Николай Метнер

редактировать
Русский композитор и пианист Николай Метнер, открытка (1910)

Николай Карлович Метнер (Русский : Никола́й Ка́рлович Ме́тнер, Николай Карлович Метнер; 5 января 1880 г. [OS 24 декабря 1879] - 13 ноября 1951 г.) был русским композитором и пианистом. После периода относительной безвестности в течение двадцати пяти лет сразу после его смерти, он стал признанным одним из самых значительных русских композиторов для фортепиано.

Младший современник Сергея Рахманинова и Александр Скрябин, он написал значительное количество сочинений, все из которых включают фортепиано. Его сочинения включают четырнадцать сонат для фортепиано, три скрипичных сонаты, три фортепианных концерта, фортепианный квинтет, два произведения для двух фортепиано, многие более короткие пьесы для фортепиано, несколько более коротких сочинений для скрипки и фортепиано и 108 песен, включая два содержательных произведения для вокализа. Его «38 сказок» (более известные как «сказки» на английском языке, но более правильно переводимые как «сказки») для фортепиано соло содержат некоторые из его самых оригинальных произведений.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Музыка
    • 2.1 Сонаты для фортепиано
    • 2.2 Другие произведения
  • 3 Наследие
  • 4 Публикации
  • 5 Печатные источники
  • 6 Адаптации и цитаты
  • 7 Ссылки и сноски
  • 8 Внешние ссылки
    • 8.1 Записи
Биография

Николай Метнер, младший из пяти детей, родился в Москве в канун Рождества 1879 года, согласно юлианскому календарю, который тогда использовался в России. В григорианском календаре, который использовался на Западе в то время и по которому сегодня вычисляются все даты, указана дата его рождения 5 января 1880 года.

Метнер сначала брал уроки игры на фортепиано у его мать до десяти лет. Он также брал уроки у брата своей матери Федора Гедике (отца его более известного кузена Александра Гедике ). Затем поступил в Московскую консерваторию. Закончил в 1900 году в возрасте 20 лет, получив премию Антона Рубинштейна, обучаясь у Павла Пабста, Василия Сапельникова, Василия Сафонова и Сергей Танеев и другие. Несмотря на консервативные музыкальные вкусы, сочинения Метнера и его пианизм высоко ценились современниками. К ужасу своей семьи, но при поддержке своего бывшего учителя Танеева, он вскоре отказался от карьеры исполнителя и обратился к композиции, отчасти вдохновленный интеллектуальным вызовом позднего фортепиано Людвига ван Бетховена. сонаты и струнные квартеты. Среди его учеников в этот период был Александр Васильевич Александров.

В годы, предшествовавшие русской революции 1917 года, Метнер жил дома со своими родителями. В это время Метнер влюбился в Анну Михайловну Братенскую (1877–1965), уважаемую скрипачку и молодую жену своего старшего брата Эмиля. Позже, когда разразилась Первая мировая война, Эмиль был интернирован в Германии, где он учился. Он великодушно дал Анне возможность выйти замуж за своего брата. Метнер и Анна поженились в 1918 году.

В отличие от своего друга Рахманинова, Метнер уезжал из России только после революции. Рахманинов организовал для Метнера турне по США и Канаде в 1924 году; его сольные концерты часто представляли собой метнеровские вечера, состоящие из сонат, перемежающихся песнями и короткими пьесами. Метнер никогда не адаптировался к коммерческим аспектам гастролей, и его концерты стали редкостью. Почитаемый в Англии, он и Анна поселились в Лондоне в 1936 году, скромно обучая, играя и сочиняя строгий распорядок дня.

С началом Второй мировой войны доходы Метнера от немецких издателей исчезли, и во время этих невзгод плохое здоровье становилось все более серьезной проблемой. Его преданная ученица Эдна Илес дала ему убежище в Уорикшире, где он завершил свой Третий фортепианный концерт, впервые исполненный в 1944 году.

В 1949 году Общество Метнера было основано в Лондоне Его Высочеством Джаячамараджендрой Вадияром Бахадуром, махараджей Майсура (княжеского государства на юге Индии). Махараджа был почетным членом Тринити-колледжа в Лондоне в 1945 году и был первым президентом Концертного общества филармонии в Лондоне. Он основал Общество Метнера для записи всех работ Метнера. Метнер, уже находясь на грани ухудшения здоровья, записал свои три фортепианных концерта и несколько сонат, камерную музыку, множество песен и более короткие произведения перед своей смертью в Лондоне в 1951 году. В одной из этих записей он выступал партнером Бенно Моисейвича в своих двух - фортепианное произведение "Русский хоровод", соч 58, № 1; в другом он сопровождал Элизабет Шварцкопф в нескольких своих лицах, включая «Музу», Пушкин с 1913 года. В благодарность своему покровителю Метнер посвятил свой Третий Концерт для фортепиано с оркестром Махараджи Майсура.

Метнер умер в своем доме на Голдерс Грин, Лондон в 1951 году и похоронен вместе со своим братом Эмилем на Хендон кладбище.

Музыка

Сонаты для фортепиано

Первая соната для фортепиано фа минор, соч. 5 - это четырехчастное произведение 1901–1903 гг., Предполагающее стиль Скрябина или Рахманинова, но тем не менее оригинальное. В последующие годы мастерство Метнера приобрело тонкость и сложность, но эта работа уже свидетельствует о его мастерстве в создании музыкальной структуры. Вступительное Аллегро, драматичное и проникнутое, как и большая часть русской музыки, колокольным звучанием, отделено Интермеццо от Ларго Дивото, которое достигает кульминации Маэстозо перед тем, как погрузиться в стремительный финал Allegro risoluto.

Вторая, Третья и Четвертая фортепианные сонаты не связаны между собой одночастными произведениями. Они были написаны в период 1904–07 годов и опубликованы как «Соната-триада», соч. 11. Первая часть трио, в A ♭, представляет собой экстатическое произведение с привлекательными лирическими темами, которому предшествует стихотворение Гете. Вторая ре минор называется «Соната-элегия». Он медленно открывается одной из самых известных тем Метнера и завершается анимированной кодой (Allegro molto doppio movimento, ре мажор), основанной на второй теме. Третья, до мажор, возвращается к лиризму первой.

Пятая и ранее самая популярная из его сонат - соль минор, соч. 22, написано в 1909–1910 гг. В пьесе чередуется медленное вступление с трехтематическим движущим сонатным движением, одна из тем которого звучит во вступлении. Эмоциональным центром этого компактного произведения (продолжительностью шестнадцать минут) является Interludium: Andante lugubre: он составляет большую часть развивающего раздела и содержит некоторые из самых прекрасных гармоний Метнера. Есть исторические записи Моисейвича и Гилельса.

Вскоре последовала Шестая соната, первая из двух, составляющих его соч. 25. Называется "Соната-сказка", обычно переводится как "Сказочная соната". Это короткое произведение до минор, написанное в 1910–1911 годах, состоит из трех частей; второй и третий соединены. Первая часть - это компактная сонатная форма, медленная часть, похожая на рондо (сходство с одной мелодией Рахманинова случайно, так как последняя была написана лишь примерно тридцать лет спустя). Минаторский финальный марш с вариациями заканчивается Кодой, которая пересматривает более ранний материал. Это была единственная соната Метнера, которую исполнил Рахманинов.

Другая половина соч. 25 совсем другое. Седьмая соната ми минор, Ночной ветер, по стихотворению Федора Тютчева 1832 г. «О чем воете, ночной ветер...?» (Русский : О чем ты воешь, ветр ночной...?, тр. О чем ты воешь, ветр ночной...?) отрывок, из которого дается эпиграф, был завершен в 1911 году и посвящен Сергею Рахманинову, сразу признавшему его величие. Это обширное одночастное произведение, продолжающееся почти 35 минут, состоящее из двух основных частей: вступления и сонаты-аллегро, за которыми следует Фантазия, увенчанная темной, но активной Кодой, последняя полностью и гениально основана на материале, представленном в Вступление. Под названием «Соната» Метнер добавил примечание: «Вся пьеса в эпическом духе» (Вся пьеса в эпическом духе). Джеффри Тозер сказал: «У него репутация устрашающе сложной работы необычайной длины, утомительной для игры и слуха, но великолепного качества и чудесной изобретательности».

Восьмая «Соната-баллада» в F♯, соч. 27, начинался как одночастное произведение и был расширен до нынешней формы в период 1912–14. Он состоит из баллады, вступления и финала. Тональность и часть материала отсылают к «Баркароле» Шопена . Первая часть открывается одной из прекрасных пасторальных мелодий Метнера. Финал, как и Фортепианный квинтет, имеет тематическую связь с его пушкинской постановкой «Муза». Это произведение записал сам Метнер.

Однокомпонентная Девятая соната ля минор, соч. 30, была опубликована без названия, но среди друзей Метнера была известна как «Соната войны»; сноска «во время войны 1914–1917 » появилась в Сборнике 1959 года.

Десятая «Соната-воспоминание» ля минор, соч. 38, № 1, открывает набор из восьми пьес под названием «Забытые мелодии (Первый цикл)». Последовали еще два цикла, опубликованные как Op. 39 и 40. Обе сонаты были закончены в 1920 году, за год до эмиграции Метнера. Это единственное движение - одно из самых поэтических творений Метнера; как видно из названия, его характер ностальгический и задумчивый. Другие пьесы в опусе 38 содержат варианты начальной темы Сонаты, такие как заключительная «Alla Reminiscenza». Эта соната в настоящее время исполняется чаще всего.

Одиннадцатая, «Трагическая соната» до минор, соч. 39, № 5, завершает "Забытые мелодии (второй цикл)". В этом сборнике также есть некоторые повторения тем - пьеса, которая предшествует сонате, Canzona Matinata, содержит тему, которая повторяется в сонате, и, по желанию Метнера, обе пьесы должны исполняться в аттаксе - без пауз. Это тоже односоставная форма сонаты-аллегро, но аллегро, драматическое и свирепое, с тремя темами, одна из которых (воспоминание из "Canzona Matinata") не возвращается. Завершается жестокая кодекса. Эта соната хорошо сочетается с записями, в том числе записью Метнера 1947 года.

Двенадцатая соната, озаглавленная «Романтика» си минор, соч. 53, № 1, был достроен в конце 1930 года вместе со своим близнецом. Премьера состоялась в Глазго в 1931 году. Возвращаясь к четырехчастной форме, она состоит из романса (B ♭ минор), скерцо (E ♭ минор), Meditazione (си минор) и финала (B ♭ минор). В финале цитируется его Соната-сказка, соч. 25, No. 1.

Тринадцатая соната, «Minacciosa» («грозная») фа минор, соч. 53, № 2, - это еще одно произведение одного движения. Он очень хроматичен и содержит фугу. Метнер охарактеризовал его как «мою самую современную композицию, поскольку она отражает угрожающую атмосферу современных событий». Марк-Андре Амлен описал это как «самые концентрированные 15 минут музыки, которые можно было когда-либо сыграть или послушать». Он был посвящен канадскому пианисту и ученику Скрябина, Альфреда Ла Либерте, одного из самых преданных сторонников Метнера.

Последняя из сонат, «Соната-идиллия» соль мажор, соч. 56, был завершен в 1937 году. Он состоит из двух частей: короткого Allegretto cantabile Pastorale и сонатного allegro Allegro moderato e cantabile (semper al rigore di tempo).

Прочие произведения

Сказка из соч. 51, No 3

до минор, соч. 33 (1914–18). Посвященное матери композитора, это одночастное произведение открывается экспозиционным разделом, в котором излагается материал для произведения, первые страницы которого взрываются фейерверком от фортепьяно на фоне шумного оркестрового изложения предмета. Набор вариаций составляет центральное развитие до того, как дебют вернется на две трети пути. В конце концов, в коде излагается романтическая «большая мелодия», прежде чем последние страницы приведут к неожиданно горьковато-сладкому финалу.

до минор, соч. 50 (1920–27). Посвящается Рахманинову, посвятившему Метнеру свой Четвертый концерт. В трех частях: Токката и Романца, из которой следует Дивертисмент. Первая часть движущая с кинетической энергией, и между фортепиано и оркестром много диалога (дополнительная тема напоминает Сказку из пары соч. 14 (1906–07), Марш Паладина ). Romanza и Divertimento по-своему разнообразны по характеру, а Divertimento особенно богаты вдохновением.

Концерт для фортепиано № 3 ми минор «Баллада», соч. 60, 1940–43. Факторы, которые привели к созданию этого произведения, тесно связаны с обстоятельствами его последних лет. Он посвящен его щедрому покровителю, махарадже Майсура. Три связанных движения: первое, Con moto largamente, устойчивое и глубокое, медленно развивающее движение и энергию; вторая - Interludium, Allegro, molto sostenuto, misterioso - цитирует первую часть и прообразует финал; длинное Allegro molto. Svegliando, eroico энергично завершает работу. Метнер записал все три концерта с оркестром филармонии в 1947 году.

Соната для скрипки № 3 ми минор, соч. 57 (1938). Записано Давидом Ойстрахом и другими. Обширная работа в четырех частях, аналог его сонаты для фортепиано с ночным духом, № 7. Introduzione - Andante meditamente, Scherzo - Allegro molto vivace, leggiero, Andante con moto, Finale - Allegro molto. Девизная тема во Введении тихо, но настойчиво сопоставляет аккорды, к которым присоединяется мелодия на скрипке. Мелодия становится первой темой последующего продолжительного движения сонатной формы, которое сопоставляется с другими темами, включая марш в имитации. Народное и синкопированное скерцо ля минор, тематически связанное с более быстрыми секциями вступительной части, выполнено в форме рондо. Анданте после воспоминания о девизе - это плач фа минор, чрезвычайно русский по настроениям. В виртуозном финале есть тематические элементы, связанные с русской православной литургической музыкой (Метнер родился лютераном, но в конце жизни обратился в православие).

The, Op. posth., вышла после смерти композитора. Он работал над эскизами произведения с 1903 года до его завершения в 1949 году. Метнер считал его окончательным итогом своей музыкальной жизни. Из-за болезни Метнера партию фортепиано в премьере произведения взял Колин Хорсли. Неопубликованная в то время запись работы Метнера с Эолийским квартетом недавно была выпущена на лейбле St Laurent.

Наследие

Джеффри Тозер записал почти все произведения Метнера для фортепиано, включая все концерты и сонаты. Хэмиш Милн записал большинство сольных фортепианных произведений, а Джеффри Дуглас Мэдж, Константин Щербаков и Евгений Судбин записали три фортепиано. концерты. Другие пианисты, которые отстаивали творчество Метнера и оставили записи, включают Бенно Моисейвич, Святослав Рихтер, Эдна Илес, Эмиль Гилельс, Евгений Светланов и Эрл Уайлд. В наше время пианисты, известные своей пропагандистской деятельностью, включают Екатерину Державину, Марк-Андре Амлен, которая отвечает за первую полную запись всех 14 сонат для фортепиано, Малкольм Биннс, Ирина Меджуева (ja ), Николай Демиденко, Борис Березовский, Пол Стюарт, Дмитрий Алексеев, Евгений Кисин, Андрей Поночевный, Константин Лифшиц, Даниил Трифонов, Гинтарас Янушявичюс и Алессандро Таверна.

Гораздо меньше певцов взялись за песни. Сам Метнер записал отрывок с сопрано Ода Слободская, Татьяна Макушина, Маргарет Ричи и Элизабет Шварцкопф. В последнее время Сьюзен Гриттон и Людмила Эндрю записали полные компакт-диски с Джеффри Тозером, как и Кэролайн Витале с Питером Бауром. Бас-баритон записал немалое количество песен Метнера с Борисом Березовским и Виктором Ямпольским. Некоторые другие певцы включили песни Метнера в сборники; Особо следует отметить исторические записи Зары Долухановой и Ирины Архиповой. Однако многие песни отсутствуют на компакт-дисках, а некоторые ждут своей первой записи. Значительный набор из двух компакт-дисков, представляющий пятьдесят четыре песни Метнера в сопровождении Иэна Бернсайда, появился в 2018 году.

Метнер записал фортепианные ролики некоторых из своих произведений для Welte -Миньон в 1923 году и Duo-Art в 1925 году, до его более поздних студийных записей для Capitol Records и других лейблов.

В 2017 году украинский пианист и российский пианист основали Международное общество Николая Метнера в Берлине, чтобы популяризировать свою работу и способствовать культурному обмену в Европе и за ее пределами. В октябре / ноябре 2018 года общество организовало 1-й Международный музыкальный фестиваль Николая Метнера в Берлине, который собирает художников и музыковедов для выступления и обсуждения его творчества (см. Программу фестиваля [1] ).

Публикации

Одна книга Метнера «Муза и мода», защищающая основы музыкального искусства (1935 г., переиздано в 1957 и 1978 гг.), Была изложением его художественного кредо и реакция на некоторые веяния того времени. Он твердо верил, что в музыке есть непреложные законы, суть которых заключается в песне. Английский перевод книги Альфреда Свона «Муза и мода» (1951) трудно найти за пределами библиотек США. Сканы русской и английской версий можно загрузить с www.medtner.org.uk.

Печатные источники

Николас Метнер Барри Мартина: его жизнь и музыка (ISBN 0-85967-959-4 ), опубликованная в 1995 году, представляет собой научный отчет о жизни и творчестве композитора. Он обеспечивает биографический контекст каждой композиции вместе с музыкальным анализом или комментариями. Отрывки из писем, современных источников и композиций вкраплены в повествование вместе с большим количеством фотографий.

После смерти Метнера Майсурский фонд спонсировал публикацию «Метнера: Мемориальный том», также озаглавленного «Николас Метнер (1879–1951): дань уважения его искусству и личности». Он содержит фотографии и очерки его вдовы, друзей, критиков, музыкантов, композиторов и поклонников. Среди участников были: Альфред Свон, переводчик Метнера на английский, Иван Ильин, Эрнест Ньюман, Кайхосру Шапурджи Сорабджи, Марсель Дюпре, российский музыкальный критик Леонид Сабенеев, канадский пианист и близкий друг композитора Альфред Ла Либерте, певцы Маргарет Ричи, Татания Макушина и Ода Слободская, а также Сам Метнер из отрывков из Muse and the Fashion. Редактором тома был Ричард Холт.

Композиторы-пианисты: Гамелин и восьмерка (ISBN 1-57467-072-7 ) содержат главу о Метнере и Рахманинов.

В 2004 году Наталья Консисторум опубликовала на русском языке книгу Николая Карловича Метнера: Портрет композитора (ISBN 3-89487-500-3 ). Книга доступна в немецком переводе Кристофа Фламма и примечательна двумя содержащимися в ней компакт-дисками с оригинальными записями различных произведений Метнера.

О музыке Метнера было написано множество диссертаций. Один из самых влиятельных - «Русский композитор Николай Метнер: Studien und Materialien» Кристофа Фламма. Первоначально представленная как докторская диссертация автора (Гейдельберг, 1995), она была опубликована Куном (ISBN 3-928864-24-6, 1995, распродано). Он включает письма, обзоры и другие документы на немецком, русском, английском и французском языках, библиографию и частичную дискографию.

В 2003 году Дэвид Скворак написал докторскую диссертацию. Тематическое единство произведений Николаса Метнера для фортепиано: «Сказки», сонаты и фортепианный квинтет в Университете Цинциннати, опубликованные UMI. Он содержит теоретический анализ некоторых работ Метнера.

Подробную информацию о других публикациях, включая диссертации в университетах США, перечисленных в библиотечной базе данных WorldCat, см. На www.medtner.org.uk

Адаптации и ссылки

Барт Берман сочинил Вариации и Фугу на тему из «Темы с вариациями» Метнера, соч. 55 в 2009 году. Автор Филип Пуллман объявил Метнера своим любимым композитором во время короткого интервью, размещенного на веб-сайте BBC в сентябре 2011 года.

Ссылки и сноски
Внешние ссылки

Записи

Последняя правка сделана 2021-05-31 09:47:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте