Ванда Ландовска

редактировать
Ванда Ландовска
Ванда Ландовска в 1937 году Ванда Ландовска в 1937 году
Общая информация
Имя при рожденииВанда Александра Ландовска
Родилась(1879 -07-05) 5 июля 1879 г.. Варшава, Польша
Умер16 августа 1959 (1959-08-16) (в возрасте 80 лет). Лейквилл, Коннектикут, США
Род занятий
ИнструментыКлавесин
Внешнее аудио
audio icon Вы можете услышать, как Ванда Ландовска представляет и исполняет Йоханн Изобретения и симфонии Себастьяна Баха, BWV 722-801 в 1959 Здесь, на archive.org
Ландовска играет на пианино.jpg

Ванда Александра Ландовска (5 июля 1879 - 16 августа 1959) был польским клавесинистом и пианистка, чьи выступления, обучение, сочинения и особенно ее многочисленные записи сыграли большую роль в возрождении популярности клавесина в начале 20 века. Она была первой, кто записал Иоганна Себастьяна Баха Вариации Гольдберга на клавесине в 1933 году. Она стала натурализованной французской гражданкой в ​​1938 году.

Содержание

  • 1 Жизнь и карьера
    • 1.1 Жизнь в Европе
    • 1.2 Жизнь в Америке
  • 2 Записи
  • 3 Композиции
  • 4 Литературные произведения
  • 5 Обзоры и мнения
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Жизнь и карьера

Жизнь в Европе

Леонид Пастернак. Концерт Ванды Ландовской в ​​Москве (1907), пастель из Третьяковской галереи.

Ландовская родилась в Варшаве в еврейской семье. Ее отец был юристом, а мать - лингвистом, которая перевела Марка Твена на польский. Играла на фортепиано в четыре года, училась в Варшавской консерватории у старшего Яна Клечинского и Александра Михаловского. Ее считали вундеркиндом. Она изучала композицию и контрапункт у Генриха Урбана в Берлине и брала уроки в Париже у Морица Мошковского. Она начала свою исполнительскую карьеру в Париже, где ее сольные концерты в этом городе и других городах Европы получили похвалу критиков. Ее интересовала музыка Дж. С. Бах, сочинения которой для клавесина были включены в ее сольные концерты к 1903 году, получив похвалу от Альберта Швейцера.

Она решила посвятить свою карьеру клавесину, а не фортепиано, вопреки воле своих друзей., которая думала, что у нее многообещающее будущее как пианистка. В 1908–09 годах она гастролировала по России с клавесином Pleyel, похожим на модель 1889 года, которую фирма показала на Парижской выставке. Выйдя замуж за польского фольклориста и этномузыколога Генри Лью в 1900 году в Париже, она преподавала фортепиано в Schola Cantorum там (1900–1912).

Позже она преподавал клавесин в Берлинской Высшей школе музыки (1912–1919). Когда в 1914 году началась Первая мировая война, ее интернировали на том основании, что она была иностранкой. После окончания Первой мировой войны ее муж погиб в автокатастрофе. Ее американский дебют состоялся в 1923 году, когда она гастролировала по крупным городам с четырьмя клавесинами Pleyel Grand Modele de Concert, которые представляли собой огромные инструменты длиной семь с половиной футов с регистрами, управляемыми педалью. Это были большие, прочно построенные клавесины с 16-футовым упором (набор струн на октаву ниже нормальной высоты тона), во многом обязанные конструкции фортепиано.

Глубоко заинтересовавшись музыковедением, и особенно произведениями Баха, Куперена и Рамо, она совершила поездку по музеям Европы, рассматривая оригинальные клавишные инструменты; она приобрела старые инструменты и заказала новые, изготовленные по ее просьбе Плейел и Компания. Отвечая на критику со стороны коллеги-специалиста по Баху Пабло Казальса, она однажды сказала: «Ты играешь Баха по-своему, а я буду играть ему« по-своему »».

Любимый инструмент Ландовски, Pleyel Grand Modèle de Concert (1927) Берлин: Musikinstrumentenmuseum

Для нее был написан ряд важных новых работ: Мануэля де Фальи El retablo de maese Pedro (Кукольный театр Мастера Питера) ознаменовало возвращение клавесина в современный оркестр. Позже Фалья написал концерт для клавесина для нее, а Фрэнсис Пуленк написал для нее свой Concert champêtre. Она преподавала в Музыкальном институте Кертиса с 1925 по 1928 год. В 1925 году она основала École de Musique Ancienne в Париже: с 1927 года ее дом в Сен-Лё-ла-Форе стал центром исполнения и изучения старинной музыки. В это время Ландовска посещала салон Натали Клиффорд Барни, чтобы общаться и выступать.

Жизнь в Америке

Когда немецкая армия вторглась во Францию ​​, Ландовска сбежала со своей ученицей и сожителем Дениз Ресто. После отъезда из Сен-Лё в 1940 году, он остановился в Баньюльс-сюр-Мер, коммуне на юге Франции, где ее друг, скульптор Аристид Майоль был жив, они плыли из Лиссабона в Соединенные Штаты. Полагая, что нацистская угроза носит временный характер, она уехала только с двумя чемоданами. Она прибыла в Нью-Йорк 7 декабря 1941 года, в день нападения на Перл-Харбор. Ее дом в Сен-Лё был разграблен, а ее инструменты и рукописи украдены, поэтому она прибыла в Соединенные Штаты практически без каких-либо активов.

Ее исполнение в 1942 году «вариаций Гольдберга ». в Ратуше Нью-Йорка впервые в 20 веке пьеса была сыграна на клавесине, инструменте, для которого она была написана.

NYWTS / LOC cph.3c11230. Ванда Ландовска, 1953

Она поселилась в Лейквилле, Коннектикут в 1949 году, и снова зарекомендовала себя как исполнитель и преподаватель в Соединенных Штатах, много гастролируя. Ее последнее публичное выступление было в 1954 году. Ее партнер, Дениз Рестоут, была редактором и переводчиком ее сочинений о музыке, включая Musique ancienne и Landowska on Music, опубликованных посмертно в 1964 году.

Ландовска играет на клавесине.jpg

Ландовска много записывалась для Victor Компания Talking Machine / RCA Victor и The Gramophone Company / EMI.

Recordings

Композиции

  • A серенада для струнных и несколько произведений для струнного оркестра
  • Хор для женских голосов с оркестром
  • «Поэма на иврите» для оркестра
  • Польские популярные песни - для сольного голоса, деревянных духовых инструментов и хора
  • Польские популярные песни - а капелла для Орфео Катала, Барселона
  • Польские популярные песни - для клавесина и струнного ансамбля
  • Более сотни песен для голоса и фортепиано и несколько пьес для фортепиано
  • Fanfare для оркестра Liberation-Military
  • Cadenzas для концертов Моцарта и для концерта ре мажор Гайдна
  • Транскрипции для фортепиано: Mozart-Country Dances, Ланнер-Венские вальсы, Шуберт -Шан де Лендлер

Литературные произведения

  • Древняя музыка, 1909, Ванда Ландовска и Генри Лью (перевод Нью-Йорк, 1923)
  • A Третья камера программа сериала, инсценировка некоторых произведений Ландовской в ​​прочтении актрисы ss Агнес Мурхед, озаглавленная «Воспоминания о Ванде Ландовска», переданная 17 марта 1963 года на CBS.

Обзоры и мнения

Внешнее аудио
audio icon Вы можете услышать, как Ванда Ландовска исполняет Иоганна Себастьяна Баха Вариации Гольдберга, BWV 988 in 1945 Здесь, на archive.org
  • «Само собой разумеется, что игра полна энергичных жестов и индивидуальных идей. Она не обращала внимания на текст, и здесь и там есть небольшие повторы, которые указаны не больше, чем они необходимы. Тем не менее, такие вопросы кажутся чем-то неуместным, поскольку они лишь отражают отношение того времени, принятое знаменитым пионером возрождения клавесина в двадцатом веке. Нет, что меня очаровывает в рассказе Ландовской, так это ее трогательное поэтическое понимание музыки Скарлатти; она не просто заново открывает для себя правильное сочетание композитора и инструмента, она верит в это и сильно это чувствует ».
  • Соль Бабиц заявила, что« Она всегда играла музыку «как написано», в результате чего серия быстрые ноты звучали не как «связки из них» (North 1700), а как швейная машина. Благодаря ее широкому влиянию, этот вред можно услышать в ее учениках и по сей день ».
Любимый ландовский клавесин XVI века из ее коллекции, с росписью на крышке, в настоящее время хранится в музыкальном фонде памяти Ганса Адлера.
  • «Сольный концерт Ванды Ландовской на клавесине прошлым вечером в Ратуше был таким же вдохновляющим, как игольный душ. Действительно, звук этого королевского инструмента, когда на нем играют с искусством и яростью, заставляет задуматься о золотом дожде и о том, как, должно быть, покалывало тело Данаи, когда она оказалась застигнутой именно таким ливнем... Она играла все лучше, чем кто-нибудь еще когда-либо делает. То есть то, как она сочиняет музыку, настолько удовлетворяет ее, что возникает ощущение плодотворности, завершенности, одновременно интеллектуальной и чувственно слуховой, за пределами которой трудно представить что-либо дальше ».

Дальнейшее чтение

Ссылки

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Ванда Ландовска
Последняя правка сделана 2021-06-20 07:49:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте