Дитерих Букстехуде | |
---|---|
Единственный сохранившийся портрет Букстехуде, играющий на виоле , из Музыкальной вечеринки Йоханнеса Вурхаута (1674) | |
Родился | Хельсингборг, Скания, Дания – Норвегия |
Крещен | 1637 |
Умер | 9 мая 1707 (1707-05-09) (70 лет). Вольный город Любек, Священная Римская империя |
Род занятий | |
Работы | Список произведений Дитериха Букстехуде |
Дитериха Букстехуде (Немецкий: ; датский : Дидерих, произносится ; ок. 1637/39 - 9 мая 1707) был датско-немецким органистом и композитор периода барокко. Его органные произведения составляют центральную часть стандартного органного репертуара и часто исполняются на сольных концертах и церковных службах. Он сочинял самые разные вокальные и инструментальные идиомы, и его стиль оказал сильное влияние на многих композиторов, в том числе на его ученика Иоганна Себастьяна Баха. Сегодня Букстехуде считается одним из самых важных композиторов в Германии середины барокко.
Считается, что он родился с именем Дидерих Букстехуде. Его родителями были Йоханнес (Ханс Йенсен) Букстехуде и Хелле Йесперсдаттер. Его отец происходил из Ольдесло в герцогстве Гольштейн, которое в то время входило в состав датских королевств в Северной Германии. Ученые оспаривают как год, так и страну рождения Дитериха, хотя большинство из них теперь признают, что он родился в 1637 году в Хельсингборге, Сконе, в то время являвшемся частью Дании (но теперь часть Швеции ). В его некрологе говорилось, что «он признал Данию своей родной страной, откуда он приехал в наш регион; он прожил около 70 лет». Другие, однако, утверждают, что он родился в Олдесло. Позже в своей жизни он онанизировал свое имя и начал подписывать документы Дитрих Букстехуде.
Его отец - Йоханнес Букстехуде - был органистом в Св. Церковь Олафа в Хельсингёре. Дитрих работал органистом сначала в Хельсингборге (1657–1658), а затем в Хельсингёре (1660–1668). Церковь Святой Марии в Хельсингёре - единственная церковь, где работал Букстехуде, где орган до сих пор стоит на его первоначальном месте.
Последний пост Букстехуде от 1668 года был на Мариенкирхе, Любеке, где было два органа, один большой для больших служб и маленький для молитв и похорон. Там он стал преемником Франца Тандера и во многом пошел по стопам своего предшественника. Он женился на дочери Тандера Анне Маргарет в 1668 году - нередко мужчина женился на дочери своего предшественника по его роду занятий. У Букстехуде и Анны Маргарет было семь дочерей, которых крестили в Мариенкирхе; однако его первая дочь умерла в младенчестве. После ухода на пенсию в качестве органиста в церкви Святого Олафа его отец присоединился к семье в Любеке в 1673 году. Йоханнес умер через год, и Дитрих написал музыку для похорон. Брат Дитериха Петр, цирюльник, присоединился к ним в 1677 году.
Его должность в свободном имперском городе Любек давала ему значительную свободу в его музыкальной карьере, а его автономия была образцом для карьеры более поздних мастеров барокко, таких как как Георг Фридрих Гендель, Иоганн Маттезон, Георг Филипп Телеман и Иоганн Себастьян Бах. В 1673 году он реорганизовал серию вечерних музыкальных представлений, инициированных Тандером, известных как Abendmusik, которые привлекали музыкантов из разных мест и оставались характерной чертой церкви до 1810 года. В 1703 году Гендель и Маттезон побывали в познакомьтесь с Букстехуде, который к тому времени был уже пожилым и готовился уйти на пенсию. Он предложил свое место в Любеке Генделю и Маттесону, но оговорил, что органист, взошедший на него, должен жениться на его старшей дочери Анне Маргарете. И Гендель, и Маттезон отклонили предложение и ушли на следующий день после прибытия. В 1705 году И. Бах, в то время молодой человек двадцати лет, прошел от Арнштадта до Любека, на расстояние более 400 километров (250 миль), и пробыл там почти три месяца, чтобы послушать Abendmusik, встретиться с выдающимся любекским органистом., послушать его игру и, как объяснил Бах, «понять одно и другое в его искусстве». В дополнение к своим музыкальным обязанностям Букстехуде, как и его предшественник Тундер, служил церковным казначеем.
Хотя более 100 вокальных композиций Букстехуде сохранились, очень немногие из них были включены в важные собрания немецких рукописей того периода, и до начала двадцатого века Букстехуде был рассматривается в первую очередь как клавишник. Его сохранившаяся церковная музыка хвалят за высокие музыкальные качества, а не за ее прогрессивные элементы.
Основная часть творчества Букстехуде состоит из вокальной музыки, охватывающей широкий спектр стилей и органных произведений, в основном сосредоточенных на хоральных постановках и крупномасштабных секционных формах. Камерная музыка составляет незначительную часть из сохранившихся произведений, хотя единственными камерными произведениями Букстехуде, опубликованными при его жизни, были четырнадцать камерных сонат. К сожалению, многие композиции Букстехуде утеряны. Например, либретто для его ораторий сохранились; но ни одна из партитур не соответствует, что особенно прискорбно, поскольку его немецкие оратории кажутся образцом для более поздних произведений Иоганна Себастьяна Баха и Георга Филиппа Телемана. Еще одно свидетельство утраченных работ Букстехуде и его современников можно найти в недавно обнаруженном каталоге музыкального аукциона 1695 года в Любеке.
Коллекция Густава Дюбена и так называемая любекская табулатура A373 - две самые важные источники вокальной музыки Букстехуде. Первый включает несколько автографов, как на немецкой органной табулатуре, так и в партитуре. Обе коллекции, вероятно, были созданы при жизни Букстехуде и с его разрешения. Копии, сделанные разными композиторами, являются единственными сохранившимися источниками органных произведений: настройки хора в основном передаются в копиях Иоганном Готфридом Вальтером, в то время как копии Готфрида Линдеманна и других сосредоточены на свободных произведениях. Рукопись Иоганна Кристофа Баха особенно важна, так как она включает три известных произведения остинато, а также знаменитую Прелюдию и Чакону до мажор, BuxWV 137. Хотя сам Букстехуде, скорее всего, писал в органной табулатуре, большинство копий имеют стандартную нотную запись.
Девятнадцать прелюдий (или прелюдий) органов составляют основу творчества Букстехуде и в конечном итоге считаются его самым важным вкладом в музыкальную литературу семнадцатый век. Это отрывочные композиции, чередующиеся между свободной импровизацией и строгим контрапунктом. Обычно это либо фуги, либо пьесы, написанные в фугальной манере; все они интенсивно используют педаль и идиоматичны для органа. Эти прелюдии вместе с пьесами Николая Бранса представляют собой высшую точку в эволюции северогерманской органной прелюдии и так называемого stylus phantasticus. Они, несомненно, находились под влиянием Дж. Бах, чьи органные прелюдии, токкаты и фуги часто используют схожие техники.
Прелюдии весьма разнообразны по стилю и структуре, и поэтому их трудно классифицировать, поскольку нет двух одинаковых праелудий. Фактуру прелудии Букстехуде можно охарактеризовать как свободную или фугальную. Они состоят из строгой диатонической гармонии и вторичных доминант. По структуре обычно есть вводная часть, фуга и постлюдия, но эта базовая схема очень часто расширяется: и BuxWV 137, и BuxWV 148 включают полноценную чакону вместе с фугальными и токкатоподобными письмами в других разделах, BuxWV 141 включает в себя две фуги, секции имитационного контрапункта и партии с аккордовой письменностью. Прелудии Букстехуде не круговые, и здесь нет перепросмотра. Фугальная тема, когда она повторяется, делает это по-новому, изменившись. Несколько штук меньше по объему; например, BuxWV 144, состоящий только из короткой импровизационной прелюдии, за которой следует более длинная фуга. Разделы могут быть явно разделены в партитуре или переходить одна в другую, причем одно окончание, а другое начало в одном такте. Текстура почти всегда по крайней мере трехголосная, со многими примерами четырехголосной полифонии и случайными разделами по пять голосов (BuxWV 150 является одним из примечательных примеров с пятиголосной структурой, в которой два голоса принимаются педаль).
Вводные разделы всегда импровизируют. Прелюдии почти всегда начинаются с единственного мотива в одном из голосов, который затем обрабатывается имитирующе на протяжении одного или двух тактов. После этого во введении чаще всего подробно рассматривается этот мотив или его часть, или короткий мелодический зачаток, который передается от голоса к голосу в трех- или четырехголосном полифоническом письме, как показано в Примере 1:
Пример 1 : Это вступление из Прелюдии фа мажор, BuxWV 145. Мотивное взаимодействие, показанное здесь, в котором короткий мотив переходит от одного голоса к другому, иногда звучащий одновременно двумя голосами, часто использовался Букстехуде в его прелюдии, часто расширяемые до четырех голосов с интенсивным использованием педали.Иногда во вступлении участвуют параллельные 3, 6 и т. д. Например, BuxWV 149 начинается с одного голоса, переходит к параллельному контрапункту для девяти тактов, а затем переходит в текстуру, описанную выше. Импровизационные интерлюдии, свободные отрывки и постлюдии могут использовать широкий спектр техник, от различных видов имитационного письма (техника, описанная выше, или «фуги», которые растворяются в гомофоническом письме и т. Д.), До различных форм немотивного взаимодействия. между голосами (арпеджио, аккордовый стиль, фигурация над точкой педали и т. д.). Знаки темпа часто присутствуют: разделы Адажио, записанные в аккордах целых и половинных нот, имитирующие разделы Vivace и Allegro и другие.
Пример 2 : Субъекты фуги из BuxWV 137, BuxWV 140, BuxWV 142 (два) и BuxWV 153Количество фуг в прелюдии варьируется от одной до трех, не считая секций, свободных от псевдофугальных фуг.. Фуги обычно используют четыре голоса с широким использованием педали. Большинство предметов имеют среднюю длину (см. Пример 2), часто с некоторой степенью воздействия (повторение нот, особенно в BuxWV 148 и BuxWV 153), широкими прыжками или упрощенными пробегами 16-х нот. Одним из заметных исключений является фуга в BuxWV 145, в которой используется тема с шестью тактами. Ответы обычно тональные, по шкале 1 и 5, реальная модуляция незначительна. Могут использоваться стретто и параллельные записи, уделяя особое внимание последнему. Появляются короткие и простые контрсубъекты, которые могут немного изменить свою форму в течение фуги. По своей структуре фуги Букстехуде представляют собой серию экспозиций, в которых нетематический материал появляется довольно редко, если вообще появляется. Однако есть некоторые вариации в том, как они построены: в первой и последней фугах BuxWV 136 второй голос не излагает предмет, как он входит во время первоначального изложения; в BuxWV 153 вторая экспозиция использует субъект в его перевернутой форме и т. д. Сюжеты фуги конкретной прелюдии могут быть связаны, как в Фробергере и Фрескобальди ricercars и канцоны (BuxWV 150, 152 и т. Д.):
Процедура фуги растворяется в конце фуги, когда за ней следует свободная часть, как показано в примере 4:
Пример 4 : Растворение фуги перед свободным разделом. К последней записи испытуемого (на педали) присоединяется самый высокий голос, участвующий в гамме.Другие произведения Букстехуде, в которых используется свободное письмо или секционная структура, включают произведения под названием toccata, praeambulum и т. Д. Все они похожи на praeludia с точки зрения конструкции и используемых техник, за исключением того, что в некоторых из этих произведений не используются педальные переходы или они используются очень простым способом (острие педали, которое остается на протяжении большей части произведения и т. д.). Хорошо известная пьеса - BuxWV 146 в редкой тональности фа-диез минор; Считается, что эта прелюдия была написана Букстехуде специально для себя и своего органа, и что у него был свой собственный способ настройки инструмента, чтобы учесть тональность, редко используемую из-за среднего темперамента.
Всего Букстехуде сохранилось более 40 хоральных декораций, и они представляют собой наиболее важный вклад в жанр в 17 веке. Его настройки включают хоральные вариации, хоральные ричеркары, хоральные фантазии и хоральные прелюдии. Основным вкладом Букстехуде в органный хорал являются его 30 коротких хоральных прелюдий. Хоральные прелюдии обычно представляют собой четырехчастные cantus firmus настройки одной строфы хорала; мелодия представлена в искусно украшенной версии в верхнем голосе, три нижних части вступают в некую форму контрапункта (не обязательно подражательного). Большая часть хоральных установок Букстехуде находится в этой форме. Вот пример из хорала Ein feste Burg ist unser Gott BuxWV 184:
Начальные такты Ein feste Burg ist unser Gott BuxWV 184. Выделяется орнаментальный хорал в верхнем голосе, оригинальная мелодия для две присутствующие здесь линии показаны на отдельных нотоносцах. Обратите внимание на основные имитационные линии в тактах 6–8 и 13–15.Орнаментированный cantus firmus в этих пьесах представляет собой значительную разницу между северогерманской и южногерманской школами ; Иоганн Пахельбель и его ученики почти всегда оставляли хоральную мелодию без прикрас.
Хоральные фантазии (современный термин) - это масштабные виртуозные отрывочные композиции, которые охватывают целую строфу текста и чем-то похожи на хоровые концерты в трактовке текста: каждый стих разрабатывается отдельно, что позволяет для технически и эмоционально контрастных участков в одной композиции. Благодаря наличию контрастных текстур эти изделия напоминают праелудию Букстехуде. Букстехуде был осторожен с правильной постановкой слов, уделяя особое внимание ударению и интерпретации. Каждый раздел также тесно связан с текстом соответствующих строк (хроматические разделы для выражения печали, фуги для выражения радости и т. Д.). Примеры включают фантазии на тему [гимна] s Gelobet seist du, Jesu Christ BuxWV 188, Nun freut euch, lieben Christen g'mein BuxWV 210, Nun lob, mein Seel, den Herren BuxWV 213 и Wie schön leuchtet der Morgenstern, BuxWV 223.
Вариации хора Букстехуде обычно двух или трехголосные. Они состоят из примерно 3–4 вариаций, из которых только одна может использовать педаль. Эти пьесы не так важны для развития формы и не так развиты, как вклад Пахельбеля или Бема в жанр. Есть только несколько вариаций хора, и нет никаких отличительных качеств, которые их характеризуют.
Пьесы, которые не попадают ни в один из трех типов, - это Auf meinen lieben Gott BuxWV 179, что весьма необычно для время, танцевальная сюита на основе хорала и сюита на основе песнопения (Magnificats BuxWV 203–5 и Te Deum laudamus, BuxWV 218), которые структурно похожи на хоральные фантазии.
Три остинато басовых сочинения Букстехуде - два chaconnes (BuxWV 159–160) и пассакалия (BuxWV 161 ) - наряду с шестью органными шаконнами Пахельбеля не только представляют собой отход от традиционного стиля чаконы, но также являются первым действительно развитым северогерманским вкладом в развитие жанра. Они являются одними из самых известных произведений Букстехуде и оказали влияние на многих композиторов после него, в первую очередь на Баха (чей орган пассакалия создан по образцу Букстехуде) и Иоганнеса Брамса. В пьесах есть множество связанных секций с множеством подвесов, меняющихся метров и даже настоящей модуляции (в которой паттерн остинато переносится в другую тональность).
Некоторые из praeludia также используют модели остинато. Прелудий до мажор, BuxWV 137, начинается с длинного педального соло и заканчивается не постлюдью из арпеджио и гамм, а сравнительно короткой чаконой, построенной на трехтактовом остинато на педали:
соль минор, BuxWV 148, в котором образец остинато происходит от сюжета одной из фугальных частей, также заканчивается чаконой. Кроме того, другой праелудий соль минор, BuxWV 149, вначале использует повторяющийся басовый паттерн.
В остальной клавишной музыке Букстехуде педали не используются. Из произведений для органа несколько клавишных канцон - единственные строго контрапункциональные пьесы в творчестве Букстехуде и, вероятно, были составлены с учебными целями. Также есть три пьесы с надписью «фуга»: только первая, BuxWV 174, представляет собой настоящую фугу. BuxWV 175 - это скорее канцона (две части, фугальные и на одну и ту же тему), а BuxWV 176 больше похожа на типичную прелюдию Букстехуде, только начинающуюся с фуги, а не с импровизационной части, и только для руководств.
Также имеется 19 клавесинных сюит и несколько вариационных наборов. Люксы следуют стандартной модели (Allemande - Sarabande - Courante - Gigue), иногда исключают движение, а иногда добавляют вторую сарабанду или пару двойных. Как и у Фробергера, во всех танцах, кроме жигов, используется французская лютня стиль бризе, причем сарабанды и куранты часто являются вариациями аллеманды. Жиги используют базовый имитационный контрапункт, но никогда не доходят до фуги жигу в хоральных фантазиях или фугального письма, наблюдаемого в прелюдиях для органа. Возможно, более развитое письмо Букстехуде на клавесине просто не сохранилось: в своих сочинениях Иоганн Маттезон упомянул цикл из семи сюит Букстехуде, изображающих природу планет, но эти части утеряны.
Несколько наборов арий с вариациями, на удивление, намного более развиты, чем вариации органного хорала. BuxWV 250 La Capricciosa, возможно, вдохновила Баха на создание вариаций Гольдберга BWV 988: у обеих есть 32 вариации (включая две арии вариаций Гольдберга); есть ряд общих черт в структуре отдельных движений; оба включают вариации форм различных танцев; оба соль мажор; и Бах был знаком с работами Букстехуде и восхищался им, как было сказано выше.
Organ music
Wikimedia Commons has media related to Dieterich Buxtehude. |