Александр Землинский | |
---|---|
Землинский гр. 1900 | |
Родился | (1871-10-14) 14 октября 1871. Вена |
Умер | 15 марта 1942 (1942-03-15) (в возрасте 70). Ларчмонт, Нью-Йорк |
Образование | Венская консерватория |
Профессия |
|
Организация |
Александр Землинский или Александр фон Землинский (14 октября 1871 - 15 марта 1942) - австрийский композитор, дирижер и учитель.
Землинский родился в Вене в очень разнообразной семье. Дед Землинского, Антон Семлинский, эмигрировал из Жилины, Венгрия (ныне Словакия) в Австрию и женился на австрийке. Оба были выходцами из римско-католических семей, а отец Александра, Адольф, был воспитан католиком. Мать Александра родилась в Сараево от сефарда еврейского отца и боснийской мусульманки матери. Вся семья Александра приняла религию его деда по материнской линии, иудаизм, а Землинский родился и вырос евреем. Его отец добавил аристократическое «фон» к своему имени, хотя ни он, ни его предки не были облагорожены. Он также начал писать свою фамилию «Землинский». Он также был масоном.
. Александр с юных лет изучал фортепиано. По праздникам он играл на органе в своей синагоге, а в 1884 году был принят в Венскую консерваторию. Учился игре на фортепиано у Антона Дор, выигравший школьную премию по фортепиано в 1890 году. Он продолжал учебу до 1892 года, изучая теорию с Робертом Фуксом и композицию с Иоганном Непомуком Фуксом и Антоном. Брукнер. В это время он начал писать музыку.
В Иоганнесе Брамсе у Землинского был ценный сторонник. В 1893 году по приглашению учителя Землинского Иоганна Непомука Фукса Брамс посетил исполнение Симфонии Землинского ре минор. Вскоре после этого Брамс посетил выступление одного из квартетов Землинки Hellmesberger Quartet. Брамс, впечатленный музыкой Землинского, рекомендовал «Трио кларнетов» молодого композитора (1896) Н. Компания Simrock для публикации.
Землинский также познакомился с Арнольдом Шенбергом, когда последний присоединился к любительскому оркестру Polyhymnia в качестве виолончелиста; Землинский основал эту группу в 1895 году. Они стали близкими друзьями, а затем общими поклонниками и зятьями, когда Шенберг женился на сестре Землинского, Матильде. Землинский давал Шёнбергу уроки контрапункта, таким образом став единственным формальным учителем музыки, которого Шёнберг мог бы иметь.
В 1897 году Симфония № 2 Землинского (в хронологическом порядке третья, написанная им, и иногда именуемая таковой) имела успех, когда была представлена в Вене. Его репутации как композитора еще больше помогло, когда Густав Малер дирижировал премьерой своей оперы Es war einmal (Однажды в сказке) в Hofoper в 1900 году. В 1899 году Землинский получил должность капельмейстера в венском Карлтеатре.
. В 1899 году Землинский перешел в протестантизм. Он сослался на христианский крест и Иисус в тексте Turnwächterlied и включил стихи из Псалмов в несколько своих сочинений.
В 1900 году Землинский познакомился и полюбил Альму Шиндлер, одну из его учениц по композиции. Сначала она ответила ему взаимностью; однако Альма почувствовал сильное давление со стороны близких друзей и семьи с требованием прекратить отношения. В первую очередь их беспокоило отсутствие у Землинского международной репутации и непривлекательный внешний вид. Она разорвала отношения с Землинским и впоследствии вышла замуж за композитора Густава Малера в 1902 году. Землинский женился на Иде Гуттманн в 1907 году, но брак оказался несчастливым. После смерти Иды в 1929 году Землинский женился на Луизе Саксель в 1930 году, женщине на двадцать девять лет моложе его, и с которой он давал уроки пения с 1914 года. Это были гораздо более счастливые отношения, продолжавшиеся до смерти Землинского.
В 1906 году Землинский был назначен первым капельмейстером новой Венской народной оперы, с 1907/1908 в Хофопере в Вене. С 1911 по 1927 год он был дирижером в Deutsches Landestheater в Праге, где в 1924 году состоялась премьера пьесы Erwartung Шёнберга. Затем Землинский переехал в Берлин, где преподавал и работал под руководством Отто Клемперера в качестве дирижера в Kroll Opera. С появлением нацистской партии он бежал в Вену в 1933 году, где не занимал официального поста, вместо этого сосредоточившись на сочинении музыки и время от времени появляясь в качестве приглашенного дирижера. В 1938 году он переехал в США и поселился в Нью-Йорке. Хотя товарища-эмигранта Шенберга чествовали и чествовали в Лос-Анджелесе 1930-40-х годов - он преподавал в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA) и Университете Южной Калифорнии (USC) И набирается новое поколение прислужников - Землинский был заброшен и практически неизвестен в своей приемной стране. Он заболел, перенес серию ударов и перестал сочинять. Землинский умер в Ларчмонте, штат Нью-Йорк, от пневмонии.
Самым известным произведением Землинского является Лирическая симфония (1923), семерка. - часть движения для сопрано, баритона и оркестра на стихи бенгальского поэта Рабиндраната Тагора (в немецком переводе), В письме к своему издателю Землинский сравнил «Das Lied von der Erde » Малера (хотя первая часть Gurre-Lieder Шёнберга также имеет явное влияние). Произведение, в свою очередь, повлияло на «Лирическую сюиту» Альбана Берга , которая цитирует ее и посвящена Землинскому.
Среди других оркестровых произведений - масштабная симфоническая поэма Die Seejungfrau (Русалка), основанная на одноименной сказке Ганса Христиана Андерсена.. Премьера состоялась в 1905 году на том же концерте, что и Шенберг Pelleas und Melisande. Землинский забрал работу, которую считали утерянной, пока в 1980-х годах не обнаружили ее копию. Она снова была исполнена в 1984 году в Вене и стала одной из наиболее часто исполняемых партитур Землинского. Трехчастная «Симфониетта», написанная в 1934 году, которой восхищались Шенберг и Берг, написана в стиле, сопоставимом с современными работами Пола Хиндемита и Курта Вайля.
Среди других его работ восемь опер, в том числе Eine florentinische Tragödie (1915–16) и полуавтобиографический Der Zwerg (Гном, 1919–21), оба основаны на произведениях Оскара Уайльда ; камерная музыка, в том числе четыре струнных квартета; и балет Der Triumph der Zeit (1901). Он также сочинил три настройки псалма для хора и оркестра и многочисленные циклы песен, как с фортепиано, так и с оркестром, из которых Sechs Gesänge, Op. 13, к текстам Мориса Метерлинка является наиболее известным.
В то время как влияние Брамса прослеживается в ранних работах Землинского (что вызывает поддержку со стороны самого Брамса), оригинальный голос присутствует с первых произведений, позволяя справляться с диссонансами гораздо более свободно, чем Брамс. Более поздние работы перенимают расширенные гармонии, которые ввел Вагнер, а также отражают влияние Малера. В отличие от своего друга Шенберга, он никогда не писал атональной музыки и никогда не использовал технику двенадцати тонов. Однако некоторые из его поздних работ, такие как Symphonische Gesänge, Sinfonietta и квартеты третьей и четвертой струны, отходят от пост- романтизма в сторону более компактной и жесткой идиомы, включающей элементы Neue Sachlichkeit, неоклассицизм и даже джаз.
Как дирижер, Землинский восхищался, в частности, Куртом Вейлом и Стравинским, не только за его выдающиеся интерпретации Моцарта, но и за его защиту Малера, Шенберга и многих других современных произведений музыки. В качестве учителя среди его учеников были Эрих Вольфганг Корнгольд, Ханс Краса и Карл Вайгл.
Примечания
Источники
На Викискладе есть материалы, связанные с Александром фон Землинским. |