Морис Дуруфле |
Duruflé c. 1962 г. |
Родился | 11 января 1902 г. ( 1902-01-11) Лувье, Эр, Франция |
Умер | 16 июня 1986 г. (1986-06-16)(84 года) Лувесьен, Ивелин, Франция |
Занятие | |
Морис Гюстав Дуруфле ( французский: [dyʁyfle] ; 11 января 1902 - 16 июня 1986) был французским композитором, органистом, музыковедом и педагогом.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Жизнь и карьера
- 2 Перфекционизм
- 3 Более поздняя жизнь и смерть
- 4 Композиции
- 4.1 Органное соло
- 4.2 Камерная музыка
- 4.3 Фортепианное соло
- 4.4 Фортепиано в 4 руки
- 4.5 Два фортепиано
- 4.6 Оркестровые произведения
- 4.7 Хоровые произведения
- 4.8 Разные работы
- 4.9 Транскрипции
- 5 ссылки
- 6 Источники
- 7 Внешние ссылки
Жизнь и карьера
Дюрюфле родился в Лувье, штат Эр, в 1902 году. С 1912 по 1918 год он стал хористом в хоровой школе Руанского собора, где изучал фортепиано и орган у Жюля Хеллинга, ученика Александра Гильмана. Традиция хорового пения в Руане оказала сильное и непреходящее влияние. В 17 лет, переехав в Париж, он брал частные уроки органа у Шарля Турнемира, которому он ассистировал в Basilique Ste-Clotilde в Париже до 1927 года. В 1920 году Дюруфле поступил в Парижскую консерваторию, где в итоге получил первые премии по игре на органе у Эжена Жигу. (1922), гармония с Жаном Галлоном (1924), фуга с Жоржем Коссадом (1924), фортепианный аккомпанемент с Сезаром Абелем Эстилем (1926) и композиция с Полем Дюка (1928).
В 1927 году Луи Верн назначил его своим помощником в Нотр-Даме. Дюрюфле и Вьерн оставались друзьями на всю жизнь, и Дюруфле был рядом с Верном в качестве помощника, когда Верн умер за консолью органа Нотр-Дам 2 июня 1937 года, хотя Дюруфле стал титулярным органистом Сент-Этьен-дю-Мон в Париже. в 1929 году эту должность он занимал всю оставшуюся жизнь. В 1930 году он получил премию за свою Прелюдию, адажио и другое хоровое произведение на тему «Veni Creator», а в 1936 году он получил приз Блюменталя. В 1939 году он Премьера Франсиса Пуленка «S Органный концерт (на концерт для органа, струнных и литавр соль минор); он консультировал Пуленка по поводу регистрации партии органа. В 1943 году он стал профессором гармонии Парижской консерватории, где проработал до 1970 года; среди его учеников были уважаемые органисты Пьер Кошеро, Жан Гийу и Мари-Клер Ален.
В 1947 году он завершил, вероятно, самое известное из своих немногочисленных произведений: Реквием op. 9, для солистов, хора, органа и оркестра. Он начал сочинять произведение в 1941 году по заказу режима Виши. В том же 1947 году Мари-Мадлен Шевалье стала его помощницей в Сент-Этьен-дю-Мон. Они поженились 15 сентября 1953 года (первый брак Дюруфле с Люсетт Буске в 1932 году закончился гражданским разводом в 1947 году и был объявлен недействительным Ватиканом 23 июня 1953 года). Пара стала известным и популярным органным дуэтом, отправившись в турне. вместе несколько раз на протяжении шестидесятых и начала семидесятых.
В 1954 году он получил звание кавалера Почетного легиона. В 1966 году он был произведен в орден Почетного легиона.
Перфекционизм
Дуруфле очень критически относился к своим произведениям. Он особенно пренебрежительно относился к третьей и последней части «Токката» из своей сюиты, соч. 5, и никогда не записывал. Он никогда не программировал Токкату, свою Сицилиену, Прелюдию или Адажио из Veni Creator.
Он опубликовал лишь несколько работ и часто продолжал редактировать и менять произведения после публикации. Например, у токкаты из сюиты совершенно иное окончание в первом издании, чем в более поздней версии, а партитура Fugue sur le nom d'Alain изначально указывала на акселерадо. Результатом этого перфекционизма является то, что его музыка, особенно его органная музыка, имеет тенденцию быть хорошо отполированной и до сих пор часто исполняется на концертах органистами по всему миру.
Дуруфле и его жена были музыкально консервативны. В 1969 году они посетили «джазовую мессу» в Сент-Этьен-дю-Мон. Мари-Мадлен была явно расстроена этим опытом, и Дюруфле назвал это скандальной пародией.
Позже жизнь и смерть
Дуруфле получил серьезные травмы в автокатастрофе 29 мая 1975 года, в результате чего он отказался от выступления; на самом деле он в основном был прикован к своей квартире, оставив службу в Сент-Этьен-дю-Мон своей жене Мари-Мадлен (которая также пострадала в аварии). Он умер в клинике в Лувесьен (недалеко от Парижа) в 1986 году в возрасте 84 лет, так и не полностью оправившись от аварии.
Композиции
Органное соло
- Скерцо соч. 2 (1926)
- Прелюдия, адажио и различные хоры на тему « Veni Creator » op. 4 (1926/1930)
- Сюита op. 5 (1932 г.):
- Прелюдия
- Sicilienne
- Токката
- Prélude et fugue sur le nom d'Alain op. 7 (1942)
- Prélude sur l'introït de l'epiphanie op. 13 (1961)
- Fugue sur le thème du Carillon des Heures ( справка информация ) de la Cathédrale de Soissons op. 12 (1962)
- Méditation op. posth. (1964)
- Lecture à vue (не опубликовано)
- Фуга (не опубликовано)
- Lux aeterna (не опубликовано)
Камерная музыка
- Прелюдия, отчет и вариации, соч. 3 для флейты, альта и фортепиано (1928)
Фортепианное соло
- Triptyque op. 1: Fantaisie sur des thèmes grégoriens (1927/1943, не опубликовано)
- Trois danses op. 6 (1932, фортепианная версия композитора):
- Дивертисмент
- Danse lente
- Тамбурин
Фортепиано в 4 руки
- Trois danses op. 6 (1932 г., переложение композитора):
- Дивертисмент
- Danse lente
- Тамбурин
Два фортепиано
- Trois danses op. 6 (1932 г., переложение композитора):
- Дивертисмент
- Danse lente
- Тамбурин
Оркестровые произведения
- Trois danses op. 6 (1932 г.):
- Дивертисмент
- Danse lente
- Тамбурин
- Andante et scherzo op. 8 (1940)
Хоровые произведения
- Реквием соч. 9 :
- Для вокалистов-солистов, хора и (большого) оркестра (обычно с органом, но может исполняться без него): заказана как симфоническая поэма в 1941 году; завершен в сентябре 1947 г.; впервые исполнен 2 ноября 1947 г.; опубликовано в 1950 г.
- Для тех же вокальных сил и органа (версия "сокращение органа"; виолончель ad libitum в одной части): опубликовано в 1948 году.
- Для тех же вокальных сил, органа и (сокращенного) оркестра (несколько инструментов ad libitum, но один или несколько струнных инструментов в каждой части): опубликовано в 1961 году.
- Для тех же вокальных партий и фортепиано (не опубликовано)
- Quatre Motets sur des thèmes grégoriens op. 10 для хора а капелла (1960):
- Ubi caritas et amor
- Tota pulchra es
- Ту-эс-Петрус
- Тантум Эрго
- Мессе "Cum jubilo" op. 11 для баритона соло, мужского хора и оркестра (1966):
- Версия с органом (1967)
- Версия с оркестром (1970)
- Версия с небольшим оркестром (1972)
- Notre Père op. 14 для унисонного мужского хора и органа (1977)
- Версия для 4-х партийного смешанного хора a capella (1978)
Разные работы
- Chant Donné: Hommage à Jean Gallon (1953)
- Сицилианна из Сюиты op. 5 для малого оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна и струнный квинтет, не опубликовано)
Транскрипции
- Иоганн Себастьян Бах
- Два хорала из кантат BWV 22 и 147, переложение для органа соло, 1952 г.
- 4 хоральные прелюдии для органа, оркестровка 1942-45:
- Nun komm 'der Heiden Heiland ( Восемнадцать хоровых прелюдий )
- Монахиня freut euch, lieben Christen gmein, BWV 734
- O Lamm Gottes unschuldig, BWV 656 (Восемнадцать великих хоральных прелюдий)
- In dir ist Freude, BWV 615 ( Orgelbüchlein)
- Луи Верн
- Soirs étrangers, op. 56, для виолончели и фортепиано, оркестровка 1943 г.:
- Граната
- Sur le Léman
- Венеция
- Степной канадиен
- Пуассон шинуа
- Ballade du désespéré, соч. 61, лирическая поэма для тенора соло и фортепиано в оркестровке 1943 г.
- Три импровизации для органа (Нотр-Дам-де-Пари, ноябрь 1928 г.), транскрибирование 1954 г.:
- Marche épiscopale
- Медитация
- Кортеж
- Морис Дюрюфле: Реквием, соч. 9, для голосов и фортепиано (1947)
- Шарль Турнемир
- Пять импровизаций для органа (Ste Clotilde, Париж, 1930/1931), транскрибирование 1956–58:
- Маленькая импровизационная рапсоди
- Кантиленская импровизация
- Импровизация Sur le Te Deum
- Фантазия-импровизация на улице Ave maris stella
- Хоровая импровизация sur le Victimae paschali
- Габриэль Форе : Прелюдия к пьесе « Пеллеас и Мелизанда», транскрибирование для органа соло
- Роберт Шуман : Плач, транскрибирование для органа соло
использованная литература
Источники
- Дарасс, Ксавье. «Морис Дуруфле», в « Путеводителе по музыке» под редакцией Жиля Кантагреля. Париж: Файярд, 1991: 335–337.
- Джеймс Э. Фрейзер, Морис Дуруфле: Человек и его музыка (The Boydell Press, 2007)
- Рональд Эбрехт, изд. Морис Дуруфле (1902–1986): последний импрессионист. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2002. ISBN 0-8108-4351-X.
- Йорг Аббинг. "Морис Дуруфле. Aspekte zu Leben und Werk". Verlag Питер Эверс, 2002. ISBN 3-928243-07-1.
- Фредерик Блан. "Морис Дуруфле. Сувениры и авторские подарки". Éditions Atlantica-Séguier, 2005. ISBN 2-84049-411-6.
внешние ссылки