Ванда Ландовска | |
---|---|
Ванда Ландовска в 1937 году | |
Общая информация | |
Имя при рождении | Ванда Александра Ландовска |
Родилась | (1879 -07-05) 5 июля 1879 г.. Варшава, Польша |
Умер | 16 августа 1959 (1959-08-16) (в возрасте 80 лет). Лейквилл, Коннектикут, США |
Род занятий |
|
Инструменты | Клавесин |
Внешнее аудио | |
---|---|
Вы можете услышать, как Ванда Ландовска представляет и исполняет Йоханн Изобретения и симфонии Себастьяна Баха, BWV 722-801 в 1959 Здесь, на archive.org |
Ванда Александра Ландовска (5 июля 1879 - 16 августа 1959) был польским клавесинистом и пианистка, чьи выступления, обучение, сочинения и особенно ее многочисленные записи сыграли большую роль в возрождении популярности клавесина в начале 20 века. Она была первой, кто записал Иоганна Себастьяна Баха Вариации Гольдберга на клавесине в 1933 году. Она стала натурализованной французской гражданкой в 1938 году.
Ландовская родилась в Варшаве в еврейской семье. Ее отец был юристом, а мать - лингвистом, которая перевела Марка Твена на польский. Играла на фортепиано в четыре года, училась в Варшавской консерватории у старшего Яна Клечинского и Александра Михаловского. Ее считали вундеркиндом. Она изучала композицию и контрапункт у Генриха Урбана в Берлине и брала уроки в Париже у Морица Мошковского. Она начала свою исполнительскую карьеру в Париже, где ее сольные концерты в этом городе и других городах Европы получили похвалу критиков. Ее интересовала музыка Дж. С. Бах, сочинения которой для клавесина были включены в ее сольные концерты к 1903 году, получив похвалу от Альберта Швейцера.
Она решила посвятить свою карьеру клавесину, а не фортепиано, вопреки воле своих друзей., которая думала, что у нее многообещающее будущее как пианистка. В 1908–09 годах она гастролировала по России с клавесином Pleyel, похожим на модель 1889 года, которую фирма показала на Парижской выставке. Выйдя замуж за польского фольклориста и этномузыколога Генри Лью в 1900 году в Париже, она преподавала фортепиано в Schola Cantorum там (1900–1912).
Позже она преподавал клавесин в Берлинской Высшей школе музыки (1912–1919). Когда в 1914 году началась Первая мировая война, ее интернировали на том основании, что она была иностранкой. После окончания Первой мировой войны ее муж погиб в автокатастрофе. Ее американский дебют состоялся в 1923 году, когда она гастролировала по крупным городам с четырьмя клавесинами Pleyel Grand Modele de Concert, которые представляли собой огромные инструменты длиной семь с половиной футов с регистрами, управляемыми педалью. Это были большие, прочно построенные клавесины с 16-футовым упором (набор струн на октаву ниже нормальной высоты тона), во многом обязанные конструкции фортепиано.
Глубоко заинтересовавшись музыковедением, и особенно произведениями Баха, Куперена и Рамо, она совершила поездку по музеям Европы, рассматривая оригинальные клавишные инструменты; она приобрела старые инструменты и заказала новые, изготовленные по ее просьбе Плейел и Компания. Отвечая на критику со стороны коллеги-специалиста по Баху Пабло Казальса, она однажды сказала: «Ты играешь Баха по-своему, а я буду играть ему« по-своему »».
Любимый инструмент Ландовски, Pleyel Grand Modèle de Concert (1927) Берлин: MusikinstrumentenmuseumДля нее был написан ряд важных новых работ: Мануэля де Фальи El retablo de maese Pedro (Кукольный театр Мастера Питера) ознаменовало возвращение клавесина в современный оркестр. Позже Фалья написал концерт для клавесина для нее, а Фрэнсис Пуленк написал для нее свой Concert champêtre. Она преподавала в Музыкальном институте Кертиса с 1925 по 1928 год. В 1925 году она основала École de Musique Ancienne в Париже: с 1927 года ее дом в Сен-Лё-ла-Форе стал центром исполнения и изучения старинной музыки. В это время Ландовска посещала салон Натали Клиффорд Барни, чтобы общаться и выступать.
Когда немецкая армия вторглась во Францию , Ландовска сбежала со своей ученицей и сожителем Дениз Ресто. После отъезда из Сен-Лё в 1940 году, он остановился в Баньюльс-сюр-Мер, коммуне на юге Франции, где ее друг, скульптор Аристид Майоль был жив, они плыли из Лиссабона в Соединенные Штаты. Полагая, что нацистская угроза носит временный характер, она уехала только с двумя чемоданами. Она прибыла в Нью-Йорк 7 декабря 1941 года, в день нападения на Перл-Харбор. Ее дом в Сен-Лё был разграблен, а ее инструменты и рукописи украдены, поэтому она прибыла в Соединенные Штаты практически без каких-либо активов.
Ее исполнение в 1942 году «вариаций Гольдберга ». в Ратуше Нью-Йорка впервые в 20 веке пьеса была сыграна на клавесине, инструменте, для которого она была написана.
NYWTS / LOC cph.3c11230. Ванда Ландовска, 1953Она поселилась в Лейквилле, Коннектикут в 1949 году, и снова зарекомендовала себя как исполнитель и преподаватель в Соединенных Штатах, много гастролируя. Ее последнее публичное выступление было в 1954 году. Ее партнер, Дениз Рестоут, была редактором и переводчиком ее сочинений о музыке, включая Musique ancienne и Landowska on Music, опубликованных посмертно в 1964 году.
Ландовска много записывалась для Victor Компания Talking Machine / RCA Victor и The Gramophone Company / EMI.
Внешнее аудио | |
---|---|
Вы можете услышать, как Ванда Ландовска исполняет Иоганна Себастьяна Баха Вариации Гольдберга, BWV 988 in 1945 Здесь, на archive.org |
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Ванда Ландовска |