Günter Wand (7 января 1912 г., в Эльберфельде, Германия - 14 февраля 2002 г., в Ульмисе около Берна, Швейцария) был немецким оркестром дирижером и композитор. Ванд учился в Вуппертале, Алленштейне и Детмольде. В Кельнской консерватории он был студентом композиции у Филиппа Ярнаха и студентом фортепиано у Пола Баумгартнера. Он был дирижером у Франца фон Хёсслина в Мюнхене, но в остальном был дирижером-самоучкой. За свою 65-летнюю карьеру дирижера он был особенно почитаем за свои Шуберт и Брукнер и был удостоен многих значительных наград, включая German Record Award. и международно-значимый Diapason d'Or.
В феврале 1924 года, 12 лет, Жезл присутствовал на представлении Der Zigeunerbaron в Театре Талия в Вуппертале-Эльберфельде и был настолько очарован, что решил стать дирижером. Роль Шандора Баринкая в тот вечер исполнил Ричард Таубер.
Ванд начал свою карьеру в Кельне, где он пробыл несколько десятилетий в качестве дирижера. Кельнской оперы в 1939 году. После Второй мировой войны его положение в Кельне укрепилось, когда он стал генеральным музыкальным директором, отвечающим как за оперу, так и за оркестр Гюрзениха, которым он руководил до 1974 года.
В 1948 году он также начал преподавание дирижирования в музыкальной школе Кельна. С начала 1950-х годов он дирижировал рядом оркестров, дебютировав в Лондоне в 1951 году с Лондонским симфоническим оркестром. Среди других оркестров, которые его пригласили, были Симфонический оркестр WDR Кельн и Мюнхенский филармонический оркестр.
После нескольких записей Моцарта, Гайдна и Бетховен с Гюрзенихом для французской подписки в середине 1950-х, он не делал студийных записей в течение почти двух десятилетий, за исключением выступления с Венским филармоническим оркестром на Decca Records., аккомпанирующий Вильгельму Бакхаусу в Фортепианный концерт Роберта Шумана (его единственная запись с этим оркестром). В 1970-х и начале 1980-х он записал полные симфонии Франца Шуберта и Антона Брукнера с Симфоническим оркестром WDR Кельн.
В 1982 году Ванд стал главным дирижером симфонического оркестра NDR. С последним ансамблем он смог записать полные симфонии Бетховена и Брамса, а также произведения Моцарта Чайковского, Дебюсси, Шуберта и Шумана. Он также переделал симфонии Брукнера с 3 по 9.
В январе 1982 года Уанд впервые дирижировал симфоническим оркестром BBC и в том же году был назначен главным приглашенным дирижером оркестра. Wand был известен тем, что требовал значительного времени на репетиции, минимум от 5 до 8 репетиций для своих лондонских концертов. 9 сентября 1990 года был записан его британский променад-концерт 5-й симфонии Брукнера с симфонией BBC, который впоследствии был выпущен в 2011 году на DVD на BBC / ICA (ICAD 5049). Для своего первого выступления с американским оркестром Чикагским симфоническим оркестром в 1989 году он попросил и получил 11 часов репетиционного времени. Впоследствии Ванд записал Брамса Симфонию № 1, часть той первой программы в США, с Чикагским симфоническим оркестром.
. Самыми яркими моментами в конце карьеры Ванда были его ежегодные гостевые выступления с Берлинский филармонический оркестр, которым он дирижировал в "Неоконченной" и "Большой" симфонии Шуберта (1995) и Пятой Брукнера (1996), Четвертая (1998), Девятая (1998), Седьмая (1999) и Восьмая (2001) симфонии.
Как дирижер, Ванд глубоко верил в оригинальность музыки и стремился исполнять произведения именно так, как аннотировано. Его искусство отличалось четкой привязкой к партитуре.
Будучи еще молодым дирижером, журналист спросил его, как бы он подумал об интерпретации девятой симфонии Бетховена, больше похожей на Артуро Тосканини или, скорее, как Вильгельм Фуртвенглер. Ванд лаконично ответил: «Как Бетховен».
В последние годы Ванд ограничивал свой репертуар почти исключительно симфониями Антона Брукнера (которыми он никогда не дирижировал, пока ему не исполнилось 60 лет).), Шуберт, Брамс, Бетховен и Моцарт. Однако в начале своей карьеры он был преданным интерпретатором современной музыки таких композиторов, как Фрэнк Мартин, Дьёрдь Лигети, Эдгар Варез, Оливье Мессиан и первоначально Бернд Алоис Циммерманн.
Ванд считал Брукнера «самым важным симфонистом после Бетховена». Биограф Ванда считает, что «без преувеличения можно сказать, что Гюнтер Ванд внес незаменимый вклад в понимание Брукнера в наше время».
Жезл также сочинял музыку, в основном песни с оркестровое сопровождение и музыка к балету. Одно из сочинений - его концертино "Odi et amo" для сопрано и камерного оркестра, которое Ванд написал для своей жены, сопрано Аниты Вестхофф. Анита Ванд (Вестхофф) умерла 29 декабря 2009 года в Ульмисе (Швейцария) в возрасте 89 лет.
За свою более чем 65-летнюю дирижерскую карьеру Гюнтер Wand получил несколько важных призов, в том числе German Record Award, Echo Award и дважды международно значимый Diapason d'Or, который он получил за свой Schubert и записи Брукнера с Берлинским филармоническим оркестром. В 1996 году Wand получил редко присужденную медаль Ганса фон Бюлова.
Культурные учреждения | ||
---|---|---|
Предшествовал. Ойген Папст | Капельмейстер, Гюрзених оркестр Кельн. 1945–1974 | Успешно. Юрий Аронович |
Предыдущий. Клаус Теннштедт | Главный дирижер Симфонического оркестра Северогерманского радио. 1982–1990 | Преемник. Джон Элиот Гардинер |