Струнный квартет | |
---|---|
№ 11 | |
от Людвига ван Бетховена | |
Эскизы к скерцо и финалу струнного квартета № 11 из альбомов Бетховена 1810-1811 гг. | |
Ключ | Фа минор |
Opus | Соч. 95 |
Сочиненный | 1810 г. |
Преданность | Николаус Змескалл |
Опубликовано | 1816 г. |
Движения | Четыре |
Людвиг ван Бетховен «s Струнный квартет № 11 в фа минор, соч. 95, с 1810 года, был его последним перед поздними струнными квартетами. Его обычно называют «Serioso», что связано с его названием «Quartett [o] Serioso» в начале и обозначением темпа для третьей части.
Это один из самых коротких и компактных квартетов Бетховена, имеющий общую тональность (F) с первым и последним квартетами, опубликованными Бетховеном ( соч. 18, № 1 и соч. 135 ). По характеру и тональности, а также наличию заключительной неистовой части в параллельном мажоре она связана с другой композицией среднего периода Бетховена - увертюрой к его случайной музыке к драме Гете « Эгмонт», которую он сочинял в в том же году он работал в этом квартете.
На рукописи автографа этого квартета написано «Октябрь 1810 года», но бумага, на которой он появляется, не соответствует той разновидности, которую, как известно, использовал Бетховен в то время. Скорее всего, он закончил ее несколько месяцев спустя. Премьера состоялась в 1814 году, а через два года она появилась в печати и посвящена Николаусу Змескаллу. В письме к Джорджу Смарту Бетховен заявил, что «Квартет [соч. 95] написан для небольшого круга ценителей и никогда не должен исполняться публично». После прослушивания пьесы становится очевидным, почему он сделал это утверждение. Это произведение было бы совершенно не характерным для 1810 года: это эксперимент над композиционными приемами, которые композитор использовал в дальнейшем в своей жизни. (Такие приемы, как более короткие развертки, интересное использование тишины, метрическая двусмысленность, кажущиеся несвязанными вспышками и большая свобода с тональностью в его сонатной форме.)
Историческая картина этого периода времени помогает поместить произведение в контекст. Наполеон вторгся в Вену в мае 1809 года во второй раз за четыре года, и это очень расстроило Бетховена. Все его друзья-аристократы бежали из Вены, но Бетховен остался и резко пожаловался на громкие взрывы.
Квартет состоит из четырех частей:
Эта часть находится в форме сонаты.
1-я тональная зона, фа минор (такты 1–21): неаполитанский ( аккорд G ♭ ) важный ( такты 6, 19); Неаполитанский появляется в корневой позиции, а не в своей обычной первой инверсии, и крупномасштабное тритоновое движение басового голоса (от G ♭ в такте 6 до C в такте 10) снова подчеркивает резкий характер этого движения. Он заканчивается на половинной каденции на сильной доле 21 такта.
Переход (такты 21–23): Унисон C в сильной доле такта 21 (V of F minor) сразу же переинтерпретируется как ведущий тон второй тональной области, D ♭ мажор. Очень короткие переходные фразы затвердевает Переход к D ♭ основным.
Вторая тональная область, D ♭ основные (баре 24-57): Это означается в две-баре длиной лирической мелодией первый заявленной в альте, затем проходит через виолончель и вторую скрипку, затем снова виолончель. Длинная V of D ♭ (такты 32–37) неожиданно преобразуется в A мажор, который является просто обманчивой каденцией V- ♭ VI ( ♭ VI D ♭ мажора будет B , здесь энгармонично переделанная как A). Аккорд A-мажор также является V неаполитанской ( ♭ II в D ♭ мажор будет E , энгармонически переделанный как D). Это VI движение неаполитанской явно указано квартетом в унисон в баре 39. Бары 40-43 возвращение к лирической природы второй темы и затвердеть D ♭ мажор. Происходит модифицированное противопоставление всего этого жеста, заставляющее нас еще более явно использовать неаполитанское слово, снова энгармонично переделанное как D ♮, в тактах 49–50.
Заключение (такты 58–59): повторения этой и без того очень короткой экспозиции нет, что придает потрясающий характер этой пьесе в целом.
Фа мажор | До минор | До мажор |
бар 60 | ? | бар 77 |
Ожидаемая доминантная педаль начинается в 77-м такте, но продолжение до - это верхняя педаль в первой скрипке.
Первая тема короче это время (4 бара все).
Трехтактная переходная фраза появляется снова (такты 86–88), но не перекомпонована, как можно было бы ожидать. Мы снова приняты к D ♭ майор.
Вторая тема начинается в D ♭ основной снова (он не должен быть в первичном ключе, как можно было бы ожидать, обычно в резюмировать, потому что вторая тема не в доминирующей или относительной основных ). Однако это действительно происходит в тонике мажор (фа мажор), начиная с такта 93. Переход к аккорду ре-мажор в такте 107 соответствует аналогичному пассажу в такте 49, но здесь аккорд ре-мажор функционирует как V / ii, который запускает прогрессию по кругу из пятых (D – G – C – F), достигая F в такте 112.
Начинается в ♭ VI (D ♭ мажор): Развивается первичный скалярный мотив начала. Эта кодировка короче, чем можно было бы ожидать, учитывая и без того недолгое развитие.
Как отмечает Арнольд Шенберг в эссе, перепечатанном в сборнике « Стиль и идея», большинство тем и событий этого движения - и основная тема второй части - содержат в той или иной форме мотив D ♭ –C – D – E, найденный в второй столбец, даже если его транспонировали и как-то изменили.
Эта часть ре мажор, поразительная и отдаленная тональность первой части фа минор. Форма - AB | BA.
Это движение в форме скерцо, что характерно для позиции третьей части. Хотя из-за очень странного темпа маркировки Мэйнард Соломон предостерегает от называть это скерцо, предпочитая словосочетание «марш-трио».
Это в форме сонаты-рондо. В сонате-рондо пьеса следует тематическому контуру рондо (ABACABA) и тональному контуру сонаты (IVI или i III i и т. Д.). Бетховен использует излюбленную обрядовую форму рондо Моцарта для этого движения (ABACBA). Отсутствие темы A между C и второй B является сюрпризом и добавляет интереса, уменьшая повторение темы A.
Густав Малер аранжировал этот квартет для струнного оркестра, в основном за счет дублирования некоторых партий виолончели с контрабасами.
Эти источники содержат информацию конкретно о соч. 95 квартет.