Симфония № 4 (Брукнер)

редактировать
Симфония No. 4
Романтичный
от Антона Брукнера
Брукнер около 1860.jpg Портрет Антона Брукнера, ок. 1860 г.
Ключ Ми-бемоль мажор
Каталог WAB 104
Сочиненный
Преданность Князь Константин Гогенлоэ-Шиллингсфюрст
Опубликовано +1889 -1890 ( 1889)
  • 1936 (ред. Роберт Хаас ) (оригинальная версия)  ( 1936)
  • 1953 (изд. Леопольда Новака ) (версия 1878–1880 гг.)  ( 1953)
  • 1975 (редактор Леопольда Новака) (версия 1874 года)  ( 1975)
  • 1981 (редактор Леопольда Новака) (1878 финал)  ( 1981)
  • 2004 (изд. Бенджамин Корстведт  [ фр ]) (версия 1899 года)  ( 2004)
Записано 1936 Карл Бём, Государственная капелла Дрездена  ( 1936)
Движения 4
Премьера
Дата 20 февраля 1881 г. ( 1881-02-20)
Место нахождения Вена
Дирижер Ганс Рихтер
Исполнители Венская филармония

Антон Брукнер «s Симфония № 4 в ми-бемоль мажор, WAB 104, является одним из самых популярных произведений композитора. Он был написан в 1874 году и несколько раз редактировался до 1888 года. Он был посвящен князю Константину из Гогенлоэ-Шиллингсфюрста. Премьера его состоялась в 1881 году в Вене Гансом Рихтером и имела большой успех.

Прозвище симфонии « Романтика» использовал сам композитор. Это было в разгаре романтического движения в искусстве, как изображенные, среди прочего, в операх Лоэнгрина и Зигфрида из Рихарда Вагнера.

По словам Альберта Шпеера, симфония была исполнена перед падением Берлина на концерте 12 апреля 1945 года. Шпеер выбрал симфонию как сигнал о том, что нацисты вот-вот проиграют войну.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Описание
    • 1.1 Первая часть
    • 1.2 Вторая часть
    • 1.3 Третье движение
      • 1.3.1 Первая версия (1874 г.)
      • 1.3.2 Вторая версия (1878 г.)
    • 1.4 Четвертая часть
      • 1.4.1 Первая версия (1874 г.)
      • 1.4.2 Вторая версия Фольксфеста (1878 г.)
      • 1.4.3 Третья версия (1881 г.)
  • 2 версии
    • 2.1 1874 версия
      • 2.1.1 вариант 1876 г.
    • 2.2 1878 версия
    • 2.3 1881 версия
      • 2.3.1 1886 вариант
    • 2.4 1888 версия
      • 2.4.1 Реорганизация Малера
  • 3 Подробная информация о различных версиях
  • 4 Четвертая симфония Брукнера и «Проблема Брукнера»
    • 4.1 Хаас
    • 4.2 Новак
    • 4.3 Корстведт
  • 5 История композиции
  • 6 Контрольно-измерительные приборы
  • 7 записей
    • 7.1 Первая версия (1874-1876)
      • 7.1.1 Издание Новака, основанное на рукописи 1874 г.
      • 7.1.2 Редакция Корстведта (2021 г.), основанная на редакции 1875-1876 гг.
    • 7.2 Вторая версия (1878 г.)
      • 7.2.1 Финал фольксфеста 1878 года
    • 7.3 Третья версия (1881 г.)
      • 7.3.1 Издание Haas, основанное на рукописи 1881 г.
      • 7.3.2 Редакция Корстведта (2018)
      • 7.3.3 Издание Новака, основанное на копии 1886 г.
    • 7.4 Четвертая версия (1888 г.)
      • 7.4.1 1889–90 гг. Первое издание
      • 7.4.2 Реорганизация Малера (1895)
      • 7.4.3 Критическое издание Корстведта (2004 г.)
  • 8 Опубликованные издания симфонии
  • 9 Примечания
    • 9.1 Ссылки
  • 10 Дальнейшее чтение
  • 11 Внешние ссылки
Описание

Симфония состоит из четырех частей. Брукнер несколько раз пересматривал симфонию, и она существует в трех основных версиях. Первоначальная версия 1874 года отличается в нескольких отношениях от двух других, наиболее важно полностью отдельным движением скерцо:

  1. Аллегро ( E ♭ мажор )
  2. Анданте квази-аллегретто ( до минор )
  3. Sehr schnell (Очень быстро) (E ♭ мажор)
  4. (Allegro moderato) (E ♭ мажор)

Вот обозначения темпа в версии 1881 года:

  1. Bewegt, nicht zu schnell (с движением, но не слишком быстро) ( E ♭ мажор )
  2. Анданте, квази-аллегретто ( до минор )
  3. Скерцо: Bewegt (С движением) - Трио: Nicht zu schnell (Не слишком быстро) ( B ♭ мажор )
  4. Финал: Bewegt, doch nicht zu schnell (с движением, но не слишком быстро) (E ♭ мажор)

Версия 1888 года, отредактированная Бенджамином Корстведтом  [ фр ] в Gesamtausgabe (Band IV Teil 3), имеет другие обозначения темпа и метронома :

  1. Ruhig bewegt (nur nicht schnell) (Тихое движение (только не быстро)) (Allegro molto moderato) ( половинная нота = 72)
  2. Анданте ( четвертная нота = 66)
  3. Бевегт (с движением) ( четвертная нота = 126)
  4. Mäßig bewegt ( половинная нота = 72)

Первая часть

Движение открывается, как и многие другие симфонии Брукнера, струнами тремоло. Звуковой сигнал открывает первую группу тем:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative bes '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key es \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 60 R1 * 2 | % 3 bes1 \ p _ \ markup {\ italic {ausdrucksvoll}} (|% 4 es, 2... es16 |% 5 bes'1) | % 6 R1 | % 7 ces1 (|% 8 es, 2... es16 |% 9 bes'1) r1} \ new Staff \ relative es, {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key es \ major \ clef bass \ время 2/2 lt;es bes 'es g besgt; 1 \ ppp: 16 | % 2 lt;es bes 'es g besgt; 1:16 | % 3 lt;es bes 'es g besgt; 1:16 | % 4 lt;es bes 'es g besgt; 1:16 | % 5 lt;es bes 'es g besgt; 1:16 | % 6 lt;es bes 'es g besgt; 1:16 | % 7 lt;es bes 'f' as es 'gt; 1:16 | % 8 lt;es bes 'f' as cesgt; 1:16 | % 9 lt;es bes 'g' besgt; 1:16 | lt;es bes 'g' besgt; 1:16} gt;gt;}

Это приводит ко второй теме первой группы, настойчивому утверждению ритма Брукнера :

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative es '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key es \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 60 R1 \ ff | % 2 es4 lt;g, es 'ggt; 4 \ times 2/3 {lt;bes bes'gt; 4 lt;c c 'gt; 4 lt;d d'gt; 4} | % 3 lt;es g es 'gt; 1 -gt; | % 4 es4 lt;g, es 'ggt; 4 \ times 2/3 {lt;b b'gt; 4 lt;c c 'gt; 4 lt;d d'gt; 4} | % 5 lt;c es es 'gt; 1 -gt;} \ new Staff \ relative es {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key es \ major \ clef bass \ time 2/2 lt;es es'gt; 4 \ ff lt;bes bes 'gt; 4 \ times 2/3 {lt;as as'gt; 4 lt;g g 'gt; 4 lt;f f'gt; 4} | % 2 lt;es es 'gt; 4 r4 r2 | % 3 lt;c 'c'gt; 4 lt;g g 'gt; 4 \ times 2/3 {lt;f f'gt; 4 lt;es es 'gt; 4 lt;d d'gt; 4} | % 4 lt;c c 'gt; 4 r4 r2 | % 5 R1} gt;gt;}

Как и все симфонии Брукнера, экспозиция состоит из трех тематических групп. Вторая группа, называется «Gesangsperiode» Брукнера, находится в D ♭ основным:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff lt;lt; \ new Voice {\ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 55 \ relative f '' {\ voiceOne \ clef quot;treblequot; \ key des \ major \ stemUp \ set Staff.midiInstrument = # quot;фортепианоquot; \ время 2/2 | % 1 r4 \ p _ \ markup {\ italic {etwas gemächlich}} f8 -. f8 -. как, 2 ^ ~ | % 2 as4 ges'8 -. ges8 -. es4 as4 -. | % 3 r4 f8 -. f8 -. как, 2 ^ ~ | % 4 as4 ges'8 -. ges8 -. es4 -. as4 -. | % 5 f4 -. r4 r}}% конец voiceOne \ new Voice \ relative f '{\ voiceTwo \ clef quot;treblequot; \ key des \ major \ stemDown \ time 2/2 | % 1 r2 r4 f4 | % 2 fes4 _ (es4) -. ges8 _ (es'8) es8 _ (as, 8) | % 3 as4 r4 r4 f4 | % 4 fes4 _ (es4) ges8 _ (es'8) es8 _ (as, 8) | % 5 as8 r8 r4 r2} gt;gt; \ new Staff lt;lt; \ new Voice {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ relative as {\ clef quot;bassquot; \ key des \ major \ time 2/2 r4 \ p as4 (f'4 des4 |% 2 c4 bes2 c4 |% 3 des4) as4 (f'4 des4 |% 4 c4 bes2 c4 |% 5 des4) r4 r2}} gt;gt; gt;gt;}

Третья тематическая группа различается в зависимости от версии; в оригинале 1874 года он открывается вариацией на вступительный сигнал рожка:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative bes '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 60 bes8 \ ff: 16 f8: 16 bes, 8: 16 f'8: 16 bes8: 16 f8: 16 bes, 8: 16 g'8: 16 | % 2 bes8: 16 f8: 16 bes, 8: 16 g'8: 16 bes8: 16 c8: 16 d8: 16 c8: 16 | % 3 bes8: 16 a8: 16 g8: 16 f8: 16 es8: 16 d8: 16 c8: 16 bes8: 16 | % 4 c8: 16 d8: 16 es8: 16 f8: 16 g8: 16 a8: 16 bes8: 16 b8: 16 \! } \ new Staff \ relative bes, {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ major \ clef bass \ time 2/2 lt;bes f 'bes f'gt; 1 \ ff _ \ markup {\ italic { marcato}} | % 2 lt;bes f 'besgt; 2... lt;bes f' besgt; 16 | % 3 lt;bes bes 'f'gt; 2 r2 | % 4 R1} gt;gt;}

В версии 1878 года и позже он открывается вариацией на тему ритма Брукнера из первой группы:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative bes '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 60 bes8 \ ff: 16 f8: 16 bes, 8: 16 f'8: 16 bes8: 16 f8: 16 bes, 8: 16 f'8: 16 | % 2 bes8: 16 f8: 16 bes, 8: 16 f'8: 16 bes8: 16 c8: 16 d8: 16 c8: 16 | % 3 bes8: 16 a8: 16 g8: 16 f8: 16 es8: 16 d8: 16 c8: 16 bes8: 16 | % 4 c8: 16 d8: 16 es8: 16 f8 \ lt;: 16 g8: 16 a8: 16 bes8: 16 b8: 16 \! } \ new Staff \ relative bes {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ major \ clef bass \ time 2/2 lt;bes bes 'gt; 4 \ ff _ \ markup {\ italic {marcato}} lt; f f 'gt; 4 \ times 2/3 {lt;es es'gt; 4 lt;d d 'gt; 4 lt;c c'gt; 4} | % 2 lt;bes bes 'gt; 2. d'4 | % 3 f2 f, 2 ~ | % 4 f4 \gt; ~ f8 \! \ p r8 r2} gt;gt;}

Расширенное развитие представляет собой медный хорал, основанный на вступительном звонке валторны:

 \ relative c '{\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff {\ set Staff.midiInstrument = # quot;brass sectionquot; \ key es \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 50 lt;ceg cgt; 1 \ ff _ ^ | lt;g 'b dgt; 2... ^^ lt;gb dgt; 16 | lt;c, egc egt; 1 _ ^ | lt;ce ggt; 2... _ ^ lt;ce ggt; 16 | lt;des f bes des fgt; 1 _ ^ | lt;fa f 'gt; 2... ^^ lt;fa f'gt; 16 | \ set doubleSlurs = ## t lt;es g bes esgt; 1 ^ (~ | lt;dg bes dgt; 1) | } \ new Staff {\ set Staff.midiInstrument = # quot;духовая секцияquot; \ key es \ major \ clef bass \ time 2/2 lt;c, g 'gt; 1 \ ff ^^ | lt;gg 'b dgt; 2... ^^ lt;gg' b dgt; 16 | lt;c g 'gt; 1 ^^ | R1 | lt;bes f 'gt; 1 ^^ | lt;ff 'c'gt; 2... ^^ lt;ff 'c'gt; 16 | lt;g bes 'gt; 1 ~ | lt;g bes 'gt; 1 | } gt;gt;}

Существует много свидетельств того, что Брукнер имел в виду программу Четвертой симфонии. В письме дирижеру Герману Леви от 8 декабря 1884 года Брукнер писал: «В первой части после полноценного ночного сна день объявляется рогом, песней 2-й части, охотничьим трио 3-й части, музыкальным развлечением охотников в лесу.. " Подобный отрывок есть в письме композитора Паулю Хейзу от 22 декабря 1890 года: «В первой части« Романтической »Четвертой симфонии намерение состоит в том, чтобы изобразить рог, возвещающий день из ратуши! Тогда жизнь уходит. дальше; в Gesangsperiode [второй предмет] тема - песня великой синицы Зизипе. 2-я часть: песня, молитва, серенада. 3-я: охота и в Трио, как шарманка играет во время полуденной трапезы в лесу..

В дополнение к этим подсказкам, которые исходят непосредственно от Брукнера, музыковед Теодор Хельм сообщил более подробный отчет, переданный через соратника композитора Бернхарда Дойблера: «Средневековый город - Рассвет - Утро зовет звук с городских башен - ворота открываются - На гордых лошадях рыцари вырываются на открытое пространство, их окутывает магия природы - лесной шепот - пение птиц - и так романтическая картина развивается дальше... »

Вторая часть

Эта часть до минор начинается с мелодии для виолончелей:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative g {\ set Staff.midiInstrument = # quot;струнный ансамбль 1quot; \ key c \ minor \ clef bass \ time 4/4 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 4 = 60 г 2. \ p _ \ markup {\ italic {ausdrucksvoll}} (c, 4 |% 2 g'4 bes8. as16 g4 f4) | % 3 g2. (c, 4 |% 4 g'4 d'8. c16 bes4 as4 |% 5 g4) \ ключ quot;тройнойquot; g'8. _ \ markup {\ italic {cresc.}} (f16 es4 d4 |% 6 c4) c'8. (bes16 as4 \gt; g4 |% 7 ges4) r2 \! r4} gt;gt;}

В оригинальной версии 1874 года аккомпанемент существенно отличается. Это движение, как и большинство Bruckner медленных движений, в пяти частей формы трехкомпонентной (А-В-А-В-А-Coda). Вторая часть (B) медленнее первой:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative b '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pizzicato stringsquot; \ key c \ minor \ clef treble \ time 4/4 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 4 = 50 lt;bdgt; 8 \ p ^ quot;пицца.quot; r8 c8 r8 lt;b dgt; 8 r8 lt;g es 'gt; 8 r8 | % 2 lt;g g 'gt; 8 r8 lt;g f'gt; 8 es'8 lt;b dgt; 8 r8 r4 | % 3 lt;bes esgt; 8 \ lt;r8 lt;bes dgt; 8 r8 lt;c ges 'gt; 8 \! r8 lt;d fgt; 8 r8 | % 4 lt;c esgt; 8 \gt; r8 lt;f, d 'gt; 8 c'8 lt;f, d'gt; 8 r8 \! r4} \ new Staff \ relative g '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;string ensemble 1quot; \ key c \ minor \ clef treble \ time 4/4 r4 \ p g2 (f8 es8 |% 2 d4 es8 f8 g8 fis8 g8 a8 |% 3 bes2 a4 bes8 a8 |% 4 g4 \gt; a8. \ trill g32 a32 bes4) r4 \! } gt;gt;}

Третье движение

Брукнер полностью переделал движение Скерцо после своей первой версии.

Первая версия (1874 г.)

Это так называемое «скерцо Альпхорна» основано в основном на звуке рожка, который открывает механизм:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative f '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;валторнаquot; \ key es \ major \ clef treble \ time 3/4 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo quot; Sehr schnell quot;4 = 195 r4 \ p r4 r8. f16 | % 2 f2. -gt; | % 3 \ times 3/2 {es4 -gt; f4 -gt;} | % 4 бес, 2. ~ -gt; | % 5 bes4 r4 r8. f'16 | % 6 f2. \ lt;-gt; | % 7 \ times 3/2 {ges4 -gt; es4 \! \gt; -gt;} | % 8 f2. ~ -gt; | % 9 f4 \! r2} gt;gt;}

Далее следуют тремоло-струнные фигуры и немного другая версия звукового сигнала валторны. В конце концов, кульминация достигается громким звуком рожка и сопровождением всего оркестра, что приводит к Трио:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative c '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key как \ major \ clef treble \ time 3/4 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo quot; Im gleichen tempo quot;4 = 190 R2. * 2 | % 3 c2. \ mf \ lt;(|% 4 \ times 3/2 {es4 bes'4} |% 5 as4) r2 \! | % 6 r4 r4 es4 \ lt;(|% 7 \ times 3/2 {as4 bes4} |% 8 \ times 3/2 {c4 as4} |% 9 bes4 \!) R2} \ new Staff \ relative es '{\ установите Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key как \ major \ clef treble \ time 3/4 es2. \ p \ lt;| % 2 \ times 3/2 {as4 bes4} | % 3 as2. \! \gt; ~ | % 4 \ times 3/2 {as4 \! c4 \ lt;} | % 5 \ times 3/2 {f, 4 g4} | % 6 \ times 3/2 {as4 \! bes4 \gt;} | % 7 as2. ~ | % 8 as4 \! r2 | % 9 es2. } gt;gt;}

Вторая редакция (1878 г.)

Автограф так называемого «Охотничьего скерцо» версии симфонии 1878 года содержит такие отметки, как Jagdthema (тема охоты) и Tanzweise während der Mahlzeit auf der Jagd (танцевальная мелодия во время обеденного перерыва во время охоты). Это наиболее известное из скерци. Он открывается триадными звуковыми сигналами охотничьего рога, напоминающими Военный марш WAB 116 :

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative bes {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ major \ clef treble \ time 2/4 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 4 = 126 R2 | % 2 r4 \ p r8. bes16 | % 3 bes8 -. bes8 -. \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {bes8 -. f8 -. bes8 -. } | % 4 bes4 -. r8. lt;bes d fgt; 16 | % 5 lt;bes d fgt; 8 -. lt;bes d fgt; 8 -. \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {lt;bes d fgt; 8 -. lt;f bes dgt; 8 -. lt;bes d fgt; 8 -. } | % 6 lt;bes d fgt; 4 -. r8. lt;df besgt; 16 | % 7 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {lt;df besgt; 8 -. lt;bes d fgt; 8 -. lt;f bes dgt; 8 -. } lt;bes d fgt; 8 r16 lt;df besgt; 16 | % 8 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {lt;df besgt; 8 -. lt;bes d fgt; 8 -. lt;f bes dgt; 8 -. } lt;bes d fgt; 8 r16 lt;df besgt; 16 | % 9 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {lt;df besgt; 8 -. lt;bes d fgt; 8 -. lt;df besgt; 8 -. } \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {lt;bes d fgt; 8 -. lt;df besgt; 8 -. lt;bes d fgt; 8 -. } | \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {lt;df besgt; 8 -. lt;bes d fgt; 8 -. lt;df besgt; 8 -. } \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {lt;bes d fgt; 8 -. lt;df besgt; 8 -. lt;bes d fgt; 8 -. }} \ new Staff \ relative bes {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ major \ clef treble \ time 2/4 lt;bes f 'gt; 2 \ pp: 32 | % 2 lt;bes f 'gt; 2: 32 | % 3 lt;bes f 'gt; 2: 32 | % 4 lt;bes f 'gt; 2: 32 | % 5 lt;bes f 'gt; 2: 32 | % 6 lt;bes f 'gt; 2: 32 | % 7 lt;bes f 'gt; 2: 32 | % 8 lt;bes f 'gt; 2: 32 | % 9 lt;bes f 'gt; 2: 32 | \ barNumberCheck # 10 lt;bes f 'gt; 2: 32} gt;gt;}

Далее следует более мелодичное трио:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative des '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key ges \ major \ clef treble \ time 3/4 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 4 = 90 r4 \ p ^ \ markup {\ italic {dolce}} r4 des8 (ges8 |% 2 bes8 as8 ges8 des8 ges8 as8 |% 3 bes2) des, 8 (ces'8 |% 4 bes8 as8 ges8 f8 ges8 as8 |% 5 des, 2) des8 (ges8 |% 6 bes8 as8 ges8 des8 ges8 as8 |% 7 bes2) a8 (bes8 |% 8 es8 d8 c8 bes8 c8 d8 |% 9 bes2) r4} \ new Staff \ relative des '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key ges \ major \ clef treble \ time 3/4 R2. \ pp | % 2 des8 ^ quot;пицца.quot; r8 r4 des8 r8 | % 3 des8 r8 r4 des8 r8 | % 4 des8 r8 r4 des8 r8 | % 5 des8 r8 r4 des8 r8 | % 6 des8 r8 r4 des8 r8 | % 7 des8 r8 r4 des8 r8 | % 8 f8 r8 r4 f8 r8 | % 9 f8 r8 r2} gt;gt;}

Четвертая часть

Это движение прошло через три основные версии, но третья версия Финала соответствует второй основной версии симфонии в целом. В версию 1888 года были внесены дальнейшие исправления, но они сводятся к сокращению и повторной оркестровке; основной тематический материал не меняется после 1880 года. Большая часть тематического материала разделяется между разными версиями, хотя и с ритмическим упрощением после 1874 года. Абсолютная основная тема в E ♭ минор одинакова во всех трех версиях:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative es '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key es \ minor \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 50 es1 \ ff ^^ | % 2 \ acciaccatura {es32 bes32} es, 1 _ ^ | % 3 \ acciaccatura {ces'32 ges32} ces, 1 _ ^ | % 4 r4 ces'4 \ times 2/3 {ces4 des4 es4} | % 5 bes2 ^^ es, 2 _ ^ | % 6 \ times 2/3 {fes2 _ ^ ges2 _ ^ as2 _ ^} | % 7 bes, 1 _ ^} gt;gt;}

Первая версия (1874 г.)

Эта версия начинается с каскадных струнных фигур и повторного появления звука рожка, открывающего симфонию, хотя и впервые появившегося на гобое. Это достигает кульминации, и основная тема звучит в полном составе оркестра. Струны пиццикато представляют вторую группу тем, построенную на двух темах. Эта группа очень полиритмична, с частым использованием пятерок. Первая тема:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative e '' '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key c \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 43 e4.. \ pg, 16 \ lt;g4 g4 | % 2 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/5 {f8 \! \gt; (g8 as8 g8 f8} g4 \!) r4 | % 3 e'4.. g, 16 g4 \ lt;g4 | % 4 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/5 {f8 \! \gt; (g8 f8 e8 d8} c4 \!) r4} \ new Staff \ relative g '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key c \ major \ clef treble \ time 2/2 g2 \ p e' 4.. (g, 16) | % 2 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/5 {f'8 (d8 b8 d8 f8)} e4 r4 | % 3 г, 2 е'4.. (г, 16) | % 4 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/5 {f'8 (d8 b8 g8 b8)} c4 r4} gt;gt;}

В этой группе есть несколько тактов по пять нот против восьми, начиная со второй темы:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative e '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key c \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 43 \ times 4/5 {e4 \ pp d4 b4 g4 d4} | % 2 fis4 -! e'4 -! d2 \ трель | % 3 \ times 4/5 {es4 d4 b4 g4 d4} | % 4 fis4 -! es'4 -! d2 \ trill} \ new Staff \ relative b '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key c \ major \ clef treble \ time 2/2 b8 \ pp (d, 8) d8 (b'8) b8 (b'8 d, 8 b8) | % 2 a8 (c8) c8 (a8) c8 (c'8 a8 c, 8) | % 3 b8 (d, 8) d8 (b'8) b8 (b'8 d, 8 b8) | % 4 a8 (c8) c8 (a8) c8 (c'8 a8 c, 8)} gt;gt;}

Третья тематическая группа начинается с нисходящей гаммы B ♭ минор, которую дает весь оркестр:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative bes '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ minor \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 70 \ times 4/5 {bes4 \ ff _ \ markup {\ italic {marcato}} as4 ges4 f4 es4} | % 2 \ times 4/5 {des4 c4 bes4 as4 ges4} | % 3 f1 ~ _ ^ | % 4 f2 r2} gt;gt;}

Ближе к концу, гудок вызова, который открыл возвращается симфонических, предвещая яркий E ♭ большую законченность симфонии.

Вторая редакция "Фольксфеста" (1878 г.)

Вторая версия движения, прозвище которой означает «народный фестиваль», взято из автографа Брукнера, обычно не исполняется как часть симфонии в целом. Это упрощенная и сокращенная версия финала. Начало движения и первая тематическая группа, как правило, такие же, как и в первой версии. Вторая группа показывает существенные различия в ритме: сложные пятерки заменены более простыми ритмическими паттернами ( ритм Брукнера «2 + 3» или «3 + 2»). Фактические ноты, не считая транспозиций и различий в аккомпанементе и артикуляции, остались без изменений. Первая тема:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative e '' '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key c \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 43 e4.. \ mf (g, 16) g4 -! g4 -! | % 2 f8 [(g8] \ noBeam \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {as8 g8 f8} g4) r4 | % 3 e'4.. (g, 16) g4 -! g4 -! | % 4 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {f8 (g8 f8} e8 \ noBeam [d8] c4) r4} \ new Staff \ relative g {\ set Staff.midiInstrument = # quot; фортепиано quot;\ ключ c \ мажор \ скрипичный ключ \ время 2/2 g2 \ mf e'4.. (g, 16) | % 2 f'8 \ noBeam [d8] (\ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {b8 d8 f8)} e4 r4 | % 3 г, 2 е'4.. (г, 16) | % 4 f'8 \ noBeam [d8] (\ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {b8 g8 b8)} c4 r4} gt;gt;}

Вторая тема:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative e '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key c \ major \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 43 e4 \ pp (d8 b8) g4 -! d4 -! | % 2 fis4 -! e'4 -! d2 \ трель | % 3 es4 \ ppp (d8 b8) g4 -! d4 -! | % 4 fis4 -! es'4 -! d2 \ trill} \ new Staff \ relative b {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key c \ major \ clef treble \ time 2/2 b8 \ pp (b'8) b8 (d, 8) b8 ( c8) c8 (b8) | % 2 a8 (b8 c8 fis8) fis8 (c'8 b8 a8) | % 3 b, 8 \ ppp (b'8) b8 (d, 8) b8 (c8) c8 (b8) | % 4 a8 (b8 c8 fis8) fis8 (c'8 b8 a8)} gt;gt;}

Третью тематическую группу снова возглавляет нисходящая шкала с упрощенным ритмом:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative bes '' {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ minor \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 65 bes4 \ ff _ \ markup {\ italic {marcato}} as8 ges8 f4 es4 | % 2 des4 c8 bes8 as4 ges4 | % 3 f1 ~ | % 4 f4 r4 r2} gt;gt;}

В коде внесены существенные изменения, приближающие его к третьей версии.

Третья версия (1881 г.)

В этой версии внесены наиболее существенные изменения. Каскадные струнные фигуры изменены, и общее настроение намного мрачнее, чем в предыдущих версиях. После первой тематической группы идет модифицированная вторая группа. Здесь Брукнер вставил новую тему, которая предшествует двум темам из предыдущих версий:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ new Voice {\ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 40 \ relative c '{\ clef quot;treblequot; \ key es \ major \ stemUp \ time 2/2 | % 1 c2. \ p ^ (\ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {d8 c8 b8} |% 2 c4) r4 r2 | % 3 c2. ^ (\ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {d8 c8 b8} |% 4 c4.) ^ (d8 es4) f4 | % 5 d2. r4}}} \ new Staff {lt;lt; \ new Voice {\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ relative d '{\ voiceOne \ clef quot;bassquot; \ key es \ major \ stemUp \ time 2/2 r4 r8 d8 ^ (f8 es8 f8 d8 |% 2 c4) s4 s2 | % 3 r4 r8 d8 ^ (f8 es8 f8 d8 |% 4 c4) r4 r2 s1}} \ new Voice {\ relative g {\ voiceTwo \ clef quot;bassquot; \ key es \ major \ stemDown \ time 2/2 r2 \ p g2 _ (_ ~ |% 2 g4 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {as8 g8 f8} g4) es4 | % 3 c4 r4 g'2 _ (_ ~ |% 4 g4 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 2/3 {as8 g8 f8} g4) as4 | % 5 f4 r4 r2}} gt;gt;} gt;gt;}

Кроме того, переработана третья тематическая группа:

 {\ new PianoStaff lt;lt; \ new Staff \ relative bes '{\ set Staff.midiInstrument = # quot;pianoquot; \ key bes \ minor \ clef treble \ time 2/2 \ set Score.tempoHideNote = ## t \ tempo 2 = 50 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/6 {bes8 \ ff (bes'8) f8 bes, 8 f8 bes8} des'4. c8 | % 2 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/6 {bes, 8 (bes'8) f8 bes, 8 f8 bes8} des'4. c8 | % 3 \ noBreak \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/6 {bes, 8 (bes'8) f8 bes8 f8 bes8 \ noBreak} bes2 ^^ | % 4 \ noBreak \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/6 {bes, 8 (bes'8) f8 bes8 f8 bes8} bes2 ^^ | % 5 \ once \ override TupletBracket # 'stencil = ## f \ times 4/6 {f8 (f'8) c8 f, 8 c8 f8} f2 ^^} \ new Staff {\ set Staff.midiInstrument = # quot;piano quot;lt;lt; \ new Voice \ relative bes {\ clefquot; bass quot;\ key bes \ minor \ stemUp \ time 2/2 bes2 des4. ^ (c8 |% 2 bes2) des4. ^ (c8 |% 3 bes1) ~ | % 4 bes1 | % 5} \ relative as {\ clef quot;bassquot; \ key bes \ minor \ stemDown \ time 2/2 s1 * 2 \ ff | % 3 r4 as4 ges4 f4 | % 4 es4 des4 c4 des8 es8 | % 5 f2 r2} gt;gt;} gt;gt;}

В коде тихий хорал вводится в такте 489, а перед перорацией (в такте 517) - восходящая гамма - цитата перед третьей кульминацией в пятой части Адажио Пятой симфонии.

В версии 1888 года перепросмотр начинается со второй тематической группы, полностью пропуская первую. Кажется, нет четкого намека на программу для этой третьей версии финала.

Версии

Ученые Брукнера в настоящее время признают три версии Четвертой симфонии:

  • Версия I: 1874 г.
  • Версия II: 1878-1881 гг.
  • Версия III: 1888 г.

Было идентифицировано по крайней мере семь аутентичных версий и редакций Четвертой симфонии.

Четвертая симфония подверглась наиболее длительному и сложному композиционному процессу из всех симфоний. Работа Брукнера над ней продолжалась с 1874 года по крайней мере до 1890 года. Во время этого процесса он перекомпоновал большую часть симфонии, полностью заменив третью часть и принципиально переизобретя Финал. Он готовил для исполнения разные версии как минимум трижды, и каждый раз это заставляло его вносить изменения, зачастую существенные. И наконец он увидел симфонию через публикацию. Большая часть этой истории либо была неизвестна, либо значительно неправильно понята, как и многие более серьезные проблемы, поднятые версиями Брукнера в более общем плане. По этим причинам Четвертая симфония, как наиболее крайний случай «проблемы Брукнера», предлагает уникально выгодную платформу, с которой можно увидеть ключевые вопросы более критически и ясно, чем это было раньше.

Версия 1874 г.

Оригинальная версия симфонии Брукнера была написана между 2 января и 22 ноября 1874 года. Издание Леопольда Новака 1975 года включает некоторые исправления 1875 года, которые Брукнер внес в партитуру для автографов. Эта версия никогда не исполнялась и не публиковалась при жизни композитора, хотя Скерцо было сыграно в Линце 12 декабря 1909 года. Первое полное исполнение было дано в Линце более чем через столетие после его сочинения 20 сентября 1975 года Мюнхенским филармоническим оркестром под управлением Курта. Wöss. Первая коммерческая запись была сделана в сентябре 1982 года Симфоническим оркестром Франкфуртского радио под управлением Элиаху Инбала (CD 2564 61371-2).

Вариант 1876 г.

В 1876 году Брукнер внес некоторые дополнительные, в основном метрические поправки, которые он внес в копию партитуры для автографа (рукопись Mus.Hs. 6032), когда он готовил партитуру для запланированного выступления, что в конечном итоге провалилось. Вариант 1876 года, премьера которого состоялась в ноябре 2020 года Якубом Хрушей с Bamberger Symphoniker, был выпущен Бенджамином Корстведтом  [ фр ] в 2021 году.

Версия 1878 г.

Закончив первоначальную версию симфонии, Брукнер обратился к сочинению своей Пятой симфонии. Когда он закончил это произведение, он возобновил работу над Четвертым. В период с 18 января по 30 сентября 1878 года он тщательно переработал первые две части и заменил первоначальный финал новой частью под названием Volksfest («Народный фестиваль»).

В декабре 1878 года Брукнер заменил оригинальное скерцо совершенно новой частью, которую иногда называют «охотничьим» скерцо ( Jagd-Scherzo). В письме музыкальному критику Вильгельму Тапперту (октябрь 1878 г.) Брукнер сказал, что новое скерцо «представляет собой охоту, тогда как трио - это танцевальная мелодия, которую охотники играют во время трапезы». Оригинальное название Трио гласит: Tanzweise während der Mahlzeit auf der Jagd («Танцевальная мелодия во время трапезы охотников»).

Финал фольксфеста был опубликован как приложение к изданию Роберта Хааса 1936 года и в отдельном издании Леопольда Новака в 1981 году. Полная версия симфонии 1878 года была выпущена Уильямом Карраганом в 2014 году.

1881 г.

По прошествии почти года (в течение которого он написал свой струнный квинтет фа мажор ) Брукнер снова взялся за свою Четвертую симфонию. Между 19 ноября 1879 года и 5 июня 1880 года он сочинил новый финал - третий, хотя он разделяет большую часть своего тематического материала с первой версией - и отказался от финала фольксфеста.

Это была версия, исполненная на премьере произведения 20 февраля 1881 года, что стало первой премьерой симфонии Брукнера, которую дирижировал не сам Брукнер. Эта версия иногда упоминается как версия 1878/80. Некоторые изменения были внесены после первого исполнения последнего - многочисленные изменения в оркестровке, замена 4-тактового пассажа на 12-тактный пассаж в финале и 20-тактный переход в Andante. Он доступен в издании Роберта Хааса, которое было опубликовано в 1936 году на основе рукописи Брукнера, хранящейся в Австрийской национальной библиотеке. Критическое издание было выпущено Бенджамином Корстведтом в 2018 году.

Вариант 1886 года

Версия 1886 года во многом такая же, как версия 1881 года, но имеет ряд изменений - особенно в последних нескольких тактах Финала, в которых третья и четвертая валторны играют главную тему первой части - сделанные Брукнером при подготовке партитура симфонии для Антона Зайдла, который взял ее с собой в Нью-Йорк. Эта версия была опубликована Новаком в 1953 году на основе оригинальной партитуры переписчика, которая была заново открыта в 1952 году и сейчас находится в коллекции Колумбийского университета. В названии публикации Новака она ошибочно описывалась как «версия 1878–1880 годов». Он был исполнен в Нью-Йорке Зайдлем 4 апреля 1888 года.

Версия 1888 г.

С помощью Фердинанда Лёве, а также, вероятно, Франца и Йозефа Шалька, Брукнер тщательно переработал симфонию в 1887–1888 годах с целью ее публикации. Хотя Лёв и Шалькс внесли некоторые изменения в счет, теперь считается, что они были санкционированы Брукнером. Эта версия была впервые исполнена, получив признание, Венским филармоническим оркестром под управлением Ханса Рихтера в Вене 20 января 1888 года.

Единственная сохранившаяся рукопись, которая описывает композиционный процесс этой версии, - это Stichvorlage, или гравировальная копия партитуры, которая была подготовлена ​​для издателя симфонии Альфреда Дж. Гутмана из Вены. Stichvorlage был записан тремя основными переписчиков, личность неизвестна - но возможно, что они не были никем другим, чем Лёве и двух Schalks. Один переписчик переписал 1-ю и 4-ю части; остальные скопировали одно из внутренних движений. Некоторые знаки темпа и экспрессии были добавлены в четвертой руке; они могли быть вставлены Гансом Рихтером во время репетиций или даже Брукнером, который, как известно, проявлял интерес к таким вопросам. Stichvorlage сейчас находится в труднодоступной частной коллекции в Вене; однако есть набор черно-белых фотографий всей рукописи в Венской городской библиотеке (A-Wst MH 9098 / c).

В феврале 1888 года Брукнер внес значительные изменения во все четыре части, услышав премьеру версии 1887 года в предыдущем месяце. Эти изменения были внесены Брукнером собственноручно в Stichvorlage, который он затем датировал. Stichvorlage был направлен в венской фирмы Albert J. Гутман некоторое время между 15 мая и 20 июня 1888 г. В сентябре 1889 г. оценка была опубликована Гутман. Это было первое издание симфонии при жизни композитора. В 1890 году Гутманн выпустил исправленный текст этого издания, в котором был исправлен ряд опечаток. Критическое издание было выпущено в 2004 году Бенджамином Корстведтом.

Ученые Брукнера иногда называют версию 1888 года «исправленной версией».

Реорганизация Малера

В 1895 году Густав Малер сделал аранжировку версии 1888 года, которая была сильно вырезана и переработана. Имеется в записях Геннадия Рождественского и Антона Нанута.

Подробная информация о различных версиях

В следующей таблице приведены подробные сведения о различных версиях.

Год Общее обозначение Корстведт Редлих Кук Другое обозначение Источник Печатные издания
1874–1876 гг. я я я - Оригинальная версия Urfassung - Новак 1975 г. (редакция 1874 г.) Корстведт 2021 г. (редакция 1876 г.)
1878 г. II IIa II - Версия Volksfest - Haas 1936 (финал) Haas 1944 (финал) Nowak 1981 (финал) Korstvedt 2021 (финал) Carragan 2014
1880 г. IIb III Первый окончательный Версия Вена 1878/80 Версия - Не опубликовано
1881 г. Версия Карлсруэ Originalfassung 1878/80 Версия Автограф: A-Wn Mus. Hs. 19 476 Haas 1936 Haas 1944 Корстведт 2018
1886 г. Пересмотрено Версия для Нью-Йорка Версия 1878/80 г. Оценка переписчика: Колумбия Новак 1953 г.
1887 г. III III IV Löwe / Schalk - Стихворлаге (частная коллекция) Фотографии: A-Wst MH 9098 / c Не опубликовано
1888 г. Schalk amp; Löwe Version Endfassung Fassung letzter Hand Стихворлаге (частная коллекция) Фотографии: A-Wst MH 9098 / c Гутманн 1889 Вёсс 1927 Редлих 1955 Корстведт 2004
Четвертая симфония Брукнера и «проблема Брукнера»

Любая критическая оценка Четвертой симфонии Брукнера должна учитывать так называемую проблему Брукнера - то есть споры вокруг степени аутентичности и авторского статуса различных версий его симфоний. Между 1890 и 1935 годами не было таких противоречий относительно Четвертой: печать симфонии Гутманом в версии 1888 года не вызывала возражений. Ни британский музыковед Дональд Тови, ни швейцарский теоретик Эрнст Курт не упомянули никакой другой версии симфонии. Версию Гутмана исполняли ведущие дирижеры того времени: Малер, Вайнгартнер, Рихтер и Фишер.

Хаас

В 1936 году Роберт Хаас, редактор Gesamtausgabe (критического издания всех работ Брукнера), отклонил версию, напечатанную в 1889 году, как не имеющую подлинности, заявив, что «обстоятельства, сопровождавшие ее публикацию, больше не могут быть проверены» и назвал ее «Темный источник для специалиста». По мнению Хааса, версия 1880 года была Fassung letzter Hand (то есть последней версией симфонии, которая была передана в рукописи собственноручно Брукнера). Позже выяснилось, что это утверждение не совсем верно, но когда Хаас отказал в статусе автора версии 1889 года, он не знал, что в Stichvorlage, из которого был взят этот эстамп, есть обширные исправления, сделанные самой рукой Брукнера, которые Брукнер сделал в феврале 1888 года после премьеры. версии симфонии 1887 года. Чтобы учесть тот факт, что Брукнер позволил напечатать версию 1888 года, Хаас создал популярный ныне образ Брукнера как композитора с такой слабой уверенностью в своей оркестровой технике, что его легко убедили принять редакции других авторов, таких как Лёве и Шалкс.

Издание Хааса 1936 года содержало всю симфонию, основанную на автографе Брукнера 1881 года, и включало финал Volksfest в приложение: он назвал это издание «оригинальной версией» ( Originalfassung). Он планировал выпустить второй том, содержащий более раннюю версию симфонии 1874 года, но он так и не был завершен.

В 1940 году Альфред Орел объявил о повторном открытии Стихворлаге, из которого была напечатана версия 1888 года. Он отметил, что Брукнер сам исправил его и в 1948 году объявил его настоящей Fassung letzter Hand. Даже у Хааса, похоже, были сомнения по этому поводу, когда он узнал о существовании Стихворлаге. В 1944 году он объявил о своем намерении восстановить версию 1888 года для Bruckner Gesamtausgabe ; но события настигли его.

Новак

После аншлюса Австрии перед гитлеровской Германией в 1938 году Musikwissenschaftlichen Verlag Wien (MWV) и Internationalen Bruckner-Gesellschaft (IBG) в Вене были распущены, и все усилия были перенесены в Лейпциг. В 1945 году, в конце бомбардировки Лейпцига, издательство было уничтожено. После войны IBG, MWV и задокументированная продукция Брукнера вернулись в Австрию. В 1951 году Леопольд Новак представил первый том Neue Bruckner-Gesamtausgabe с исправленным оттиском издания Девятой симфонии Альфреда Орла. Новак уже работал в качестве редактора партитуры до 1945 года, работал над открытием новых источников и исправлял ошибки.

Что касается Четвертой симфонии, Новак не сразу убедился в подлинности версии 1888 года. Он отверг доказательства Stichvorlage на том основании, что Брукнер его не подписывал. Он также повторил и пересмотрел аргументы, которые использовал Хаас, чтобы поставить под сомнение участие Брукнера в подготовке версии 1887 года.

На протяжении второй половины двадцатого века большинство комментаторов принимали аргументы Хааса и Новака, не утруждая себя дальнейшим исследованием этого вопроса. Повторное открытие партитуры переписчика версии 1886 года было единственным значительным изменением Gesamtausgabe за время долгого редактирования Новака (1951–1989). Новак выпустил критические редакции оригинальной версии 1874 года (1975), версии 1886 года (1953) и финала Volksfest версии 1878 года (1981), а также новое издание версии 1881 года (1981). Однако, по мнению Новака, отпечаток Гутмана версии 1888 года оставался вне поля зрения.

Критическая оценка симфонии приняла интересный оборот в 1954 году, когда Эйленбург выпустил новое издание версии 1888 года британского музыковеда немецкого происхождения Ганса Ф. Редлиха. Согласно Редлиху, публикация исправленной версии в 1889 году не ознаменовала собой конец длительного процесса сочинения и пересмотра Четвертой симфонии, как предполагало большинство комментаторов, поскольку 18 января 1890 года Брукнер предположительно начал указывать еще одну версию симфонии.:

Самой странной особенностью в этом клубке противоречивых свидетельств является тот факт, что так называемая Endfassung (окончательная версия) симфонии, которая, согласно Р. Хаасу, объединила версии II и III [то есть, по сути, такие же, как версия 1880 года] и воплощена в в ГС 19476 Нац. Библ. Венская австрийская национальная библиотека, похоже, появилась на бумаге после выпуска «исправленной версии» (то есть [опубликованной версии 1888 года]). Это ясно видно из факсимиле его первой страницы [опубликовано как табл. IV в R. Haas, Anton Bruckner (Potsdam, 1934), p. 128], на котором указана дата его начала: Вена 18 января 1890 года. В этой партитуре MS, а также в ее дате можно увидеть безмолвный протест Брукнера против опубликованной партитуры 1889 года.

Редлих подкрепил этот аргумент, поставив под сомнение подлинность ряда поправок к партитуре, которые он считал чуждыми родному стилю Брукнера. Среди них можно отметить следующие: введение пикколо и тарелок в 76-м такте финала; использование тарелок pp в такте 473 финала; и использование приглушенных рожков в такте 147 финала, команда аперто для которого опущена в такте 155.

В 1969 году Дерик Кук повторил эти аргументы в своей влиятельной серии статей «Упрощенная проблема Брукнера», зайдя так далеко, что заявил, что Брукнер «отказался от своей окончательной санкции, отказавшись подписать копию, отправленную в типографию». Кук, который назвал версию 1888 года «полностью ложной… партитурой Лёве / Шалька», пришел к выводу, что существование предполагаемой рукописи 1890 года, на которую впервые обратил внимание Редлих, фактически аннулирует все исправления, сделанные после 1881 года.

Корстведт

Однако в 1996 году критическое мнение о Четвертой симфонии было перевернуто с ног на голову американским музыковедом Бенджамином Корстведтом  [ фр ], который продемонстрировал, что рукопись, на которую ссылаются Редлих и Кук, на самом деле не существует: «Верно ли, что Брукнер сделал такая копия, утверждение Кука заслуживает рассмотрения. Но Брукнер так и не поступил. Редлих и Кук были введены в заблуждение фотографией в биографии Брукнера Хааса. Эта фотография, на которой изображена первая страница партитуры Брукнера для автографа второй версии, обрезана таким образом таким образом, что дата 18. Яннер 1878, которую упоминает Хаас, кажется, читается как 18 Яннер 1890 ".

Корстведт также опроверг часто повторяемый аргумент Хааса о том, что Брукнер был застенчивым композитором, который не верил в свои способности и был готов пойти на уступки, противоречащие его собственным художественным суждениям. Никаких свидетельств в поддержку такой оценки композитора представлено не было. Напротив, есть свидетельства из первых рук от собственных соратников Брукнера, что было невозможно убедить его принять поправки вопреки его собственному здравому смыслу. Корстведт утверждает, что, хотя подготовка версии 1888 года действительно была совместным усилием Брукнера, Лёве и, вероятно, также Франца и Йозефа Шалька, это никоим образом не подрывает ее авторский статус; он по-прежнему представляет последние мысли Брукнера о его Четвертой симфонии и должен рассматриваться как истинный Endfassung или Fassung letzter Hand. Нет никаких доказательств того, что Брукнер «отказался» подписать Stichvorlage. Возможно, он этого не сделал, но это также верно и в отношении других рукописей Брукнера, подлинность которых не подвергается сомнению. Более того, нет никаких реальных доказательств того, что Брукнер был вынужден принять исправления, чтобы опубликовать работу, как утверждал Хаас. Единственное условие, которое Гутманн поставил перед публикацией, заключалось в том, что ему заплатили 1000 фл. заранее, чтобы покрыть его расходы. Как только эти деньги были доставлены ему, он, по-видимому, был бы вполне счастлив напечатать любую версию симфонии, присланную ему Брукнером.

В 2004 году Корстведт выпустил первое современное издание симфонии 1888 года для Gesamtausgabe. В 2019 году Корстведт выпустил современное издание версии 1881 года, а в 2021 году - версию первой версии 1876 года.

История композиции

Следующая таблица суммирует сложную историю композиции Четвертой симфонии (или Wirkungsgeschichte, если использовать критический термин, предпочитаемый учеными Брукнера). Основными источниками этих данных являются Korstvedt 1996 и Redlich 1954. (B = Брукнер; FS = Четвертая симфония; mvt = движение.)

1874 г.
2 января
24 января
21 февраля
10 апреля
13 июн
25 июля
5 августа
22 ноября
 
1875 г.
пассим
 
1876 ​​г.
август
сентябрь
 
12 октября
 
 
1878 г.
18 января
1 августа
30 сентября
9 октября
 
Декабрь
 
1879 г.
19 ноября
 
1880 г.
5 июн
 
1881 г.
20 февраля
??
Декабрь
 
1885 г.
??
 
1886 г.
??
4 июн
??
Лето
август
1 октября
Октябрь?
16 ноября
 
1887 г.
3 января
Весна?
9 мая
Декабрь?
14 декабря
 
1888 г.
22 января
Февраль
23 февраля
27 февраля
 
9 марта
4 апреля
15 мая
20 июн
 
1889 г.
сентябрь
 
1890 г.
??
10 декабря
11 декабря
 
1891 г.
18 апреля
??
 
1892 г.
Весна
15 июн
 
B зарисовывает 1-й метр своего FS
1 мвт: набросок партитуры завершен
1 мвт: полная партитура и инструментарий проработаны
B начинает набросок 2-го мвт.
B начинает набросок 3-го мвт.
3-й мвт сдан
B начинает набросок 4-го мвт
Завершена 1-я версия (1874 г.) ФС.
 
 
Неудачные попытки B выполнить его FS
 
 
Би встречает прогрессивного музыкального критика Вильгельма Тапперта на первом Байройтском фестивале.
Тапперт уговаривает дирижера Бенджамина Бильсе исполнить ФС в Берлине
Би посылает Билсу партитуру и набор оркестровых партий.
B пишет Тапперту, заявляя о своем намерении тщательно пересмотреть FS перед любым выступлением.
Он использует усилия Тапперта, чтобы вернуть партитуру и партии Бильса (безуспешно).
 
 
B приступает к пересмотру ФС
B начинает композицию финала Volksfest
1-я редакция завершена (версия 1878 г.)
B пишет Тапперту; очередная неудачная попытка вернуть партитуру и партии у Бильсе
B описывает исправленную версию своего FS и объявляет о своем намерении заменить Скерцо новым "Охотничьим" Скерцо.
"Охотничье" Скерцо сочинено
 
 
B начинает сочинять третью версию финала, чтобы заменить финал Volksfest.
 
 
Завершен новый финал (версия 1880 г.)
 
 
Версия 1880 года, премьера которой состоялась в Вене ВПО под управлением Рихтера ; 1-я премьера симфонии B, дирижируемая кем-либо, кроме B
B вносит некоторые изменения в симфонию после первого исполнения, в результате чего создается версия 1881 года.
Исполнение версии 1881 года в Карлсруэ при Феликсе Моттле - провал; 1-е исполнение симфонии B без присутствия композитора
 
 
B отправляет партитуру версии 1881 года издателям Боте и Боку из Берлина с целью публикации, но она отклоняется.
 
 
B отправляет партитуру версии 1881 года издательству Schott of Mainz для публикации, но она снова отклоняется.
1-я и 3-я части версии 1881 года исполняются на фестивале Sondershausen Musikfest в Тюрингии.
B вносит некоторые дополнительные изменения при подготовке партитуры для отправки с Антоном Зейдлом в Нью-Йорк, в результате чего создается версия 1886 года.
B отправляет копию партитуры версии 1886 года Антону Зейдлу, который отвозит ее в Нью-Йорк.
2-я версия (1878–1886) симфонии, отложенная Б.
Герман Леви отправляет открытку венскому издателю Альберту Гутманну, заинтересовав его публикацией FS
Гутманн соглашается опубликовать FS, но требует предоплаты в размере 1000 марок (1000 фл.).
Б. пишет Леви, отвергая условия Гутмана как невозможные для него.
 
 
B смягчается и соглашается с условиями Гутмана, когда становится ясно, что Леви сможет собрать 1000 фл. (получает ли Гутманн 1000 эт. сейчас?)
Б. и его сотрудники (Фердинанд Лёве, Франц Шалк и Йозеф Шалк) начинают редактировать FS для публикации.
Франц Скальк пишет своему брату Йозефу, говоря ему, что Лёве реорганизовал большую часть FS с одобрения Б.
Завершена версия 1887 года (частично сохранились в некоторых сохранившихся оркестровых частях от премьеры)
Планируемое исполнение версии 1887 года в Мюнхене под управлением Леви отменяется из-за отсутствия оркестровых партий.
 
 
Версия 1887 года представлена ​​в Вене Венской филармонией под управлением Ганса Рихтера.
Stichvorlage (копия гравера версии 1887 г.) широко пересмотренный в руке B, законченный и датирован, в результате чего в версии 1888 года
B пишет Францу Шальку: просит его поблагодарить Лёве за список различий между партитурой, использованной на премьере 22 января 1888 года, и исправленной версией Stichvorlage.
B посылает Леви Стихворлаге на концерт, который Леви готовился дать в Мюнхене 14 апреля 1888 года (концерт был отменен, когда Леви заболел)
и просит его внести соответствующие изменения в оркестровые партии за его счет; к Stichvorlage прилагается список исправлений Лёве.
B пишет Леви: просит прислать ему Stichvorlage и исправленные части (у Леви фактически был составлен новый набор деталей с нуля)
Версия 1886 года исполнена в Нью-Йорке под управлением Антона Зайдла.
B подписывает контракт на публикацию FS (получает ли Гутманн свои 1000 эт. Сейчас?)
B пишет Артуру Никишу: Stichvorlage был отправлен через Гутманна в типографии Engelmann amp; Mühlberg в Лейпциге.
 
 
Гутманн наконец публикует версию ФС Б. 1888 года; это первое печатное издание работы
 
 
Гутманн выпускает исправленное издание версии 1888 года.
Версия 1888 года исполняется в Мюнхене под управлением Франца Фишера (заместитель больного Германа Леви).
Фишер пишет Б: от первой репетиции пришлось отказаться; рукописные оркестровые партии были дефектными и должны были быть отредактированы местным переписчиком
 
 
Би пишет Леви, прося его отправить исправленные оркестровые партии Фишера Гутманну для печати.
Еще 3 исполнения версии 1888 года проходят с использованием переработанных рукописных оркестровых партий Фишера.
 
 
Гутманн публикует оркестровые части ФС (версия 1888 г.) и еще один оттиск полной партитуры.
Первое исполнение ФС с использованием печатных оркестровых партий Гутмана проходит в Вене под управлением Йозефа Шалька.
Приборы

Симфония требует инструментовки из одной пары флейт, гобоев, кларнетов, фаготов, с четырьмя валторнами, тремя трубами, тремя тромбонами, литаврами и струнными. Начиная с версии 1878 года, в инструментарий также включена басовая туба. Опубликованная партитура 1889 года вводит партию для третьей флейты (удваивание на пикколо ) и пару тарелок.

Записи

Первой коммерческой записью части симфонии было скерцо из версии 1888 года, сделанное Клеменсом Крауссом с Венской филармонией в 1929 году. Первая коммерческая запись всей симфонии была сделана Карлом Бемом в Государственной капелле Дрездена в 1936 году в г. версия Haas / 1881.

Наиболее часто записываются версии Хааса и Новака партитуры 1880 года (в приведенном выше списке они называются версиями 1881 и 1886 годов). Любую современную запись, в которой это не указано, можно смело считать одной из этих версий, в то время как ранние пластинки и ремастеринг компакт-дисков старых записей обычно относятся к изданию 1888 года Фердинанда Лёве (например, Вильгельма Фуртвенглера и Ханса Кнаппертсбуша ).

Первую запись оригинальной версии 1874 года сделал Курт Вёсс с Мюнхенской филармонией - живое выступление 1975 года. Первая студийная запись версии 1874 года была сделана Элиаху Инбалом с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио.

Версия 1878 года никогда не записывалась как единое целое, хотя финал фольксфеста записывался индивидуально, например, Георгом Тинтнером.

Первая версия (1874-1876)

Издание Новака, основанное на рукописи 1874 г.

Издание Корстведта (2021 г.), основанное на редакции 1875-1876 гг.

  • Якуб Хруша дирижирует Bamberger Symphoniker, Bruckner 4 - Три версии - Accentus Music LC48946, 2020

Вторая редакция (1878 г.)

1878 г. Финал "Фольксфеста"

Третья версия (1881 г.)

Издание Хааса, основанное на рукописи 1881 г.

Издание Корстведта (2018)

  • Якуб Хруша дирижирует Bamberger Symphoniker, Bruckner 4 - Три версии - Accentus Music LC48946, 2020

Издание Новака, основанное на копии 1886 г.

Версия четвертая (1888 г.)

1889–90 первое издание

Реорганизация Малера (1895)

Корстведт критическое издание (2004 г.)

Опубликованные издания симфонии
  • Брукнер, Антон (1890). Романтическая симфония (Es dur): für grosses Orchester. Вена: AJ Gutmann. OCLC   7059652.
  • - (1936). Роберт Хаас (ред.). Sämtliche Werke, Kritische Gesamtausgabe - Band 4 / I: IV. Симфония Es-Dur (Fassung von 1878 mit dem Finale von 1880) - Finale von 1878. Лейпциг: Musikwissenschaftlicher Verlag. OCLC   65881359.
  • - (1974). Леопольд Новак (ред.). Sämtliche Werke: Band IV / 1: IV. Симфония, ми мажор: Romantische, Fassung von 1874. Вена: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft. OCLC   37668282.
  • - (1953). Леопольд Новак (ред.). Sämtliche Werke: Band IV / 2: IV. Симфония мажор: Fassung von 1878–80. Вена: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft. OCLC   1740968.
  • - (1981). Леопольд Новак (ред.). Sämtliche Werke: Band IV / 2F: IV. Симфония мажор: финал 1878 года. Вена: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft. OCLC   8202970.
  • - (2004). Корстведт, Бенджамин М. (ред.). Sämtliche Werke: Band IV / 3: IV. Симфония, Es-Dur: Fassung von 1888 (Stichvorlage für den Erstdruck von 1889). Вена: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft. OCLC   56823813.
  • - (2021 г.). Бенджамин М. Корстведт (ред.). Neue Anton Bruckner Gesamtausgabe: Band IV / 1: IV. Симфония, мажор: Erste Fassung. Вена: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft.
  • - (2019). Бенджамин М. Корстведт (ред.). Neue Anton Bruckner Gesamtausgabe: Band IV / 2: IV. Симфония, мажор: Zweite Fassung. Вена: Musikwissenschaftlicher Verlag der Internationalen Bruckner-Gesellschaft.
Примечания

использованная литература

  • Кук, Дерик (апрель 1969). «Упрощенная проблема Брукнера». Музыкальные времена. 110 (1514): 362–365. DOI : 10.2307 / 951471. JSTOR   951471.
  • Корстведт, Бенджамин (октябрь 1996 г.). «Первое опубликованное издание Четвертой симфонии Антона Брукнера: сотрудничество и достоверность». Музыка XIX века. Калифорнийский университет Press. 20 (1): 3–26. DOI : 10.2307 / 746665. ISSN   0148-2076. JSTOR   746665.
  • Корстведт, Бенджамин (2004). «Издания Брукнера: революция снова». В Уильямсон, Джон (ред.). Кембриджский компаньон Брукнера. Издательство Кембриджского университета. п. 129. ISBN   0-521-00878-6.
  • Редлих, Ганс (1954). Введение в Брукнера Симфония № 4 в E ♭ мажор (Romantische). Лондон, Нью-Йорк: Эйленбург.
  • Симпсон, Роберт (1992) [1966]. Сущность Брукнера: эссе к пониманию его музыки (пересмотренное издание). Лондон: Голланц. ISBN   0-575-05221-X.
  • Карраган, Уильям (2020). Антон Брукнер - Одиннадцать симфоний. Виндзор, Коннектикут: Общество Брукнера Америки. ISBN   978-1-938911-59-0.
дальнейшее чтение
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-10 06:32:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте