Леопольд Кожелух

редактировать
Портрет Леопольда Кожелуха работы В. Ридли Дом, в котором родился Леопольд Козелух в Велварах Прага - Театр Котцен Вена - Бургтеатр Михалерплац

Леопольд Кожелух (чешское произношение:, урожденный Ян Антонин Кожелух, также Леопольд Кожелух, Леопольд Коцелух) (26 июня 1747 - 7 мая 1818) был чешским композитором и учителем музыки.

Он родился в городе Велвари, в Богемии (ныне Чехия ). Он переехал в Прагу, чтобы продолжить свое музыкальное образование, прежде чем переехать в Вену в 1778 году, где он проживал до конца своей карьеры. В Вене он получил известность как композитор, пианист и педагог, и с 1792 года до своей смерти в 1818 году он занимал королевские должности в качестве Каммера Капельмейстера (музыкальный руководитель) и Hofmusik Compositor (композитор), как Вольфганг Амадей Моцарт ' преемник.

Композиционная продукция Кожелуха включала сонаты и концерты для клавишных - инструмента, на котором он специализировался, а также камерную музыку, хоровую музыку и оперу.

Содержание
  • 1 Life
  • 2 Works
    • 2.1 Клавиатура
    • 2.2 Камера
    • 2.3 Оркестровые и хоровые
  • 3 Ссылки
  • 4 Источники
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Лайф

Кожелух родился 26 июня 1747 года в Велварах на территории современной Чехии. Его отцом был сапожник Антонин Бартоломеус Кожелух. Его окрестили Ян Антонин, но к 1773 году он принял имя Леопольд, чтобы избежать путаницы со своим старшим двоюродным братом, композитором Ян Антонин Кожелух. Он также германизировал свою фамилию на Кожелух. Начав свое музыкальное образование в Велварах, Кожелух переехал в Прагу, где учился у своего двоюродного брата и Франтишека Ксавера Душека, последний учил его игре на клавиатуре и композиции.

С 1771 по 1778 год Кожелух. писал балеты и пантомимы, которые ставились в Праге. Успех этих работ заставил его отказаться от планов изучать право в пользу музыкальной карьеры. С этой целью он переехал в Вену в 1778 году, где быстро зарекомендовал себя как пианист, хотя и не выступал публично, композитор и педагог. Пианист Кемп Инглиш отмечает, что Кожелух в Вене «оказался в нужном месте в нужное время» и смог продвинуться там по карьерной лестнице благодаря тщательно налаженным связям. Он написал кантату на смерть Марии Терезии в 1780 году. Среди его учеников были Мария Терезия Парадис, эрцгерцогиня Елизавета Вюртембергская и эрцгерцогиня Мария Луиза.. Его назначение преподавать эрцгерцогиню Елизавету было официальной судебной должностью, сменившей Георга Кристофа Вагензейля. В 1781 г. Вольфганг Амадей Моцарт отказался от должности придворного органиста в Зальцбурге после ссоры со своим работодателем, архиепископом Зальцбургским. Архиепископ предложил эту должность Кожелуху, но Кожелух отказался, позже выразив опасения другу, что он тоже мог стать жертвой того, что он считал жестоким обращением со стороны Моцарта. В 1784 году Кожелух расширился до издательского дела и вскоре основал свою собственную фирму Musikalisches Magazin, которая позже перешла под управление его брата Антонина Томаша. Кожелух использовал фирму вместе с зарубежными партнерами для публикации многих своих сочинений.

К 1790 году, времени, когда Моцарт и Йозеф Гайдн были на пике своей карьеры, Репутация Кожелуха была такова, что Эрнст Людвиг Гербер сказал следующее о своем статусе в Европе: «Леопольд Козелух, без сомнения, среди молодых и старых, как правило, наиболее любимы среди наших ныне живущих композиторов, и это вполне оправданно».. В королевских кругах уважение к Кожелуху снова возросло в 1791 году, когда он написал хорошо принятую кантату по заказу коронации императора Леопольда II в Праге. Моцарт сочинил La clemenza di Tito по тому же случаю. Смерть Моцарта позже в том же году предоставила Кожелуху еще одну возможность: Император Франц II предложил ему должности Моцарта при своем дворе, Каммера Капельмейстера (музыкальный руководитель) и Hofmusik Compositor (композитор), и за двойную зарплату Моцарта. Кожелух останется на своих позициях до самой смерти. Кожелух присоединился к масонской ложе в 1791 году, что ознаменовало еще одно совпадение его карьеры с карьерой Моцарта и послужило дальнейшему продвижению в венском обществе.

Композиционная продукция Кожелуха снизилась на рубеже веков, поскольку он сосредоточился на своих придворных обязанностях, обучении и прибыльной работе по аранжировке шотландских, ирландских и валлийских народных песен для издателя Джордж Томсон. Уильям Кротч отразил репутацию Кожелуха на лекции в 1806 году., отметив, что он «погрузился в незаслуженное пренебрежение», в то время как репутация Моцарта посмертно росла. В 1809 году Людвиг ван Бетховен, частый оскорбитель конкурирующих композиторов, писал Томсону, называя Кожелуха «Miserabilis».

Кожелух умер 7 мая 1818 года. Его дочь Катерина Чиббини-Козелух, стала выдающейся пианисткой и композитором из Вены.

Сочинения

Кожелух оставил около 400 композиций. Среди них около тридцати симфоний, двадцати двух фортепианных концертов, в том числе концерт для фортепиано в четыре руки, возможно, один из лучших примеров этого редкого жанра, два концерты для кларнета, двадцать четыре скрипичные сонаты, шестьдесят три фортепианные трио, шесть струнных квартетов, две оратории (одна из них, «Моизе в Эгитто», недавно были написаны и записаны), девять кантат и различные литургические произведения. Среди его музыки есть также оперы и произведения для балета, которые, за исключением одной оперы, еще не слышали в последние годы. Его многочисленные аранжировки шотландских песен для эдинбургского коллекционера Джорджа Томсона были популярны, и некоторые из них также были записаны.

Милан Постолка, музыковед, каталогизировал сочинения Кожелуха в 1964 году.

Клавиатура

Существенный выпуск клавишных сочинений Кожелуха отразил продвижение его репутации как профессионального виртуоза игры на клавишных. Кристофер Хогвуд утверждает, что клавишные сонаты Кожелуха, особенно те, которые открываются в минорных тональностях, «существенно предвосхитили... трагически-патетическую манеру» Бетховена и Шуберта, и что в них он «создал всемирно признанную идиому cantabile». Далее Хогвуд заявляет, что «сонаты Кожелуха в истинном смысле слова являются« классикой », то есть« образцами для подражания и изучения », - и демонстрируют в совершенстве именно те особенности, которые теоретики требовали от сонаты конца 18-го века. века ". Сонатное творчество охватывает почти все творчество Кожелуха: первая была написана в 1773 году; последние три датируются 1810 годом. Сонаты служат для разных целей. Некоторые работы эксгибициониста; некоторые проще; некоторые исполнены в романтическом стиле, который предвещает Бетховена. В третьей категории Кожелух сочинял медленные вступления к сонатам в минорной тональности за 17 лет до того, как Бетховен сочинил свою фортепианную сонату № 8 («Патетическая»), в то время как ни Моцарт, ни Гайдн никогда этого не делали. Кожелух сочинил свои сонаты для игры на только что появившемся фортепиано, а не на клавесине. Популярность сонат, в свою очередь, сделала фортепьяно модным.

Сохранилось 22 клавишных концерта Кожелуха. Музыковед Ричард Вигмор утверждает, что им «явно не хватает мелодичного изобилия, богатой окраски деревянных духовых инструментов и диалогов в оперном стиле великих венских концертов Моцарта», но, тем не менее, они «соблазняют своей прозрачной грацией, игристым письмом на клавишных (часто всего в двух частях)», и их чувство меры ". Большинство из них записаны только для струнных, гобоев, валторн и солиста - реже, чем озвучивание Моцартом его современных концертов - предполагая, что произведения предназначались для небольших выступлений.

Камерный

<100 Кожелуха.>Камерная музыка, особенно его произведения 1790-х годов, относится к числу наиболее продвинутых его произведений, часто предвещающих экспрессионизм Бетховена. Музыковед Роджер Хикман называет этот период выхода камерной музыки более «смелым характером» композитора и утверждает, что эти произведения «должны были быть отмечены молодым Шубертом ». К этому периоду относятся единственные струнные квартеты Кожелуха. Набор из шести изданных как Opus 32 и Opus 33, они стали известны по всей Европе.

Оркестровые и хоровые

Кожелух, вероятно, сочинил большую часть своих симфоний в течение своего первого десятилетия в Вене, в период своего пребывания в Вене. которые его венские современники, в том числе Моцарт, сосредоточили на других жанрах. Музыковед Аллан Бэдли называет симфонические сочинения Кожелуха «скромными по меркам того времени». Бэдли утверждает, что симфонии Кожелуха находятся под влиянием симфоний его пражского учителя Франтишека Ксавера Душека в их оркестровке и тематической организации.

Почти все хоровые произведения Кожелуха, включая кантаты и пять из его шести опер, были потеряны. Его опера Густав Васа (предположительно 1792 г.) была исполнена в Финляндии в 2018 г., впервые после смерти композитора.

Список литературы
Источники
  • Английский язык, Кемп (2017). "Леопольд Кожелух (1747-1818): Полные сонаты для клавишных соло, Том 7" (PDF). Рояль. Проверено 11 марта 2017.
  • Голдинг, Робин (1999). «Козелуч: Симфонии» (PDF). Чандос. Проверено 12 марта 2017 года.
  • Криста Фламм-Хартен: Леопольд Кожелух: Biographie und stilkritische Untersuchung der Sonaten für Klavier, Violine und Violoncello nebst einem Beitrag zur Entwicklungsgeschichte des Klaviertrios. Диссертация. Вена, 1968 г., OCLC 667990749. (Пример: Universität Wien, ÖNB)
  • Хикман, Роджер (1986). "Леопольд Козелух и Венский Quatuor Concertant". Симпозиум музыки колледжа. 26.
  • Хогвуд, Кристофер (2012). "Клавишные сонаты Леопольда Кожелуха". Старинная музыка. 40 (4). doi : 10.1093 / em / cas116.
  • Кеннеди, Майкл и Борн, Джойс, ред. Краткий Оксфордский словарь музыки. Издание четвертое, 1996 г. (переиздание 2004 г.). Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-860884-5.
  • Почтолка, Милан (2001). "Леопольд Козелуч". In Root, Дин Л. (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove. Oxford University Press. ‎
  • Sondheimer, Robert: Die Theorie der Sinfonie und die Beurteilung einzelner Sinfoniekomponisten bei den Musikschriftstellern des 18. Jahrhunderts. Лейпциг: Breitkopf Härtel, 1925.
  • Витлачил, Лукаш М. Из Велвари, Богемия, до суда в Вене. Жизнь императорского капельмейстера Леопольда Кожелуха и новое полное издание его клавишных сонат. Czech Music Quarterly 16/2 (2016), стр. 7–11. (онлайн здесь )
Дополнительная литература
  • Дойч, Отто Эрих. Козелух Ритровато. Музыка и письма. Лондон. V. 26 № 1, январь 1945 г., стр. 47-50.
  • Poštolka, Milan. Leopold Koželuh: život a dílo. Praha: Státní hudební vydavatelství, 1964. 387 стр. С библиографией стр. 379–87 и иллюстрациями на 10 стр.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-26 06:48:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте