Иоганн Кунау (Немецкий: ; 6 апреля 1660 г. - 5 июня 1722 г.) был немцем эрудитом, известным в основном как композитор сегодня. Он также был активным писателем, переводчиком, юристом и теоретиком музыки, и мог совмещать эту деятельность со своими обязанностями. в своей официальной должности Томаскантор в Лейпциге, которую он занимал в течение 21 года. Большая часть его музыки, включая оперы, мессы и другие масштабные вокальные произведения, утеряна. Его репутация сегодня основана на его библейских сонатах, наборе программных клавиатурных сонат, опубликованных в 1700 году, в каждой сонате подробно описана конкретная история из Библия. После смерти Кунау на посту Томаскантора сменил Иоганн Себастьян Бах.
Большая часть биографических информация о Кунау известна из автобиографии, опубликованной Иоганном Маттесоном в 1740 году в его Grundlage einer Ehrenpforte. Протестантская семья Кунау происходила из Богемии, и их звали Кун. Кухнау родился в Гайзинг, современная Саксония. Его музыкальные таланты проявились рано, и примерно в 1670 году его отправили в Дрезден учиться у придворных музыкантов. В течение следующего десятилетия он изучал игру на клавишных и музыкальную композицию, а также французский и итальянский языки. В 1680 году ответвление Венской чумы достигло Дрездена, и Кухнау вернулся домой. Впоследствии он изучал музыку в Йоханнеуме в Циттау, а затем юриспруденции в Лейпцигском университете. Исключительно активный композитор и исполнитель во время учебы в университете, он был назначен органистом Thomaskirche в Лейпциге в 1684 году, в возрасте 24 лет.
В 1688 году Кунау завершил диссертацию и начал практиковать. закон. Он все еще работал органистом и продолжал сочинять. В 1689 году он опубликовал свое первое собрание сочинений для клавишных, а затем еще три в 1692, 1696 и 1700 годах. В течение 1690-х годов он перевел на немецкий с итальянского и французского языков, завершил и опубликовал свой самый известный роман «The сатирический музыкальный музыкальный шарк-Зальбер (1700) и посвящал свое свободное время изучению различных предметов, таких как математика, иврит и греческий. В 1701 году он сменил Иоганна Шелле на посту Томаскантора и оставался на этом посту до самой смерти. К сожалению, несмотря на то, что он успешно руководил многими музыкальными мероприятиями Thomaskirche и преподавал в Thomasschule, Кунау начал страдать от плохого здоровья. Ученый Вилли Апель отметил, что работа была «такой же неприятной и трудной для него, как и для его преемника И.С. Баха ». Не только проблемы со здоровьем, но и усилия конкурирующих музыкантов и композиторов, таких как Георг Филипп Телеман и собственный ученик Кунау Иоганн Фридрих Фаш, подорвали его деятельность в качестве Кантора.
Кунау умер в Лейпциге 5 июня 1722 года. У него остались три дочери от брака 1689 года. Среди его учеников были не только Фаш, но и Иоганн Давид Хайнихен и Кристоф Граупнер. См.: Список учеников музыки, составленный учителем: K to M # Иоганн Кунау.
Репутация Кунау сегодня основана на четырех сборниках музыки для клавишных, которые он опубликовал в 1689–1700 годах. Особенно важен последний том, озаглавленный Musicalische Vorstellung einiger biblischer Historien, широко известный как Библейские сонаты. Он состоит из шести сонат, каждая из которых описывает библейский сюжет в нескольких контрастных частях:
Кунау использует самые разные музыкальные приемы, чтобы изобразить серию событий ( звук труб, бросок камня Давида и т. д.), а также психологическое состояние персонажей (например, испуг израильтян перед битвой или радость Езекии, омраченная воспоминаниями о его болезни). Эти приемы не ограничиваются изменением текстуры или гармонии, но также включают цитаты из протестантских хоралов (молитва израильтян) и имитации оперных арий (страх Гидеона).
Другие клавишные произведения Кунау демонстрируют разнообразие подход к форме. Две части его Clavier-Übung включают по 7 сюит каждая. Первый работает только в основном режиме, а второй только в второстепенном режиме. Сюиты почти всегда начинаются с прелюдии и продолжаются в обычном порядке танцев - allemande, courante, sarabande, <163.>gigue - иногда между танцами помещается менуэт или ария. Прелюдии Кунау почти всегда состоят из двух частей: прелюдии и фуги (или части фугато), дополненных контрпредметами, упомянутыми Кунау в предисловии. Соната Кунау си-бемоль мажор, добавленная к Neuer Clavier-Übung, anderer Theil, некоторое время считалась самой ранней известной клавишной сонатой. Более поздние исследования показали, что это была скорее первая клавишная соната, изданная в Германии, и что Кухнау просто следовал соглашению об именах, установленному современными зарубежными композиторами. Сам композитор прокомментировал этот вопрос в предисловии:
Я также приложил сонату си-бемоль мажор, что тоже должно понравиться любителям. Почему бы не предоставить для клавишных инструментов такие пьесы, которые предусмотрены для других инструментов? Действительно, ни один инструмент не мог оспорить репутацию безупречного клавира.
Третий том, названный Frische Clavier Früchte, содержит шесть сонат, созданных по образцу итальянских камерных сонат. Используется большое разнообразие форм и фактур: даже начальные движения варьируются от токката -подобных миниатюр до полноценных chaconnes. Подход Кунау к эпизодам многих фуг этого сборника был назван одним ученым «возможно, его основным вкладом в историческое развитие фуги как расширенной формы». Фрише Клавир Фрюхте был самой популярной работой Кунау при его жизни, переиздавался пять раз (включая одну посмертную публикацию).
Большая часть вокальной музыки Кунау утеряна, в том числе опера (Орфей), настройка Passion по Св. Марку (Markus-Passion), треххоровая Te Deum и не менее двух настроек mass. Сохранившиеся кантаты просты по гармонии и мелодии, но выразительны. В отличие от кантат его предшественников в Thomaskirche, кантаты Кунау отличаются единым подходом к форме: большинство из них начинается с инструментальной части, за которой следует чередование арий и речитативов. Рождественская кантата Uns ist ein Kind geboren, ранее приписываемая Баху как BWV 142, скорее всего, была составлена Кунау.
Из немногих сохранившихся книг и трактатов Кунау, пожалуй, наиболее важной является «Музыкальный шарлатан» («Музыкальный шарлатан»), сатирический Роман, опубликованный в 1700 году. В нем описываются вымышленные подвиги Караффы, немецкого шарлатана, который пытается сделать себе имя как музыкант, изображая из себя итальянского виртуоза. Были отмечены литературные качества романа, один писатель осмелился назвать его лингвистически новаторским, и он также оказался исключительно ценным источником исполнительских практик конца 17 века. Известны два других сатирических произведения Кунау: Der Schmid seines eignen Unglückes («Создатель собственного несчастья», 1695) и Des klugen und thörichten Gebrauchs der Fünf Sinnen («Об умном и глупом использовании пяти чувств», 1698). На некоторые сатирические концепции и сюжетные повороты Кунау повлияли романы Кристиана Вайза. Кунау знал Вайзе еще со времен его пребывания в Циттау, где Вайсе работал ректором гимназии, а Кухнау поставлял музыку (ныне утерянную) для школьных пьес Вайсе.
Теоретический трактат Кунау «Fundamenta Compositionis» сохранился в единственной рукописи, которая сохранилась в единственном экземпляре. также содержит анонимный трактат о двойном контрапункте (Kurtze doch deutliche Reguln von den doppelten Contrapuncten) и два текста Кристофа Бернхарда ; вся рукопись когда-то была приписана Иоганну Себастьяну Баху. К сожалению, Fundamenta является плохой и частичной копией оригинала Кунау. Последние пять глав являются прямой копией другого трактата Бернхарда об обратимом контрапункте, в то время как обсуждение мод очень похоже на обсуждение в «Praecepta der musicischen Composition» Вальтера (1708), все же пропускает несколько отрывков, включенных в Walther. Это сходство подняло важный вопрос об известном и уважаемом трактате Вальтера: насколько сильно он основан на утерянном оригинале Кунау? Или и Вальтер, и Кунау позаимствовали у другого писателя, в настоящее время неизвестного?
Кунау является автором по крайней мере еще двух теоретических работ, но они известны только по названию: Tractatus de tetrachordo seu musica antiqua ac hodierna и De triade Harmonica. Его взгляды на музыкальные лады, сольмизацию и другие вопросы сохранились в письме от 8 декабря 1717 года, опубликованном Маттезоном в Critica musica в 1725 году. Кроме того, «Библейские сонаты» включают большое предисловие, в котором Кунау исследует идею программной музыки и различные связанные с этим вопросы.
Многие произведения Кунау утеряны, в том числе сценические произведения, кантаты, многочисленные отрывки из случайной музыки и т. Д. Некоторые кантаты, арии и оды сохранились в текстовых версиях. Утеряны также, по крайней мере, два трактата: Tractatus de tetrachordo seu musica antiqua ac hodierna и De triade Harmonica. В следующий список включены только произведения, которые сохранились в полной форме.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Иоганном Кунау. |