Шарль-Мари Видор

редактировать
Французский органист и композитор (1844–1937)
Шарль-Мари Видор
Шарль-Мари Видор (2).jpg Видор, ок. 1900
Родился(1844-02-21) 21 февраля 1844. Лион, Франция
Умер12 марта 1937 (1937-03-12) (93 года). Париж, Франция
Профессиякомпозитор, органист

Шарль-Мари Жан-Альбер Видор (21 февраля 1844 г. - 12 марта 1937 г.) был французским органистом, композитором и учителем, наиболее известным из которых были его десять органных симфоний.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Органные симфонии
  • 3 Произведения
    • 3.1 Оркестровые произведения
    • 3.2 Органное соло
    • 3.3 Камерные произведения
    • 3.4 Соло для фортепиано
    • 3.5 Песни и хоровые произведения
    • 3.6 Сценическая музыка
  • 4 Сочинения
  • 5 Записи
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Life
Шарль-Мари Видор, ок. 1870, когда он стал органистом Сен-Сюльпис

Видор родился в Лионе в семье органных строителей и сначала изучал музыку там со своим отцом, Франсуа-Шарлем Видором, титулярным органист Сен-Франсуа-де-Сале с 1838 по 1889 год. Французский органостроитель Аристид Кавай-Коль, возродивший искусство органного строительства, был другом семьи Видор; он организовал для талантливого молодого органиста обучение в Брюсселе в 1863 году у Жака-Николя Леммена по органной технике и у пожилых Франсуа-Жозефа Фетиса, директора Брюссельской консерватории., по композиции. После этого срока обучения Видор переехал в Париж, где прожил до конца своей жизни. В возрасте 24 лет он был назначен помощником Камиллы Сен-Санс в Эглиз де ла Мадлен.

В январе 1870 года при совместном лоббировании Кавай-Колля, Сен-Санса и Шарль Гуно, 25-летний Видор был назначен «временным» органистом Сен-Сюльпис в Париже, наиболее выдающейся должности французского органиста.. Орган в St-Sulpice был шедевром Кавай-Колля; Впечатляющие возможности инструмента вдохновили Видора. Несмотря на якобы «временный» характер своей работы, Видор оставался органистом в Сен-Сюльпис почти 64 года до конца 1933 года. Его сменил в 1934 году его бывший ученик и помощник Марсель Дюпре.

В 1890 г. после смерти Сезара Франка Видор сменил его на должности профессора органа в Парижской консерватории. Унаследованный им класс был первоначально ошеломлен этим новым учителем, который внезапно потребовал внушительной техники и знания Дж. Орган С. Баха работает как предпосылка к эффектной импровизации. Позже (1896 г.) он оставил этот пост и стал профессором композиции в том же учреждении. У Видора было несколько учеников в Париже, которые впоследствии стали известными композиторами и органистами, в первую очередь вышеупомянутый Дюпре, Луи Верн, Шарль Турнемир, Дариус Мийо, Александр Шрайнер, Эдгард Варез и канадец Анри Ганьон. Альберт Швейцер также учился у Видора, в основном с 1899 года; позднее учитель и ученик совместно работали над аннотированным изданием органных произведений И. С. Баха, изданных в 1912–1914 гг. Видор, чей собственный мастер Лемменс был важным представителем Баха, поощрял богословское исследование музыки Баха Швейцером.

Среди ведущих сольных концертов своего времени Видор посетил в этом качестве много разных стран, включая Россию, Англию, Германию, Нидерланды, Португалию, Италию, Польшу и Швейцарию. Кроме того, он участвовал в первых концертах многих величайших инструментов Кавай-Колля, в частности, Нотр-Дам де Пари, Сен-Жермен-де-Пре, Трокадеро и Сен-Уан де Руан.

Известный как человек большой культуры и образованности, Видор был удостоен звания кавалера Почетного легиона в 1892 году и дослужился до чина великих офицеров. la Légion d'honneur в 1933 году. Он был назначен в Institut de France в 1910 году и был избран «Secrétaire perpetuel» (постоянным секретарем) Académie des Beaux-Arts в 1914, сменив Генри Ружона.

В 1921 году Видор вместе с Фрэнсисом-Луи Казадезю основал Американскую консерваторию в Фонтенбло. Он был директором до 1934 года, когда его сменил Морис Равель. Его близкий друг, Исидор Филипп давал там уроки игры на фортепиано, а Надя Буланже учила целое поколение новых композиторов.

В возрасте 76 лет Видор женился на Матильде де Монтескью-Фезенсак 26 апреля 1920 года в Шаршинье. 36-летняя Матильда была членом одной из старейших и самых известных семей Европы. У них не было детей; она умерла в 1960 году.

31 декабря 1933 года в возрасте 89 лет Видор ушел в отставку со своей должности в Сен-Сюльпис. Три года спустя у него случился инсульт, в результате которого была парализована правая сторона его тела, хотя он до последнего сохранял психическую бдительность. Он умер в своем доме в Париже 12 марта 1937 года в возрасте 93 лет, а его останки были похоронены в склепе Сен-Сюльпис четыре дня спустя.

Органные симфонии

Видор написал музыку для самых разных инструментов и ансамблей (особенно примечательны некоторые из его песен для голоса и фортепиано) и написал четыре оперы и одну балет, но сегодня с какой-то регулярностью играют только его произведения для органа. К ним относятся: десять органных симфоний, три симфоний для оркестра с органом, латинская сюита, ​​«Новые пьесы» и шесть аранжировок произведений Баха под названием Bach's Memento (1925). Органные симфонии - его самый значительный вклад в органный репертуар.

Необычно, чтобы произведение, написанное для одного инструмента, получило определение "симфония". Тем не менее, Видор был в авангарде возрождения французской органной музыки, в которой использовалась новая конструкция органа, впервые разработанная Аристидом Кавай-Колл, которая была «симфонической » по стилю. Орган эпохи барокко и классицизма был разработан для передачи чистого и четкого звука, способного обрабатывать контрапунктное письмо. Органы Кавай-Колля, с другой стороны, имели гораздо более теплый звук и огромное количество остановок, которые расширяли тембр инструмента. Этот новый стиль органа с поистине оркестровым диапазоном голоса и беспрецедентными способностями к плавным крещендо и диминуэндо побуждал композиторов писать музыку, которая была полностью симфонической по своему охвату. Эта тенденция не ограничивалась Францией и была отражена в Германии в органах, построенных Эберхардом Фридрихом Валькером, и работами Ференца Листа, Юлиуса Рубке и Макс Регер.

Симфонии Видора можно разделить на три группы. Первые четыре симфонии составляют соч. 13 (1872 г.), и их более правильно назвать «люксами». (Сам Видор называл их «коллекциями».) Они представляют ранний стиль Видора. Видор внес более поздние изменения в более ранние симфонии. Некоторые из этих изменений были довольно обширными.

В симфониях Opus 42 Видор демонстрирует свое мастерство и утонченность техники контрапункта, в полной мере исследуя возможности органов Кавай-Колля, для которых были написаны эти произведения. Пятая симфония состоит из пяти частей, последняя из которых - знаменитая токката. Шестая симфония также известна своим открытием. Седьмая и Восьмая симфонии - самые длинные и наименее исполняемые из симфоний Видора. Седьмая симфония состоит из шести частей, а первая версия Восьмой симфонии - из семи. (Впоследствии Видор удалил Прелюдию для издания 1901 года.)

Девятая и десятая симфонии, соответственно названные «Готическая» (соч. 70, 1895 г.) и «Роман» (соч. 73, 1900 г.), гораздо более интроспективны. Оба они заимствуют тематический материал из plainchant : Symphonie Gothique использует Рождество Introit "Puer natus est" в третьей и четвертой частях, тогда как в Symphonie Romane есть пасха Постепенный "" вплетено во все четыре движения. Они также удостоили чести, соответственно, готическую церковь Св. Уана, Руан и романскую базилику Св. Сернина, Тулуза, с установленными в каждой из них новыми органами Кавай-Колля. Вторая часть Готической симфонии, названная «Andante sostenuto», - одна из самых любимых пьес Видора. К этому же периоду относится и движение «Salve Regina», которое также основано на простой песне, - последнее дополнение к гораздо более ранней Второй симфонии.

Токката Видора Symphonie pour orgue No. 5, Op. 42, № 1 - В. Токката (заключение), в исполнении Ханса-Эберхарда Росса

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Самая известная пьеса Видора для органа - это последняя часть его Симфонии для органа № 5, токкаты, которую часто играют как перерыв на свадебных церемониях и в конце Рождества полночь месса в Базилике Святого Петра, Ватикан. Хотя Четвертая симфония также открывается токкатой, она выполнена в совершенно другом (и более раннем) стиле. Токката из Симфонии № 5 является первой из токкат, характерных для французской романтической органной музыки, и послужила образцом для более поздних произведений Жигу, Боэльмана, Муле, Вьерн и Дюпре. Видор был доволен всемирной известностью, которую принесла ему эта пьеса, но был недоволен тем, как быстро ее играли многие другие органисты. Сам Видор всегда довольно сознательно играл на токкате. Многие органисты играют на ней в очень быстром темпе, тогда как Видор предпочитал использовать более контролируемую артикуляцию. Он записал пьесу в Сен-Сюльпис на восемьдесят девятом году жизни; темп, используемый для токкаты, довольно медленный. Исидор Филипп переписал токкату для двух фортепиано.

За свою долгую карьеру Видор возвращался снова и снова, чтобы редактировать свою раннюю музыку, даже после публикации. Его биограф, Джон Ниар, сообщает: «В конечном итоге было обнаружено, что в течение примерно шестидесяти лет было выпущено до восьми различных изданий некоторых симфоний».

Композиции

Приблизительные даты составления / публикации указаны в скобках вместе с указанием первоначального издателя, если он известен.

Оркестровые произведения

  • Ouverture portugaise (1865, Crescendo Music Publications) - орган, духовой ансамбль и оркестр
  • Симфония № 1, соч. 16 (1870, Дюран ) - оркестр
  • Концерт для фортепиано № 1, соч. 39 (1876, Амель ) - фортепиано с оркестром
  • Концерт для скрипки (1877) - скрипка с оркестром
  • Концерт для виолончели, соч. 41 (1882, Hamelle) - виолончель с оркестром
  • Symphonie pour orgue et orchester, Op. 42 (1882, репр. A-R Editions) - орган и оркестр (переложение Видора из движений из соч. 42)
  • Chant séculaire, Op. 49 (1881, Hamelle) - сопрано соло, хор и оркестр
  • Симфония № 2, соч. 54 (1882, Heugel ) - оркестр
  • La Nuit de Walpurgis, Op. 60 (1887, Hamelle) - хор и оркестр
  • Фантазия, соч. 62 (1889, Дюран) - фортепиано с оркестром
  • Сюита из Конте д'Авриль, соч. 64 (1892, Heugel) - оркестр
  • Симфония № 3, соч. 69 (1894, Schott) - орган и оркестр
  • Хоровые вариации, соч. 74 (1900, Leduc) - арфа с оркестром
  • Концерт для фортепиано № 2, соч. 77 (1906, Heugel) - фортепиано с оркестром
  • Sinfonia sacra, Op. 81 (1908, Отто Юнне) - орган и оркестр
  • Античная симфония, соч. 83 (1911, Heugel) - солисты, хор, орган и оркестр
  • Ouverture espagnole (1897, Heugel) - оркестр

Органное соло

  • Symphonie pour orgue No. 1, Op. 13 No. 1 (1872, Hamelle)
  • Symphonie pour orgue No. 2, Op. 13 No. 2 (1872, Hamelle)
  • Symphonie pour orgue No. 3, Op. 13 No. 3 (1872, Hamelle)
  • Symphonie pour orgue No. 4, Op. 13 No. 4 (1872, Hamelle)
  • Marche américaine (транск. Марселя Дюпре: No. 11 из 12 Feuillets d'album, соч.31, Hamelle)
  • Symphonie pour orgue No. 5, соч. 42 No. 1 (1879, Hamelle)
  • Symphonie pour orgue No. 6, Op. 42 No. 2 (1879, Hamelle)
  • Symphonie pour orgue No. 7, Op. 42 No. 3 (1887, Hamelle)
  • Symphonie pour orgue No. 8, Op. 42 No. 4 (1887, Hamelle)
  • Marche nuptiale, Op. 64 (1892) (транск., Из Конте д'Аврил, Шотт)
  • Готическая симфония для орга [No. 9], соч. 70 (1895, Schott)
  • Symphonie romane pour orgue [No. 10], соч. 73 (1900, Hamelle)
  • Памятник Баха (1925, Hamelle)
  • Латинская сюита, ​​соч. 86 (1927, Дюран)
  • Trois Nouvelles pièces, Op. 87 (1934, Дюран)

Камерные произведения

  • 6 дуэтов, соч. 3 - фортепиано и фисгармония (1867, Ренье-Кано / Рено / Перигальи и Парви / Шотт); включает юмореску; Кантабиле; Ноктюрн; Серенада; и др.
  • Фортепианный квинтет № 1, соч. 7 (1868, Hamelle)
  • Серенада, соч. 10 (1870, Hamelle) - флейта, скрипка, виолончель, фортепиано и фисгармония
  • Фортепианное трио, соч. 19 (1875, Hamelle)
  • 3 пьеса, соч. 21 - виолончель и фортепиано (1875, Hamelle)
  • Сюита, ​​соч. 34 - флейта и фортепиано (1877, Hamelle; 1898, Heugel)
  • Романс, соч. 46 - скрипка и фортепиано
  • Соната № 1, соч. 50 - скрипка и фортепиано (1881, Hamelle)
  • Soirs d'Alsace (4 Duos), Op. 52 - скрипка, виолончель и фортепиано (1881, Hamelle)
  • Cavatine, Op. 57 - скрипка и фортепиано (1887, Hamelle)
  • Фортепианный квартет, соч. 66 (1891, Дюран)
  • Фортепианный квинтет № 2, соч. 68 (1894, Дюран)
  • Введение и рондо, соч. 72 - кларнет и фортепиано (1898, Leduc)
  • Сюита, ​​соч. 76 - скрипка и фортепиано (1903, Hamelle)
  • Соната, соч. 79 - скрипка и фортепиано (1906, Heugel)
  • Соната, соч. 80 - виолончель и фортепиано (1907, Heugel)
  • Salvum fac populum tuum, Op. 84 - 3 трубы, 3 тромбона, барабан и орган (1916, Heugel) (известный по-английски как «Lord, Save Thy People»)
  • 4 пьеса - скрипка, виолончель и фортепиано (1890)
  • 3 пьеса - гобой и фортепиано (1891)
  • Сюита - виолончель и фортепиано (1912)
  • Флорентийская сюита - скрипка и фортепиано (1920)

Фортепианное соло

  • Вариации де концерт на тему оригинала, соч. 1 (1867, Heugel)
  • Серенада, соч. 3 No. 4 (аранжировка Лейстнера) (Хамель)
  • Миссис де балет, соч. 4 (1868, Hamelle)
  • Скерцо-вальс, соч. 5 (1868, Hamelle)
  • La Barque (Итальянская фантазия), Op. 6 (1877, Дюран)
  • Ле Корриколо (Итальянская фантазия), соч. 6 (1877, Дюран)
  • Каприс, соч. 9 (1868, Hamelle)
  • 3 вальса, соч. 11 (1871, Hamelle)
  • Экспромт, соч. 12 (1871, Hamelle)
  • 6 Morceaux de Salon, Op. 15 (1872, Hamelle)
  • Prélude, andante et final, Op. 17 (1874, Hamelle)
  • Scènes de bal, Op. 20 (1875, Hamelle)
  • 6 Valses caractéristiques, Op. 26 (1877, Hamelle)
  • Вариации на оригинальную тему, соч. 29 (редакция соч. 1) (1877, Hamelle)
  • 12 Feuillets d'album, соч. 31 (1877, Hamelle)
  • 5 Valses, Op. 33 (Hamelle)
  • Dans les bois, Op. 44 (1880, Hamelle)
  • Pages intimes, Op. 48 (1879, Hamelle)
  • Сюита полонез, соч. 51 (1881, Hamelle)
  • Сюита, ​​соч. 58 (1887, Hamelle)
  • Карнавал, 12 пьес, соч. 61 (1889, Hamelle)
  • Ноктюрн, из Contes d'avril, Op. 64
  • 5 Valses, Op. 71 (1894, Hamelle)
  • Экосез сюиты, соч. 78 (1905, Джозеф Уильямс)
  • Введение (Hamelle)
  • Intermezzo (Hamelle)

Песни и хоровые произведения

Mass Op. 36, Глория Продолжительность 6:33.
Массовая операция. 36, Agnus Dei Продолжительность 3:43.

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .
  • O Salutaris, Op. 8 (1868, Hamelle) - контральто или баритон, скрипка, виолончель и орган
  • 6 Мелодии, соч. 14 (1872, Hamelle) - голос и фортепиано
  • Tantum ergo, Op. 18 No. 1 (1874, Hamelle) - баритон, хор и орган
  • Regina coeli, Op. 18 No. 2 (1874, Hamelle) - баритон, хор и орган
  • 6 Мелодий, соч. 22 (1875, Hamelle) - голос и фортепиано
  • Quam dilecta tabernacula tua, Op. 23 No. 1 (1876, Hamelle) - баритон, хор и орган
  • Tu es Petrus, Op. 23 No. 2 (1876, Hamelle) - баритон, хор и орган
  • Surrexit a mortuis (Sacerdos et pontifex), соч. 23 No. 3 (1876, Hamelle) - хор и орган
  • Ave Maria, соч. 24 (1877, Hamelle) - меццо, арфа и орган
  • 3 хора, соч. 25 (1876, Hamelle) - Хор SATB
  • 3 Мелодии, соч. 28 (1876, Hamelle) - голос и фортепиано
  • 2 дуэта, соч. 30 (1876, Hamelle) - сопрано, контральто и фортепиано
  • 3 итальянские мелодии, соч. 32 (1877, Hamelle) - голос и фортепиано
  • 3 итальянские мелодии, соч. 35 (1878, Hamelle) - голос и фортепиано
  • Messe, Op. 36 (1878, Hamelle) - баритон, хор и орган
  • 6 Мелодий, соч. 37 (1877, Hamelle) - голос и фортепиано
  • 2 дуэта, соч. 40 (1876, Hamelle) - сопрано, контральто и фортепиано
  • 6 мелодий, соч. 43 (1878, Hamelle) - голос и фортепиано
  • 6 мелодий, соч. 47 (1879, Hamelle) - голос и фортепиано
  • 6 мелодий, соч. 53 (1881, Hamelle) - голос и фортепиано
  • Ave Maria, Op. 59 (1884, Hamelle) - голос, арфа и орган
  • O salutaris, Op. 63 [бис] (1889, Hamelle) - голос, скрипка, виолончель и орган
  • Soirs d'été, Op. 63 (1889, Дюран) - голос и фортепиано
  • Ecce Joanna, Alleluia! (Schola Cantorum) - Хор и орган SATB
  • Псалом 112 (1879, Hamelle) - баритон, хор, орган и оркестр
  • Chansons de mer, Op. 75 (1902)
  • Da pacem (1930, Дюран) - хор SATB и орган или фортепиано
  • Non credo (1890, Durand) - голос и фортепиано

Сценическая музыка

  • Le Capitaine Loys (ок. 1878, не опубликовано) - комическая опера
  • La Korrigane (1880, Hamelle) - балет
  • Maître Ambros, Op. 56 (фортепианная редукция, изданная Хойгелем, 1886) - опера
  • Conte d'avril, Op. 64 (1885; 1891, Heugel) - музыкальное сопровождение
  • Les Pêcheurs de Saint-Jean (1895; 1904, Heugel) - опера
  • Нерто (1924, Heugel) - опера
Сочинения
Записи
Предшественники. Луи Джеймс Альфред Лефебюр-Вели титулярный органист, Сен-Сюльпис, Париж. 1870–1934Преемник. Марсель Дюпре
Ссылки
  • Холл, Чарльз Дж. (2002). Хронология западной классической музыки. Нью-Йорк: Рутледж / Тейлор и Фрэнсис. п. 1154. ISBN 0-415-94217-9.
  • ——— (2011). Видор: Жизнь за пределами Токкаты. Серия: Eastman Studies in Music, v. 83. Рочестер, штат Нью-Йорк: University of Rochester Press (ISBN 978-1-580-46369-0 )
  • Остен, Бен ван ( 1997). Charles-Marie Widor: Vater der Orgelsymphonie (на немецком языке). Paderborn: Verlag Peter Ewers. ISBN 3-928243-04-7.
  • Томсон, Эндрю; Апраамян, Феликс ( 1989). Жизнь и времена Шарля-Мари Видора: 1844-1937. Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-816186-7.
  • "Каталог Библиотеки Конгресса". Получено 3 января 2007 г.
  • "Dreilaenderkatalog im Gateway Bayern" (на немецком языке). Архивировано из оригинала 01.01.2016. Проверено 03 января 2007 г..
  • «Сайт оперных композиторов в Стэнфорде». Проверено 3 января 2007 г.
  • Хоббс, Ален (1988). Шарль-Мари Видор (1844–1937). L'Orgue, Cahiers et mémoires, № 40. L'Association des Amis de l'Orgue.
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Charles-Marie Widor.
Последняя правка сделана 2021-05-14 06:27:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте