Helikopter-Streichquartett (англ.: Helicopter String Quartet) - одно из самых известных произведений Карлхайнца Штокхаузена и одно из самых сложных для исполнения. В его состав входят струнный квартет, четыре вертолета с пилотами, а также аудио- и видеотехника и технический персонал. Впервые она была исполнена и записана в 1995 году. Несмотря на то, что она может быть исполнена как самостоятельное произведение, она также составляет третью сцену оперы Mittwoch aus Licht («Среда из света»).
Первоначально вертолетный квартет был по заказу профессора Ханса Ландесманна из Salzburger Festspiele в начале 1991 года. Первоначальная реакция Штокхаузена заключалась в том, что он не был заинтересован в написании струнного квартета, но однажды ночью ему приснилось, что он летит над четырьмя вертолетами, каждый из которых несет участник струнного квартета; он мог видеть сквозь прозрачные вертолеты. Впоследствии он сделал несколько набросков и планов, но только в 1992–1993 годах он нашел время, чтобы составить квартет. К этому времени у него было еще несколько снов, связанных с пьесой, в том числе с участием роя пчел и скрипача, о котором Штокхаузен сказал: «Жужжание множества пчел - для меня волшебный звук». Квартет Ардитти должен был сыграть премьеру. После того, как Штокхаузен закончил свою партитуру, она была отправлена обратно профессору Ландесманну для критики. Его реакция была положительной, как и у директора Festspiele Жерара Мортье. Началась длинная серия переговоров с Festspiele и австрийской армией, которые должны были предоставить вертолеты, а также с различными телеканалами, которые транслировали этот сюжет. Частично из-за протестов Австрийской Партии зеленых, что было бы «абсолютно невозможно загрязнить воздух Австрии в результате выполнения этого Штокхаузена», в конце концов запланированная премьера 1994 года была отменена.
Первая Представления этого произведения состоялись в Амстердаме 26 июня 1995 года в рамках Голландского фестиваля с участием вертолетов Alouette из экспозиционной группы Королевских ВВС Нидерландов, The Grasshoppers. Исполнители: первый скрипач Ирвин Ардитти и летчик Марко Оливер; второй скрипач Грэм Дженнингс и пилот лейтенант Денис Янс; альтист Гарт Нокс и пилот лейтенант Роберт де Ланге; виолончелист Рохан де Сарам и пилот капитан Эрик Бёкельман. Было дано три выступления на Westergasfabriek после двух испытательных полетов в том же месте накануне и несколько ранее на аэродроме в Дилене с целью опробовать микрофоны. После этих выступлений Штокхаузен изменил партитуру, добавив около трех минут материала ближе к концу, непосредственно перед спуском, увеличив общую продолжительность с 29 до 32 минут. С момента премьеры «Вертолетный квартет» исполнялся «довольно регулярно» и стал «самым знаковым произведением классической музыки 1990-х годов», хотя и не был представлен в полном контексте в качестве третьей сцены Mittwoch aus Licht, пока постановочная премьера оперы в августе 2012 года.
В 2001 Анджелен Прельжокаж поставил эту музыку для современного танца работы под названием «Вертолет».
Цикл Лихта - в целом и во всех своих частях - серийно составлен на основе трехслойной «суперформулы». Этот принцип проектирования является продолжением последовательной техники, разработанной Штокхаузеном в начале 1950-х годов, - связи, на которую сам Штокхаузен неоднократно обращал внимание в своих теоретических объяснениях. Квартет основан на короткой части слоя Евы из сегмента среды суперформулы: D – F – G. После первоначального восхождения есть три итерации трехголосой суперформулы, каждый раз распределяемой между четырьмя инструментами, и каждый раз с линиями Михаила, Евы и Люцифера в различном вертикальном расположении. Суперформула в целом последовательно транспонируется так, что слой Евы начинается каждый раз с соответствующей высоты тона от сегмента «вертолет»: D – F – G ♭. Продолжительность трех утверждений тройной формулы также определяется ритмами небольшого «вертолетного» сегмента.
Более общие черты, обнаруженные в произведении, также характерны для последовательной ткани музыки Штокхаузена. Например, взаимопроникновение макро и микро измерений, обнаруженное в более ранних композициях, таких как Kontakte, где Штокхаузен сжимает ритм до высоты звука, или в Hymnen, где он замедляет звук гусей. пока они не станут криками футбольной толпы. Тремоло скрипки здесь, а также в предыдущей сцене Миттвока, Orchester-Finalisten, вызывают звук жужжащего комара, так что «композитор также говорит, что комар - это также крошечный вертолет», и связь между ними устанавливается. сделано скрипкой. Другой - это то, как сценический характер Вертолетного квартета образует один из четырех «последовательных вариантов»: первая и четвертая сцены оперы представляют идею общения и сотрудничества, сначала когда мировые парламентарии встречаются, чтобы обсудить тему любви, а затем, когда межпланетные делегаты рассматривают космические проблемы, в то время как вторая и эта сцены вращаются вокруг идеи создания коллективной музыки.
Третий последовательный принцип - это объединение отдельных элементов в единое целое. Это было выражено Штокхаузеном в тексте, написанном в 1953 году:
Очевидно, что самосозерцание и осознание универсального, запланированного порядка существуют сегодня «больше, чем когда-либо». С этим приходит желание придать индивидуальному тону очень специфический тон. чувство, которое превосходит мгновенное насыщение и чисто импульсивную игру организации и сочетания; ощущение, то есть музыки как представления той всеобъемлющей "глобальной" структуры, в которой все интегрировано.
В Licht это обычно проявляется в " сценические контексты, которые не связаны с одним, линейным, телеологическим повествованием, но как композиционные события в многомерном, независимом от процесса, протекающем в складках, пересекающихся или параллельных слоях, и все же удерживаются вместе принципом единообразия ". В частности, в вертолетном квартете это проявляется в пространстве, поскольку физическое разделение игроков от публики и между собой, кружащимися в небе на четырех разных вертолетах, преодолевается через использование аудиовизуального оборудования, так что «только при передаче через телевизионные экраны и громкоговорители в концертном зале четырехуровневые музыкальные события объединяются в единое целое».
A Для выступления требуются: четыре вертолета, каждый из которых оснащен пилотом и звукооператором, телевизионным передатчиком и трехканальным передатчиком звука, а также аудитория с четырьмя колоннами телевизоров и громкоговорителей, звукооператором с микшерным пультом и модератором (по желанию), как а также участники струнного квартета.
Пьеса фокусируется на мечте Штокхаузена о струнном квартете, играющем тремоло, которые так хорошо сочетаются с тембрами и ритмами лопастей ротора, что вертолеты звучат как музыкальные инструменты. Для этого используются микрофоны, расположенные так, чтобы вертолеты могли сливаться со струнными инструментами, при этом инструменты были слышны чуть громче, чем лезвия.
Пьеса воспроизводится следующим образом: Модератор, который может быть звуком киномеханик, представляет квартет, а затем объясняет технические аспекты произведения. Затем игроки уходят, будучи всегда видимыми для аудитории через видеокамеры, которые следят за ними, пока все они не дойдут до своих вертолетов и не сядут на них.
С момента взлета и до высадки музыканты и вертолеты остаются постоянно в поле зрения камер, с видео и аудио (с использованием трех микрофонов в каждом вертолете) каждого исполнителя, транслируемого на назначенную ему группу телевизионных мониторов в зале. «Земля видна через стеклянную кабину вертолета позади каждого игрока».
Затем начинается сюжет. Вертолеты кружат в радиусе 6 км от зала, постоянно меняя высоту, чтобы создать «отскок» пьесы. Все двенадцать входящих сигналов контролируются звуковой бригадой.
Спуск длится пять минут, при этом уменьшающийся звук лопастей ротора играет роль фоном, когда квартет снова входит в зал. Затем модератор отвечает на вопросы и вызывает аплодисменты.
Автор статьи для New York Times, Алекс Росс назвал премьеру «запоминающейся. спектакль »со ссылкой на виртуозную игру Ардитти и Кузнечиков. Однако его отзыв был в основном негативным:
немецкий экспериментализм в его классической форме явно исчерпал себя. Ничто так наглядно не проиллюстрировало его устаревание, как недавняя премьера на Голландском фестивале струнного квартета вертолетов Карлхайнца Штокхаузена... это не было, как утверждал г-н Штокхаузен, важным исследованием новых звуковых материалов или чем-либо значимым с чисто музыкальной точки зрения.. Это было грандиозное абсурдистское развлечение, мало чем отличавшееся от того, как Христо одевал Рейхстаг в Берлине.
Эндрю Клементс в The Guardian восхищался материально-техническим достижением Штокхаузена:
Технологические сложности создания такой вещи почти безупречно огромны (запланированное выступление в Зальцбурге в прошлом году не смогло, буквально и образно, сдвинуться с мертвой точки), и в контексте достижений Штокхаузена как композитора Квартет вертолетов может быть не очень значительным, но как напоминание о явная сила его творческой личности и организаторские способности - это замечательное, хотя и невероятно странное достижение. А какое отношение все это имеет к опере, покажет только время.
В своем обзоре для The Times, Пол Гриффитс обсуждает, как в произведении говорится о менталитете камерной музыки и намекает, что у пьесы более богатая жизнь как концепция:
Helikopter-Streichquartett говорит о психологии квартета, о том, что вы подвергаете себя риску, о вере в то, что другие придут вовремя (визуально и на слух изолированы, игроки могут получить указания только от щелчка, слышимого в наушниках) и преданности долгу... это работа, которую можно как хорошо вообразить, так и испытать. В самом деле, Helikopter-Streichquartett воображения, вероятно, будет предпочтительнее, так как одним большим разочарованием амстердамского выступления было то, что у нас было так мало ощущения того, что музыканты из квартета Ардитти находятся наверху: мониторы только что показали нам четырех парней в тесноте.
Марлиз Симонс, пишет в The New York Times, дает снимок множества критических реакций в голландской прессе:
Выступление было широко рассмотрено в голландских газетах, которые восхищались безупречным техническим качеством. доставка, но у него было меньше ушей для необычных звуков. Влиятельный NRC-Handelsblad посчитал, что «вспыльчивая музыка» грохота самолетов мешает, и сказал, что «шум лопастей создавал напряжение» в аудитории. Но Яннис Аннинос, греческий композитор, прилетевший из Афин, чтобы присутствовать на концерте, сказал, что вертолетный квартет был «великолепным произведением гения».
Мистер Штокхаузен сказал, что у него есть планы на другие выступления для квартета. Его также спросили, считает ли он возможным поднять весь оркестр на вертолетах.
"Почему нет?" - сказал он.
Первый компакт-диск был создан по заказу самих Arditti Quartet и включает в себя как запись мировой премьеры, так и студийную запись исправленной версии, которая добавляет некоторый материал, составленный после мировая премьера. Студийная запись была сделана WDR 7 декабря 1996 года в Кюртене с использованием Übertragungswagen, или мобильной студии. Они использовали четыре разные комнаты в студии, и звуки вертолета дублировались на 24-дорожечную пленку Sony.