Квартеты Гайдна (Моцарт)

редактировать
Набор сочинений Вольфганга Амадея Моцарта, посвященный Йозефу Гайдну

The «Гайдн» Квартеты автора Вольфганга Амадея Моцарта представляют собой набор из шести струнных квартетов, опубликованных в 1785 году в Вене как его соч. 10, посвященная композитору Йозефу Гайдну. Они содержат некоторые из наиболее запоминающихся мелодических произведений Моцарта и изысканную композиционную мысль.

Содержание
  • 1 Шесть квартетов
  • 2 Историческая справка
  • 3 Посвящение
  • 4 Форма и содержание
  • 5 Критический прием
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Шесть квартетов

Квартеты были изданы в сборнике (помеченном как «соч. 10» Моцарта) в Вене 1785 года. Даты завершения указаны в скобках выше. Моцарт расположил шесть квартетов в порядке их составов, за исключением того, что К. 428 и К. 458 переставили в обратном порядке.

Историческая справка

Вольфганг Амадей Моцарт составил 23 струнных квартета. Шесть квартетов «Гайдна» были написаны в Вене в период с 1782 по 1785 год. Они посвящены композитору Йозефу Гайдну, который считается создателем современного струнного квартета. Гайдн недавно закончил свой влиятельный набор квартетов «Opus 33 » в 1781 году, в год, когда Моцарт прибыл в Вену. Моцарт изучил струнные квартеты Гайдна и начал сочинять этот набор из шести, который был опубликован в 1785 году. За это время Гайдн и Моцарт подружились и иногда вместе играли квартеты в квартире Моцарта, причем Моцарт играл на альте, а Гайдн играет на скрипке; см. Гайдн и Моцарт.

Гайдн впервые услышал квартеты на двух собраниях в доме Моцарта, 15 января и 12 февраля 1785 г. (в этих случаях он, по-видимому, просто слушал, а не сам играл роль). Выслушав их все, Гайдн сделал теперь известное замечание отцу Моцарта Леопольду, который приехал из Зальцбурга: «Перед Богом и как честный человек я говорю вам, что ваш сын - величайший из известных композиторов. мне лично или по имени. У него есть вкус и, более того, самое глубокое знание композиции ». Комментарий был сохранен в письме, которое Леопольд написал 16 февраля своей дочери Наннерль.

Посвящение

Опубликованная страница посвящения Моцарта (1 сентября 1785 г.):

Моему дорогому другу Гайдну,

Отец, который решил отправить своих детей в великий мир, считал своим долгом доверить их защите и руководству очень знаменитого человека, особенно когда последний по счастливой случайности был в то же время его лучший друг. Вот они, о великий Человек и дорогой друг, эти шестеро моих детей. Это правда, что они являются плодом долгих и кропотливых усилий, но надежда, которую внушили мне несколько Друзей, что это может быть хотя бы частично компенсировано, воодушевляет меня, и я льстлю себе, что это потомство послужит мне утешением. день. Вы сами, дорогой друг, сказали мне, что довольны ими во время вашего последнего визита в эту столицу. Именно эта снисходительность прежде всего побуждает меня рекомендовать их вам и воодушевляет меня надеяться, что они не будут казаться вам совсем недостойными вашей благосклонности. Поэтому пусть вам будет приятно принять их и стать их Отцом, Наставником и Другом! С этого момента я передаю вам все мои права на них, умоляя вас, однако, снисходительно взглянуть на недостатки, которые пристрастие отцовского ока могло скрыть от меня, и, несмотря на них, продолжать вашу щедрую Дружбу с тем, кто так очень дорожит этим, в ожидании чего я от всего сердца, мой самый дорогой Друг, ваш самый искренний друг,

W. А. Моцарт

Форма и содержание

Форма классического струнного квартета была создана Йозефом Гайдном в конце 1750-х годов. Его называют «отцом» струнного квартета, потому что из шестидесяти восьми квартетов он развил этот жанр до его первой зрелости. Струнный квартет состоит из четырех частей для двух скрипок, альта и виолончели. Его функция была разработана для частных или получастных выступлений в аристократических салонах или салонах среднего класса.

Форма квартетов «Гайдн» соответствует стандарту, установленному Гайдном в 1770-х годах. В это время квартет стал последовательно состоять из четырех частей , подобных форме симфонии. Основная форма шести квартетов "Гайдна" следующая, вторая и третья части взаимозаменяемы в разных произведениях:

Медленное движение этих произведений обнаружено во второй или третьей частях выделяются как «эмоциональный центр» каждого квартета. Они отличаются богатым кантабильным мелодическим письмом с тематическим разнообразием и приукрашиванием, которое демонстрирует отход от режима Хайднеска.

Квартеты также обладают широким спектром эмоционального содержания из Sturm und Drang из №15 ре минор, к тональной загадочности дебютов №16 ми-бемоль мажор и №19 до мажор, «Диссонанс», а затем к opera buffa. стилизованная беззаботность в финале № 17 си-бемоль мажор, "Охота".

Критический прием

Ранний прием квартетов "Гайдна" был восторженным. и недовольны. Анонимный ранний рецензент, писавший в Magazin der Musik Крамера в 1789 году, дал оценку, характерную для реакции на музыку Моцарта того времени, а именно, что произведения были вдохновлены, но слишком сложны и трудны для наслаждения: в общем, пожалуйста, не меньше [как и у Козелуха ]... Шесть квартетов [Моцарта] для скрипки, альта и баса, посвященные Гайдну, подтверждают... что он решительно склоняется к трудному и необычно. Но потом, какие великие и возвышенные идеи у него тоже, свидетельствующие о смелом духе!

Джузеппе Сарти позже опубликовал атаку против квартета «Диссонанс», описывая разделы как «варварские», «отвратительные» и убогий "в использовании целых тоновых кластеров и хроматических крайностей. Примерно в то же время Фетис напечатал исправленную версию вступления квартета «Диссонанс», подразумевая, что Моцарт допустил ошибки. Когда издательство Артария отправило квартеты в Италию для публикации, им вернули отчет «гравюра полна ошибок». Однако отметил, что эти работы достойны похвалы за «смешение строгого и свободного стилей и обращение с гармонией». Благоприятные сообщения о квартетах пришли вскоре после их публикации в газетах Зальцбурга и Берлина. В начале 19 века Жером-Жозеф де Моминьи написал расширенный анализ № 15 ре минор, K. 421. Моминьи использовал настройку текста на основе Плач Дидоны, чтобы обсудить эмоциональные и выразительные качества первой части этого произведения.

Эти работы являются одними из самых известных произведений Моцарта. Они считаются «краеугольными камнями» репертуара камерной музыки и часто звучат на концертах, радиопередачах и в записях.

Примечания
Ссылки
  • Deutsch, Otto Erich ( 1965) Моцарт: документальная биография. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  • Ирвинг, Джон. Моцарт: Квартеты "Гайдн". Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1998.
  • Ирвинг, Джон. «Квартеты Гайдна: К. 387, 421, 428, 458, 464, 465». Кембриджская энциклопедия Моцарта. Эд. Клифф Эйзен и Саймон П. Киф. 1 том. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2006.
  • Холмс, Эдвард. Жизнь Моцарта и его переписка. Нью-Йорк: Da Capo Press, 1979.
  • Райт, Крейг и Симмс, Брайан. Музыка в западных цивилизациях. Бельмонт, Калифорния: Thomson and Schirmer, 2006.
Дополнительная литература
  • Мацек, Бернхард А. (2012) Гайдн, Моцарт и Гросфюрстин: Eine Studie zur Uraufführung der "Russischen Quartette" op. 33 in den Kaiserappartements der Wiener Hofburg. Вена: Schloß Schönbrunn Kultur- und Betriebsges.mbH, ISBN 3-901568-72-7.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 03:54:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте