпохи барокко. Штельцель был опытным немецким стилистом, написавшим множество поэтических текстов для своих вокальных произведений.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Композиции
    • 2.1 Кантаты
      • 2.1.1 Церковные кантаты
      • 2.1.2 Светские кантаты
    • 2.2 Страсти, оратории, мессы и другая вокальная церковная музыка
    • 2.3 Оперы
    • 2.4 Инструментальная музыка
  • 3 Прием
    • 3.1 Современники
    • 3.2 Следующее поколение
    • 3.3 Сохранение рукописи и публикации
    • 3.4 Записи
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Биография
Копия рукописи начала 18-го века части «Траверса» книги Мельхиора Хоффмана Магнификат ля минор 1707 года (BWV Anh. 21, ранее приписываемый Баху): эта копия, вероятно, была написана молодым Штельцелем. Дворец Зондерсхаузен и Рыночная площадь Гота, с Schloss Friedenstein, c.1730

Штельцель родился в Грюнштедтеле, в Эрцгебирге, 13 января 1690 года. Его отец, органист из Грюнштедтеля, дал ему свою первую музыкуобразование. Когда ему было тринадцать, его отправили учиться в Шнеберг, где его учил музыке, в том числе чистобасу, кантором Кристианом Умлауффтом, бывшим учеником Иоганн Кунау. Спустя несколько лет его приняли в гимназию в Гере, где он в дальнейшем занимался музыкой под руководством Эмануэля Кегеля, директора придворной часовни. Некоторые из его педагогов смутно относились к музыке и пытались отвлечь его внимание от нее: помимо поэзии и ораторского искусства, Штёльцель, тем не менее, продолжал развивать свой интерес к музыке.

В 1707 году он стал студентом богословия в Лейпциге. Город мог многое предложить с музыкальной точки зрения: незадолго до этого была вновь открыта опера, которую Штельцель любил посещать. Он познакомился с Мельхиором Хоффманном, в то время музыкальным руководителем Нойкирхе и дирижером Collegium Musicum, оба по очереди Георг Филипп Телеманн., который покинул Лейпциг в 1705 году. Совершенствуя свое искусство при Гофмане, Штельцель также выступал в качестве его переписчика и начал сочинять: первоначально Гофман исполнял эти композиции как свои собственные, а Штельцель постепенно становился их композитором.

В 1710 году Штельцель отправился в Бреслау в Силезии, где в 1711 году была исполнена его первая опера «Нарцисс» на его собственное либретто. Возвращение в Галле проработав более двух лет в Силезии, он написал оперы «Валерия» по инициативе Иоганна Тейле для Наумбург и «Розен унд Дорнен дер Либе» для Геры. В 1713 году он написал еще две оперы на свои собственные либретто, «Артемизия» и «Орион», премьера которых состоялась в Наумбурге.

В конце 1713 года он отправился в Италию, где познакомился с такими композиторами, как Иоганн. Давид Хайнихен и Антонио Вивальди в Венеция, Франческо Гаспарини в Флоренция и Антонио Бонончини в Рим. Вернувшись более чем через год, он провел некоторое время в Инсбруке и проехал через Линц в Прагу, где проработал почти три года (1715-1717)..

В 1715 году должность Капельмейстера при дворе Шварцбург-Зондерсхаузен стала вакантной. Штёльцель подал заявку, но принц Кристиан Вильгельм I повысил Иоганна Бальтазара Кристиана Фрейслиха, придворного органиста, до Капельмейстера в 1716 году. Придворные музыканты, такие как, были разочарованы выбором своего хозяина.

В Праге Штёльцель представил еще три оперы, несколько ораторий, мессы и множество инструментальных композиций. В течение короткого времени Штельцель был придворным капельмейстером в Байройте (1717–1818 гг.) И в Гере (1719 г.). Премьера его оперы «Диомед» состоялась в 1718 году в Байройте. Штельцель женился на Кристиане Доротее Кнауэр 25 мая 1719 года. У них было девять сыновей и одна дочь. Трое сыновей умерли в молодом возрасте.

24 ноября 1719 г. Штельцель занял должность капельмейстера при дворе в Готе, где он работал под началом герцогов Фридриха II и Фридрих III из Саксен-Гота-Альтенбург до своей смерти в 1749 году.

Штельцель инициировал несколько теоретических работ о музыке, но только одна из них была опубликована во время его прижизненная: трактат о составе канонов, 400 экземпляров которого были напечатаны в 1725 году.

В 1720 году принц Гюнтер I сменил своего отца в Зондерсхаузене.. Он тоже сожалел о выборе отца для придворного капельмейстера. Он попросил Штельцеля предоставить музыку для придворной капеллы. Однако Штельцель не выполнил эту просьбу до 1730 года, когда Фрайслих уезжал в Данциг (куда он был назначен в 1731 году). До смерти Гюнтера в 1740 году Штельцель поставлял музыку для двора Зондерсхаузена, которая включала четыре цикла церковных кантат, другую духовную музыку и светскую музыку, такую ​​как серенаты.

В 1739 году Штельцель стал членом Лоренца Кристофа. [de ] Мизлера. Как член этого Общества он написал кантату и написал трактат на речитатив, который был опубликован как Abhandlung vom Recitativ в 20-м веке.

Последние два года своей жизни Stölzel страдал от нездоровья, становился слабоумным (im Haupte schwach). Некоторые рукописи Штёльцеля были проданы, чтобы покрыть расходы. Он умер 27 ноября 1749 года, моложе 60 лет. Мицлер напечатал некролог Штельцеля как второй из трех (из которых некролог Иоганна Себастьяна Баха был третьим) в четвертом томе его [de ], органа Общества музыкальных наук.

Композиции
Придворная часовня дворца Фриденштайн, где с конца 1719 года впервые исполнялась большая часть духовной музыки Штельцеля. Придворная часовня дворца Зондерсхаузен

Согласно источнику 18-го века, Штельцель должен был составили восемь двойных циклов кантат.

Штёльцель составил двенадцать полных годовых циклов священных кантат, что составляет 1358 кантат. 1215 из них, по крайней мере, частично сохранились, 605 сохранились с музыкой. Кроме того, Штельцель установил кантаты на светские тексты.

Среди его сохранившихся сочинений - Страсти по Броксу 1725 года, две рождественские оратории, сделанные из кантат, и Deutsche Messe (немецкая месса), Лютеранская месса, состоящая из Кирие и Глории, на немецком языке, для хора из четырех частей, струнных и бассо континуо. Сохранившиеся инструментальные произведения включают четыре концерта гросси, множество симфоний и концерт для гобоя д'амур. Он также написал для органа и клавесина.

Его пять опер, Диомед (1718), Нарцисс, Валерия, Артемизия и Орион, не сохранились. Считается, что Штельцель сочинил более 18 оркестровых сюит в одиночку (ни один из них не сохранился), а также 90 серенат (вокальные пьесы, исполняемые как «настольная музыка»).

Половина произведений Штельцеля, никогда выгравировано, утеряно. Из того, что должно было быть тысячами сочинений в Готе, сегодня сохранилось только двенадцать рукописей. В архиве замка Зондерсхаузен хранятся многие его рукописи, найденные в ящике за органом в 1870 году.

Cantatas

В его каталоге, опубликованном в 1976 году Фриц Хенненберг под номером 442 церковных кантат Штельцеля и 27 его светских кантат, сохранившихся с музыкой. Хенненберг также пронумеровал циклы кантат, хотя некоторые из его предположений на этот счет были позже пересмотрены после дальнейших исследований. После публикации каталога Хенненберга более 50 других сохранившихся церковных кантат были подтверждены как кантаты Штельцеля.

В приведенном ниже списке указаны номера Хенненберга (Х., также HenS) там, где они есть. Перед числами H. может стоять «KK» (для церковных кантат), «WK» (светские кантаты) или «apokr». (апокрифическая композиция на стихи Штёльцеля). «A», «B» и «C» соответственно обозначают кантаты, сохранившиеся с музыкой, кантаты, сохранившиеся исключительно по их либретто, и кантаты, известные только по их названию. Если между буквами «H» нет индикатора. аббревиатуры и число, то число относится к церковной кантате с сохранившейся музыкой (например, H. 438 = H. KK A 438). В качестве альтернативы подсписок, к которому принадлежит кантата, может быть обозначен номером страницы: например, Курица 438 с. 131 = H. KK A 438 и HenS 21 стр. 160 = H. KK C 21.

Церковные кантаты

Вскоре после вступления в должность в Готе Штёльцель написал цикл из шести рождественских кантат. Годовые циклы церковных кантат включают:

  • 1720–21: цикл либретто, опубликованных как Gott-geheiligtes Singen und Spielen
  • Вероятно 1722–1723: на либретто из Erdmann Neumeister <277 «Neue Geistliche Gedichte»
  • «Saitenspiel» (Музыка струн), названный таким образом в честь Бенджамина Шмолька второго цикла либретто, опубликованного в 1720 году, «идеального цикла», содержащего 88 тексты кантаты. Шмольк предоставил более одного текста кантаты для некоторых из самых важных праздников. Либретто Шмолька состоит из пяти разделов: Ария, Речитатив, Ария, Речитатив и Ария. Штельцель разделил либретто, которые он использовал, на две половины, добавив хорал из сборника гимнов, использованного в Готе, в качестве заключения каждой половины: так структура его кантат, основанная на либретто Шмолька, стала (Часть I :) Ария - Речитатив - Ария - Хорал, и (Часть II :) Речитатив - Ария - Хорал. Цикл был выполнен в Zerbst (1724–2525 гг.) После предполагаемого более раннего выполнения цикла в Готе. Сохранившаяся музыка (кантаты «А», ранее связанные с четвертым циклом; кантаты «С», найденные в Гамбурге):
  • 1725–26: на либретто Ноймайстера и из Сборник Musicalische Kirchen-Andachten
  • 1728–1729 (четвертый цикл): цикл двойной кантаты на либретто Штельцеля, изданный как Texte zur Kirchen-Music. Хенненберг ошибочно включил в этот цикл некоторые кантаты «Сайтеншпиль». Рождественские кантаты этого цикла как оратории: см. ниже.

С 1730 по 1745 год Штельцель написал еще шесть циклов кантат, в том числе:

  • 1731–32: «Namenbuch» (Namebook) цикл двойных кантат, состоящий из 70 постановок. либретто из третьего цикла Шмолька (опубликовано в 1726 году). Структура этих либретто сравнима с либретто из цикла «Майнинген», опубликованного в 1704 году. Сохранившиеся партитуры цикла Namebook указывают на то, что кантаты позднее исполнялись пополам в Зондерсхаузене (т. Е. Первая половина была исполнена в утро, вторая половина дня). В дополнение к текстам Шмолька, Штельцель добавил к каждой кантате хорал как завершение первой части. Для 36 из этих кантат сохранилась большая часть обеих половин, а для одной из них (для Ascension ) сохранилась только первая половина.
  • 1732–33 и 1733–34: два отдельных цикла.
  • 1735–1736: двойной цикл, основанный на либретто из «Erbauliche Kirchen-Andachten»
  • 1737–38: 10-й цикл Штельцеля, Musicalische Lob- und Danck-Opfer, был единственным циклом, основанным на его собственные либретто.
  • 1743–44: единый цикл, основанный на собственных либретто Штельцеля.

Большинство священных кантат предназначены для литургического года, хотя есть также церковные кантаты для других случаев, таких как день рождения празднования своего работодателя.

Х. 1–297:

  • H. 1: Wache auf, der du schläfest
  • H. 2: Du Tochter Zion freue dich sehr
  • H. 3: Die Stunde ist da aufzustehen vom Schlaf
  • H. 4: Хосианна дем Сохне Давид
  • Х. 5: Siehe der Richter ist vor der Thür
  • H. 6: Man wird sie nennen das heilige Volck
  • H. 7: Herr erhalt uns dein Wort
  • H. 8: So nun diß alles zergehen soll
  • H. 9: Es ist aber geschrieben uns zur Warnung
  • H. 10: Es ist nahe kommen das Endealler Dinge
  • H. 11: Siehe ich komme im Buch ist von mir geschrieben
  • H. 12: Als die Armen aber die viel reich machen
  • H. 13: Дюабер был самым богатым из всех du deinen Bruder
  • H. 14: Dem Gerechten muß das Licht immer wieder aufgehen
  • H. 15: Der Herr wird ans Lichtedingen was im Finstern verborgen ist
  • H. 16: Bist du der da kommen soll
  • H. 17: Es ist ein Gott und ein Mittler zwischen Gott und den Menschen
  • H. 18: So man von hertzen gläubet so wird man gerichtet
  • H. 19: Der Herr ist nahe, sorget nicht
  • H. 20: So man mit dem Munde bekennet so wird man seelig
  • Х. 21: Ich freue mich im Herrn
  • H. 22: Ein jeglicher prüfe sein selbst Werck
  • H. 23: Uns ist ein Kind geboren
  • H. 24: Sehet welch eine Liebe hat und der Vater erzeiget
  • H. 25: Das Volck so im Finstern wandelt.
  • Х. 26: Euch ist heute der Heyland geboren
  • H. 27: Ach, daß die Hülfe aus Zion über Israel käme
  • H. 28: Ehre sei Gott in der Höhe
  • H. 29: Ich habe dich je und je geliebet
  • H. 30: Er wird dich mit seinen Fittichen bedecken
  • H. 31: Siehe, ich sehe den Himmel offen
  • H. 32: Denen aus Zion wird ein Erlöser kommen
  • H. 33: Ich sehe den Himmel offen
  • H. 34: Ihr sollt nicht wähnen
  • H. 35: Wie teuer ist deine Güte, Gott
  • H. 36: In allen Dingen lasset uns beweisen als die Diener Gottes
  • H. 37: Lasset uns ihn lieben
  • H. 38: Wenn dein Wort offenbar wird, so erfreut es
  • H. 39: Herr, du weisest alle Dinge
  • H. 40: Machet die Tore weit
  • H. 41: Kündlich groß ist das gottselige Geheimnis, на третий день Рождества 1735
  • H. 42: Wunder-Mutter, Wunder-Kind
  • H. 43: Er heißet wunderbar
  • H. 44: Das Alte ist vergangen siehe es ist alles neu
  • H. 45: Das Ende eines Dinges ist besser denn sein Anfang
  • H. 46: Wer wollte dich nicht fest an Brust und Herze schließen
  • H. 47: Wie viel ihn aufnahmen, denen gab er Macht, Gottes Kinder
  • H. 48: Alles was ihr tut mit Worten oder Werken
  • H. 49: Ihr seid all Gottes Kinder durch den Glauben
  • H. 50: Saget Dank alle Zeit für alles
  • H. 51: Euch aber, die ihr meinen Namen fürchtet, soll aufgehen
  • H. 52: Träume sind nichts
  • H. 53: Nun aber bleibt Glaube, Hoffnung, Liebe, diese drei
  • H. 54: Sehet, wir gehen hinauf gen Иерусалим
  • H. 55: Über alles zieht an die Liebe
  • H. 56: Mein Freund ist mir ein Püschel Myrrhen
  • H. 57: Mein Kind, willst du Gottes Diener sein
  • H. 58: Dein Wort ist meines Fußes Leuchte
  • H. 59: Ich bin vor vielen wie ein Wunder
  • H. 60: Wir haben nicht einen Hohenpriester
  • H. 61: Selig sind, die reines Herzens sind
  • H. 62: Ich lasse dich nicht, du segnest mich denn
  • H. 63: Selig sind, die reines Herzens sind
  • H. 64: Laß mich gehen, denn die Morgenröte bricht an
  • H. 65: Was hat das Licht für Gemeinschaft mit der Finsternis
  • H. 66: Dankest du also dem Herrn, deinen Gott
  • H. 67: Ihr seid nun Gottes Nachfolger als die lieben Kinder
  • H. 68: Dazu ist erschienen der Sohn Gottes, daß er die Werke
  • H. 69: Das Gesetz ist durch Mosen gegeben
  • H. 70: Wirf dein Anliegen auf den Herrn
  • H. 71: Ihr seid zur Freiheit berufen
  • H. 72: Aller Augen warten auf dich, Herr
  • H. 73: Christus ist durch sein eigen Blut einmal in das Heilige
  • H. 74: Wahrlich, ich sage euch, so jemand mein Wort wird halten
  • H. 75: Das Blut Jesu Christi, des Sohnes Gottes, macht uns поводить
  • H. 76: Gedenket an den, der ein solches Widersprechen von den Sündern
  • H. 77: Siehe, eine Jungfrau ist schwanger
  • H. 78: Wie lieblich sind auf den Bergen die Füße der Boten
  • H. 79: Tue ein Zeichen an mir
  • H. 80: Christus kommt her aus den Vätern
  • H. 81: Ein jeglicher sei gesinnet wie Jesus Christus auch war
  • H. 82: Siehe, ich komme, im Buch ist von mir geschrieben
  • H. 83: Christus, ob er wohl hätte mögen Freude haben, duldete er
  • H. 84: Saget der Tochter Zion, siehe, dein Heil kommt
  • H. 85: Wer gewaschen ist, darf nicht denn die Füße waschen
  • H. 86: Wache auf, der du schläfest
  • H. 87: Die Rechte des Herrn ist erhöhet
  • H. 88: Sind wir aber mit Christo gestorben, so glauben wir auch
  • H. 89: Ich war tot und siehe, ich bin lebendig
  • H. 90: Wir haben auch ein Osterlamm
  • H. 91: Ich bin die Auferstehung und das Leben
  • H. 92: Ob ich schon wandert im finsteren Tal, fürchte ich kein Unglück
  • H. 93: Bleibe bei uns, denn es will Abend werden
  • H. 94: So du mit deinem Munde bekennest Jesum, daß er der Herr sei
  • Х. 95: Волшебная палочка из мира
  • H. 96: Die Sonne geht heraus wie ein Bräutigam aus seiner Kammer
  • H. 97: Der Herr wird zu uns kommen
  • H. 98: Gott hat den Herrn auferwecket
  • H. 99: Ich will euch trösten
  • H. 100: Ich will euch nicht Waisen lassen
  • H. 101: Wo zwei oder drei versammelt sind in meinem Namen
  • H. 102: Ach, daß ich hören sollte, daß Gott der Herre redete
  • H. 103: Er heißet Friedefürst
  • H. 104: Suche Friede und jage ihm nach
  • H. 105: Unser Glaube ist der Sieg, der die Welt überwunden hat
  • H. 106: Mein Freund ist mein
  • H. 107: Ich weiß, an wen ich glaube
  • H. 108: Es ist aber der Glaube eine gewisse Zuversicht
  • H. 109: Er wird seine Herde weiden wie ein Hirte
  • H. 110: Der Herr ist mein Hirte
  • Х. 111: Will mir jemand nachfolgen, der verleugne sich selbst
  • H. 112: Der Herr ist mein Hirte
  • Х. 113: Meine Schafe hören meine Stimme
  • H. 114: Siehe, wir preisen selig, die erduldet haben
  • H. 115: Euch aber, die ihr meinen Namen fürchtet, soll aufgehen
  • H. 116: Als die Traurigen aber allzeit fröhlich
  • H. 117: Ich habe dich einen kleinen Augenblick verlassen
  • H. 118: Ich bin beide, dein Pilgrim und dein Bürger
  • H. 119: Die mit Tränen säen, werden mit Freuden ernten
  • H. 120: Was hast du, o Mensch, daß du nicht empfangen hast
  • H. 121: Wo hat sich dein Freund hingewandt
  • H. 122: Niemand kommt zum Vater, denn durch mich
  • H. 123: Nun komme ich zu dir und rede solches in der Welt
  • H. 124: Alle gute Gabe und All vollkommene Gabe kommt von oben herab
  • H. 125: Weise mich, Herr, deinen Weg
  • H. 126: Christus ist zur Rechten Gottes
  • H. 127: Wahrlich, ich sage euch, so ihr den Vater etwas bitten werdet
  • Х. 128: Christus wird unsern nichtigen Leib verklären
  • H. 129: Die wahrhaftigen Anbeter werden den Vater anbeten im Geist
  • H. 130: Seid Täter des Worts und nicht Hörer allein
  • H. 131: Bittet, so werdet ihr nehmen
  • H. 132: Dieser Jesus, welcher vor euch aufgenommen ist gen Himmel
  • H. 133: Wo euer Schatz ist, da ist auch euer Herz
  • H. 134: Bitte, было ich dir tun soll
  • H. 135: Und der Herr, nachdem er mit ihnen geredet hatte
  • H. 136: Es wird ein Durchbrecher vor ihnen herauffahren
  • H. 137: Selig sind, die um Gerechtigkeit willen verfolgt werden
  • Х. 138: Das weiß ich fürwahr, wer Gott dienet
  • H. 139: Es ist nahe kommen das Endealler Dinge
  • H. 140: Wir sind stets als ein Fluch der Welt
  • H. 141: Wohlzutun und mitzuteilen vergesset nicht
  • H. 142: Uns ist bange, aber wir verzagen nicht
  • H. 143: Stehe auf, Nordwind
  • H. 144: Siehe da, eine Hütte Gottes bei den Menschen
  • H. 145: Der Herr ist in seinem heiligen Tempel
  • H. 146: Wisset ihr nicht, daß ihr Gottes Tempel seid
  • H. 147: Werdet voll Geistes
  • H. 148: Siehe da, eine Hütte Gattes bei den Menschen
  • H. 149: Wie sollt er uns mit ihm nicht alles schenken
  • H. 150: Daran ist erschienen die Liebe Gottes gegen uns
  • H. 151: Wollte Gott, daß alle das Volk des Herrn weissagte
  • H. 152: Daran ist erschienen die Liebe Gottes gegen uns
  • H. 153: Реде герр, dein Knecht höret
  • H. 154: Gott ist die Liebe
  • H. 155: Durch Christum haben wir auch einen Zugang im Glauben
  • H. 156: Lehre mich hm nach deinem Wohlgefallen
  • H. 157: So denn ihr, die ihr arg seid, könnet euren Kindern gute Gaben
  • Х. 158: Wer aus der Wahrheit ist, der höret meine Stimme
  • H. 159: Wer Christi Geist nicht hat, der ist nicht sein
  • H. 160: Herr, wie sind deine Werke so groß
  • H. 161: Es sei denn, daß jemand wiedergeboren werde
  • H. 162: Groß und wundersam sind deine Werke
  • H. 163: Herr, weise mir deinen Weg
  • H. 164: Meine Lehre ist nicht mein, sondern des, der mich gesandt hat
  • H. 165: Welche nicht von dem Geblüte, noch von dem Willen des Fleisches
  • H. 166: Wo euer Schatz ist, da ist auch euer Herz
  • H. 167: Также gehet's, wer ihm Schätze sammelt und ist nicht reich
  • H. 168: So jemand spricht, ich liebe Gott, und hasset seinen Bruder
  • H. 169: Селиг сеид ир Армен, денн дас Рейх Готтес ист эуер
  • Х. 170: Gott ist die Liebe
  • H. 171: Christus ward arm um euretwillen
  • H. 172: Lasset uns nicht lieben mit Worten noch mit der Zungen
  • H. 173: Schmecket und sehet, wie freundlich der Herr ist
  • H. 174: Schmecket und sehet, wie freundlich der Herr ist
  • H. 175: Verachtest du den Reichtum seiner Güte
  • H. 176: Lasset uns nicht lieben mit Worten, sondern mit der Tat
  • H. 177: Эссет, Майне Либен
  • Х. 178: Widerstehet dem Teufel, so flieht er von euch
  • H. 179: Ich bin ein verirret und verloren Schaf
  • H. 180: So demütiget euch unter die gewaltige Hand Gottes
  • H. 181: Dieser nimmt die Sünder an und isset mit ihnen
  • H. 182: Kommt her zu mir alle, die ihr mühselig und beladen seid
  • H. 183: Nahet euch zu Gott, so nahet er sich zu euch
  • H. 184: Sei stille dem Herrn und warte auf ihn
  • H. 185: Wohltun ist wie ein gesegneter Garten
  • H. 186: Weil wir in der Hütten sind, sehen wir uns und sind beschwert
  • H. 187: Gnädig und barmherzig ist der Herr
  • Х. 188: So ihr bleiben werdet an meiner Rede, so ihr bleiben werdet an meiner Rede, so ihr bleiben werdet an meiner Rede, so ihr bleiben werdet an meiner Rede, so ihr bleiben werdet an meiner Rechten
  • H. 189: Einer ist euer Meister, Christus
  • H. 190: Gott hat uns gesegnet mit allerlei geistlichem Segen
  • H. 191: Er reinigte ihm selbst ein Volk zum Eigentum
  • H. 192: Der Herr lässet's den Aufrichtigen gelingen
  • H. 193: Vertraue Gott und bleibe in deinem Beruf
  • H. 194: Wer ist, der gut Leben begehrt
  • H. 195: Im Schweiß deines Angesichts sollst du dein Brot essen
  • H. 196: Wie sollten wir in der Sünde leben wollen
  • H. 197: Vergebet euch untereinander, поэтому jemand Klage шляпа шире
  • H. 198: Da wir tot waren in Sünden, hat er uns samt Christo lebendig
  • H. 199: Ein Mensch sieht, was vor Augen ist, aber Gott sieht das Herz an
  • H. 200: Dies wird sein Имя sein
  • H. 201: Daß sie genennet werden Bäume der Gerechtigkeit
  • H. 202: Wer Sünde tut, der ist der Sünden Knecht
  • H. 203: Habe deine Lust an dem Herrn
  • H. 204: So lasset nun die Sünde nicht herrschen
  • H. 205: Woher nehmen wir Brot hier in der Wüsten
  • H. 206: Wie sich ein Vater über Kinder erbarmet
  • H. 207: Fürchtet den Herrn, ihr, seine Heiligen
  • H. 208: Ich will dich unterweisen und dir den Weg zeigen, den du wandeln
  • H. 209: Ihr Lieben, glaubet nicht einem jeglichen Geiste
  • Х. 210: Sind wir nun Kinder, so sind wir auch Erben
  • H. 211: So sehet nun zu, daß ihr fürsichtiglich wandelt
  • Х. 212: Welche der Geist Gottes treibt, die sind Gottes Kinder
  • H. 213: Kann man auch Trauben lesen von den Dornen
  • H. 214: Sei nicht stolz, sondern fürchte dich
  • H. 215: Es ist keine Kreatur für ihn unsichtbar
  • H. 216: Wer sich läßt dünken erstehen, mag wohl zusehen, daß er nicht
  • H. 217: Tue Rechnung von deinem Haushalten
  • H. 218: Zur Zeit, wenn ich sie strafen werde
  • H. 219: Ach, daß ich Wasser genug hätte in meinem Haupte
  • H. 220: Dienet einander ein jeglicher mit der Gabe, die er empfangen hat
  • H. 221: Beßere dich, Иерусалим, eh sich mein Herz von dir wende
  • H. 222: Alle gute Gabe und All vollkommene Gabe kommt von oben herab
  • H. 223: Sehet zu, daß nicht jemand Gottes Gnade versäume
  • H. 224: Hoffen wir allein in diesem Leben auf Christum
  • H. 225: Ich weiß, mein Gott, daß du das Herz grüßt
  • H. 226: Das Gesetz deines Mundes ist mir lieber denn viel tausend Stück
  • H. 227: Ich bekenne dir meine Sünde
  • H. 228: Er stößt die Gewaltigen vom Stuhl und erhebet die Niedrigen
  • H. 229: Der Herr weiß die Gedanken der Menschen
  • H. 230: Befiehl dem Herrn deine Wege und hoffe auf ihn
  • H. 231: Befiehl dem Herrn deine Wege und hoffe auf ihn
  • H. 232: Der Buchstabe tötet, der Geist aber machet lebendig
  • H. 233: Wer Dank opfert, der preiset mich
  • H. 234: Gott hat uns tüchtig gemacht, das Amt zu führen
  • H. 235: Er hat alles wohl gemacht
  • H. 236: Wir halten, daß der Mensch gerichtet werde
  • H. 237: Das ist sein Gebot, daß wir glauben an den Namen seines Sohnes
  • H. 238: Ist's aus Gnaden, so ist's nicht aus Verdienst
  • H. 239: Die Haupt-Summa des Gebots ist Liebe
  • H. 240: Wie schön und lieblich bist du, du Liebe in Wollüsten
  • H. 241: Ich bin der Herr, dein Arzt
  • H. 242: Das Fleisch gelüstet wide den Geist
  • H. 243: Rufe mich an in der Not, так и их dich erretten
  • H. 244: Das Fleisch gelüstet wide den Geist
  • H. 245: Opfere Gott Dank und bezahle dem Höchsten dein Gelübde
  • H. 246: Ich bin arm und elend, der Herr aber sorgt für mich
  • H. 247: Alle eure Sorgen werfet auf ihn
  • H. 248: Wer auf sein Fleisch säet, der wird vom Fleisch des Verderbens
  • H. 249: Wirf dein Anliegen auf den Herrn
  • H. 250: Дасс ихр беграйфен могет мит аллен Хайлиген
  • Х. 251: Du hast Gewalt beides über Leben und Tod
  • H. 252: Der Herr ist in seinem heiligen Tempel
  • H. 253: Wir sind nicht von denen, die da weichen und verdammt werden
  • H. 254: Das Gesetz ist unser Zuchtmeister gewesen
  • H. 255: Es ist alles euer
  • H. 256: Öffne mir die Augen, daß ich sehe die Wunder an deinem Gesetze
  • H. 257: Лобе ден Херрн, Майне Зеле
  • Х. 258: Sei getrost, mein Sohn, deine Sünden sind dir vergeben
  • H. 259: Seid klug wie die Schlangen und ohne Falsch wie die Tauben
  • H. 260: Selig sind, die zum Abendmahl des Lammes berufen sind
  • H. 261: Ihr habt von uns empfangen, wie ihr sollt wandeln
  • H. 262: So lasset uns nun fürchten
  • H. 263: Die Waffen unsrer Ritterschaft sind nicht fleischlich
  • H. 264: Herr, deine Augen sehen nach dem Glauben
  • H. 265: Seid Stark in dem Herrn und in der Macht seiner Stärke
  • H. 266: Hab 'ich dir nicht gesagt, so du glauben würdest
  • H. 267: Ich bin erfüllet mit Trost
  • H. 268: Herr, habe Geduld mit mir
  • Х. 269: In allen Dingen Lasset uns beweisen als die Diener Christi
  • H. 270: Herr, gehe nicht ins Gericht mit deinem Knechte
  • Х. 271: Unser Wandel ist im Himmel
  • H. 272: Die Welt ist voll Untreu und List
  • H. 273: Fleischlich gesinnet sein ist der Tod
  • H. 274: Es ist keine Obrigkeit, ohne von Gott
  • H. 275: Herr, tue meine Lippen auf
  • H. 276: Herr Zebaoth, wohl dem Menschen, der sich auf dich verläßt
  • Х. 277: Ich will, daß ihr weise seid aufs Gute, aber einfältig aufs Böse
  • H. 278: Der Mensch ist in seinem Leben wie Gras
  • H. 279: Ich werde nicht sterben, sondern leben
  • H. 280: Dazu ist Christi gestorben und auferstanden
  • H. 281: О Tod, wie bitter bist du, wenn an dich gedenkt ein Mensch
  • H. 282: Es ist aber nahe kommen das Endealler Dinge
  • H. 283: Was du tust, so bedenke das Ende
  • H. 284: Fürchtet Gott und gebt ihm die Ehre
  • H. 285: Tröstet mein Volk
  • Х. 286: Гелобет сей дер герр, дер Готт Исраэль
  • Х. 287: Siehe, ich will sie locken und will säe in eine Wüste führen
  • H. 288: Freuet euch aber, daß eure Namen im Himmel geschrieben sind
  • H. 289: Ich sitze unter dem Schatten, des ich begehre
  • H. 290: Лобе ден Херрн, Майне Зеле
  • Х. 291: Ich will dem David ein gerecht Gewächs aufgehen lassen
  • H. 292: Лобе ден Херрн, Майне Зеле
  • Х. 293: Groß sind die Werke des Herrn
  • H. 294: Ich freue mich in dem Herrn
  • H. 295: Gott aber sei Dank, der uns den Sieg gegeben hat
  • H. 296: Der Herr hat seinen Engeln befohlen
  • H. 297: Lasset uns doch den Herrn, unsern Gott, fürchten

В некоторых случаях нумерация Хенненберга соответствует последовательности кантат в рукописях, хранящихся в Берлинской государственной библиотеке (SBB). Цифровые факсимиле таких рукописей часто доступны на веб-сайте этой библиотеки и на веб-сайте IMSLP. Например, из сборной рукописи, содержащей 26 церковных кантат:

From a composite manuscript containing 16 cantatas (copied c.1770):

From a series of 12 cantatas copied c.1750:

Серия из 17 кантат, скопированных c. 1760:

Серия из 15 кантат скопирована c. 1760:

Из рукописи, содержащий 14 пьес церковной музыки:

Шесть кантат на день рождения Фридриха III:

H. 397–442:

  • Х. 397: Хесу, божественная страсть будет их беденкен
  • Х. 398: Иуда, der Verräter, küßt Jesum
  • H. 399: Jesu, der du wollen büßen vor die Sündenaller Welt
  • H. 400: Иисус für Pilato steht
  • Х. 401: Hinweg, ihr irdsche Hindernisse
  • H. 402: Kommt, ihr Geschöpfe, kommt herbei
  • H. 403: Laß dich erleuchten, meine Seele
  • H. 404: Нехмет дас Ворт ан мит Санфтмут
  • Х. 405: Der Sohn Gottes hat mich geliebt для Misericordias Domini (автограф; цикл1722-1723 гг.)
  • H. 406: Gott, wie dein Name ist, so ist auch dein Ruhm (автограф; цикл 1722–1723 гг.)
  • H. 407: Das ist je gewißlich wahr в третье воскресенье после Троицы (автограф; цикл 1722–1723 гг.)
  • Х. 408: Ich freue mich des, daß mir geredet ist
  • H. 409: Wünschet Jerusalem Glück
  • H. 410: Ich habe nicht meine Gerechtigkeit, die aus dem Gesetz
  • H. 411: Du Tochter Zion, freue dich sehr
  • H. 412: Der Herr, unser Gott, sei uns freundlich
  • H. 413: Ist Gott für mich, so trete gleich alles wide mich
  • H. 414: Nicht Übel ihr um Übel gebt
  • H. 415: Sprich nur ein Wort, so werd ich leben
  • H. 416: O große Lieb ', o Lieb' ohn 'alle Maßen
  • H. 417: Gib uns heut unser täglich Brot
  • H. 418: Ach, der Himmel stehet offen
  • Aus der Tiefen rufe ich Herr höre meine Stimme, H. 419, для Rogate
  • H. 420: Schmecket und sehet, wie freundlich der Herr ist
  • H. 421: Lasset uns zu ihm hinausgehen
  • H. 422: Und der Herr sprach: Auf, und salbe ihn
  • H. 423: Selig sind, die da hungert und dürstet nach der Gerechtigkeit
  • H. 424: Was schlafet ihr, stehet auf und betet
  • H. 425: Гелобет сей дер Герр, майн Хорт
  • Х. 426: Wie lieblich sind deine Wohnungen, Herr Zebaoth
  • H. 427: Singet und Spielet dem Herrn in eurem Herzen
  • H. 428: Lobe den Herren, den mächtigen König der Ehren
  • Х. 429: Lobe den Herren, den mächtigen König der Ehren
  • H. 430: Siehe, ich stehe vor der Tür und klopfe an
  • H. 431: Kündlich groß ist das gottselige Geheimnis
  • Х. 432: Jesu, kröne du das Jahr
  • H. 433: Ich habe Lust, zu scheiden
  • Х. 434: Opfere Gott Dank und bezahle dem Höchsten dein Gelübde
  • Gott sei Dank der uns den Sieg gegeben hat, H. 435, на Пасху
  • H. 436: Bleibe bei uns, denn es will Abend werden в пасхальный понедельник
  • H. 437: Mache mich, o Geist der Gnaden, von den Sündenfesseln los for Pentecost Monday
  • H. 438: Sei du mein Anfang und mein Ende
  • H. 439: Ich will beständig stets an Jesu hängen
  • H. 440: Liebster Jesu, deine Liebe findet ihresgleichen nicht
  • H. 441: Ich habe meinen König eingesetzt
  • H. 442: Aus der Tiefe rufe ich, Herr, zu dir

Mus.ms. 40370 Берлинской государственной библиотеки содержит 51 кантату 10-го цикла Штельцеля, 49 из которых были написаны для литургического года 1737–38, и еще две, возможно, для литургического года 1741–42:

Светские кантаты

Пародии обозначаются «, 2» или «, 3» после HWK. Номер:

  • Х. WK A 1,1: Volles Vergnügen ausnehmende Freude, к дню рождения [де ], супруги Гюнтера I (Зондерсхаузен, 15 апреля 1732 г.)
  • Х. WK A 1,2: Glücklicher Zustand anmuthiges Leben
  • H. WK A 2: Alles Vergnügen auf einmal geneßen, ко дню рождения Гюнтера I (Зондерсхаузен, 24 августа 1737 г.)
  • Х. WK A 3: Entweicht ihr ungebethnen Sorgen, к дню рождения Элизабет Альбертины (Зондерсхаузен, 11 апреля 1738 г.)
  • Х. WK A 4: Außnehmender Vortheil vortreffliche Krafft, для Günther I (Sondershausen)
  • H. WK A 5: Herrlich fürtrefflich und prächtig erscheinet на день рождения Элизабет Альбертины (Зондерсхаузен, 23 апреля 1737 г.)
  • Х. WK A 6: Begeisterte Quelle der fürstlichen Liebe, ко дню рождения Гюнтера I (Зондерсхаузен, 24 августа 1734 г.)
  • Х. WK A 7: Аллес был sonst lieblich heißet, Серената для Гюнтера I (Зондерсхаузен, вероятно, день рождения)
  • Х. WK A 8,1: Nur in dir wohnt mein Ergötzen, ко дню рождения Гюнтера I (Зондерсхаузен, 24 августа 1733 г.)
  • Х. WK A 8,2: (первая пародия на H. WK A 8,1)
  • H. WK A 8,3: Sonne spiel im reinsten Lichte
  • H. WK A 9: Brich herfür in reinsten Schimmer, для Гюнтера I и Элизабет Альбертины (Зондерсхаузен, июнь 1732 г.)
  • Х. WK A 10: Toback, du edle Panacée
  • H. WK A 11: Seyd willkommen, schöne Stunden / Das durch himmlisches Schicksal, ко дню рождения Фридриха II (Гота 1720–32)

16 кантат для сопрано и бассо континуо:

  • H. WK A 12: Aurora weinete
  • H. WK A 13: Die grausame, doch schöne Sylvia
  • H. WK A 14: Ein Augenblick ist eine schöne Zeit
  • H. WK A 15: Die Rose bleibt der Blumen Königin
  • H. WK A 16: Nur vor euch, ihr schönen Augen
  • Х. WK A 17: Dies ist der Tag, dies ist die Stunde
  • H. WK A 18: Kann die Liebe auch erfreuen
  • H. WK A 19: Der arme Sylvio
  • H. WK A 20: Ihr stillen Seufzer
  • H. WK A 21: Ich bin es schon gewohnt
  • H. WK A 22: Flieht ihr Schaffe flieht von hinnen
  • H. WK A 23: Zu guter Nacht ihr stoltzen Thürme und Palläste
  • H. WK A 24: Ja mein Engel dieses Hertzes
  • H. WK A 25: Ihr Augen last den Thränen Bächen
  • Х. WK A 26: Zornge Sterne laßt mich sterben
  • H. WK A 27: Von dem Einfluß zweier Sternen hat mein Herze lieben lernen

Страсти, оратории, мессы и другая вокальная церковная музыка

Страница рукописной копии произведения Штельцеля Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld Passion oratorio примерно 1750 года (1720 года))

Согласно некрологу опубликованному Мицлером, Штёльцель написал бы около четырнадцати страстей и рождественских ораторий. Либретто Стольцеля для его страстей и ораторий приближаются к формату кантаты: они рефлексивны по своей природе и лишены драматико-повествовательного компонента, например, поетого Евангелия.

Страстные оратории премьера в Великой четверг и / или Страстная пятница :

  • Die leidende und am Creutz sterbende Liebe Jesu, также известный под incipit Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld, в двух разделах для исполнения в Чистый четверг и Страстную пятницу (Гота 1720, обновленная версия ок. 1730 и несколько повторных выступлений, в том числе, вероятно, в Зондерсхаузене)
  • 1723: Sechs Andachten, aus der von denen vier Evangelisten zusammen getragenen унд мит ​​гистлихен ариен унд хорален безусловная история биттерен леиденс унд стербенс ундерлезерлезер хезу Кристаги, давон доставляет эрстен цвейнер; die andern aber am Char-Freytage, in der Hoch-Fürstl. Schloß-Kirche zum Friedenstein musicisch ausgeführet worden.
  • 30 марта 1725 г.: Страсть Брокеса (Der für die Sünde der Welt gemartete und sterbende Jesus; Mich vom Stricke meiner Sünden)
  • 1727: Jesus als der für das verlohrene Schäflein leidend- und sterbende gute Hirte am Heil. Чар-Фрейтадж 1727. В Хох-Фюрстле. Schloß-Kirche zum Friedenstein musicisch ausgeführet und in gebundene und harmonyche Zeilen abgefasset; Jesu frommer Menschenherden, Страсть в 4 частях
  • 1729 г.: O Welt! sieh hier dein Leben
  • 1737: Die mit Buße und Glauben ihren leidenden Jesus bis zum Grabe
  • 1745: Sechs geistliche Betrachtungen des leidenden und sterbenden Jesu, aus der Leidens-Geschichte der heiligenzier vangeligen; Gründonnerstag, vor und nach der Nachmittags-Predigt, Karfreitag, vor und nach der Vormittags- und der Nachmittags-Predigt. 1745; Jesu deine Passion is itzt bedenken, Страсть в 6 Betrachtungen.

Рождественские оратории :

  • Liebes-Andachten, nach dem Jahrgang aus denen Evangeliis eingerichtet: Und im Hoch-Fürstl. Frieden-steinis. Schloß-Capelle am Weynacht-Fest 1719, musiciret: Цикл из трех двойных (или: шести одинарных) кантат, сочиненных к Рождеству 1719 года в Готе - вероятно, презентационная пьеса Штельцеля для получения должности Капельмейстера (музыка утеряна), с этими темами размышлений, о любви Христа и ответе любви Его данные для разделов:
    1. Первый день Рождества (25 декабря): Die Mensch-werdende Jesus-Liebe - Der Menschen ergebende Gegen-Liebe
    2. Второй день Рождества (26 декабря): Die preigende Jesus-Liebe - Der Menschen annehmende Gegen-Liebe
    3. Третий день Рождества (27 декабря): Die eerleuchtende Jesus-Liebe - Der Menschen brennende Gegen- Liebe
  • Рождественская оратория, исполняемая в первый, второй и третий день Рождества 1728 года в Готе, часть 4-го цикла Штельцеля, либретто Штёльцеля:
    1. 25 декабря:
      • Цур Эпистель (Ис 9: 2): Дас Волк так im Finstern wandelt, H. 25.
      • Zum Evangelio (Луки 2:11): Euch ist heute der Heyland geboh ren
    2. 26 де кабря:
      • Zur Lection (Деяния 7:55): Siehe, ich sehe den Himmel offen
      • Zum Evangelio (Ис. 59:20): Denen zu Zion wird ein Erlöser kommen
    3. 27 декабря:
      • Zur Lection (Пс. 119: 130): Wenn dein Wort offenbahr wird
      • Zum Evangelio (Иоанна 21 : 17): Herr, du weissest alle Dinge
  • Рождественская оратория, задним числом составленная из десяти кантат, которые исполняются в Зондерсхаузене с 25 декабря 1736 г. по 6 января 1737 г.

Другие оратории (музыка утеряна):

  • Иисус терпеливо (Прага), 1716)
  • Die büßende und versöhnte Magdalena (Прага, 22 июля 1716 г.)
  • Каино, оверо il primo figlio malvaggio (Прага, 1716)
  • Fall und Trost des menschlichen Geschlechts (Gotha, 1724)

Массы Kyrie - Gloria (массовые композиции, состоящие исключительно из Kyrie и Gloria ) и другие параметры (части) массы:

  • Deutsche Messe для SATB голосов, струнных и континуо (Kyrie и Gloria, слова на немецком языке; автограф композитора с 1739 г.)
  • Месса Kyrie - Gloria ми минор для SATB, 2 гобоев, strin gs и континуо (сохранился автограф композитора 1725 года или позже)
  • Missa Canonica (Kyrie and Gloria) до мажор:
    • ранняя версия для хора и континуо SATB (1725)
    • для двух хоров SATB и континуо (автограф композитора, 1725 г. и позже)
    • для «тринадцати настоящих голосов»: два хора SATB, 2 скрипки партия, 2 альта партия и бас (самая ранняя рукописная копия со второй половины 18 века)
  • Кирие - Глория Месс до мажор для голосов SSATB и оркестра (1730)
  • Кайри - Глория Месс до мажор для хора и оркестра SATB (копия 1779)
  • Кайри - Глория Масс до мажор для хора и оркестра SATB
  • Кайри - Глория Масс ми-бемоль мажор (автограф 25 апреля 1745 г.)
  • Месса Кирие - Глория фа мажор для голосов SATB, два рожка, две партии скрипки и континуо (автограф 2 декабря 1741 г.)
  • Пять месс Кирие - Глория в составной рукописи:
    1. ми-бемоль мажор (оркестр, включая валторны, трубы и литавры)
    2. фа мажор (орк, включая валторны)
    3. до мажор (оркестр, включая трубы и литавры)
    4. ля минор:
      • Missa In в номинации Jesu: Kyrie ля минор для abSATB, две партии скрипки и континуо (см. Kyrie - Gloria Mass ля минор ниже)
      • Кайри и Глория ля минор для голосов SATB, двух гобоев, струнных и континуо
    5. ми-бемоль мажор (оркестр, включая гобои и труба; скопировано Йоханнесом Рингком в 1756 г.)
  • Кайри - Глория Масс ля минор для певцов и оркестра abSATB; также существует версия с четырьмя вокальными солистками
  • Kyrie - Gloria Mass си-бемоль мажор (автограф ок. 1730–1740)
  • Kyrie - Gloria Mass in G мажор (1739 ; приписывается)
  • Месса Кайри - Глории для SSATB, струнные и орган (неполный)
  • Месса ре мажор для голосов SATB, двух труб, двух валторн, струнных и континуо (скопировано 1782)
  • Месса ре мажор для голосов SATB, два рожка, струнные и континуо
  • Месса ми минор для голосов SATB, два гобоя, струнные и континуо
  • Месса в Фа мажор для голосов SATB и органа
  • Kyrie для 13 голосов (певцы SSAATTBB, четыре инструментальные партии и континуо)
  • Credo, Sanctus и Agnus Dei
  • «Qui tollis peccata mundi suscipe» ре минор и «Cum sancto spiritu, in gloria Dei patris »фа мажор (приписывается)

Другая вокальная церковная музыка:

  • Немецкий Te Deum (Herr Gott wir danken dir) ре мажор, вероятно, сочиненный в Байройте в 1717 году
  • Ave Regina ре мажор
  • Убийца e соль минор
  • Offertory Gaudete omnes populi

Оперы

Первая система оркестровой версии «Bist du bei mir "

Штёльцеля, как известно, сочинил 18 опер (музыка почти полностью утеряна):

  1. Нарцисс (Вроцлав 1711)
  2. Валерия (Наумбург, 1712 г.)
  3. Розен и Дорнен дер Либе (Гера, 1713 г.)
  4. Артемизия (Наумбург, 1713 г.). Сохранившиеся арии:
    • «Der holde Strahl, so meine brust entzündet»
    • «Wenn du deinen Schatz wirst küssen»
  5. Орион (Наумбург, 1713 г.)
  6. Венера и Адонис (Прага 1714)
  7. Acis und Galathea (= Die triumphierende Liebe, Прага)
  8. Das durch Liebe besiegte Glück (Прага)
  9. Диомед (= Die Triumphirende Unschuld, Байройт 16 Ноябрь 1718 г.). Пять арий, сохранившихся в архиве Sing-Akademie zu Berlin :
    • Акт II, сцена 11: «Es ist die Ursach 'meines Leidens»
    • «Geht ihr Küsse geht ihr Blicke»
    • «Mein Glücke steht in deinen Händen»
    • "Bist du bei mir geh ich mit Freuden "
    • «Sage mir doch wertes Glücke»

«Ja ihr angenehmsten Wangen» - сохранившаяся ария оперы «Беренис», возможно, сочиненный Штельцелем и премьера которого состоялась в Цайце в 1713 году.

Сцена [de ] во Дворце Фриденштайн Театр Эхоф, вид со сцены

Написано в Готе:

  1. Дер Мюзенберг (28 июля 1723 г.)
  2. Die Beglückte Tugend (23 октября 1723 г.)
  3. Геркулес Прокидий или триумфатор Тугенд (1725 г.)
  4. Die Ernde der Freuden (= Die Freuden- Эрнде, 23 октября 1727 г.)
  5. Thersander und Demonassa, oder Die glückliche Liebe (1733)
  6. L'amore vince l'inganno (1736)
  7. Endymion (1740)
  8. Die gekrönte Weisheit (1742)
  9. Die mit Leben und Vergnügen belohnte Tugend (1744)

Реставрирован в Готе:

  • Die thriumphierende Liebe (= Acis und Galathea, 1729)
  • Адонис (= Venus und Adonis, 1730)
  • Нарцисс (1734 и 1735)

Некоторые композиции альтернативно обозначены как опера или серената (см. Также секцию светских кантат выше):

  • Die beschützte Ирэн на либретто Иоганна Лаврентия Стенгеля (Альтенбург 1722; в 1733 году, возможно, преобразован в серенату «Нур» в реж wohnt mein Ergötze n, WK A 8,1)

Инструментальная музыка

В Дрездене сохранилось несколько инструментальных музыкальных произведений, оркестровых и камерных., в так называемом «Шранке II» (книжный шкаф 2). Большинство этих рукописей осталось в Дрездене и хранится в Саксонской государственной и университетской библиотеке (SLUB). В этой библиотеке отсканированные партитуры Штельцеля доступны на их веб-сайте.

Симфонии:

Концерты Гросси:

  • Concerto Grosso a Quattro Chori (Ре мажор)
  • Концерт гроссо ми минор
  • Концерт гроссо фа мажор
  • Концерт (гроссо) в Си минор
  • Концерт гроссо соль мажор

Концерты с солистами:

  • Концерт для гобоя ре мажор
  • Концерт для гобоя соль минор (à 5)
  • Концерт для гобоя ми минор
  • Концерт для гобоя до мажор
  • Концерт à 5 соль мажор для гобоя д'амур, струнных (Vl 1, Vl 2, Va) и континуо (также ложно приписываемого Грауну)
  • Концерт для флейты ми минор (à 4: Flauto trav. Concertato, Violino all'Unisono, Viola con il Fondamento)
  • Концерт для флейты à 6 (флейта, три партии скрипки, альт и континуо) соль мажор (GroF 1162, 1219)
  • Концерт для флейты соль мажор (GroF 1199)
  • Концерт для гобоя и скрипки фа мажор
  • Концерт для Флейта и гобой ми минор
  • Концерт для флейты и гобоя си минор (à 5: Flauto traverso Concertato, Oboe Concert., Violino all'unisono, Viola con il Fondamento)
  • Концерт № 5 in D мажор для флейты, гобоя или флейты, струнных и континуо (GroF 2202)
  • Концерт для флейты и скрипки
  • Концерт ре мажор для двух гобоев д'амур

Восемь сонат фа мажор для гобоя, валторны, скрипки и континуо, из рукописей Mus.2450-Q-1 до Mus.2450-Q-5:

  • Quadro No. 1
  • Quadro № 2
  • Quadro № 3
  • Quadro № 4
  • Quadro № 5
  • Quadro № 6
  • Квадро № 7
  • Квадро № 8 (Концерт)

Подобная соната для гобоя, валторны, скрипки и континуо хранится в библиотеке Королевской консерватории Брюсселя.

Рукопись Mus.2450-Q-6 содержит трио-сонату :

Двенадцать трио-сонат в коллективной рукописи нескольких писцов:

  1. Трио-соната (№1) до мажор для органа
  2. Трио-соната (№2) си-бемоль мажор для органа
  3. Трио-соната (№ III) соль мажор для flauto traverso, скрипка и континуо
  4. Трио-соната (№ 4) фа минор для двух неуказанных инструментов и континуо
  5. Трио-соната (№ V) ми мажор для двух скрипок и континуо
  6. Трио-соната (№ 5) до минор для двух гобоев или двух скрипок и континуо
  7. Трио-соната (№ 7) соль мажор для двух траверс и континуо
  8. Трио-соната ре мажор для двух траверсов и континуо
  9. Трио-соната (№8) ми минор для двух траверсо и континуо
  10. Трио-соната си-бемоль мажор для двоих неуказанные инструменты и континуо
  11. Трио-соната ремажор для двух неуказанных инструментов и континуо
  12. Трио-соната (№ 3) ми минор для флейтов, скрипки и континуо

Две трио-сонаты в коллективной рукописи:

  1. Трио-соната (№ 3) фа мажор для двух неуказанных инструментов и континуо
  2. Трио-соната (№ 5) ре мажор джор для двух неука занных инструментов и континуо

Три трио-сонаты для скрипки, флейты и клавесина:

  1. Трио-соната (No. 50) соль мажор
  2. Трио-соната (№ 51) ре мажор
  3. Трио-соната (№ 52) ля мажор

Три трио-сонаты, скопированные копиистом И. С. Бахом I. "(= Copyist Anon. 401):

  1. Трио-соната ремажор для двух неуказанных инструментов и континуо
  2. Трио-соната до минор для двух гобоев или двух скрипок и континуо (идентично 6-му произведению (№. 5) в сборнике из 12 сонатов)
  3. Трио-соната фа минор для двух гобоев или двух скрипок и континуо

Две трио-сонаты для скрипки, флейты и континуо:

  1. Трио- соната (№ 1) соль мажор
  2. Трио-соната (№ 2) ре мажор

Из рукописи, сохранившейся в Чешской стране (CZ-Pnm XXXIV B 342):

  • Трио-соната соль мажор для двоих скрипки и континуо

Два трио-соната для двух флейт и континуо:

  • Трио-соната рема мажор
  • Трио-соната ля мажор

Две трио-сонаты для флейтов, скрипки и континуо :

  • Трио-соната соль мажор
  • Трио-соната ми минор

Для клавесина:

Прием

Штёльцель наслаждался выдачей репутации при жизни. Вскоре после его смерти некоторые из его сочинений все еще исполнялись, и Фридрих Вильгельм Марпург оценил его немного выше Баха в своем списке выдающихся композиторов 18 века. К 19 веку о нем почти забыли. Со второй половины 20 века наблюдается рост музыковедческих исследований композитора и записей его произведений.

Современные

Еще до того, как он поселился в Готе в течение последних тридцати лет своей жизни, Штельцель уже видел, как его музыка исполняется от Германии до Италии. Его оперы ставились в нескольких крупных городов 1710-х годов. Его духовная музыка исполнялась от католической Праги до протестантских княжеств Германии. Даже после того, как его музыкальное производство сконцентрировалось на Готе и Зондерсхаузене, его музыка все еще исполнялась за пределами этих мест. Одна из его опер была исполнена в Альтенбурге в 1722 году, цикл кантат Saitenspiel был исполнен под управлением Иоганна Фридриха Фаша в Цербсте в 1724–1725 годах, а «Страсть», которую он сочинил для Готы и переработала около 1730 года, была исполнена в нескольких городах Германии:

  • Иоганн Себастьян Бах исполнил Ein Lämmlein geht und trägt die Schuld в Страстную пятницу 23 апреля 1734 года в Лейпциге.
  • В 1736 году Страсти исполнились как Geistliche Und Heilige derrach Gläubigen Seele über Ihren Leidenden und Sterbenden Jesum в Рудольштадт и аналогичной версии (Der Glaubigen Seele geistliche Betrachtungen Ihres leidenden Jesu) в Нюрнберге.
Страница 58r из Klavierbüchmann>27, написанного И. С. Бахом, содержащего конец Партии Штельцеля и дополнение Баха к ее последней части (BWV 929).
"Bist du bei mir" Исполняет сопрано Элизабет Шуман, 1934

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Бах не только выполнил эту работу: около 1742–1743 он переработал арию «Dein Kreuz, o Bräutgam meiner Seelen» из «Die leidende und am Kreuz sterbende Liebe Jesu» в Bekennen will ich seinen Namen, BWV 200. Первоначально считалось, что музыка этого произведения принадлежит Баху.

До этого Бах и его семья проявили интерес к различным жанрам музыки Штёль:

  • Klavierbüchlein für Wilhelm Friedemann Bach : в 1720-х годах Бах скопировал четырехчастную сюиту для клавесина Partia di Signore Steltzeln (Партита г-на Штельцеля) как 48-ю пьесу в Klavierbüchlein (клавишный буклет) своего старшего сына Вильгельма Фридемана, добавив Трио () его собственной руки к его последнему движению, Менуэт.
  • Возможно, в период 1732–1735 Бах исполнил кантаты из цикла Имени Штельцеля в Лейпциге.
  • С первого воскресенья после Троицы 1735 года до Троицкого воскресенья следующего года Бах, вероятно, исполнил весь цикл кантат Стольцеля «Музыка для струнных» в церквях Лейпцига. Учебные буклеты, содержащие либретто Шмолька и хоралы, которые Штельцель добавил к своим настройкам этих либретто, были напечатаны для церковных служб в Лейпциге в тот период.
  • Записная книжка Анны Магдалены Бах : некоторое время после 1733–34 Анна Магдалена Бах отметила «Bist du bei mir », BWV 508, основанную на арии «Bist du bei mir geh ich mit Freuden» из оперы Штельцеля «Диомед» в ее исполнении. ноутбук. Долгое время музыку этой арии ошибочно приписывали ее мужу Иоганну Себастьяну.

Иоганн Маттезон считал Штельцеля одним из «уравновешенных, образованных и великих музыкальных мастеров» своего века. Лоренцоф Мицлер оценил Штельцеля так же велико, как Иоганн Себастьян Бах.

Следующее поколение

В 1761 году Фридрих Вильгельм Бирнстиль опубликовал Enharmonische Claviersonate (энгармоническая клавишная соната) Штель во втором томе (13-е издание) партитуры ].

Георг Бенда, непосредственный преемник Штельцеля при дворе в Готе, реставрировал церковную музыку своего предшественника, иногда с исправлением партитуры, до 1768 г.: Настройки страсти и многие кантаты, такие как цикл двойных кантат 1728– 1729 гг. в литургические годы 1752–53, 1763–64 и 1765–66) были включены в такие повторные выступления. Однако наследие Штёльцеля распадалось из-за продажи рукописей, которую придворные музыканты продолжили после смерти композитора. В 1778 году Бенда писал: «... Сохранились только лучшие произведения моего предшественника, которые можно было бы использовать даже сегодня для церковной музыки, потому что я уже давно отделил их от бесполезного хлама и хранил в собственном доме. "

Из-за небрежного отношения Бенды были утеряны рукописи произведений Штельцеля в Готе. В Зондерсхаузене произведения Штельцеля копировались, исполнялись и сохранялись. Удивительно Иоганн Готтлоб Иммануил Брайткопф не перечислил церковные кантаты Штельцеля в своих каталогах 1761, 1764 и 1770 годов. Die Kunst des reinen Satzes на музыку Штельцеля. С. П. Э. Бах перенял несколько движений из «Sechs geistlichen Betrachtungen des leidenden und sterbenden Jesus» Штельцеля в его «Страстях Лукаса» 1771 г. и «Страстях по Иоганну» 1772 г. После смерти К.П. Баха в 1788 году в его наследии были обнаружены три цикла кантат Штёльцеля.

Справочные работы Иоганна Адама Хиллера (1784) и Эрнста Людвига Гербера (ранние 1790-е годы) содержат биографии Штёльцеля. Хиллер описывает часть музыкального произведения Штёльцеля как «услышанное сегодня и забытое завтра»: общий свет духа и, согласно стандартам того времени, когда возникли эти произведения, с приятными вокальными строками поверх скудного инструментального сопровождения. Хиллер квалифицирует хоровую музыку Штельцеля как полную фактуру и богатую гармонией, и называет каноническую мессу в тринадцати настоящих голосах и немецкую Te Deum в качестве примеров совершенного стиля Штельцеля, полностью овладевшего композицией канонов и фуг. Гербер в значительной степени повторяет биографические заметки и суждения Хиллера о музыке Штельцеля, добавляя описания цикла двойных кантат Штельцеля 1736 года и камерной вокальной музыки, где певческий голос рассматривается как инструментальная часть, а в некоторых отрывках скорее аккомпанемент, чем ведущий голос. Гербер хвалит Штельцеля за его искусство сочинения речитативов и резюмирует содержание тогда еще неопубликованного речитатива Abhandlung vom.

Консервация рукописей и публикации

[de ], собранные рукописи музыки Штельцеля, многие из которых оказались в Берлине Государственная библиотека. Пёльхау отредактировал «Missa canonica» Штёльцеля для тринадцати реальных голосов для публикации в 1818 году. Пёльхау предложил копию этого издания Карлу Фридриху Цельтеру, лидеру Sing-Akademie zu Berlin. В 1832 году Пёльхау опубликовал подборку хоровой музыки Штёльцеля. В первой половине 19 века одну из месс Штельцеля скопировал Иоганн Готфрид Шихт, а оркестровую партию для органа устроил Карл Фердинанд Беккер, выступивший в Лейпциге. Беккер также аранжировал музыку Штельцеля для органного соло.

Отрывки из записных книжек Анны Магдалены и Вильгельма Фридемана Баха, Bist du bei mir и Partita di Signore Steltzeln были опубликованы Bach Gesellschaft во второй половине 19 века. Сольная кантата Штельцеля Die Rose bleibt der Blumen Königin была опубликована в 1884 году. Арнольд Шеринг опубликовал Концерт Гроссо a quattro Chori Штельцеля в 1907 году. Ария BWV 200 была впервые опубликована как сочинение Иоганн Себастьян Бах, 1935 год. Трио-соната фа минор для двух скрипок или гобоев и бассо континуо была опубликована в 1937 году. В 1938 году Вольфганг Шмидт-Вайс написал диссертацию об инструментальной музыке Штельцеля, которая была опубликована в виде книги в 1939 году.

В 1940-х и 1950-х годах было опубликовано несколько партитур:

  • В 1942 году были опубликованы трио-соната для флейты, скрипки и континуо.
  • В 1948 году Мерсебургер опубликовал кантату Aus der Tiefe rufe ich (H. 442).
  • Соната для гобоя, валторны, скрипки и континуо была опубликована примерно в 1952 году.
  • Концерт для гобоя, струнных и континуо ре мажор был опубликован в 1953 году. фортепианная редукция Г. Мюллера.
  • Ганс Альбрехт подготовил рождественскую кантату Kündlichross ist das gottselige Gehei mnis для публикации в 1953 году и отредактировал хорал и арию Lob und Dank для публикации в 1954 году.
  • Трио-соната для флейты, скрипки и клавесина была опубликована в 1955 году.
  • Примерно в середине 1950-е годы Йозеф Бахмар отредактировал две трио-сонаты для двух скрипок и континуо: Сонату V и Сонату в Си-бемоль мажор.
  • Примерно в то же время Готтхольд Фротшер опубликовал трио-сонаты ре мажор для флейтов, скрипки и континуо и соль мажор для двух флейт и континуо.

Новый Бах Издание переиздало три произведения, связанных с Бахом, во второй половине ХХ века. Концерт для гобоя и скрипки фа мажор был опубликован в 1963 году. В 1970-х Жан Тильд опубликовал в серии, названной в честь Мориса Андре, несколько произведений эпохи барокко в аранжировке для труб, в том числе: Штёльцеля, Концерт для гобоя ре мажор (1972), Двойной концерт фа мажор (в 1975 году с фортепианной редукцией оркестрового материала и в 1976 году с оркестровой партитурой), соната ре мажор после "Сонаты V" для двух скрипок. (1976), концертино ми минор (1976), концертом до мажор (1976) и концертом си-бемоль (1976).

В 1965 году Фриц Хенненберг написал двухтомную диссертацию о творчестве Штельцеля. кантаты. В 1976 году обновленная версия этой диссертации была опубликована в одном томе под названием Das Kantatenschaffen von Gottfried Heinrich Stölzel. Концерт для гобоя соль минор был опубликован в 1979 году. Кантата Ich bin beide была опубликована в 1981 году. В 1989 году была опубликована «O wie ist die Barmherzigkeit des Herrn so groß» Штельцеля. Две сонаты, №№ 3 и 4 из восьми сонатов на quattro для гобоя, скрипки, валторны и сборника бассо, континуо были опубликованы в 1993 году. Хофмайстер опубликовал пятую сонату Quattro для гобоя, скрипки, валторны и бассо континуо в 2001 году.

Ave Regina, Sind wir denn Kinder, Ehre sei Gott и новое издание кантаты Kündlich groß ist das gottselige Geheimnis 1725 года были опубликованы в 2003 году. Окружение Стельцеля 1725 года «Страсть по Брокесу» также было опубликовано в первом десятилетии 21 века. Пастицио Страстей по Иоанну 1772 года, которое включало четыре части Штельцеля, было опубликовано как Vol. 7.1 в серии IV Полного собрания сочинений К. П. Э. Баха. Немецкий Te Deum был опубликован в 2010 году.

В 21 веке факсимильные копии значительных частей работ Штельцеля стали доступны на таких сайтов, как Берлинская государственная библиотека и Саксонская государственная и университетская библиотека Дрездена.

Записи

Вокальная музыка, изданная как часть наследия Баха, часто записывается:

  • "Bist du bei mir" - безусловно, наиболее часто записываемое музыкальное произведение Штельцеля.
  • BWV 200 был записан более 20 раз с 1951 года.

Дитрих Фишер-Диескау записал кантату Aus der Tiefe rufe ich, Herr, zu Dir, H. 442, в начале 1950-х годов, и снова для Deutsche Grammophon, 1965 год. Эрик ван Невель, дирижер Ricercar Consort, записал эту кантату в 1991 году. Гюнтер Ванд записал концерт Grosso a quattro chori в 1956 году. Исполнение произведений Карлом Шурихтом на Salzburger Festspiele было записано в 1961 году.

Морис Андре исполнил ре мажор на гобое-коне сертификата как концерт для нескольких труб, и записал его раз, например, в 1960-х годах для Philips, в 1977 году с Английским камерным оркестром под управлением Чарльза Маккерраса, и в 1983 г. с Академией Сен-Мартен-ин-Зе-Филдс, проводимой Невиллом Марринером. В 1971 году он записал Concerto Grosso a Quatri Chori Штельцеля с пятью другими трубачами, Пьером Пьерло на гобое и Жан-Франсуа Пайяр Камерный оркестр под управлением Филиппа Кайяра. В 1980 году Андре записал Сонату ре мажор, реконструированную и оркестрованную Тильдой по Штёльзелю.

Запись Андре Бернара Концерта для трубы ре мажор появилась в 1973 году. Ricercar Consort записал и выпустил Сонату №4 Брюсселя. Консерватория в 1988 году.

Стельцель Страсть по Броксу, в исполнении Люджера Реми, была записана в 1997 году.

Реми также записал десять (половину) кантат из рождественского сезона 1736–1737 гг. В Зондерсхаузене, выпущенных как «Рождественская оратория» на двух компакт-дисках:

  • CD 1 (записан в мае 1999 г.):
    • в первый день Рождества:
      • Ach, dass die Hülfe aus Zion über Israel käme
      • Ehre sei Gott in der Höhe
    • на второй день Рождества:
      • Ich sehe den Himmel offen
      • Ihr sollt nicht wähnen
    • на третий день Рождества:
      • Kündlichross ist das gottselige Geheimnis
  • CD 2 (записано в январе 2000 г.) :
    • в воскресенье после Рождества:
      • Das Alte is verg angen
      • Das Ende eines Dinges ist besser denn sein Anfang
    • на Новый год:
      • Alles, was ihr tut mit Worten oder Werken
    • для Epiphany:
      • Danksaget dem Vater
      • Wir haben ein festes prophetisches Wort

Записи Реми из 16 камерных кантат H.WK A 12 –27 были выпущены на двух компакт-дисках, в 2002 и 2004 годах соответственно.

С. Пастиччо «Йоханнес-Страсти» 1772 года П.Э. Баха, содержащее некоторые движения Штельцеля, было записано в 2003 году.

CD Реми к Пятидесятнице был выпущен в 2004 году и содержал:

  • Три двойные кантаты для сезона Пятидесятницы 1737 года:
    1. Werdet voll Geistes
    2. Siehe da, eine Hütte
    3. Wollte Gott, dass all das Volk
    4. Daran ist erschienen die Liebe
    5. So denn ihr, die ihr arg seid
    6. Lehre mich tun nach deinem Wohlgefallen
  • Cantata Er heisset Friedefürst для Quasimodogeniti, воскресенье, 20 апреля 1732 г.

Два компакт-диска, записанные компанией Генделя под управлением Райнера Йоханнеса Хомбурга, содержали Кантаты на послания и кантаты на Евангелие из Рождественской оратории 1728 года, соответственно, вместе с подборкой других произведений Штельцеля:

  • компакт-диск с кант посланий ( выпущен в 2005 году):
    • Кантаты на послания из Рождественской оратории 1728 года:
      1. Das Volk, so im Finstern wandelt
      2. Ich sehe den Himmel offen
      3. Wenn dein Wort offenbar wird
    • Другой wo В записи включены:
      • Концерт для гобоя, струнных и бассо континуо ре мажор
      • Deutsche Messe
      • Cantata Kündlich groß ist das gottselige Geheimnis
  • Gospel Cantatas CD (выпущено в 2007 г.):
    • Te Deum
    • Евангельские кантаты из Рождественской оратории 1728 года:
      1. Euch ist heute der Heiland geboren
      2. Denen zu Zion wird ein Erlöser kommen
      3. Herr, du weissest alle Dinge
    • Cantata Gehet zu seinen Toren ein на Новый год

Р еми записал serenatas Alles, был sonst lieblich heisset (H. WK A 7) и Seid wilkommen, schöne Stunden (H. WK A 11) в 2007 году.

Первое десятилетие 21-го века ознаменовалось новыми методами и переизданием более старых записей Concertorosso a quatro chori. и Концерта для трубы ре мажор. Лайош Ленсес записал концерт для гобоя соль минор Стёльцеля в 2008 году.

Девять квадро (4 сонаты) для гобоя, валторны, скрипки и континуо были записаны в 2008 году. Запись версии для двух труб фа. мажорный концерт был выпущен в 2015 году.

Камерная музыка для струнных инструментов и континуо была записана в 2009 году:

  • Соната до минор для двух скрипок и бассо континуо
  • Соната 4 соль мажор для скрипки, альта, виолончели и бассо континуо
  • Соната си-бемоль мажор для двух скрипок и бассо континуо
  • Квадро ми минор для двух скрипок, виолончели и бассо континуо
  • Соната ре мажор для двух скрипок и бассо континуо
  • Соната ми минор для двух скриптов и бассо континуо
  • Квадро соль мажор для двух скриптов, виолончели и бассо континуо

Partia di Синьор Штельцельн был записан с включением Трио Баха BWV 929 на клавесине, и органе. Enharmonische Claviersonate записан на клавесине.

Ссылки
Источники
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-22 14:58:28
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте