Концерт для фортепиано

редактировать
При исполнении фортепианного концерта на сцене играет пианино с оркестром

A Концерт для фортепиано относится к типу концерт, сольное произведение в жанре классическая музыка, которое написано для пианиста, которое обычно сопровождается оркестром или другим большим ансамбль. Фортепианные концерты, как правило, представляют собой виртуозные произведения, требующие продвинутого уровня владения инструментом, включая мелодические линии, перемежающиеся с быстрыми гаммами, арпеджио, аккордами, сложными контрапунктическими партиями и другим сложным материалом. Когда фортепианные концерты исполняются профессиональным пианистом, почти всегда используется большой рояль, так как рояль имеет более полный тон и большую проекцию, чем пианино. Фортепианные концерты обычно записываются в нотной записи, включая ноты для пианиста (которые они обычно запоминают, чтобы играть концерт без нот), оркестровые партии для членов оркестра и полную партитуру для дирижера, который руководит оркестром в сопровождении солиста.

В зависимости от эпохи, в которую был написан фортепианный концерт, оркестровые партии могут выполнять довольно второстепенную роль аккомпанемента, определяя басовую линию и аккорд. прогрессия, на которой фортепиано играет сольные партии (более типично для эпохи музыки барокко, с 1600 по 1750 год и периода классической музыки, с 1730 по 1800), или оркестру можно отвести почти такую ​​же роль, как и солисту-пианисту, с оркестровыми инструменталистами и секциями, представляющими ключевые музыкальные темы и играющими виртуозные партии для своих инструментов, и в которых есть «диалог» или «беседа» между солистом-пианистом и оркестром. Когда музыкальные студенты и слушатели музыкальных конкурсов играют фортепианные концерты, оркестровая партия может исполняться в оркестровой редукции, преобразовании оркестровых партий в партию для аккомпаниатора, играющего на фортепиано или орган, ведь нанять полный оркестр очень дорого. Клавишные концерты были распространены во времена Иоганна Себастьяна Баха, в эпоху музыки барокко, в период классической музыки и в романтическую музыку эпоха (1800–1910 гг.). Клавишные концерты также написаны композиторами современной классической музыки. Фортепианные концерты XX и XXI веков могут включать экспериментальные или необычные техники исполнения. В 20-м и 21-м веках И.С. Концерты для клавесина Баха иногда исполняются на фортепиано. Существуют различные типы фортепианных концертов, в том числе двойные фортепианные концерты для двух сольных пианистов и оркестра, а также двойные или тройные (или более крупные сольные группы) концерты, в которых к солисту на фортепиано присоединяется скрипач, виолончелист или другой инструменталист.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 ХХ век и современность
      • 1.1.1 Произведения для левой руки и оркестра
    • 1.2 Произведения для двух и более фортепиано с оркестром
  • 2 Характеристики
    • 2.1 Форма
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История

Самые ранние фортепианные концерты были написаны в Лондоне. Вдохновленные мастером инструментов Йоханнесом Цумпе, такие композиторы, как Иоганн Кристиан Бах и Карл Фридрих Абель, начали писать концерты для фортепиано и струнного ансамбля примерно в 1770 году.

В классическую эпоху форма быстро распространилась по Европе, особенно в Германии и Австрии, закрепившись благодаря работам, в частности, Моцарта, наряду с менее известными примерами Гайдна, Карл Стамиц и Йозеф Вёльфль. В начале романтического периода репертуар фортепианных концертов был дополнен, прежде всего, Бетховеном, Шуманом, Мендельсоном, Шопеном, Хаммел, Фердинанд Райс и Джон Филд.

Хорошо известные примеры от середины до конца эпохи романтизма включают концерты Эдвард Григ, Иоганнес Брамс, Камиль Сен-Санс, Ференц Лист, Петр Ильич Чайковский и Сергей Рахманинов. Александр Скрябин, Антонин Дворжак, Эдвард МакДауэлл и Франц Ксавер Шарвенка в это время написали несколько менее известных концертов. В 1899 году Эми Бич завершила свой Концерт для фортепиано с оркестром до-диез минор, первый концерт для фортепиано с оркестром, составленный американской композиторкой. Эдвард Элгар делал наброски для фортепианного концерта, но так и не завершил его. В 19 веке Генри Литольф размыл границу между фортепианным концертом и симфонией в своих пяти произведениях, озаглавленных «Симфонический концерт», а Ферруччо Бузони добавил мужской хор в последнюю часть своего часа - длинный концерт. Вильгельм Фуртвенглер написал свой Симфонический концерт для фортепиано с оркестром, который длится более одного часа, в 1924–1937 годах. В более общем смысле термин «фортепианный концерт» может распространяться на многочисленные часто программные концертные произведения для фортепиано с оркестром той эпохи - Хоровая фантазия Бетховена, Тотентанц Листа и Руины Афинские вариации и Рихарда Штрауса Бурлеске - это лишь некоторые из сотен таких работ. Немногочисленные известные фортепианные концерты, преобладающие в концертных программах и дискографиях 20-го и 21-го веков, составляют лишь небольшую часть репертуара, который распространился на европейской музыкальной сцене в 19 веке.

20-й век и современность

Фортепианная концертная форма сохранилась на протяжении 20-го века до 21-го, с примерами, написанными Лерой Андерсон, Милтон Бэббит, Сэмюэл Барбер, Бела Барток, Артур Блисс, Йорк Боуэн, Бенджамин Бриттен, Эллиот Картер, Карлос Чавес, Аарон Копленд, Питер Максвелл Дэвис, Эмма Лу Димер, Кейт Эмерсон, Джордж Гершвин, Альберто Гинастера, Филип Гласс, Ферде Грофе, Арам Хачатурян, Дьёрдь Лигети, Магнус Линдберг, Витольд Лютославский, Джан Франческо Малипьеро, Фрэнк Мартин, Богуслав Мартин, Николай Метнер, Питер Меннин, Питер Миг, Селим Палмгрен, Дора Пеячевич, Виллем Пейпер, Сергей Прокофьев, Бехзад Ранджбаран, Эйноухани Раутаваара, Морис Равель, Арнольд Шенберг, Питер Скулторп, Питер Сибурн, Дмитрий Шостакович, Роджер Смолли, Артур Сомервелл, Игорь Стравинский, Генрих Шутермейстер, Александр Черепнин, Майкл Типпетт, Ральф Воан Уильямс, Эйтор Вилла-Лобос, Панчо Владигеров, Чарльз Вуоринен, Фрэнсис Пуленк и другие. Части других симфонических произведений ХХ века придают фортепьяно особую известность, как и любой другой инструмент оркестра, как, например, в Симфонии в трех частях Игоря Стравинского, Сэмюэля Барбера скрипичный концерт, все шесть симфоний Богуслава Мартина, Леонарда Бернстайна второй симфонии, Симфонии №3 Авторы Майкла Типпета и Робина Холлоуэя Второго концерта для оркестра.

Сочинения для левой руки и оркестра

Немец Пауль Витгенштейн потерял правую руку во время Первой мировой войны, а также при возобновлении работы над мюзиклом Карьера попросила ряд композиторов написать для него пьесы, для которых требовалась только левая рука. Чех Отакар Холлманн, правая рука которого была повреждена на войне, поступил так же, но в меньшей степени. Результаты этих комиссий включают концертных пьес для оркестра и фортепиано для левой руки Борткевича, Бриттена, Хиндемита, Яначека, Корнгольд, Мартин, Прокофьев, Равель, Франц Шмидт, Рихард Штраус и другие.

Произведения для двух или более фортепиано с оркестром

Концерты и концертные произведения для двух сольных фортепиано были написаны Бахом (от двух до четырех фортепиано, BWV 1060–65, фактически концерты для клавесина, но часто исполняемые на фортепиано), Моцарт (два, K 242 (первоначально для трех фортепиано и оркестра) и K 365), Мендельсон (два, 1823-4), Брух (1912), Бела Барток (1927/1932, переработка его Сонаты для двух фортепиано и ударных), Пуленк (1932), Артур Блисс (1924), Артур Бенджамин (1938), Питер Миг (1939–41), Дариус Мильо (1941 и 1951), Богуслав Мартин (1943), Ральф Воан Уильямс (около 1946), Рой Харрис (1946), Джан Франческо Малипьеро (две работы, оба 1957), Уолтер Пистон (1959), Лучано Берио (1973) и Харальд Гензмер (1990). Помимо примеров Баха и Моцарта, сочинения для более чем двух фортепиано и оркестра встречаются значительно реже, но были написаны Мортоном Гулдом (Инвенции для четырех фортепиано и оркестра, 1954), Питером Расином Фрикером. (Concertante для трех фортепиано, литавр и струнных, 1956), Вольфганг Фортнер (Triplum для трех фортепиано и оркестра, 1966) и Георг Фридрих Хаас (ограниченное приближение для шести фортепиано и оркестр с микротональной настройкой, 2010) [1]

Характеристики

Форма

Классический фортепианный концерт часто состоит из трех частей.

  1. Умеренно быстрое открытие в форме сонатного аллегро, часто включающее виртуозную каденцию (которая может быть импровизирована солистом).
  2. Медленная часть, более свободная, выразительная и лиричная. Обычно в троичной форме.
  3. Более быстрое рондо.

Примеры Моцарта и Бетховена следуют этой модели, но многие другие этого не делают. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Бетховена включает каденцию последней части, и многие другие композиторы внесли новшества. Например, Liszt второй и третий концерты играются без перерывов между разными частями, Brahms' Piano Concerto No. 2 и Концерт №1 для фортепиано с оркестром Листа имеют 4 части, а Концерт для фортепиано с оркестром №3 Чайковского имеет только одну (Allegro brillante).).

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:53:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте