Ласло Лайтха

редактировать
Родная форма этого личного имени - Лайта Ласло. В этой статье используется западный порядок имен при упоминании людей. Ласло Лайтха

Ласло Лайтха ( венгерское произношение:  [ˈlaːsloː ˈlɒjtɒ] ; 30 июня 1892 - 16 февраля 1963) был венгерским композитором, этномузыковедом и дирижером.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Карьера
  • 2 Репутация
  • 3 Избранный список работ
    • 3.1 Фортепиано
    • 3.2 Камерная музыка
      • 3.2.1 Струнные квартеты
      • 3.2.2 Другое
    • 3.3 Оркестровые произведения
      • 3.3.1 Симфонии
      • 3.3.2 Балет
      • 3.3.3 Музыка из фильмов
      • 3.3.4 Другие оркестровые произведения
    • 3.4 Работает для голосов
    • 3.5 Опера
    • 3.6 Хоровые произведения
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Карьера

Родился у Иды Визель, транссильвано-венгерки, и Пала Лайты, владельца кожевенной фабрики. Отец Пал имел амбиции стать дирижером, хорошо играл на скрипке и сочинял музыку. Лайта учился у Виктора Герцфельда в Музыкальной академии в Будапеште, затем в Лейпциге, Женеве и, наконец, в Париже, где он был учеником Винсента д'Инди. Перед Первой мировой войной, в сотрудничестве с Белой Барток и Золтан Кодай, он провел исследование и транскрипцию венгерских народных песен, возглавив проект по производству серии записей народной музыки. На протяжении всей войны он служил на фронте артиллерийским офицером, о чем он вспомнил в его мрачной Второй симфонии (1938) - сочинении, которое не исполнялось до 1988 года. В 1919 году он женился на Розе Холлос и начал преподавать в Будапештской национальной консерватории. Lhh (Среди его учеников был дирижер Янош Ференчик, который позже стал одним из главных поборников своей музыки.) С 1928 года он был членом Международной комиссии народных искусств и традиций Лиги Наций. Он также был членом Международного совета народной музыки в Лондоне.

После Второй мировой войны Лайта был назначен музыкальным директором Венгерского радио, директором Музея этнографии и Будапештской национальной консерватории. Его симфоническая пьеса In Memoriam была первым новым произведением, премьера которого состоялась в Будапеште, когда там снова можно было давать концерты. В 1947–48 Лайта провел год в Лондоне, когда режиссер Георг Хеллеринг попросил его написать музыку к его фильму по стихотворной драме Т.С. Элиота « Убийство в соборе». Вместо того, чтобы предоставить специальный саундтрек к фильму, Лайта написал три важных концертных произведения - свою Третью симфонию, оркестровые вариации и квинтет № 2 арфы, отрывки из которых были использованы в фильме. По возвращении в Венгрию его паспорт был конфискован за то, что он слишком долго оставался на Западе, и его сняли со всех вышеупомянутых должностей. В 1951 г. он был удостоен премии Кошута за исследования в области народной музыки.

Мемориальная доска отмечает дом Лайты Ласло на улице Ваци (улица) в центре Будапешта, где он жил и работал с 1923 по 1963 год.

Между 1923 и 1963 годами Лайтха жил по адресу 79 Váci Utca (улица) во Внутреннем городе Будапешта, где была установлена мемориальная доска. Со своей женой Рожой Холлос у него было двое сыновей: Ласло Лайтха (ум. 1995), всемирно известный исследователь рака, и Абель Лайтха, всемирно известный невролог и исследователь мозга, живущий в США.

Репутация

Международное признание Лайты как композитора началось в 1929 году с его струнного квартета № 3, который был удостоен премии Кулиджа. Со времени пребывания в Париже перед Первой мировой войной у Лайты было много друзей среди французских художников, таких как писатель Ромен Роллан и композитор Анри Барро, а с 1930 года некоторые из его работ были опубликованы парижским издателем Альфонсом Ледюком. Он был единственным венгерским композитором после Ференца Листа, избранным членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств. Работы Лайты включают

наряду со многими другими оркестровыми, камерными и сольными инструментальными произведениями, церковной музыкой и музыкой из фильмов. Его работы демонстрируют интригующий синтез французских и венгерских национальных элементов с музыкальным неоклассицизмом, что очень ясно видно, например, в его Четвертой симфонии (1951) под названием Le Printemps. Его более поздние произведения более радикальны по своей конструкции и используют некоторый крайний диссонанс, например Седьмая симфония « Осень» (1957), задуманная как плач по восстанию 1956 года.

Однако осведомленность о его музыке пострадала как в Венгрии, так и за рубежом в результате ее подавления коммунистическим режимом из-за его поддержки восстания 1956 года. Кроме того, запрет на выезд Лайты за границу лишил его возможности выступать, и только в последние годы его репутация начала укрепляться как одного из самых важных композиторов Венгрии.

Избранный список работ

Пианино

  • Egypt muzsikus írásaiból ( Сочинения музыканта), 9 фантазий op. 1 (1913 г.)
  • Contes
  • 11 пьес op. 2 (посвящено Белы Бартоку, 1914 г.)
  • Соната op. 3 (1914 г.)
  • Прелюдия (1918)
  • 6 пьес op. 14 (1930)
  • Erdélyi induló ( Трансильванский марш) (1945)
  • 3 берсея (для фортепиано с голосом и без голоса, 1957)

Камерная музыка

Струнные квартеты

  • нет. 1 Двойная фуга и рондо op. 5 (1923)
  • нет. 2 op. 7 (1926)
  • нет. 3 Játékország op. 11 (1929)
  • нет. 4 op. 12 (1930)
  • нет. 5 5 этюдов op. 20 (1934)
  • нет. 6 4 этюда op. 36 (1942)
  • нет. 7 op. 49 (1950)
  • нет. 8 op. 53 (1951)
  • нет. 9 op. 57 (1953)
  • нет. 10 Сюита трансилвайн в 3-х частях op. 58 (1953)

Другой

  • Фортепианный квинтет op. 4 (1922)
  • Фортепианный квартет op. 6 (1925)
  • Струнное трио (№ 1) Серенада op. 9 (1927)
  • Концертное трио с фортепиано op. 10 (1928)
  • Соната для виолончели и фортепиано op. 17 (1932)
  • Струнное трио no. 2 op. 18 (посвящено Ромену Роллану, 1932 г.)
  • Трио для флейты, виолончели и арфы op. 22 (1935)
  • Марионетки, сюита из 4 пьес для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы op. 26 (1937)
  • Соната для скрипки и фортепиано op. 28 (по сообщениям, потеряно, 1938 г.)
  • Концерт (соната) для виолончели и фортепиано op. 31 (посвящен Андре Наварре, интерпретатору нескольких его камерных произведений, 1940 г.)
  • Серенада для 3-х духовых инструментов op. 40 (по сообщениям, потеряны, 1944 г.)
  • Струнное трио no. 3 Soirs transylvains, 4 эскиза op. 41 (1945)
  • 4 оммажа для флейты, гобоя, кларнета и фагота op. 42 (1946)
  • Квинтет нет. 2 для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы op. 46 (1948)
  • Трио нет. 2 для флейты, виолончели и арфы op. 47 (1949)
  • Интермеццо для альт-саксофона и фортепиано op. 59 (1954)
  • Концертная соната для флейты и фортепиано op. 64 (1958)
  • 3 пьесы для флейты соло op. 69 (1958)
  • Концертная соната для скрипки и фортепиано op. 68 (1962)

Оркестровые произведения

Симфонии

  • нет. 1 op. 24 (1936)
  • нет. 2 op. 27 (1938)
  • нет. 3 op. 45а (из к / ф " Убийство в соборе", 1948 г.)
  • нет. 4 Le Printemps op. 52 (1951)
  • нет. 5 op. 55 (посвящено Генри Барро, 1952)
  • нет. 6 op. 61 (1955)
  • нет. 7 Révolution op. 63 (1957) (также называется Осень)
  • нет. 8 op. 66 (1959)
  • нет. 9 op. 67 (1961)

Балеты

  • Lysistrata op. 19а, из одноименной пьесы Аристофана (1933, + сокращение для 2 фортепиано, + 2 оркестровые сюиты op. 19b и 19c, тот же год)
  • A négy isten ligete ( Роща четырех богов) op. 38а (1943, + редукция для фортепиано в 4 руки, + оркестровая сюита соч. 38б, сюита № 2, тот же год)
  • Каприччио op. 39 (1944 г., + редукция для фортепиано в 4 руки, тот же год)

Музыка из фильмов

  • Хортобадь, 2 симфонические картины из музыки к фильму Георга Хеллеринга, op. 21 (1934)
  • Убийство в соборе op. 45b (1948), музыка к одноименному британскому фильму Джорджа Хеллеринга, выпущенному в 1952 году, экранизация одноименного произведения Т.С. Элиота
  • Alakok és formák ( Формы и формы) op. 48 (партитура объявлена ​​утерянной, 1949), музыка к одноименному британскому фильму Джорджа Хеллеринга
  • Kövek, várak, emberek (1956), музыка к одноименному венгерскому фильму Иштвана Сзетса

Другие оркестровые произведения

  • Концерт для скрипки op. 15 (по сообщениям, потеряны, 1931 г.)
  • Дивертисмент op. 25 (1936)
  • Симфония (без номера) Les Soli для струнного оркестра, арфы и ударных op. 33 (посвящено Флорану Шмитту, 1941 г.)
  • In Memoriam op. 35 (1941)
  • Симфониетта (№ 1) для струнного оркестра соч. 43 (1946)
  • Вариации, соч. 44 ( 11 вариаций для оркестра на простую тему «Искушения» из фильма « Убийство в соборе») (1947–8)
  • Люкс № 3 op. 56 (1952, написано к 100-летию Венгерского филармонического оркестра)
  • Sinfonietta нет. 2 для струнного оркестра соч. 62 (1956)

Работает на голоса

  • 19 Magyar népdal ( 19 венгерских народных песен) для меццо-сопрано, тенора и фортепиано (1924)
  • Мотет для меццо-сопрано, контральто (или баритона) и фортепиано (или органа) op. 8 (1926)
  • Вокализ-этюд для высокого голоса и фортепиано (1931)
  • 3 ноктюра для сопрано, флейты, арфы и струнного квартета op. 34 (1941)

Опера

  • Le Chapeau bleu, опера-буффа в двух действиях для солистов с оркестром op. 51 (1950)

Хоровые произведения

  • Esti párbeszéd - A hegylakók ( Вечерний разговор - Горы) для смешанного хора а капелла op. 16 (1932)
  • 2 хора на стихи Шарля Орлеанского для смешанного хора а капелла op. 23 (1936)
  • 4 мадригала для голоса на стихи Шарля Орлеанского для смешанного хора а капелла op. 29 (1939)
  • Hol járt a dal? для смешанного хора а капелла соч. 32 (1940)
  • Missa in tono phrygio или Missa in diebus tribulationis для хора и оркестра op. 50 (1950)
  • Миса для смешанного хора и органа op. 54 (1952)
  • Магнификат для женского хора и органа op. 60 (1954)
  • 3 гимна для La Sainte Vierge (3 гимна для Пресвятой Богородицы), для женского хора и органа op. 65 (посвящено Наде Буланже, 1958).

Смотрите также

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-31 02:18:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте