Родная форма этого
личного имени - Лайта Ласло. В этой статье используется
западный порядок имен при упоминании людей.
Ласло Лайтха
Ласло Лайтха ( венгерское произношение: [ˈlaːsloː ˈlɒjtɒ] ; 30 июня 1892 - 16 февраля 1963) был венгерским композитором, этномузыковедом и дирижером.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Карьера
- 2 Репутация
- 3 Избранный список работ
- 3.1 Фортепиано
- 3.2 Камерная музыка
- 3.2.1 Струнные квартеты
- 3.2.2 Другое
- 3.3 Оркестровые произведения
- 3.3.1 Симфонии
- 3.3.2 Балет
- 3.3.3 Музыка из фильмов
- 3.3.4 Другие оркестровые произведения
- 3.4 Работает для голосов
- 3.5 Опера
- 3.6 Хоровые произведения
- 4 См. Также
- 5 ссылки
- 6 Внешние ссылки
Карьера
Родился у Иды Визель, транссильвано-венгерки, и Пала Лайты, владельца кожевенной фабрики. Отец Пал имел амбиции стать дирижером, хорошо играл на скрипке и сочинял музыку. Лайта учился у Виктора Герцфельда в Музыкальной академии в Будапеште, затем в Лейпциге, Женеве и, наконец, в Париже, где он был учеником Винсента д'Инди. Перед Первой мировой войной, в сотрудничестве с Белой Барток и Золтан Кодай, он провел исследование и транскрипцию венгерских народных песен, возглавив проект по производству серии записей народной музыки. На протяжении всей войны он служил на фронте артиллерийским офицером, о чем он вспомнил в его мрачной Второй симфонии (1938) - сочинении, которое не исполнялось до 1988 года. В 1919 году он женился на Розе Холлос и начал преподавать в Будапештской национальной консерватории. Lhh (Среди его учеников был дирижер Янош Ференчик, который позже стал одним из главных поборников своей музыки.) С 1928 года он был членом Международной комиссии народных искусств и традиций Лиги Наций. Он также был членом Международного совета народной музыки в Лондоне.
После Второй мировой войны Лайта был назначен музыкальным директором Венгерского радио, директором Музея этнографии и Будапештской национальной консерватории. Его симфоническая пьеса In Memoriam была первым новым произведением, премьера которого состоялась в Будапеште, когда там снова можно было давать концерты. В 1947–48 Лайта провел год в Лондоне, когда режиссер Георг Хеллеринг попросил его написать музыку к его фильму по стихотворной драме Т.С. Элиота « Убийство в соборе». Вместо того, чтобы предоставить специальный саундтрек к фильму, Лайта написал три важных концертных произведения - свою Третью симфонию, оркестровые вариации и квинтет № 2 арфы, отрывки из которых были использованы в фильме. По возвращении в Венгрию его паспорт был конфискован за то, что он слишком долго оставался на Западе, и его сняли со всех вышеупомянутых должностей. В 1951 г. он был удостоен премии Кошута за исследования в области народной музыки.
Мемориальная доска отмечает дом Лайты Ласло на улице Ваци (улица) в центре Будапешта, где он жил и работал с 1923 по 1963 год.
Между 1923 и 1963 годами Лайтха жил по адресу 79 Váci Utca (улица) во Внутреннем городе Будапешта, где была установлена мемориальная доска. Со своей женой Рожой Холлос у него было двое сыновей: Ласло Лайтха (ум. 1995), всемирно известный исследователь рака, и Абель Лайтха, всемирно известный невролог и исследователь мозга, живущий в США.
Репутация
Международное признание Лайты как композитора началось в 1929 году с его струнного квартета № 3, который был удостоен премии Кулиджа. Со времени пребывания в Париже перед Первой мировой войной у Лайты было много друзей среди французских художников, таких как писатель Ромен Роллан и композитор Анри Барро, а с 1930 года некоторые из его работ были опубликованы парижским издателем Альфонсом Ледюком. Он был единственным венгерским композитором после Ференца Листа, избранным членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств. Работы Лайты включают
наряду со многими другими оркестровыми, камерными и сольными инструментальными произведениями, церковной музыкой и музыкой из фильмов. Его работы демонстрируют интригующий синтез французских и венгерских национальных элементов с музыкальным неоклассицизмом, что очень ясно видно, например, в его Четвертой симфонии (1951) под названием Le Printemps. Его более поздние произведения более радикальны по своей конструкции и используют некоторый крайний диссонанс, например Седьмая симфония « Осень» (1957), задуманная как плач по восстанию 1956 года.
Однако осведомленность о его музыке пострадала как в Венгрии, так и за рубежом в результате ее подавления коммунистическим режимом из-за его поддержки восстания 1956 года. Кроме того, запрет на выезд Лайты за границу лишил его возможности выступать, и только в последние годы его репутация начала укрепляться как одного из самых важных композиторов Венгрии.
Избранный список работ
Пианино
- Egypt muzsikus írásaiból ( Сочинения музыканта), 9 фантазий op. 1 (1913 г.)
- Contes
- 11 пьес op. 2 (посвящено Белы Бартоку, 1914 г.)
- Соната op. 3 (1914 г.)
- Прелюдия (1918)
- 6 пьес op. 14 (1930)
- Erdélyi induló ( Трансильванский марш) (1945)
- 3 берсея (для фортепиано с голосом и без голоса, 1957)
Камерная музыка
Струнные квартеты
- нет. 1 Двойная фуга и рондо op. 5 (1923)
- нет. 2 op. 7 (1926)
- нет. 3 Játékország op. 11 (1929)
- нет. 4 op. 12 (1930)
- нет. 5 5 этюдов op. 20 (1934)
- нет. 6 4 этюда op. 36 (1942)
- нет. 7 op. 49 (1950)
- нет. 8 op. 53 (1951)
- нет. 9 op. 57 (1953)
- нет. 10 Сюита трансилвайн в 3-х частях op. 58 (1953)
Другой
- Фортепианный квинтет op. 4 (1922)
- Фортепианный квартет op. 6 (1925)
- Струнное трио (№ 1) Серенада op. 9 (1927)
- Концертное трио с фортепиано op. 10 (1928)
- Соната для виолончели и фортепиано op. 17 (1932)
- Струнное трио no. 2 op. 18 (посвящено Ромену Роллану, 1932 г.)
- Трио для флейты, виолончели и арфы op. 22 (1935)
- Марионетки, сюита из 4 пьес для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы op. 26 (1937)
- Соната для скрипки и фортепиано op. 28 (по сообщениям, потеряно, 1938 г.)
- Концерт (соната) для виолончели и фортепиано op. 31 (посвящен Андре Наварре, интерпретатору нескольких его камерных произведений, 1940 г.)
- Серенада для 3-х духовых инструментов op. 40 (по сообщениям, потеряны, 1944 г.)
- Струнное трио no. 3 Soirs transylvains, 4 эскиза op. 41 (1945)
- 4 оммажа для флейты, гобоя, кларнета и фагота op. 42 (1946)
- Квинтет нет. 2 для флейты, скрипки, альта, виолончели и арфы op. 46 (1948)
- Трио нет. 2 для флейты, виолончели и арфы op. 47 (1949)
- Интермеццо для альт-саксофона и фортепиано op. 59 (1954)
- Концертная соната для флейты и фортепиано op. 64 (1958)
- 3 пьесы для флейты соло op. 69 (1958)
- Концертная соната для скрипки и фортепиано op. 68 (1962)
Оркестровые произведения
Симфонии
- нет. 1 op. 24 (1936)
- нет. 2 op. 27 (1938)
- нет. 3 op. 45а (из к / ф " Убийство в соборе", 1948 г.)
- нет. 4 Le Printemps op. 52 (1951)
- нет. 5 op. 55 (посвящено Генри Барро, 1952)
- нет. 6 op. 61 (1955)
- нет. 7 Révolution op. 63 (1957) (также называется Осень)
- нет. 8 op. 66 (1959)
- нет. 9 op. 67 (1961)
Балеты
- Lysistrata op. 19а, из одноименной пьесы Аристофана (1933, + сокращение для 2 фортепиано, + 2 оркестровые сюиты op. 19b и 19c, тот же год)
- A négy isten ligete ( Роща четырех богов) op. 38а (1943, + редукция для фортепиано в 4 руки, + оркестровая сюита соч. 38б, сюита № 2, тот же год)
- Каприччио op. 39 (1944 г., + редукция для фортепиано в 4 руки, тот же год)
Музыка из фильмов
- Хортобадь, 2 симфонические картины из музыки к фильму Георга Хеллеринга, op. 21 (1934)
- Убийство в соборе op. 45b (1948), музыка к одноименному британскому фильму Джорджа Хеллеринга, выпущенному в 1952 году, экранизация одноименного произведения Т.С. Элиота
- Alakok és formák ( Формы и формы) op. 48 (партитура объявлена утерянной, 1949), музыка к одноименному британскому фильму Джорджа Хеллеринга
- Kövek, várak, emberek (1956), музыка к одноименному венгерскому фильму Иштвана Сзетса
Другие оркестровые произведения
- Концерт для скрипки op. 15 (по сообщениям, потеряны, 1931 г.)
- Дивертисмент op. 25 (1936)
- Симфония (без номера) Les Soli для струнного оркестра, арфы и ударных op. 33 (посвящено Флорану Шмитту, 1941 г.)
- In Memoriam op. 35 (1941)
- Симфониетта (№ 1) для струнного оркестра соч. 43 (1946)
- Вариации, соч. 44 ( 11 вариаций для оркестра на простую тему «Искушения» из фильма « Убийство в соборе») (1947–8)
- Люкс № 3 op. 56 (1952, написано к 100-летию Венгерского филармонического оркестра)
- Sinfonietta нет. 2 для струнного оркестра соч. 62 (1956)
Работает на голоса
- 19 Magyar népdal ( 19 венгерских народных песен) для меццо-сопрано, тенора и фортепиано (1924)
- Мотет для меццо-сопрано, контральто (или баритона) и фортепиано (или органа) op. 8 (1926)
- Вокализ-этюд для высокого голоса и фортепиано (1931)
- 3 ноктюра для сопрано, флейты, арфы и струнного квартета op. 34 (1941)
Опера
- Le Chapeau bleu, опера-буффа в двух действиях для солистов с оркестром op. 51 (1950)
Хоровые произведения
- Esti párbeszéd - A hegylakók ( Вечерний разговор - Горы) для смешанного хора а капелла op. 16 (1932)
- 2 хора на стихи Шарля Орлеанского для смешанного хора а капелла op. 23 (1936)
- 4 мадригала для голоса на стихи Шарля Орлеанского для смешанного хора а капелла op. 29 (1939)
- Hol járt a dal? для смешанного хора а капелла соч. 32 (1940)
- Missa in tono phrygio или Missa in diebus tribulationis для хора и оркестра op. 50 (1950)
- Миса для смешанного хора и органа op. 54 (1952)
- Магнификат для женского хора и органа op. 60 (1954)
- 3 гимна для La Sainte Vierge (3 гимна для Пресвятой Богородицы), для женского хора и органа op. 65 (посвящено Наде Буланже, 1958).
Смотрите также
использованная литература
внешние ссылки