Вольфганг Рим (родился 13 марта 1952 г.) - немецкий композитор и педагог. Он является музыкальным руководителем Института новой музыки и медиа в Университете музыки Карлсруэ и был композитором на Люцернском фестивале и Зальцбургском фестивале.. Он был удостоен звания офицера Ordre des Arts et des Lettres в 2001 году. Его музыкальная работа включает более 500 произведений. В 2012 году The Guardian написал: «Огромный результат и поразительное разнообразие стилей и звуков».
Содержание
- 1 Карьера
- 2 Награды
- 2.1 Почетные докторские степени
- 2.2 Членство
- 3 Известные ученики
- 4 Произведения
- 4.1 Сценические произведения
- 4.2 Оркестровые произведения
- 4.3 Concertante
- 4.4 Струнный квартет
- 4.5 Вокальные произведения
- 4.6 Хоровые произведения
- 4.7 Сольные инструменты
- 4.8 Соло для фортепиано
- 4.9 Органное соло
- 5 Сочинения
- 6 Источники
- 7 Дополнительная литература
- 8 Внешние ссылки
Карьера
Рим родился 13 марта 1952 года в Карлсруэ. Он закончил школу и изучал теорию музыки и композицию в Hochschule für Musik Karlsruhe с [de ] в 1972 году, за два года до премьеры его раннего произведения «Морфония» в 1974 Донауэшингенский фестиваль начал свою карьеру как выдающийся деятель европейской новой музыкальной сцены. Ранние работы Рима, сочетающие современные методы с эмоциональной неустойчивостью Малера и раннего экспрессионистского периода Шёнберга, многими рассматривались как бунт против авангардное поколение Булез, Штокхаузен (с которыми он учился в 1972–73) и др., И привело к большому количеству заказов в следующих лет. С 1973 по 1976 год он изучал композицию у Клауса Хубера во Фрайбурге-им-Брайсгау. Другими учителями были Вольфганг Фортнер и Хамфри Сирл. В конце 1970-х - начале 1980-х с его именем было связано движение под названием New Simplicity. В 1978 году он стал инструктором в Darmstädter Ferienkurse. С 1985 года Рим является профессором композиции в Высшей школе музыки Карлсруэ. Его работы до сих пор продолжают пробивать себе дорогу экспрессионистами, хотя влияние Луиджи Ноно, Гельмута Лахенманна и Мортона Фельдмана, среди прочих, значительно повлияло на его стиль.
Рим - чрезвычайно плодовитый композитор, у него есть сотни завершенных партитур, большая часть которых еще не записана для коммерческого использования. (См. Список произведений Вольфганга Рима на немецком языке или список произведений IRCAM на французском языке). Он не всегда считает законченное произведение последним словом по предмету - например, оркестровое произведение Ins Offene... (1990) было полностью переписано в 1992 году, а затем использовано в качестве основы для своего фортепианного концерта Sphere (1994), прежде чем фортепианная партия «Сферы» была переработана для фортепианного сольного произведения «Nachstudie» (также 1994). (В 2002 году Рим также выпустил новую версию Nachstudie, Sphäre nach Studie, для арфы, двух контрабасов, фортепиано и ударных, а также новую версию Sphere, названную Sphäre um Sphäre, для двух фортепиано и камерного ансамбля.) Среди произведений - тринадцать струнных квартетов, оперы Die Hamletmaschine (1983–1986, текст Хайнера Мюллера ) и Die Eroberung von Mexico ( 1987–1991, по текстам Антонена Арто ), более двадцати песенных циклов, оратория Deus Passus (1999–2000) по заказу Internationale Bachakademie Stuttgart, произведение камерного оркестра Jagden und Formen (1995–2001), более тридцати концертов и ряд связанных с ними оркестровых произведений, носящих название Vers une symphonie fleuve. Нью-Йоркский филармонический оркестр представил премьеру комиссии Рима 2004 года «Два других движения». В 2008 году Рихм создал KOLONOS | 2 Фрагмента Гёльдерлина по мотивам Софокла для оркестра и контртенора, премьера которого состоялась в Бад Вильдбаде с контртенором Маттиас Рексрот.
Приглашенный Вальтер Финк, он был пятым композитором, представленным в ежегодном Komponistenporträt фестиваля Rheingau Musik Festival в 1995 году, в двух программах камерной музыки и Lied, а также Роберта Шумана, в том числе его произведения Fremde Szene I для фортепианного трио, Vier Lieder на стихи Пауля Целана, Klavierstück 7, Klavierstück 6, Das Rot, шесть песен на стихи Каролин фон Гюндерроде, Антлитц для скрипки и фортепиано, и Fremde Szene III. В 1995 году он внес вклад Communio (Lux aeterna) в Реквием примирения. Он получил почетную докторскую степень Свободного университета Берлина в 1998 году. В 2003 году он получил Музыкальную премию Эрнста фон Сименса.
. В марте 2010 года Симфонический оркестр BBC выступил музыку Рима в один из их выходных «полного погружения» в Barbican Center, Лондон. Записи с этих выходных были использованы для трех программ «Слушай и сейчас» на BBC Radio 3, посвященных его работе. 27 июля 2010 года на Зальцбургском фестивале состоялась мировая премьера оперы Рима Дионис, основанной на позднем цикле стихов Ницше Дионисийско-дифирамбы. Автор Инго Мецмахер, дизайн Джонатан Миз. Этот спектакль был признан журналом Opernwelt мировой премьерой года (Uraufführung des Jahres) 2010/11 года. Он пересмотрел свой «Gegenstück» (2006) для бас-саксофона, ударных и фортепиано, премьера которого состоялась 16 августа 2010 года в Trio Accanto в ознаменование 80-летия Вальтера Финка. Анн-Софи Муттер представила свою премьеру. Концерт для скрипки с оркестром Lichtes Spiel (Light Games) в Avery Fisher Hall с New York Philharmonic 18 ноября 2010 года.
Awards
- 1978 Kranichstein Music Prize
- 1978 г. Премия Райнхольда Шнайдера города Фрайбурга
- 1981 Премия Бетховена города Бонна
- Премия Рольфа Либермана 1986 г. за его оперу «Гамлет-машина»
- Премия 1997 года за музыкальную композицию от Фонда принца Пьера
- Приз Якоба Буркхардта 1998 года от Фонда Иоганна Вольфганга фон Гете
- 2000 Премия Баха Свободного и Ганзейского города Гамбург
- Премия Королевского филармонического общества 2001 г. за работу «Охота и формы» (Jagden und Formen)
- 2001 г. Сотрудник отдела искусств и литературы Министерства иностранных дел Франции
- 2003 Музыкальная премия Эрнста фон Сименса
- 2004 Медаль за заслуги перед государством Баден-Вюртемберг
- 2012 Pour le Mérite
- 2014 Большой крест за заслуги перед звездой Федеративной Республики Германии
- 2014 Баварский Орден Максимилиана в области науки и искусства
- 2014 Премия Роберта Шумана в области поэзии и музыки
- 2017 Европейская премия церковной музыки
- Премия Экуменического фонда Библии и культуры за 2018 год
- 2019 Премия немецких музыкальных авторов (прижизненное достижение)
Почетные докторские степени
Членство
Известные студенты
Работы
Сценические работы
- Фауст и Йорик (1976)
- Якоб Ленц (1977–1978)
- Die Hamletmaschine (19 83–1986)
- (1986–1987)
- Die Eroberung von Mexico (1987–1991)
- (1993–1994)
- Дионис (2009 –2010)
Оркестровые произведения
- Form / 2 Formen (второе состояние)
- Форма Gejagte (первая версия)
- Форма Gejagte (вторая версия)
- IN -SCHRIFT (1995)
- Эрнстер Гесанг (1996)
- Jagden und Formen
- Jagden und Formen (состояние 2008)
- Симфония № 1, соч.. 3
- Симфония № 2 (первая и последняя часть)
- Суб-Контур для большого оркестра
- Vers une symphonie fleuve I – IV
- IN- SCHRIFT 2 (2013)
Concertante
- Violin
- Gesungene Zeit
- Lichtes Spiel
- COLL'ARCO
- Viola
- Концерт для Альт с оркестром
- Концерт для альта с оркестром № 2
- Виолончель
- Konzert in einem Satz
- Monodram
- Styx und Lethe
- Concerto en Sol (2018)
- Струнный квартет
- Clarinet
- Musik für Klarinette und Orchester
- Oboe
- Musik für Гобой и оркестр
- Фагот
- труба
- Гебильд
- Марсий, Рапсодия для тромпета с Schlagzeug und Orchester
- Тромбон
- Фортепиано
- Harp
- Organ
Струнный квартет
- Grave
- Quartettstudie
- Струнный квартет №1
- Струнный квартет №2
- Струнный квартет № 3
- Струнный квартет № 4
- Струнный квартет № 5
- Струнный квартет № 6
- Струнный Квартет № 7
- Струнный квартет № 8
- Струнный квартет № 9
- Струнный квартет № 10
- Струнный квартет № 11
- Струнный квартет № 12
- Струнный квартет № 13
Вокальные произведения
- Голос и оркестр
- Fünf Abgesangsszenen
- Drei späte Gedichte von Heiner Мюллер
- Ernster Gesang mit Lied
- Frau / Stimme
- Hölderlin -Fragmente
- Lenz-Fragmente
- Penthesilea Monolog
- Rilke : Vier Gedichte
Голос и фортепиано
- Gesänge, Op. 1 (1968–71)
- «Untergang» (Георг Тракл )
- «Geistliche Dämmerung» (Trakl)
- «Hälfte des Lebens» (Фридрих Гёльдерлин )
- "Hochsommerbann" ()
- "Abend" (Август Штрамм )
- "Патруй" (Штрамм)
- "Кригсграб" (Штрамм)
- "Штурмангриф "(Stramm)
- " Lied "(Стефан Джордж )
- " Frühling "()
- " Verzweifelt "(Stramm)
- " Robespierre "(Георг Хейм )
- "Vorfrühling" (Reiner Maria Rilke )
- Vier Gedichte aus "Atemwende " (Пол Целан ) (1973)
- Александерлидер (1975/76) для меццо-сопрано, баритона и двух фортепиано. (Эрнст Гербек )
- Гельдерлин-Фрагменте (1976/77) версия для фортепиано
- Neue Alexanderlieder (1979) (Гербек) для баритона
- Lenz-Fragmente (1980) для тенора
- Wölfli-Liederbuch (1980/81) бас-баритон и фортепиано, с дополнительными эпизодами для 2-х басовых барабанов (орх. версия 1982)
- Das Rot (Каролина фон Гундерроде ) (1990)
- Vier Gedichte von Петер Хертлинг (1993)
- Drei Gedichte von (1997)
- Apokryph (1997) (слова на смертном одре, приписываемые Георгу Бюхнеру )
- Nebendraußen (1998) (Герман Ленц )
- Ende der Handschrift. Elf späte Gedichte von Heiner Müller (1999)
- Rilke: 4 Gedichte (2000)
- Sechs Gedichte von Фридрих Ницше (2001)
- Лавант-Жезанге (2000–01). Fünf Gedichte von Christine Lavant
- Brentano-Phantasie (2002) (Clemens Brentano )
- Eins und doppelt (2004). Fünf Lieder aus dem Zwielicht, für Bariton und Klavier.
- Abendempfindung (Arnim )
- Gingo biloba (Goethe )
- Dämmrung senkte sich von oben (Goethe)
- Ausgang (Fontane )
- Worte sind der Seele Bild (Goethe)
- Драй Гёльдерлин -Гедихте (2004)
- 2 Sprüche (2005) (Фридрих Шиллер )
- Heine zu "Seraphine" (2006). Sieben Gedichte von Генрих Гейне
Хоровые произведения
- Хор a cappella
- Хор с оркестром или ансамблем
- Deus Passus
- Astralis
- Et Lux (2015 ECM Records )
- Vigilia
Сольные инструменты
- Über die Linie (виолончель)
- Über die Linie VII (скрипка)
Фортепианное соло
- Auf einem anderen Blatt
- Brahmsliebewalzer
- Klavierstücke №№ 1–7 1970–80
- Ländler 1979
- Nachstudie
- Zwiesprache 1999
Орган так lo
Writings
- Рим, Вольфганг (1997). Mosch, Ульрих (ред.). Ausgesprochen: Schriften und Gespräche (на немецком языке). Винтертур: Амадей Верлаг. ISBN 3-7957-0395-6.
- Рим, Вольфганг; Бринкманн, Райнхольд (2001). Musik Nachdenken: Reinhold Brinkmann und Wolfgang Rihm im Gespräch (на немецком языке). Регенсбург: ConBrio Verlag. ISBN 3-932581-47-4.
- Рим, Вольфганг (2002). Mosch, Ульрих (ред.). Offene Enden: Denkbewegungen um und durch Musik (на немецком языке). Мюнхен: Hanser Verlag. ISBN 9783446201422.
Ссылки
Дополнительная литература
- Миджетт, Энн (17 января 2015 г.). «Разряженный воздух для Вольфганга Рима». Газета. Монреаль. п. 64. Получено 18 мая 2020 г. - через Newspapers.com.
- Clements, Andrew (28 августа 1998 г.). «Стили и содержание». Хранитель. Лондон. pp. 38, 43. Проверено 18 мая 2020 г. - через Newspapers.com., продолжение на странице 43.
Внешние ссылки