Симфония № 9 в мажор, D 944, известный как Великий (первый опубликованный Breitkopf amp; Härtel в 1849 г. как "Symphonie / C / Dur für Großes Оркестром", перечисленные в качестве Симфония № 8 в Neue Шуберта-Ausgabe ), это последняя симфония, законченная Францем Шубертом. Первоначально называвшийся «Большая до мажор», чтобы отличить ее от его Симфонии № 6, « Маленькая до мажор», теперь этот подзаголовок обычно используется как отсылка к величию симфонии. Необычно длинное для симфонии того времени, типичное исполнение «Великой» длится час, если будут взяты все повторы, указанные в партитуре. Симфония была профессионально исполнена только через десять лет после смерти Шуберта.
Долгое время симфония считалась произведением Шуберта в последний год 1828 года. Это правда, что в последние месяцы своей жизни он действительно начал писать симфонию - но это была работа ре мажор, которая теперь принята. как Симфония № 10, реализованная для исполнения Брайаном Ньюбоулдом. Теперь известно, что «Великий» в основном был написан летом 1825 года в виде набросков: действительно, это была работа, о которой Шуберт имел в виду в письме от марта 1824 года, когда он сказал, что готовится написать «великое произведение». симфония »(первоначально указанная как симфония Гмундена-Гастайна, D 849 в Немецком каталоге ). К весне или лету 1826 года он был полностью забит, и в октябре Шуберт, который был совершенно не в состоянии оплатить спектакль, отправил его с посвящением в Gesellschaft der Musikfreunde. В ответ они внесли ему небольшую плату, организовали копирование оркестровых партий и в какой-то момент во второй половине 1827 года устроили неофициальную формальную демонстрацию произведения (точная дата и дирижер неизвестны) - хотя это сочли слишком долгим и трудным для любительского оркестра консерватории.
Недавняя гипотеза предполагает, что симфония могла быть впервые исполнена 12 марта 1829 года на Концерте Spirituel в Landständischer Saal в Вене. Однако свидетельств в пользу этой гипотезы мало, и они противоречат современным источникам, которые доказывают, что симфония № 6 Шуберта (также до мажор) исполнялась в этом случае. В 1836 году брат Шуберта Фердинанд попытался исполнить заключительную часть в одиночку, однако нет никаких свидетельств того, что публичное выступление когда-либо имело место.
В 1838 году, через десять лет после смерти Шуберта, Роберт Шуман посетил Вену и в Gesellschaft der Musikfreunde ему показали рукопись симфонии Фердинанда Шуберта. Он взял копию, которую Фердинанд вернул ему, в Лейпциг, где вся работа впервые была публично исполнена Феликсом Мендельсоном в Лейпцигском Гевандхаусе 21 марта 1839 года. Шуман отпраздновал это событие в Neue Zeitschrift für Musik экстатической статьей в котором он прославил симфонию за ее «небесную длину».
Однако симфония оказалась очень сложной для оркестров того времени из-за ее чрезвычайно длинных партий деревянных и струнных инструментов. Когда Мендельсон привез симфонию в Париж в 1842 году и Лондон в 1844 году, оркестры наотрез отказались ее играть; В Лондоне, как говорят, скрипачи падали от смеха, репетируя вторую тему финала.
Продолжаются давние споры относительно нумерации этой симфонии, и некоторые ученые (обычно говорящие по-немецки) называют ее Симфонией № 7. Самая последняя версия Немецкого каталога (стандартный каталог произведений Шуберта, составленный Отто Эрих Дойч ) называет его номером 8, в то время как большинство англоязычных ученых называют его номером 9.
В стандартной симфонической форме четыре части:
Первая часть начинается с обширного вступления с собственной миниатюрной экспозицией, развитием и повторением. Вступительная тема используется в измененной форме как второстепенная тема в основном разделе движения. Остальная часть представлена в форме сонаты с двумя периодами для каждой темы и несколькими переходными темами и дополнительным материалом. Вступительная тема вступления повторяется в коде (b. 570) перед заключительными каденциями.
Вторая часть представляет собой измененную форму сонаты без развивающей части, обозначенной как P1 S1 P2 S2 (или ABAB).
Третья часть - это длинное скерцо и трио, построенное в форме сонаты.
Финал в развернутой сонатной форме. Только в основных темах присутствует не менее шести уникальных тематических элементов. Раздел развития ориентирован на третий и шестой тематические элементы. Широко используется остинато в сопровождении двух тематических элементов. В середине этой заключительной части Шуберт отдает дань уважения Бетховену, цитируя финал своей Девятой симфонии. Перепросмотр необычен тем, что он начинается с ми-бемоль, затем модулируется до фа мажор, а затем - до тоники (а не всего, что находится в тонике, как ожидалось).
Эта симфония, которую часто считают лучшим произведением Шуберта для оркестра, также является одним из самых новаторских произведений композитора. Тематическое развитие в стиле Бетховена все еще присутствует в произведении, но Шуберт делает гораздо больший акцент на мелодии. Новый стиль побудил Роберта Шумана преследовать собственные симфонические амбиции.
Симфония рассчитана на 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета в A и C, 2 фагота, 2 валторны в C, 2 трубы в A и C, 3 тромбона, литавры и струнные.
Бетховен всегда использовал тромбон как эффект, и поэтому очень экономно, или, в случае его Девятой симфонии, также удваивал альт, тенор и бас в припеве, как это было принято в духовной музыке и опере того времени.. Однако в Неоконченной симфонии Шуберта и Девятой симфонии тромбоны становятся важными членами оркестра, играющего на протяжении всей пьесы, и даже получают важные мелодические роли.