Шесть струнных квартетов, соч. 76, с помощью Гайдны были составлены в 1797 или 1798, и посвященный венгерский граф Джозеф Георг фон Erdődy (1754-1824). Они составляют последний комплект струнных квартетов, сочиненных Гайдном. Во время комиссии Гайдн работал при дворе князя Николая Эстерхази II и писал ораторию «Сотворение мира», а также ежегодную мессу принцессы Марии Герменегильд Эстерхази.
Хотя отчеты, оставленные посетителями поместья Эстерхази, указывают на то, что квартеты были завершены к 1797 году, согласно соглашению об эксклюзивности они не публиковались до 1799 года. Переписка между Гайдном и его венским издателем Артарией выявляет путаницу в отношении их освобождения: Гайдн обещал господам. Longman Clementi amp; Co. в Лондоне получили первые права на публикацию, но отсутствие связи заставило его опасаться, что их публикация в Вене также может быть, непреднамеренно, их первым появлением в полном объеме. В действительности их публикация в Лондоне и Вене была почти одновременной.
Op. 76 квартетов являются одними из самых амбициозных камерных произведений Гайдна, которые больше, чем их предшественники, отклоняются от стандартной сонатной формы, и каждый подчеркивает свою тематическую преемственность посредством бесшовного и почти непрерывного обмена мотивами между инструментами. Помимо того, что не используется ожидаемая сонатная форма в некоторых первых частях струнных квартетов, Гайдн использует необычные формы в других частях, таких как канон, фэнтези и альтернатива. Он также играет с обозначениями темпа, ключевыми сигнатурами и многими секциями с акцентом на альте и виолончели. Чарльз Берни написал Гайдну, восхваляя эти нововведения:
... они полны изобретений, огня, хорошего вкуса и новых эффектов и кажутся продуктом не выдающегося гения, который уже так много и так хорошо написал, а одного из высококвалифицированных талантов, который потратил ни одного его огня раньше.
Набор - один из самых известных сборников струнного квартета Гайдна.
Этот квартет соль мажор имеет разные номера: № 60, № 40 (в Первом издании Гайдна (FHE) и № 75 (в каталоге Hoboken, где его полное обозначение - Hob.III: 75). Он состоит из четырех движения:
Хотя его открывающая тональная подпись указывает на то, что произведение написано в соль мажоре, квартет входит и выходит из соль минор, а последняя часть начинается в тональности соль минор.
Алла Бреве написана соль мажор, в сонатной форме. После краткого вступления экспозиция начинается с такта 3, заканчиваясь доминирующей тональностью ре мажор в такте 88. Раздел развития длится с такта 89 до 139, а перепросмотр начинается соль мажор в такте 140.
Написано до мажор и 2 4время движение использует форму сонаты. Он имеет гимн, как характер и сравнивали с медленными движениями Моцарта «s Jupiter симфонии и собственной Гайдна 99th симфонии.
Третья часть соль мажор - это менуэт, но, что необычно для менуэта, написанного в это время, указатель темпа - Престо, что придает ему ощущение скерцо при игре. Раздел трио более лиричный и показывает первую скрипку играет на Ländler то время как в сопровождении пиццикато.
Финал, alla breve в форме сонаты, написан солью минор, а не ожидаемой солью мажор, создавая необычную, более мрачную атмосферу, пока соль мажор не возвращается в коде движения.
Этот квартет ре минор имеет номера № 61, № 41 (в FHE) и Hob.III: 76. В связи с падением идеальных квинт в начале, он известен как квартет пятых (или, по-немецки, квинтенов). Движения:
Он написан ре минор, обычное время, в форме сонаты. Мотив падающих пятых доминирует в разделе экспозиции и широко представлен в разделе разработки с использованием инверсии, стретто и других устройств.
Это тройная форма вариации в ре мажоре и6 8 время.
Минуэт нашей эры в 3 4время. Необычно то, что движение написано как канон, а часть трио написана в тонической мажорной тональности, а не в относительной тональности (ре мажор). Он получил название «Менуэт ведьм» (« Hexenminuett »). Менуэт на самом деле состоит из двух частей: две скрипки играют (в параллельных октавах) над альтом и виолончель (также играющая в параллельных октавах), которые следуют на один такт позади скрипок. Гайдн ранее использовал канон из двух частей, в котором нижняя струна замыкала верхние струны на один такт в менуэте своей 44-й симфонии.
Последняя часть ре минор и 2 4время, использует сонатную форму. Он заканчивается ре мажор.
Квартет № 62 до мажор, соч. 76, № 3, может похвастаться прозвищем « Император» (или Кайзер), потому что во второй части есть набор вариаций на « Gott erhalte Franz den Kaiser » («Боже, храни императора Франциска»), гимна, который он написал для императора Франциска II., который позже стал государственным гимном Австро-Венгрии. Эта же мелодия известна современным слушателям благодаря ее более позднему использованию в немецком государственном гимне Deutschlandlied, который используется со времен Австро-Венгрии и нацистской эпохи. Квартет состоит из четырех частей:
Первая часть квартета находится в домашней тональности до мажор, в обычное время, и написана в форме сонаты. Вторая часть, отрезок времени соль мажор, представлена в форме строфических вариаций с темой «Императорский гимн». Третья часть до мажор и ля минор представляет собой стандартный менуэт и трио. Четвертая часть до минор и до мажор в сонатной форме.
Самуэль Адлер выделил вторую часть этого произведения как выдающийся пример того, как играть на струнных инструментах, наблюдая за финальной вариацией движения:
Это замечательный урок оркестровки, поскольку слишком часто крайности в диапазоне теряются слишком рано в работе, и в результате окончательное наращивание приводит к неудачам. Другой формальный фактор, на который следует обратить внимание, - это то, что вся структура представляет собой скопление элементов, которые медленно вошли в гармоническую и контрапунктическую схему в ходе вариаций и стали естественной частью высказывания [то есть темы].
Квартет № 63 B ♭ мажор, соч. 76, № 4, получил прозвище « Восход» из-за нарастающей темы над продолжительными аккордами, с которых начинается квартет. Он состоит из четырех частей:
Открытие механизма начинается таким образом, что, казалось бы, это противоречит маркировке allegro con spirito. Вторая скрипка, альт и виолончель поддерживают тонический аккорд, в то время как первая скрипка играет мелодию ( мотив «восхода солнца») сверху. В такте 7 те же инструменты поддерживают доминирующий септаккорд, в то время как первая скрипка снова играет нарастающее соло наверху. В такте 22 все инструменты достигают сильной стороны, и характер allegro con spirito проявляется через движение шестнадцатой ноты и живое стаккато восьмых нот, перемещающихся между частями. В такте 37 возвращается открывающая тема восхода солнца, на этот раз с соло в виолончели и устойчивыми аккордами в скрипках и альте. Оживленная секция шестнадцатой ноты возвращается в такте 50, начиная с шестнадцатой ноты виолончели, переходящей к альту и, наконец, к скрипкам. В мере 60, все инструменты уронить на фортепиано в течение шесть-Measure стаккато восьмых нот раздела перед прыжками на всю шестнадцатую ноту фортиссимо в мере 66, чтобы закончить экспозицию.
Развитие по мере 69 начинается с одной и той же текстуры, как открытие движения-с 2 скрипки, альта и виолончели поддержания аккорд в то время как первая скрипка играет соло на вершине. Первый аккорд, поддерживаемый тактами 69–72, представляет собой аккорд ре минор, относительный минор доминанты, фа мажор. Второй аккорд, выдержанный от баров 75-79, является F ♯ уменьшенный септаккорд, разрешающие соль минор в меру 80, что означает возвращение торгов движущихся шестнадцатые ноты. Следующие пять тактов вращаются вокруг соль минор, только для модуляции до E ♭ мажор в такте 86. Основная тональность длится всего два такта, поскольку она смещается в фа минор в такте 88, F ♯ уменьшается в такте 89 и соль минор в такте 90. В такте 96 скрипки играют стаккато восьмых нот, за которыми следуют восьмые паузы, в то время как альт и виолончель заполняют восьмую ноту скрипок своими восьмыми нотами. Это создает образец для остальной части развивающей части, в которой один инструмент, в основном 1-я скрипка (в тактах с 98 по 102), заполняет восьмой паузу одиночной восьмой нотой, таким образом давая каждому такту устойчивую восьмую. обратите внимание на пульс.
На протяжении всего этого раздела динамика постепенно снижается от форте к пианиссимо посредством poco a poco decrescendo. Когда, наконец, достигается пианиссимо в такте 105, начинается повторный переход к перепросмотру, заканчивающийся доминирующим септаккордом (F) исходной тональности, B ♭ мажор.
В такте 108 начало перепросмотра начинается так же, как начало экспозиции, со 2-й скрипкой, альтом и виолончелью, поддерживающими тонический аккорд, а 1-я скрипка играет мотив восхода солнца над ним. В такте 135 возвращается секция шестнадцатой ноты allegro con spirito в 1-й скрипке, перемеженная восьмыми нотами стаккато в других инструментах. В шестнадцатом разменять на 2 - й скрипку, кульминация все-приборный унисон в мере 140. После этого открытия тема снова возвращается, с соло линией, начиная с виолончелью и двигаться вверх через альт на 2 - й скрипку. В такте 151 крещендо всех струнных к возвращающейся теме шестнадцатой ноты в такте 152.
В такте 162 возвращается секция компромисса стаккато с восьмой нотой в тонической тональности и динамике фортепиано. Фортиссимо появляется в мере 172, начиная свинец в I 7 хорды фермату. Начиная со следующего такта, альт и две скрипки передают друг другу вступительный мотив восхода солнца по такту, в то время как остальные инструменты поддерживают аккорды. Тоника возвращается в такте 181 с кратким тизером восьмой ноты стаккато, которая заменяется шестнадцатыми нотами, сыгранными всеми инструментами в динамике фортиссимо. В последние три бара, все четыре инструмента играют последовательность тоника B ♭ мажорные аккорды.
Квартет № 64 ре мажор, соч. 76, № 5, состоит из четырех частей:
Первая часть (ре мажор, 6 8time) отходит от сонатной формы первых четырех к тому, что Робин Голдинг описывает как «неортодоксальные вариации». Второе движение, написанное в F ♯ основного в время разреза, в сонатной форме. Третья часть ре мажор и ре минор представляет собой стандартный менуэт и трио, в то время как ре мажор четвертой части сокращает время Престо в нестандартной сонатной форме.
Гайдна, соч. 76, № 5, получил прозвище « Ларго и Фридхофсквартет» («Кладбище-квартет»). Оба прозвища проистекают из его существенного медленного движения, которое доминирует в произведении.
«[Это] называется Graveyard Quartet, потому что вторая часть... часто играет на захоронениях», - пишет Соня Симменауэр в своей книге Must It Be ?: Жизнь в квартете.
«В центре внимания и основная работы является расширенной Largo в необычном и дистанционном ключе F ♯ мажор,» комментарий немецкого музыкального журналист Феликс Werthschulte. «Меланхолично-красивый плач… главная тема звучит, но становится все тише и тише, прежде чем музыка, наконец, умолкает. Прощание в тонах - горестное, но в то же время торжественное и достойное». Вертшуле добавляет, что это движение «до сих пор иногда звучит на похоронах, потому что эта музыка не только грустно звучит, но и дает утешение».
Квартет № 65 в E ♭ основным, соч. 76, № 6, состоит из четырех частей:
Струнный квартет отходит от общепринятых норм струнного квартета своего времени, включая такие инновации, как изменение размеров, импровизированные темы и нарушение традиционных форм, таких как сонатная форма и бинарные формы, а также цитирование целой темы из другого струнного квартета.
Написано в 2 4time, вместо использования типичной сонатной формы, она написана в форме строфической вариации.
Фантазия, написанная в тональности си мажор (без ключевой подписи ) в3 4время. По словам Келлера, автора «Великих квартетов Гайдна», композитор в другой тональности цитирует свою вторую часть из соч. 76, нет. 4 квартет "Восход". Действительно, два основных мотива идентичны, если не считать различия в тональности: первая скрипка начинается на ноте ключа в каждой, опускается на полтона и возвращается к исходной ноте в обоих движениях, причем все это происходит с размытостью.3 4время. Кроме того, в обеих пьесах альт и виолончель играют невнятную последовательность нот в 3-й, 4-й, 3-й и 1-й, 2-й, 1-й ступенях гаммы соответственно. Все это происходит, когда 2-я скрипка удерживает 5-ю ступень шкалы на протяжении такта.
Форма менуэта в 3 4время, использующее старую форму, в которой раздел менуэта находится в стандартной двоичной форме, в то время как альтернативный раздел (один единственный неповторяющийся раздел) заменяет более распространенное трио (в двоичной форме с двумя повторяющимися разделами). Альтернативный раздел построен на серии восходящих и нисходящих ямбических гамм, где Гайдн несколько раз переворачивает инструменты от скрипки I к виолончели, а затем виолончели через скрипку I.
Безумный финал, в 3 4время. Это сонатная форма. «Это очень захватывающая музыка, навсегда обманывающая слушателя относительно того, где находится главный ритм».