Шарль-Валентин Алкан

редактировать
Французско-еврейский композитор и пианист (1813–1888)

Шарль-Валентин Алкан, ок. 1835. Портрет Эдуара Дюбуфа

Шарля-Валентина Алкана (французский: ; 30 ноября 1813 г. - 29 марта 1888 г.) Французско-еврейский композитор и пианист-виртуоз. На пике своей славы в 1830-х и 1840-х годах он вместе со своими друзьями и коллегами Фредериком Шопеном и Ференцем Листом был одним из ведущих пианистов Парижа, города, в котором он провел практически всю свою жизнь.

Алкан получил множество наград в Парижской консерватории, куда он поступил до шести лет. Его карьера в салонах и концертных залах Парижа была отмечена его периодическими длительными отказами от публичных выступлений по личным причинам. Хотя у него был широкий круг друзей и знакомых в парижском художественном мире, включая Эжена Делакруа и Жоржа Санд, с 1848 года он начал вести затворнический образ жизни, продолжая при этом свою композиции - практически все для клавишных. В этот период он опубликовал, среди прочего, свои сборники крупномасштабных этюдов во всех основных тональностях (соч. 35) и всех минорных тональностях (соч. 39). Последний включает его Симфонию для сольного фортепиано (соч. 39, №№ 4–7) и Концерт для сольного фортепиано (соч. 39, №№ 8–10). часто считается одним из его шедевров и отличаются большой музыкальной и технической сложностью. Алкан вышел из добровольной пенсии в 1870-х годах, чтобы дать серию сольных концертов, на которых присутствовало новое поколение французских музыкантов.

Привязанность Алкана к своему еврейскому происхождению проявляется как в его жизни, так и в его работе. Он был первым композитором, включившим еврейские мелодии в художественную музыку. Свободно владея ивритом и греческим, он много времени посвятил полностью новому переводу Библии на французский язык. Это произведение, как и многие его музыкальные произведения, сейчас утеряно. Алкан никогда не был женат, но его предполагаемый сын Эли-Мириам Делаборд был, как и Алкан, виртуозным исполнителем как на пианино, так и на педальном фортепиано, и отредактировал ряд сочинений старшего композитора..

После его смерти (которая, согласно устойчивой, но необоснованной легенде, была вызвана падением книжного шкафа), музыкой Алкана стали пренебрегать, и их поддерживали только несколько музыкантов, включая Ферруччо Бузони, Эгон Петри и Кайхосру Сорабджи. С конца 1960-х годов многие пианисты под руководством Раймонда Левенталя и Рональда Смита записали его музыку и вернули ее в репертуар.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Семья
    • 1.2 Вундеркинд (1819–1831)
    • 1.3 Ранняя слава (1831–1837)
    • 1.4 На Орлеанской площади (1837–1848)
    • 1.5 Отступление (1848–1872)
    • 1.6 Повторное появление (1873–1888)
    • 1.7 Смерть
  • 2 Личность
  • 3 Иудаизм
  • 4 Музыка
    • 4.1 Влияния
    • 4.2 Стиль
    • 4.3 Работает
      • 4.3.1 Ранние работы
      • 4.3.2 Ранняя зрелость
      • 4.3.3 Внутреннее изгнание
  • 5 Восприятие и наследие
  • 6 Избранные записи
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Об Алкане
    • 8.2 Ноты и ноты
Жизнь

Семья

Отец Алкана, Алкан Морханж

Родился Алкан Шарль-Валентин Морханж 30 ноября 1813 г., на улице Брак, 1 в Париже, Алкану Морханжу (1780–1855) и Джули Морханж, урожденной Аврааму. Алкан Морханж происходил из давней еврейской ашкеназской общины в районе Меца ; деревня Морханге расположена примерно в 30 милях (48 км) от города Мец. Шарль-Валентин был вторым из шести детей - старшей сестры и четырех младших братьев; в его свидетельстве о рождении указано, что он был назван в честь соседа, который был свидетелем его рождения.

Алкан Морханж поддерживал семью как музыкант, а затем как владелец частной музыкальной школы в Марэ, Еврейский квартал Парижа. В раннем возрасте Шарль-Валентин и его братья и сестры приняли имя отца в качестве фамилии (и были известны под этим именем во время учебы в Парижской консерватории и последующей карьеры). Его брат Наполеон (1826–1906) стал профессором сольфеджио в Консерватории, его брат Максим (1818–1897) написал легкую музыку для парижских театров, а его сестра, Селеста (1812–1897), певица. Его брат Эрнест (1816–1876) был профессиональным флейтистом, а младший брат Гюстав (1827–1882) издавал различные танцы для фортепиано.

Prodigy (1819–1831)

Отчет о прослушивании Алкана 1819 сольфеджио в Парижской консерватории. (Archives Nationales, Париж) Отчет о прослушивании Алкана на клавиатуре 1820 года в Парижской консерватории. (Archives Nationales, Париж)

Алкан был вундеркиндом. Он поступил в Парижскую консерваторию в необычно раннем возрасте и изучал игру на фортепиано и органе. Записи его прослушиваний сохранились в Национальном архиве в Париже. На его прослушивании в сольфеджио 3 июля 1819 года, когда ему было немногим более 5 лет 7 месяцев, экзаменаторы отметили Алкана (которого даже в столь ранние сроки называют «Алканом (Валентин)», и возраст которого указан неверно как шесть- с половиной) как «обладательница приятного голоса». Профессия Алкана Морханжа дана как "линейка нотной бумаги". На прослушивании Чарльза-Валентина на фортепиано 6 октября 1820 года, когда ему было почти семь лет (и где он назван «Алкан (Морханж) Валентин»), экзаменаторы отмечают: «У этого ребенка удивительные способности».

Алкан стал любимцем своего учителя в Консерватории Джозефа Циммермана, который также преподавал Жоржа Бизе, Сезара Франка, Шарля Гуно и Амбруаз Томас. В возрасте семи лет Алкан получил первую премию по сольфеджио, а позднее - по фортепиано (1824), гармонии (1827, как ученик Виктора Дурлена ) и орган (1834 г.). В возрасте семи с половиной лет он впервые выступил на публике, выступив в роли скрипача и исполнив аранжировку и вариации Пьера Роде. Опус 1 Алкана, набор вариаций для фортепиано на тему Даниэля Штайбельта, датируется 1828 годом, когда ему было 14 лет. Примерно в это же время он также выполнял обязанности учителя в школе своего отца. Антуан Мармонтель, один из учеников Шарля-Валентина, который позже стал его bête noire, писал о школе:

Маленьким детям, в основном евреям, давали начальную музыкальную инструктаж, а также выучил первые основы французской грамматики... [Там] я получил несколько уроков от молодого Алкана, который был на четыре года старше меня... Я снова вижу... ту поистине местечковую среду, в которой проявился талант Валентина Алкана сформировалась и расцвела его трудолюбивая юность... Это было похоже на подготовительную школу, детскую пристройку консерватории.

Примерно с 1826 года Алкан начал выступать в качестве солиста фортепиано в ведущих парижских салонах, в том числе княгини де ла Московой (вдовы маршала Нея ) и герцогини де Монтебелло. Вероятно, его познакомил с этими заведениями его учитель Циммерман. В то же время Алкан Морханж организовывал концерты с участием Шарля-Валентина в общественных местах в Париже, в сотрудничестве с ведущими музыкантами, включая сопрано Джудитта Паста и Генриетта Зонтаг, виолончелист Огюст Франком и скрипач Ламберт Массар, с которыми Алкан давал концерты во время редкого визита за пределы Франции в Брюссель в 1827 году. В 1829 году, на В возрасте 15 лет Алкан был назначен профессором сольфеджио - среди его учеников в этом классе несколько лет спустя был его брат Наполеон. Таким образом, музыкальная карьера Алкана началась задолго до июльской революции 1830 года, положившей начало периоду, когда «виртуозность клавишных... полностью доминировала в профессиональном музыкальном творчестве» в столице, привлекая пианистов со всей Европы. который, как писал Генрих Гейне, вторгся «как нашествие саранчи, собирающейся очистить Париж». Тем не менее Алкан продолжил свое обучение и в 1831 году поступил в класс органа Франсуа Бенуа, от которого он, возможно, научился ценить музыку Иоганна Себастьяна Баха, одним из которых был Бенуа. из немногих французских адвокатов.

Ранняя слава (1831–1837)

Жорж Санд, 34 года, Огюст Шарпантье (1838) Орлеанская площадь Антуан Мармонтель

В первые годы июльской монархии Алкан продолжал преподавать и играть на публичных концертах и ​​в известных социальных кругах. Он стал другом многих, кто был активен в мире искусства в Париже, в том числе Ференца Листа (который жил там с 1827 года), Жорж Санд и Виктор Гюго. Неизвестно, когда он впервые встретил Фредерика Шопена, прибывшего в Париж в сентябре 1831 года. В 1832 году Алкан сыграл сольную роль в своем первом Concerto da camera для фортепиано и струнных в Консерватории. В том же году в возрасте 19 лет он был избран во влиятельное Société Académique des Enfants d'Apollon (Общество детей Аполлона ), в состав которого входили Луиджи Керубини, Фроменталь Галеви, дирижер Франсуа Хабенек и Лист, избранный в 1824 году в возрасте двенадцати лет. Между 1833 и 1836 годами Алкан участвовал во многих концертах Общества. Алкан дважды безуспешно соревновался за Prix de Rome, в 1832 году и снова в 1834 году; кантаты, которые он написал для конкурса, Hermann et Ketty и L'Entrée en loge, так и остались неопубликованными и не исполненными.

В 1834 году Алкан начал дружбу с испанским музыкантом Сантьяго Масарнау, что должно было привести к обширной и часто интимной переписке, которая стала известна только в 2009 году. Как и практически вся переписка Алкана, этот обмен теперь односторонним; все его бумаги (в том числе его рукописи и его обширная библиотека) были либо уничтожены самим Алканом, как явствует из его завещания, либо потерялись после его смерти. Позже, в 1834 году, Алкан посетил Англию, где он давал сольные концерты и где в Бате исполнял второй концерт «Концерт да камеры» его посвященный Генри Иббот Филд ; он был издан в Лондоне вместе с некоторыми сольными фортепианными пьесами. Письмо Масарнау и заметка во французском журнале о том, что Алкан играл в Лондоне с Мошелесом и Крамером, указывают на то, что он вернулся в Англию в 1835 году. Позднее в том же году Алкан, обнаружив место уединения в Пископ под Парижем, завершил свои первые подлинно оригинальные сочинения для фортепиано соло «Двенадцать каприсов», опубликованные в 1837 году как Opp. 12, 13, 15 и 16. Op. 16, Trois scherzi de bravoure, посвящена Масарнау. В январе 1836 года Лист рекомендовал Алкана на должность профессора в Женевской консерватории, от чего Алкан отказался, а в 1837 году он написал восторженный обзор сочинения Алкана. 15 каприсов в Revue et gazette musicale.

На площади Орлеана (1837–1848)

С 1837 года Алкан жил на площади Орлеанской в Париже, который был населен многочисленными знаменитостями того времени, включая Мари Тальони, Александра Дюма, Жорж Санд и Шопен. Шопен и Алкан были личными друзьями и часто обсуждали музыкальные темы, включая работу по теории музыки, которую Шопен предложил написать. К 1838 году, в возрасте 25 лет, Алкан достиг пика своей карьеры. Он часто давал сольные концерты, начали публиковаться его более зрелые произведения, часто выступал в концертах с Листом и Шопеном. 23 апреля 1837 года Алкан принял участие в прощальном концерте Листа в Париже вместе с 14-летним Сезаром Франком и виртуозом Иоганном Петером Пиксисом. 3 марта 1838 года на концерте у фортепьяно Папе Алкан играл с Шопеном, Циммерманом и учеником Шопена Адольфом Гутманном в исполнении утраченной транскрипции Алкана двух частей Седьмая симфония Бетховена для двух фортепиано в восемь рук.

На данный момент в течение периода, совпадающего с рождением и детством его естественного сына, Эли-Мириам Делаборд (1839–1913), Алкан ушел в частное обучение и композицию на шесть лет, вернувшись на концертную площадку только в 1844 году. Алкан не утверждал и не отрицал своего отцовства Делаборда, что однако его современники, казалось, предполагали. Мармонтель загадочно написал в биографии Делаборда, что «[его] рождение - это страница из романа из жизни великого художника». Алкан давал первые уроки игры на фортепиано Делаборду, который должен был следовать за своим естественным отцом в качестве виртуоза клавишных.

Возвращение Алкана на концертную площадку в 1844 году было встречено с энтузиазмом критиками, которые отметили «восхитительное совершенство» его игры. техники, и превозносил его как «образец науки и вдохновения», «сенсацию» и «взрыв». Они также прокомментировали присутствующих знаменитостей, включая Листа, Шопена, Санд и Дюма. В том же году он опубликовал свой фортепианный этюд Le chemin de fer, который критики, вслед за Рональдом Смитом, считают первым изображением парового двигателя в музыке. Между 1844 и 1848 годами Алкан выпустил серию виртуозных пьес «25 прелюдий соч. 31 для фортепиано или органа и соната соч. 33 Les quatre âges. После сольного концерта Алкана в 1848 году композитор Джакомо Мейербер был настолько впечатлен, что пригласил пианиста, которого он считал «самым выдающимся художником», для подготовки фортепианной аранжировки увертюры к его будущей опере Le prophète. Мейербер услышал и одобрил аранжировку Алкана увертюры для четырех рук (которую Алкан сыграл со своим братом Наполеоном) в 1849 году; опубликованная в 1850 году, это единственная запись увертюры, которая была отменена во время репетиций в Опере.

Retreat (1848–1872)

В 1848 году Алкан был горько разочарован, когда руководитель Консерватория Даниэль Обер сменила уходящего на пенсию Циммермана на посредственного Мармонтеля в качестве главы фортепианного отделения Консерватории, должность, которую Алкан с нетерпением ожидал и которую он решительно лоббировал при поддержке Санд, Дюма. и многие другие ведущие фигуры. Возмущенный Алкан описал назначение в письме Санду как «самое невероятное, самое постыдное назначение»; и Делакруа отметил в своем дневнике: «Из-за своей конфронтации с Обером [Алкан] был очень расстроен и, несомненно, так будет и дальше». Расстройство, вызванное этим инцидентом, может объяснить нежелание Алкана выступать публично в последующий период. На его уход также повлияла смерть Шопена; в 1850 году он написал Масарнау: «Я потерял способность иметь какое-либо экономическое или политическое применение» и оплакивал «смерть бедного Шопена, еще один удар, который я глубоко почувствовал». Шопен, находясь на смертном одре в 1849 году, выразил свое уважение к Алкану, завещав ему свою незаконченную работу по методу игры на фортепиано, намереваясь завершить ее, и после смерти Шопена некоторые его ученики перешли в Алкан. После двух концертов в 1853 году, Алкан, несмотря на свою известность и технические достижения, уединился в виртуальном уединении на двадцать лет.

Мало что известно об этом периоде жизни Алкана, кроме того, что он сочинял музыку. был погружен в изучение Библии и Талмуда. В течение этого периода Алкан продолжал переписку с Фердинандом Хиллером, с которым он, вероятно, встречался в Париже в 1830-х годах, и с Масарнау, из которого можно почерпнуть некоторые выводы. Похоже, что Алкан завершил полный перевод на французский, ныне утерянный, как Ветхого Завета, так и Нового Завета с языков оригинала. В 1865 году он писал Хиллеру: «Переведя значительную часть Апокрифов, я перехожу к второму Евангелию, которое я перевожу с сирийского.>... Когда я начал переводить Новый Завет, меня внезапно поразила странная идея - что для этого нужно быть евреем ».

Несмотря на то, что он был изолирован от общества, в этот период сочинение и публикация многих основных фортепианных произведений Алкана, в том числе Douze études dans tous les ton mineurs, Op. 39 (1857), Сонатина, соч. 61 (1861 г.), 49 Esquisses, Op. 63 (1861 г.) и пять сборников песнопений (1857–1872 гг.), А также Концертная соната для виолончели и фортепиано, соч. 47 (1856 г.). Они не остались незамеченными; Ганс фон Бюлов, например, дал хвалебную рецензию на соч. 35 Études в Neue Berliner Musikzeitung в 1857 году, в год, когда они были опубликованы в Берлине, в которых отмечалось, что «Алкан, несомненно, самый выдающийся представитель современной фортепианной школы в Париже. Нежелание виртуоза путешествовать, и его прочная репутация учителя объясняют, почему в настоящее время так мало внимания уделяется его работе в Германии ».

С начала 1850-х годов Алкан начал серьезно обращать свое внимание на педаль фортепиано (педалье). Свои первые публичные выступления на пьедалье Алкан дал в 1852 году. С 1859 года он начал публиковать пьесы, обозначенные как «для органа или фортепиано à pédalier».

Новое появление (1873–1888)

Педалье рояля Эрара Алкана, теперь в Musée de la Musique, Париж

Непонятно, почему в 1873 году Алкан решил выйти из своей добровольной безвестности, чтобы дать серию из шести Пети. Концерты в салонах фортепиано Érard. Возможно, это было связано с развивающейся карьерой Делаборда, который, вернувшись в Париж в 1867 году, вскоре стал концертным залом, включив в свои сольные концерты многие произведения своего отца, и который в конце 1872 года получил назначение, которое ускользнуло. Сам Алкан, профессор консерватории. Успех Petits Concerts привел к тому, что они стали ежегодным мероприятием (со случайными перерывами, вызванными здоровьем Алкана) до 1880 года или, возможно, позже. В «Petits Concerts» звучит музыка не только Алкана, но и его любимых композиторов, начиная с Баха, и исполняется как на пианино, так и на педалье, а иногда и с участием другого инструменталиста или певца. В этих концертах ему помогали его братья и сестры, а также другие музыканты, включая Делаборда, Камиллу Сен-Санс и Огюста Франкомма.

Среди тех, кто встретил Алкана на этом этапе, были молодые Винсент д'Инди, который вспоминал «тощие, крючковатые пальцы» Алкана, играющие Баха на педальном пианино Érard: «Я слушал, увлеченный выразительной, кристально чистой игрой». Позже Алкан исполнил "221" соч. 110 соната, о которой д'Инди сказал: «Что случилось с великим стихотворением Бетховена... я не мог начать описывать - прежде всего в Ариозо и Фуге, где мелодия, проникая в тайну Смерти. Сама по себе, поднимаясь вверх к сиянию света, подействовала на меня с избытком энтузиазма, какого я никогда не испытывал с тех пор. Это не был Лист - возможно, менее совершенный технически - но он имел большую интимность и был более человечным... "

Биограф Шопена, Фредерик Никс, разыскивал Алкана для его воспоминаний в 1880 году, но ему категорически отказал в доступе консьерж Алкана: «На мой... запрос, когда его можно было найти дома, ответ был... решительным «Никогда» ». Однако несколько дней спустя он нашел Алкана у Эрарда, и Никс пишет об их встрече, что «он принял меня не только вежливо, но и очень дружелюбно».

Смерть

Могила Шарля-Валентина Алкана, Кладбище Монмартр, Париж

Согласно свидетельству о смерти, Алкан умер в Париже 29 марта 1888 года в возрасте 74 лет. Алкан был похоронен 1 апреля (Пасхальное воскресенье ) в еврейском квартале. кладбища Монмартр, Париж, недалеко от могилы его современника Фроменталя Галеви ; его сестра Селеста позже была похоронена в той же гробнице.

В течение многих лет считалось, что Алкан встретил свою смерть, когда книжный шкаф упал и упал на него, когда он потянулся за томом Талмуда с высокой полки. Этот рассказ, распространенный пианистом Исидором Филиппом, отвергает Хью Макдональд, который сообщает о находке современного письма одного из его учеников, в котором объясняется, что Алкан был найден ниц. на кухне, под навесом (тяжелая вешалка для пальто / зонтов), после того, как консьерж услышал его стоны. Возможно, он упал в обморок, обрушившись этим на себя, хватаясь за поддержку. Сообщается, что его отнесли в спальню, и он умер в тот же вечер. История книжного шкафа, возможно, уходит своими корнями в легенду, рассказанную Арье Лейбом бен Ашером, раввином Меца, города, откуда родом семья Алкана.

Личность
Одна из двух известных фотографий Алкана

Алкана была описана Мармонтелем (который ссылается на «прискорбное недоразумение в момент нашей карьеры в 1848 году») следующим образом:

Мы не даем портрет Валентина Алкана сзади, как на некоторых фотографиях, которые мы видели. Его умная и оригинальная физиономия заслуживает того, чтобы ее видели в профиль или в лоб. Голова крепкая; глубокий лоб - у мыслителя; рот большой и улыбчивый, нос правильный; годы отбелили бороду и волосы... взгляд прекрасный, немного насмешливый. Его сутулая походка, его пуританское поведение придают ему вид англиканского священника или раввина - на что у него есть способности.

Алкан не всегда был отстраненным или отстраненным. В письме к другу Шопен описывает посещение театра с Алканом в 1847 году, чтобы увидеть комика Арнала : «[Арнал] рассказывает аудитории, как он отчаянно хотел пописать в поезде, но не мог добраться в туалет, прежде чем они остановились в Орлеане. В его словах не было ни единого пошлого слова, но все поняли и рассмеялись ». Хью Макдональд отмечает, что Алкан «особенно наслаждался покровительством русских аристократических дам,« des dames très parfumées et froufroutantes [очень ароматные и пышные дамы] », как их описал Исидор Филипп».

Отвращение Алкана к общению и публичности., особенно после 1850 года, казался своевольным. Сообщается, что Лист прокомментировал датскому пианисту Фрицу Хартвигсону, что «Алкан обладал лучшей техникой, которую он когда-либо знал, но предпочитал жизнь отшельника». Стефани МакКаллум предположила, что Алкан мог страдать синдромом Аспергера, шизофренией или обсессивно-компульсивным расстройством.

Более поздняя переписка Алкана содержит много отчаянных комментариев. В письме около 1861 года он писал Хиллеру:

Я с каждым днем ​​становлюсь все более и более человеконенавистническим и женоненавистником...ничего стоящего, хорошего или полезного делать... некому посвятить себя. Моя ситуация делает меня ужасно грустным и несчастным. Даже музыкальное производство потеряло для меня свою привлекательность, потому что я не вижу смысла или цели ».

Этот дух аномии, возможно, заставил его в 1860-х отклонить просьбы о публичном выступлении или разрешить исполнение его оркестровых произведений. Однако не следует игнорировать тот факт, что он писал столь же неистовый самоанализ в своих письмах начала 1830-х годов Масарнау.

Хью Макдональд пишет, что «загадочный характер Алкана отражен в своей музыке - он одевался в строгой, старомодной, несколько церковной манере - только в черном - отговаривал посетителей и редко выходил из дома - у него было мало друзей - нервничал» на публике и патологически беспокоился о своем здоровье, хотя это было хорошо ». Рональд Смит пишет, что «характеристики Алкана, усугубленные, без сомнения, его изоляцией, доведены до грани фанатизма, и в основе творчества Алкана также лежит жестокий навязчивый контроль; его одержимость идеей может граничить с патологической ».

Джек Гиббонс пишет о личности Алкана: «Алкан был умным, живым, юмористическим и теплым человеком (все характеристики, которые ярко проявляются в его музыке), чьи единственные преступление, похоже, обладало ярким воображением, и чьи случайные эксцентричности (умеренные по поведению других «нервных» артистов!) проистекали в основном из его сверхчувствительного характера ». Макдональд, однако, предполагает, что «Алкан был человеком. глубоко консервативных идей, чей образ жизни, манера одежды и вера в традиции исторической музыки выделяли его среди других музыкантов и мира в целом ».

Иудаизм
Синагога де Назарет в Париже, где Алкан недолго занимал пост органиста.

Алкан вырос в религиозно соблюдающей еврейской семье. Его дед Марикс Морханж был печатником Талмуда в Меце и вероятно, был меламед (учитель иврита) в Меце. Еврейская община п в Париже. Широко распространенная исследователя Ветхого Завета и религии, а также высокое качество его еврейского почерка свидетельствует о его знании религии, а многие его привычки указывают на то, что он исполнял по крайней мере некоторые из ее обязательств.>кашрута. Парижская Консистория, центральная еврейская организация города, считала Алкана авторитетом в области еврейской музыки. В 1845 году он помог Консистории в оценке музыкальных способностей Самуэля Наумбурга, который был назначен хаззаном (кантором) главной парижской синагоги; он внес хоровые произведения в каждую из синагогальных сборников Наумбурга (1847 и 1856). Алкан был назначен органистом в синагоге Назарета в 1851 году, хотя он почти же оставил этот пост по «художественным соображениям».

Оп. 31 набор Прелюдий включает ряд пьес на еврейскую тематику, в том числе некоторые из них под названием Prière (Молитва), одному предшествует цитата из Песни Песней, а другому - Ancienne mélodie de la synagogue (Старая синагога). мелодия). Этот сборник считается «первым изданием художественной музыки, специально раскрывающим еврейские темы и идеи». Три постановки синагогальных мелодий Алкана, подготовленные для его бывшей ученицы Зины де Мансоурофф, служат еще одним примером его интереса к еврейской музыке; Кессоус Дрейфус дает подробный анализ этих работ и их происхождения. Среди других работ, свидетельствующих об этом интересе, нет. 7 его соч. 66. 11 Grands préludes et 1 Transcription (1866), озаглавленный «Alla giudesca» и помеченный «con divozione», пародия на чрезмерную хаззаническую практику; и медленная часть сонаты для виолончели соч. 47 (1857), которому предшествует цитата из ветхозаветного пророка Михея и используются мелодические тропы, полученные от кантилляции из хафтара в синагоге.

Опись квартиры Алкана, сделанная после его смерти, указывает на более 75 томов на иврите или связанных с иудаизмом, оставленных его брату Наполеону (а также 36ов нотной рукописи). Все они потеряны. Бенефициары отказали в его завещании Консерватории повреждать призы за сочинение кантат на темы Хого Завета и за исполнение на педальном пианино, а также еврейской благотворительной организации для обучения учеников.

Музыка

Влияния

Гектор Берлиоз

Брижит Франсуа-Саппи указывает на частоту, с которой Алкана сравнивали с Берлиозом, как его современниками, так и позже. Она упоминает, что Ганс фон Бюлов назвал его «Берлиозом фортепьяно», а Шуман, критикуя соч. «15 романсов» утверждали, что Алкан просто «имитировал Берлиоза на фортепиано». Далее она отмечает, что Ферруччо Бузони повторил сравнение с Берлиозом в черновике (но неопубликованной) монографии, в то время как Кайхосру Сорабджи пишет это сочинение Алкана. 61 Сонатина была похожа на «сонату Бетховена, написанную Берлиозом». Берлиоз был на десять лет старше Алкана, но не посещал консерваторию до 1826 года. Эти двое были знакомы и, возможно, оба находились под необычных идей и стиля Антона Рейхи, преподававшего в консерватории с 1818 по 1836 г., звучностью композиторов периода Французской революции. Они оба создали в своей музыке индивидуальные, поистине идиосинкразические звуковые миры; однако между ними есть существенные различия. Алкан, в отличие от Берлиоза, оставался преданным немецкой музыкальной традиции; его стиль и композиция во многом определялись его пианизмом, тогда как Берлиоз с трудом играл на клавиатуре и ничего не писал для фортепиано соло. Таким образом, работы Алкана также включают миниатюры и среди его ранних работ салонную музыку, жанры, которых Берлиоз избегал.

Привязанность Алкана к музыке его предшественников проявляется на протяжении всей его карьеры в его аранжировках для клавишных Седьмой симфонии Бетховена. (1838), и менуэта Моцарта 40-й симфонии (1844) через наборы Souvenirs des Concerts du Conservatoire (1847 и 1861) и набор Souvenirs de musique de chambre (1862), который включает транскрипции музыки Моцарта, Бетховена, И.С. Баха, Гайдна, Глюка и другие. В этом контексте представлена ​​обширная каденцию Алкана для 3-го фортепианного концерта Бетховена (1860 г.), которая включает цитаты из финала 5-й симфонии Бетховена. Транскрипции Алкана вместе с оригинальной музыкой Баха, Бетховена, Генделя, Мендельсона, Куперина и Рамо часто звучали во время сериала. о маленьких концертах, которые Алкан давал в Эрарде.

Что касается музыки своего времени, Алкан был без энтузиазма или, во всяком случае, отстраненным. Он сказал Хиллеру, что «Вагнер не музыкант, это болезнь». Хотя он восхищался талантом Берлиоза, ему не нравилась его музыка. На Petits Concerts играли чуть позже Мендельсона и Шопена (оба умерли примерно за 25 лет до того, как была начата серия концертов), за исключением собственных произведений Алкана и иногда некоторых его любимцев, таких как Сен-Санс.

Стиль

Отрывок из второй части сонаты Les quatre âges Op. 33, демонстрируя одну из самых сложных музыкальных структур Алкана

«Как… Шопен», пишет пианист и академик Кеннет Гамильтон, «Музыкальное творчество Алкана было сосредоточено почти исключительно на фортепиано». Некоторые из его произведений требуют исключительной технической виртуозности, четко отражающей его собственные способности, часто требующей большой скорости, огромных скачков в скорости, длинных отрезков быстро повторяемых нот и сохранения широко разнесенных контрапунктических строк. Иллюстрация (справа) из Большой сонаты анализируется Смитом как «шесть частей в обратимом контрапункте плюс два дополнительных голоса и три дублирования - всего одиннадцать частей». Некоторые типичные музыкальные приемы, такие как внезапный взрывной финальный аккорд после тихого пассажа, были заложены на ранней стадии в композициях Алкана.

Макдональд предполагает, что

в отличие от Вагнера, Алкан не стремился переделывать мир через оперу; ни, как Берлиоз, ослеплять толпу, ставя оркестровую музыку на службу литературному выражению; ни даже, как в случае с Шопеном или Листом, расширить область гармонической идиомы. Вооруженный своим ключевым инструментом, фортепиано, он постоянно стремился выйти за пределы присущих ему технических ограничений, оставаясь, по-видимому, нечувствительным к ограничениям, которые сдерживали более сдержанных композиторов.

Однако не вся музыка Алкана длинна или технически сложна; например, многие соч. 31 Прелюдии и из цикла Эсквизиции, соч. 63.

Более того, с точки зрения структуры Алкан в своих композициях придерживается традиционных музыкальных форм, хотя он часто доводил их до крайностей, как и в случае с фортепианной техникой. Исследование соч. 39, нет. 8 (первая часть Концерта для фортепиано соло) исполняется почти полчаса. Описывая эту «гигантскую» пьесу, Рональд Смит отмечает, что она убеждает по тем же причинам, что и музыка классических мастеров; «лежащее в основе единство его основных тем и клавишная структура, которая в основном проста и надежна».

Некоторые музыкальные произведения Алкана намекают на одержимость, которую некоторые заметили в его личности. Напев соч. 38, нет. 2, озаглавленный Fa, непрерывно повторяет примечание своего названия (всего 414 раз), избегая смещающихся гармоний, которые заставляют его «врезаться... в текстуру с безжалостной точностью лазера <365.>луч ". Моделируя свои пять наборов песнопений по первой книге Мендельсона Песни без слов, Алкан добился того, чтобы пьесы в каждом из своих наборов следовали точно таким же ключевым сигнатурам и даже настроению оригинала. Алкан был строг в своем энгармоническом правописании, иногда модулируя на клавиши, содержащие дуплекс или дуплекс, поэтому иногда требуются пианисты. примириться с необычными тональностями, такими как ми мажор, энгармонический эквивалент фа мажор и иногда тройной диез.

Работает

Ранние работы

Из Этюда 1838 года для левой руки Об этом звуке Игра

Самые ранние работы Алкана указывают, согласно Смиту, что в раннем подростковом возрасте он «был грозным музыкантом, но пока... скорее трудолюбивым, чем... творческим». Только с его 12 каприсов (Opp.12–13 и 15–16, 1837) его сочинения начали привлекать серьезное внимание критики. Оп. Набор 15 «Сувениры: Trois morceaux dans le genre pathétique», посвященный Листу, содержит «Леван» (Ветер), который когда-то был единственным произведением композитора, регулярно появлявшимся в сольных концертах. Эти работы, однако, не встретили одобрения Роберта Шумана, который писал: «Каждый поражен таким фальшивым, таким неестественным искусством... последнее [произведение, озаглавленное« Смерть », - это ] испорченный мусор, заросший кустарником и сорняками... ничего не найти, кроме черного на черном ». Рональд Смит, однако, находит в этой последней работе, в которой цитируется тема Dies Irae, также используемая Берлиозом, Листом и другими, предзнаменования Мориса Равеля, Модеста Мусоргского и Чарльз Айвз. Шуман, однако, положительно отреагировал на пьесы из «Les mois» (первоначально часть была опубликована как соч. 8 в 1838 г., позже опубликована в виде полного сборника в 1840 г. как соч. 74): «[Здесь] мы находим такую ​​превосходную шутку об опере. музыка в № 6 [L'Opéra], которую трудно представить себе лучше... Композитор... хорошо понимает более редкие эффекты своего инструмента ». Техническое мастерство Алкана на клавиатуре было подтверждено публикацией в 1838 году Trois grandes études (первоначально без номера опуса, позже переизданного как Op. 76), первого только для левой руки, второй только для правой руки, для третьего обоих рук; и все большие трудности, описанные Смитом как «вершина пианистического трансцендентализма». Это, пожалуй, самый ранний пример написания для одной руки как «самостоятельной сущности, способной охватить все регистры фортепиано, выступающей в качестве аккомпанирующего солиста или полифониста."

Ранняя зрелость

Открытие второй части (« Квази-Фауст ») сонаты, соч. 33, отмеченной как "Sataniquement" (сатанински )

крупномасштабный дуэт Алкана (по сути, соната), соч. 21 для скрипки и фортепиано (посвященный Кретьен Урхан ) и его фортепианное трио соч.30 появилось в 1841. Помимо этого, Алкан опубликовал лишь несколько второстепенных работ между 1840 и 1844 годами, после чего был издан ряд виртуозных произведений, многие из которых он выступал на своих успешных сольных концертах в Эраре и других местах; в их числе: Marche funèbre ( Op.26), Marche triomphale (Op.27) и Le chemin de fer (также опубликовано отдельно, как Op.27). Прелюдии соч.31 (для всех мажорных и минорных тональностей, с дополнительной заключительной частью, возвращающейся к до мажор ) и его первое масштабное объединенное фортепианное произведение, Большая соната Les quatre âges (соч. 33). Соната структурно новаторская по двум направлениям; каждое движение медленнее, чем его предшественник, и работа предполагает практику. прогрессивной тональности, начиная с ре мажор и заканчивая G♯ minor. Посвященный Алкану Морханжу, соната в последовательной части изображает его «героя» в возрасте 20 лет (оптимистичный), 30 лет («Квази Фауст », пылкий и фаталистический), 40 лет (прирученный) и 50 лет. (Страдания: движение предваряется цитатой из Эсхила Освобожденного Прометея ). В 1848 году последовал сборник Алкана из 12 études dans tous les ton majeurs Op. 35, чьи существенные до систематизации настроения от лихорадочного Allegro barbaro (№ 5) и интенсивного Chant d'amour-Chant de Mort (Песня любви - Песня смерти) (№ 10) L 'incendie au village voisin (Огонь в в соседней деревне) (№ 7).

Ряд сочинений Алкана этого периода никогда не исполнялись и были утеряны. Среди недостающих произведений - несколько струнных секстетов и полномасштабная оркестровая симфония в си минор, описанная в статье 1846 года критика Леона Крейцера., которому Алкан показал счет. Крейцер отметил, что вступительное адажио симфонии было начато еврейскими буквами, написанными красными чернилами... Это не меньше, чем стих из Бытие : И сказал Бог: Да будет свет: и стал Еще одна недостающая работа - это одноактная опера, которая часто упоминалась во французской, была одна недостающая работа, которая, помимо концепции, творение Йозефа Гайдна было «простой свечой (лампион)». музыкальной прессе 1846-1887 годов как предполагаемая в скором времени в Комической опере, которая, однако, так и не состоялась. 365>, заявив, что оно было написано «несколько лет назад». Его тема, название и либреттист остается неизвестными.

Внутреннее изгнание

Тема вариаций op. 39 нет. 12, Le festin d'Ésope

Во время своего двадцатилетнего отсутствия публики между 1853 и 1873 годами Алкан написал многих из своих самых заметных сочине ний, хотя между публикацией соч. 35 этюдов и его следующая группа фортепианных сочинений в 1856 и 1857 годах. Из них, наиболее значительный огромный сборник Opus 39, состоящий из двенадцати этюдов для всех минорных тональностей, который содержит Симфонию для сольного фортепиано (номера четыре, пять, шесть и семь) и Концерт для фортепиано соло (номера восемь, девять и десять). Концерт исполняется почти час. Номер двенадцать соч. 39 - это набор вариаций, Le festin d'Ésope (Пир Эзопа ). Остальные компоненты соч. 39 имеют такой же рост. Смит упоминание соч. 39 в целом как «выдающееся достижение, собирающее... наиболее полное проявление многогранного гения Алкана: его темная страсть, егоенный ритмический драйв, его острая гармония, его порой возместительный юмор и, прежде всего, его бескомпромиссность. фортепианное письмо ».

В том же году появилась Концертная соната соч. 47, для виолончели и фортепиано, «одна из самых сложных и амбициозных в романтическом репертуаре... предвосхищающая Малера в его противопоставлении возвышенного и тривиального». По мнению музыковеда Брижит Франсуа-Саппей, его четыре части снова демонстрируют предвкушение прогрессивной тональности, каждую из которых возрастает на мажорную третье. Другие Малера (родился в 1860 году) можно найти в двух «военных ожидания» соч. 50 фортепианных этюдов 1859 года Capriccio alla soldatesca и Le tambour bat aux champs, а также в миниатюрах эсквизи 1861 года, соч. 63. Причудливая и не поддающаяся классификации Marcia funebre, sulla morte d'un Pappagallo (Похоронный марш в честь смерти попугая, 1859) для трех гобоев, фагота <365.>и голоса, описанные Кеннетом Гамильтоном как «Монти-Пифонский », тоже к периоду.

Отрывок из «Диаблотинов» соч. 63 нет. 45 с кластерами тонов Об этом звуке Игра

Esquisses 1861 года - это набор самых разнообразных миниатюр, начиная с крошечного 18-тактового номера. 4, Les cloches (Колокола), до резких групп тонов No. 45, Les diablotins (Бесы), и завершение с дальнейшим воскрешением церковных колоколов в № 49, Лаус Део (Слава Богу). Как и предыдущие прелюдии и два набора этюдов, они охватывают все мажорные и минорные тональности (в данном случае покрывают каждую тональность дважды с дополнительной пьесой до мажор). Им предшествовала публикация Алкана с обманчивым названием «Сонатина», соч. 61, в «классическом» формате, но произведение «безжалостной экономии, [которое] хотя и длится меньше двадцати минут... во всех смыслах большая работа».

Две существенные работы Алкана из этого периода представляют собой музыкальные пересказы литературных произведений. Salut, cendre du pauvre, соч. 45 (1856), следует отрывку из поэмы «Меланколия» Габриэля-Мари Легуве ; а Super flumina Babylonis, соч. 52 (1859 г.) представляет собой поэтапное воссоздание в музыке эмоций и пророчеств Псалма 137 («У вод Вавилона...»). Этому отрывку предшествует французская версия псалма, который считается единственным остатком перевода Библии Алкана. Лирическая сторона Алкана была в этом периоде в пяти наборах песнопений, вдохновленных Мендельсоном (Opp. 38, 65, 67 и 70), которые появились между 1857 и 1872 годами, а также в ряде второстепенных пьес, таких как три Ноктюрн, Опп. 57 и 60бис (1859 г.).

Публикации Алкана для органа педалье начались с его Бенедикта, соч. 54 (1859 г.). В том же году он опубликовал набор очень скромных и простых прелюдий в восьми григорианских ладах (1859, без номера опуса), которые, по мнению Смита, кажутся выходящими за пределы барьеров времени и пространства. ", который, по его мнению, раскрывает" существенную духовную скромность Алкана ". За ними последовали такие пьесы, как« 13 молитв », соч. 64 (1865 г.) и« Экспромт о хорале Лютера «Un fort rempart est notre Dieu », соч. 69 (1866 г.). Алкан также выпустил книгу из 12 исследований только для педалборда (без номера опуса, 1866) и Бомбардо-карильона для дуэта педалборда (четыре фута) 1872 года.

Возвращение Алкана к концертная площадка на его Petits Concerts, однако положила конец его публикациям; его последняя работа, которая должна быть выпущена, была «Токкатина», соч. 75, в 1872 году.

Прием и наследие
Ферруччо Бузони

У Алкана было мало последователей; однако у него были важные поклонники, включая Листа Антона Рубинштейна, Франка и, в начале двадцатого века, Бузони Петри и Сорабджи. Рубинштейн посвятил ему свой пятый фортепианный концерт, а Франк посвятил Алкану свою Grand pièce symphonique op. 17 для органа. Бузони поставил Алкана вместе с Листом, Шопеном, Шуманом и Брамсом как один из пяти величайших композиторов для фортепиано со времен Бетховена. Исидор Филипп и Делаборд отредактировали новые тиражи его произведений в начале 1900-х годов. В первой половине двадцатого века, когда имя Алкана еще не было известно, Бузони и Петри включали его произведения в свои спектакли. Сорабджи опубликовал статью об Алкане в своей книге 1932 года «Вокруг музыки»; он продвигал музыку Алкана в своих обзорах и критических замечаниях, а его Шестая симфония для фортепиано (Symphonia claviensis) (1975–76) включает раздел под названием Quasi Alkan. Английский композитор и писатель Бернард ван Дирен похвалил Алкана в эссе в его книге 1935 года «Вниз среди мертвецов», а композитор Хамфри Сирл также призвал к возрождению своей музыки в эссе 1937 года. Пианист и писатель Чарльз Розен, однако, считал Алкана «второстепенной фигурой», чья единственная интересная музыка появилась после 1850 года как продолжение техник Листа и «оперных приемов Мейербера»

<191.>На протяжении большей части 20-го века работы Алкана оставались в безвестности, но с 1960-х годов они неуклонно возрождались. Раймонд Левентал провел новаторскую расширенную трансляцию на Алкане на WBAI радио в Нью-Йорке в 1963 году, а позже включил музыку Алкана в сольные концерты и записи. Английский пианист Рональд Смит отстаивал музыку Алкана через выступления, записи, биографии и Общество Алкана, президентом которого он был много лет. Работы Алкана также были записаны Джеком Гиббонсом, Марком-Андре Амленом, Марком Латимером, Джоном Огдоном, Хусейном. Сермет и многие другие. Рональд Стивенсон написал фортепианную пьесу «Фестин д'Алкан» (имеется в виду сочинение Алкана 39, № 12) и композитор Майкл Финнисси также написал фортепианные пьесы на тему Алкана, например Алкан-Паганини, нет. 5 Истории фотографии в звуке. Этюд № IV Марка-Андре Амлена - это moto perpetuo этюд, сочетающий в себе темы из Симфонии, соч. 39, нет. 7, и этюд собственного вечного двигателя Алкана, соч. 76, нет. 3. Он посвящен Аверилу Ковачу и Франсуа Лугеноту, активистам английского и французского обществ алкан, соответственно. Как пишет Хамелин в своем предисловии к этому этюду, идея объединить их возникла у композитора Алистера Хинтона, финал которого фортепианная соната № 5 (1994–95) включает значительный раздел под названием «Алканик»..

Произведения Алкана для органа были одними из последних его произведений, вернувшихся в репертуар. Что касается педально-фортепианных произведений Алкана, то из-за недавнего возрождения инструмента они снова исполняются так, как задумано (а не на органе), например, итальянским педальным пианистом Роберто Просседа, и записи Алкана на педальном пианино были сделаны Жаном Дубе и Оливье Латри.

Избранные записи
Концерт для камеры № 2 до-диез минор Исполнитель Дмитрий Феофанов (фортепиано). Симфонический оркестр Разумовского,. Роберт Станковский (дирижер).. Выдержка любезно предоставлена ​​NAXOS.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. .

Этот список включает в себя подборку некоторых премьерных и других записей музыкантов, которые стали тесно связаны с творчеством Алкана. Полная дискография доступна на сайте Alkan Society.

  • Фортепианное трио, соч. 30 - играет Трио Алкан. Записано в 1992 г. Naxos, 8555352 (2001)
  • Grande sonate, Op. 33 - играет Марк-Андре Амлен (фортепиано). Запись 1994 г. Hyperion, CDA669764 (1995).
  • Études dans tous lestons mineurs, Op. 39 - играет Рональд Смит (фортепиано). Записано в 1977 году. EMI, SLS 5100 [3 LP] (1978), частично переиздано EMI Gemini, 585 4842 (2003)
  • Études dans tous les ton mineurs, Op. 39 и другие произведения - играет Джек Гиббонс (фортепиано). Запись 1995 г. ASV, CD DCS 227 [2 компакт-диска] (1995)
  • Симфония для сольного фортепиано (соч. 39, № 4-7) - играет Эгон Петри (фортепиано). c. 1952–53. Symposium Records, CD 1145 (1993)
  • Концерт, соч. 39, ном. 8–10 - играет Джон Огдон (фортепиано). Запись 1969 г. RCA, LSC-3192 [LP] (1972 г.). Великие британские пианисты, 4569132 (1999)
  • Концерт, соч. 39, ном. 8-10 и Troisième recueil de chants, соч. 65 - играет Марк-Андре Амлен (фортепиано). Записано в 2006 году. Hyperion Records CDA67569 (2007).
  • Le festin d'Esope (Op. 39, no. 12) и другие произведения - играет Раймонд Левенталь. Запись 1966 года. RCA LM 2815 [LP моно], LSC-2815 [LP стерео]; BMG High Performance Series 633310 (1999)
  • Концертная соната, соч. 47, для виолончели и фортепиано - играют Стивен Осборн (фортепиано) и Альбан Герхардт (виолончель). Записано в 2008 г. Hyperion CDA67624 (2008).
  • 11 пьес в религиозном стиле и транскрипция Месси де Генделя, соч. 72 - играет Кевин Бойер (орган). Записано в 2005 г. Toccata TOCC 0031 (2007)
  • Ch. В. Алкан: Большая соната и сольная симфония для фортепиано в исполнении Винченцо Мальтемпо (Piano Classics PCL0038)
  • Гл. V. Alkan: Le festin d'Esope, Sonatine, Ouverture и Trois Morceaux Op. 15 играет Винченцо Мальтемпо (Классика фортепиано PCL0056)
  • Гл. В. Алкан: Сольный концерт и этюды для фортепиано с оркестром Op. 39 п. 1, 2, 3 играет Винченцо Мальтемпо (Piano Classics PCL0061)
  • Гл. В. Алкан / Да Мотта: Полные транскрипции Вианны да Мотта в исполнении Винченцо Мальтемпо (Toccata Classics TOCC0237)
  • Гл. V Alkan: Chanson de la folle au bord de la mer: Коллекция эксцентричных фортепианных произведений в исполнении Винченцо Мальтемпо (Piano Classics PCL0083)
Ссылки

Примечания

Цитаты

Источники

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Чарльзом-Валентином Алканом.
Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с: Чарльзом-Валентином Алканом

Об Алкане

Ноты и ноты

Последняя правка сделана 2021-05-14 06:27:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте