Итальянский | |
---|---|
итальянский, lingua italiana | |
Произношение | [itaˈljaːno] |
Родной для | Италия, Тичино и итальянский Граубюнден ( Швейцария ), Сан-Марино, Ватикан, Словенская Истрия ( Словения ), Истрийская жупания ( Хорватия ) |
Область | Италия, Тичино и итальянский Граубюнден, словенское побережье, Западная Истрия |
Этническая принадлежность | Итальянцы |
Носитель языка | 67 миллионов носителей языка в Европейском Союзе (2020 г.) Носители L2 в Европейском Союзе: 13,4 миллиона c. 85 миллионов спикеров |
Языковая семья | Индоевропейский
|
Ранние формы | Старая латынь |
Диалекты |
|
Система письма | Латинский ( итальянский алфавит ) итальянский шрифт Брайля |
Подписанные формы | Italiano segnato "(Подпись на итальянском языке)" italiano segnato esatto "(Подпись на итальянском языке)" |
Официальный статус | |
Официальный язык в | 4 страны 2 региона Заказ и различные организации |
Признанный язык меньшинства в | Хорватия Словения |
Регулируется | Академия делла Круска ( де-факто) |
Коды языков | |
ISO 639-1 | it |
ISO 639-2 | ita |
ISO 639-3 | ita |
Glottolog | ital1282 |
Лингвасфера | 51-AAA-q |
Официальный язык Бывший официальный язык Наличие италоязычных сообществ | |
Эта статья содержит фонетические символы МФА. Без надлежащей поддержки рендеринга вы можете увидеть вопросительные знаки, квадраты или другие символы вместо символов Юникода. Вводное руководство по символам IPA см. В разделе Help: IPA. |
Эта статья является частью серии, посвященной |
итальянский язык |
---|
История |
Литература и другое |
Грамматика |
Алфавит |
Фонология |
|
Итальянский ( italiano [itaˈljaːno] ( слушайте ) или lingua italiana [Liŋɡwa italjaːna] ) является Romance языка в языковой индоевропейской семьи. Итальянец ближайшим национальный язык на латынь, из которого она спускается через вульгарную латынь в Римской империи. Принимая во внимание как национальные, так и региональные языки, видно, что итальянский и сардинский вместе наименее отличаются от латыни. Итальянский является официальным языком в Италии, Швейцарии ( Тичино и Граубюнден ), Сан-Марино и Ватикане. Он имеет официальный статус меньшинства в западной Истрии ( Хорватия и Словения ).
Он ранее имел официальный статус в Албании, Мальты, Монако, Черногория ( Котор ), Греция ( Ионические острова и Додеканес ), и, как правило, понимается в Корсике по корсиканскими динамиков (многие лингвисты классифицировать корсиканский как итальянский диалект). Раньше он был официальным языком в бывших колониальных районах итальянской Восточной Африки и итальянской Северной Африки, где он по-прежнему играет важную роль в различных секторах.
На итальянском также говорят большие общины иммигрантов и экспатриантов в Северной и Южной Америке и Австралии. Итальянский включен в список языков, охватываемых Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств в Боснии и Герцеговине и в Румынии, хотя итальянский язык не является ни официальным, ни защищенным языком в этих странах. Многие носители итальянского языка являются родными двуязычными как итальянского (в его стандартной форме, так и в региональных вариантах ), так и другого регионального языка Италии.
Итальянский - один из основных европейских языков, один из официальных языков Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и один из рабочих языков Совета Европы. Это второй по распространенности родной язык в Европейском Союзе с 67 миллионами говорящих (15% населения ЕС), и на нем говорят как на втором языке 13,4 миллиона граждан ЕС (3%). С учетом итальянских говорящих в европейских странах, не входящих в ЕС (таких как Швейцария, Албания и Великобритания), и на других континентах, общее количество говорящих составляет около 85 миллионов. Итальянский является основным рабочим языком Святейшего Престола, лингва франка (общий язык) в римско-католической иерархии, а также официальным языком Суверенного военного Мальтийского ордена. Итальянский известен как язык музыки из-за его использования в музыкальной терминологии и опере ; многочисленные итальянские слова, относящиеся к музыке, стали международными терминами, принятыми в различных языках мира. Его влияние также широко распространено в сфере искусства и на рынках продуктов питания и предметов роскоши.
Итальянский язык был принят государством после объединения Италии, поскольку ранее был литературным языком, основанным на тосканском языке, на котором говорили в основном высшие слои флорентийского общества. Ее развитие было также под влиянием других итальянских языков и, в некоторой незначительной степени, по германским языкам этих пост-римский захватчиков. Включение в итальянский язык выученных слов из языка его предков, латыни, является еще одной формой лексического заимствования под влиянием письменного языка, научной терминологии и литургического языка Церкви. На протяжении Средневековья и до начала Нового времени большинство грамотных итальянцев также знали латынь, и поэтому они легко использовали латинские слова в своем письме - и, в конечном итоге, в речи - в итальянском языке. В отличие от большинства других романских языков, итальянский сохраняет латинский контраст между короткими и длинными согласными. Почти все итальянские слова оканчиваются на гласные, что делает итальянские слова чрезвычайно удобными для рифмования. В итальянском языке есть звуковая система из 7 гласных («е» и «о» имеют средне-низкие и средне-высокие звуки); В классической латыни было 10, 5 с короткими и 5 с длинными звуками.
В средние века официальным письменным языком в Европе была латынь, хотя подавляющее большинство людей были неграмотными, и лишь немногие хорошо владели этим языком. На итальянском полуострове, как и в большей части Европы, большинство вместо этого говорит на местном языке. Эти диалекты, как их обычно называют, эволюционировали из вульгарной латыни на протяжении веков, не подвергаясь влиянию формальных стандартов и учений. Это ни в коем случае не «диалекты» стандартного итальянского, который изначально был одним из этих местных языков, а родственные ему языки. Взаимопонимание с итальянским широко варьируется, как и с романскими языками в целом. Романские диалекты Италии могут сильно отличаться от итальянского на всех уровнях ( фонология, морфология, синтаксис, лексика, прагматика ) и классифицируются типологически как отдельные языки.
Стандартный итальянский язык имеет поэтическое и литературное происхождение в трудах тосканских и сицилийских писателей 12 века, и, хотя грамматика и основная лексика в основном не изменились по сравнению с теми, которые использовались во Флоренции в 13 веке, современный стандарт язык во многом сформировался относительно недавними событиями. Однако романский народный язык, на котором говорят на Апеннинском полуострове, имеет более долгую историю. Фактически, самые ранние сохранившиеся тексты, которые определенно можно назвать просторечными (в отличие от своего предшественника вульгарной латыни), представляют собой юридические формулы, известные как Placiti Cassinesi из провинции Беневенто, которые датируются периодом с 960 по 963 год, хотя Veronese Riddle, вероятно, относится к 8 или начало 9 века, содержит позднюю форму вульгарной латыни, которую можно рассматривать как очень ранний образец местного диалекта Италии. Катакомбной надпись Commodilla также подобный случай.
Итальянский язык прошел долгий и медленный процесс, который начался после падения Римской империи в V веке.
Язык, который стал считаться итальянским, развился в центральной Тоскане и впервые был формализован в начале 14 века в трудах тосканского писателя Данте Алигьери, написанных на его родном флорентийском языке. Эпические поэмы Данте, известные под общим названием « Комедия», к которым другой тосканский поэт Джованни Боккаччо позже прикрепил титул « Дивина», были прочитаны по всему полуострову, и его письменный диалект стал «каноническим стандартом», понятным всем образованным итальянцам. Данте до сих пор приписывают стандартизацию итальянского языка. В дополнение к широкому распространению, полученному через литературу, флорентийский диалект также приобрел престиж из-за политического и культурного значения Флоренции в то время и того факта, что в лингвистическом отношении он был промежуточным между северным и южным итальянскими диалектами. Таким образом диалект Флоренции стал основой того, что стало официальным языком Италии.
Итальянский постепенно стал официальным языком большинства итальянских государств до объединения, постепенно вытесняя латынь, даже когда правили иностранные державы (например, Испания в Неаполитанском королевстве или Австрия в Королевстве Ломбардия-Венеция ), хотя массы продолжали говорить в основном на своих местных языках. Итальянский также был одним из многих признанных языков в Австро-Венгерской империи.
В Италии всегда был свой диалект для каждого города, потому что до недавнего времени города считались городами-государствами. Эти диалекты теперь значительно разнообразны. По мере того как итальянский язык, происходящий от тосканского происхождения, стал использоваться по всей Италии, особенности местной речи были естественным образом перениманы, что привело к появлению различных версий регионального итальянского языка. Наиболее характерными различиями, например, между римским итальянским и миланским итальянским языком являются синтаксическое родство начальных согласных в некоторых контекстах и произношение ударной «е» и «s» между гласными во многих словах: например, va bene «все в порядке». произносится [vabˈbɛːne] римлянином (и любым стандартным носителем итальянского языка), [vaˈbeːne] миланцем (и любым носителем языка, чей родной диалект находится к северу от линии Ла Специя-Римини ); casa «дома» - это [akˈkaːsa] для римлян, [akˈkaːsa] или [akˈkaːza] для стандарта, [aˈkaːza] для миланцев и вообще северных.
В отличие от галло-италийского лингвистической панорамы на севере Италии, то итало-далматин, неаполитанский и связанные с ним диалекты были в значительной степени подвержены влиянию франко- Occitan влияний, введенных в Италии в основном барды из Франции в средние века, но после норманнского завоевания На юге Италии Сицилия стала первой итальянской землей, принявшей окситанские лирики (и слова) в поэзии. Однако даже в случае северных итальянских языков ученые стараются не переоценивать влияние посторонних на естественное развитие языков коренных народов.
Экономическая мощь и относительно развитое развитие Тосканы в то время ( позднее средневековье ) придали ее языку вес, хотя венецианский язык оставался широко распространенным в средневековой торговой жизни Италии, а лигурийский (или генуэзский) продолжал использоваться в морской торговле наряду со Средиземноморьем. Растущая политическая и культурная значимость Флоренции в периоды подъема Банко Медичи, гуманизма и Возрождения сделала ее диалект, или, скорее, его утонченную версию стандартом в искусстве.
Ренессанс эпохи, известный как иль Rinascimento ( «The Rebirth») по - итальянски, рассматривалось как время «возрождения», которая является буквальное значение как ренессанса (с французского) и Rinascimento (итальянский).
Пьетро Бембо был влиятельной фигурой в развитии итальянского языка из тосканского диалекта как литературного средства, кодифицирующего язык для стандартного современного использования.В это время давно существующие верования, проистекающие из учений Римско-католической церкви, начали восприниматься с новой точки зрения, поскольку гуманисты - люди, делавшие акцент на человеческом теле и его полном потенциале - начали смещать акцент с церкви на людей. самих себя. Гуманисты начали формировать новые верования в различных формах: социальных, политических и интеллектуальных. Идеалы Возрождения были очевидны на протяжении протестантской Реформации, которая происходила одновременно с Возрождением. Протестантская Реформация началась с отказа Мартина Лютера продавать индульгенции Иоганном Тецелем и другими властями Римско-католической церкви, что привело к окончательному отрыву Лютера от Римско-католической церкви во время диеты Вормса. После того, как Лютер был отлучен от Римско-католической церкви, он основал секту католицизма, позже названную лютеранством. Проповедь Лютера в пользу веры и Священного Писания, а не традиций, побудила его перевести Библию на многие другие языки. Итальянский язык был способен распространяться еще с помощью Лютера и изобретения печатного станка по Иоганном Гутенбергом. Печатный станок способствовал распространению итальянского языка, потому что он мог быстро создавать тексты, такие как Библия, и снижать стоимость книг, что позволяло большему количеству людей иметь доступ к переведенной Библии и новым произведениям литературы. Римско-католическая церковь теряла контроль над населением, поскольку она была закрыта для изменений, и росло число реформаторов с разными верованиями.
Итальянский стал языком, используемым в судах каждого государства на итальянском полуострове, а также престижным языком на острове Корсика (но не на соседней Сардинии, которая, напротив, претерпела итальянизацию в конце 18 века, при Савойское влияние: языковая композиция острова, подкрепленная престижем испанского языка среди сардинцев, будет способствовать довольно медленному процессу ассимиляции в итальянской культурной сфере). Повторное открытие « De vulgari eloquentia» Данте, а также возобновление интереса к лингвистике в XVI веке вызвали бурную дискуссию по всей Италии относительно критериев, которые должны определять современный итальянский литературный и разговорный язык. Эта дискуссия, известная как questione della lingua (то есть проблема языка), проходила в итальянской культуре до конца XIX века и часто была связана с политическими дебатами о создании единого итальянского государства. Ученые эпохи Возрождения разделились на три основные фракции:
Четвертая фракция утверждала, что лучшим итальянским языком был тот, который был принят папским двором, который представлял собой смесь тосканского и римского диалектов. В конце концов, идеи Бембо возобладали, и фундамент Академии делла Crusca во Флоренции (1582-1583), официальный законодательный орган итальянского языка, привел к публикации Agnolo Monosini «s Latin фолиант Floris italicae Linguae Либрите новье в 1604 году с последующей первый итальянский словарь в 1612 году.
Постоянное развитие технологий играет решающую роль в распространении языков. После изобретения печатного станка в пятнадцатом веке количество печатных станков в Италии быстро росло и к 1500 году достигло в общей сложности 56 - самого большого числа печатных станков во всей Европе. Это позволило выпускать больше литературных произведений с меньшими затратами и, как доминирующий язык, распространился на итальянском.
Важным событием, которое способствовало распространению итальянского языка, было завоевание и оккупация Италии Наполеоном в начале 19 века (который сам был итальянско-корсиканского происхождения). Это завоевание способствовало объединению Италии несколько десятилетий спустя и сделало итальянский язык lingua franca, используемым не только среди клерков, знати и чиновников при итальянских дворах, но и среди буржуазии.
Первый современный роман итальянской литературы, I promessi sposi ( Обрученная ) Алессандро Мандзони, далее определил стандарт, «промывая» его миланский «в водах Арно » ( реки Флоренции ), как он заявляет в предисловии к своему Издание 1840 г.
После объединения огромное количество государственных служащих и солдат, набранных со всей страны, представили гораздо больше слов и идиом из своих родных языков - ciao происходит от венецианского слова s-cia [v] o («раб»), приходит панеттоне. от ломбардского слова panetton и т. д. Только 2,5% населения Италии могли правильно говорить на стандартизированном итальянском языке, когда нация была объединена в 1861 году.
Итальянский - романский язык, потомок вульгарной латыни (разговорной латыни). Стандартный итальянский основан на тосканском, особенно на его флорентийском диалекте, и поэтому является итало-далматинским языком, классификацией, которая включает большинство других центральных и южных итальянских языков и вымерший далматинский язык.
Согласно многим источникам, итальянский язык является наиболее близким к латыни языком по лексике. Согласно Ethnologue, лексическое сходство составляет 89% с французским, 87% с каталонским, 85% с сардинским, 82% с испанским, 80% с португальским, 78% с ладинским, 77% с румынским. Оценки могут отличаться в зависимости от источников.
Одно исследование (анализирующее степень дифференциации романских языков по сравнению с латынью (сравнение фонологии, интонации, дискурса, синтаксиса, лексики и интонации ) показало, что расстояние между итальянским и латинским языком больше, чем между сардинским и латинским. гласные - вторые по близости к латинским после сардинских. Как и в большинстве романских языков, характерно ударение.
Итальянский является официальным языком Италии и Сан-Марино, на нем свободно говорит большинство населения этих стран. Итальянский язык является третьим по распространенности языком в Швейцарии (после немецкого и французского), хотя его использование там умеренно снизилось с 1970-х годов. Он является официальным как на национальном, так и на региональном уровне в двух кантонах : Тичино и Граубюнден. Однако в последнем кантоне на нем говорит лишь незначительное меньшинство, в итальянском Граубюндене. Тичино, в который входит Лугано, крупнейший италоязычный город за пределами Италии, является единственным кантоном, где преобладает итальянский язык. Итальянский также используется в административных и официальных документах Ватикана.
Из-за сильного итальянского влияния во время итальянского колониального периода, некоторые жители бывших колоний до сих пор понимают итальянский язык. Хотя это был основной язык в Ливии со времен колониального правления, итальянский язык значительно уменьшился под властью Муаммара Каддафи, который изгнал итальянское ливийское население и сделал арабский единственным официальным языком страны. Несколько сотен итальянских поселенцев вернулись в Ливию в 2000-х годах.
Итальянский был официальным языком Эритреи во время итальянской колонизации. Сегодня итальянский язык используется в торговле, и на нем до сих пор говорят, особенно среди пожилых людей; кроме того, итальянские слова включены в качестве заимствованных в основной язык страны (тигринья). В столице Эритреи, Асмэре, все еще есть несколько итальянских школ, основанных в колониальный период. В начале 19 века Эритрея была страной с наибольшим количеством итальянцев за границей, а количество итальянских эритрейцев выросло с 4000 во время Первой мировой войны до почти 100000 в начале Второй мировой войны. В Асмэре есть две итальянские школы:
Итальянский язык также был введен в Сомали в результате колониализма и был единственным официальным языком администрации и образования в колониальный период, но вышел из употребления после того, как правительство, образовательная и экономическая инфраструктура были разрушены в ходе гражданской войны в Сомали.
В Албании и Мальте проживает большое количество людей, для которых не является родным языком, причем более половины населения в некоторой степени владеет итальянским языком.
Хотя более 17 миллионов американцев имеют итальянское происхождение, лишь немногим более одного миллиона человек в США говорят дома по-итальянски. Тем не менее в стране существует медиарынок на итальянском языке.
Итальянские иммигранты в Южную Америку также принесли присутствие языка на этот континент. Согласно некоторым источникам, итальянский язык является вторым по распространенности языком в Аргентине после официального испанского языка, хотя число его носителей, в основном представителей старшего поколения, сокращается.
Итальянский язык широко преподается во многих школах по всему миру, но редко в качестве первого иностранного языка. В 21 веке технологии также позволяют постоянно распространять итальянский язык, поскольку у людей есть новые способы научиться говорить, читать и писать на языках в удобном для них темпе и в любой момент времени. Например, на бесплатном веб-сайте и в приложении Duolingo 4,94 миллиона англоговорящих людей изучают итальянский язык.
По данным Министерства иностранных дел Италии, ежегодно более 200 000 иностранных студентов изучают итальянский язык; они распределены среди 90 институтов итальянской культуры, расположенных по всему миру, в 179 итальянских школах, расположенных за границей, или в 111 секциях преподавателей итальянского языка, принадлежащих иностранным школам, где итальянский язык преподается как язык культуры.
С конца девятнадцатого до середины двадцатого века тысячи итальянцев поселились в Аргентине, Уругвае, южной Бразилии и Венесуэле, а также в Канаде и Соединенных Штатах, где они сформировали физическое и культурное присутствие.
В некоторых случаях были созданы колонии, где использовались варианты региональных языков Италии, а некоторые продолжают использовать этот региональный язык. Примеры: Риу-Гранди-ду-Сул, Бразилия, где используется Талиан, и город Чипило недалеко от Пуэблы, Мексика ; каждый продолжает использовать производную форму венецианского языка, восходящую к девятнадцатому веку. Другой пример - Cocoliche, итальянско-испанский пиджин, на котором когда-то говорили в Аргентине, особенно в Буэнос-Айресе и Лунфардо.
Начиная с позднего средневековья в большей части Европы и Средиземноморья, латынь была заменена в качестве основного коммерческого языка вариантами итальянского языка (особенно тосканского и венецианского). Эти варианты были объединены в эпоху Возрождения с силой Италии и ростом гуманизма и искусства.
В тот период Италия имела художественное влияние над остальной Европой. Для всех образованных джентльменов было нормой совершить Гранд-тур, посетив Италию, чтобы увидеть ее великие исторические памятники и произведения искусства. Таким образом, ожидалось, что он выучит хоть немного итальянского. В Англии, в то время как классические языки латинский и греческий были изучены первыми, итальянский стал вторым по распространенности современным языком после французского, и это положение он занимал до конца восемнадцатого века, когда его, как правило, заменяли немецким. Джон Мильтон, например, написал некоторые из своих ранних стихов на итальянском языке.
В католической церкви итальянский язык известен значительной части церковной иерархии и используется вместо латыни в некоторых официальных документах.
Итальянские заимствованные слова продолжают использоваться на большинстве языков в вопросах искусства и музыки (особенно классической музыки, включая оперу ), в индустрии дизайна и моды, в некоторых видах спорта, таких как футбол, и особенно в кулинарии.
В Италии, почти все другие языки говорят, как общеупотребительные -Другая, чем стандартные итальянская и некоторые языки, на которых говорят среди общин иммигрантов-часто называют « итальянские диалектами », ярлыком, который может быть очень вводящим в заблуждение, если оно понимается «диалекты по - итальянски ". Романские диалекты Италии - это местные эволюции разговорной латыни, которые предшествовали созданию итальянского, и как таковые являются родственными языками тосканскому языку, который был историческим источником итальянского языка. Они могут сильно отличаться от итальянских и друг от друга, при этом некоторые из них принадлежат к разным языковым ветвям романского языка. Единственными исключениями из этого правила являются двенадцать групп, считающихся « историческими языковыми меньшинствами », которые официально признаны законом отдельными языками меньшинств. С другой стороны, корсиканский (язык, на котором говорят на французском острове Корсика ) тесно связан со средневековым тосканским, от которого произошел и развился стандартный итальянский.
Различия в эволюции латыни в разных регионах Италии можно объяснить естественными изменениями, которым подвержены все языки, которые регулярно используются, и, в некоторой степени, наличием трех других типов языков: субстратов, суперстратов и адстратов.. Наиболее распространенными были субстраты (язык коренных жителей), поскольку итальянские диалекты, скорее всего, были просто латинскими, на которых говорили местные культурные группы. И Superstrata, и adstrata были менее важны. Иностранные завоеватели Италии, которые доминировали в разных регионах в разное время, практически не повлияли на диалекты. Иностранные культуры, с которыми Италия поддерживала мирные отношения, такие как торговля, также не имели значительного влияния.
По всей Италии говорят на региональных вариациях стандартного итальянского, называемых региональным итальянским. Региональные различия можно распознать по различным факторам: открытость гласных, длина согласных и влияние местного языка (например, в неформальных ситуациях andà, annà и nare заменяют стандартный итальянский andare в районе Тосканы, Рима и Venice соответственно для инфинитива «идти»).
Не существует точной даты, когда различные итальянские варианты латыни - включая варианты, которые внесли свой вклад в современный стандартный итальянский - стали достаточно отличаться от латыни, чтобы считаться отдельными языками. Одним из критериев определения того, что два языковых варианта следует рассматривать как отдельные языки, а не варианты одного языка, является то, что они эволюционировали так, что больше не являются взаимно понятными ; эта диагностика эффективна, если взаимная разборчивость минимальна или отсутствует (например, в романском, румынском и португальском языках), но она не работает в таких случаях, как испанско-португальский или испанско-итальянский, поскольку носители языка любой пары могут хорошо понимать друг друга, если они выберут сделать так. Тем не менее, на основе накопленных различий в морфологии, синтаксисе, фонологии и, в некоторой степени, лексике, нетрудно определить, что для романских разновидностей Италии появилось первое сохранившееся письменное свидетельство языков, которые больше не могут считаться латинскими. с девятого и десятого веков н.э. Эти письменные источники демонстрируют определенные характеристики языка, а иногда и прямо упоминают его использование в Италии. Полные литературные проявления народного языка начали проявляться примерно в 13 веке в форме различных религиозных текстов и стихов. Хотя это первые письменные записи итальянских разновидностей, отличных от латыни, разговорный язык, вероятно, разошелся задолго до появления первых письменных записей., поскольку грамотные обычно писали на латыни, даже если они лично говорили на других романских языках.
На протяжении XIX и XX веков использование стандартного итальянского языка становилось все более распространенным, что отражалось в сокращении использования диалектов. Повышение грамотности было одним из основных движущих факторов (можно предположить, что только грамотные были способны выучить стандартный итальянский, тогда как неграмотные имели доступ только к своему родному диалекту). Доля грамотных выросла с 25% в 1861 году до 60% в 1911 году, а затем до 78,1% в 1951 году. Итальянский лингвист Туллио де Мауро утверждал, что в 1861 году только 2,5% населения Италии могли говорить на стандартном итальянском.. Он сообщает, что в 1951 году этот процент вырос до 87%. Умение говорить по-итальянски не обязательно означало, что он использовался в повседневной жизни, и большинство людей (63,5%) по-прежнему обычно говорили на своих родных диалектах. Кроме того, распространению стандартного итальянского языка способствовали и другие факторы, такие как массовая эмиграция, индустриализация и урбанизация, а также внутренняя миграция после Второй мировой войны. Итальянцы, которые эмигрировали во время итальянской диаспоры, начиная с 1861 года, часто принадлежали к необразованному низшему классу, и, таким образом, эмиграция привела к увеличению процента грамотных, которые часто знали и понимали важность стандартного итальянского языка, вернувшись домой в Италию. Большой процент эмигрировавших также в конечном итоге вернулся в Италию, часто более образованный, чем когда они уехали.
Итальянские диалекты пришли в упадок в современную эпоху, поскольку Италия объединилась под стандартным итальянским языком и продолжает делать это с помощью средств массовой информации, от газет до радио и телевидения.
Губной | Стоматологический / альвеолярный | Пост- альвеолярного / небного | Velar | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Носовой | м | п | ɲ | |||||
Стоп | п | б | т | d | k | ɡ | ||
Аффрикат | это | dz | t͡ʃ | d͡ʒ | ||||
Fricative | ж | v | s | z | ʃ | |||
Приблизительный | j | ш | ||||||
Боковой | л | ʎ | ||||||
Трель | р |
Примечания:
В итальянском языке есть система из семи гласных, состоящая из / a, ɛ, e, i, ɔ, o, u /, а также 23 согласных. По сравнению с большинством других романских языков итальянская фонология консервативна, в ней многие слова почти не изменились по сравнению с вульгарной латынью. Некоторые примеры:
Консервативный характер итальянской фонологии частично объясняется ее происхождением. Итальянский происходит от литературного языка, который произошел от речи 13-го века в городе Флоренция в регионе Тоскана и мало изменился за последние 700 лет или около того. Кроме того, тосканский диалект - самый консервативный из всех итальянских диалектов, радикально отличающийся от галло-итальянских языков менее чем в 160 километрах (100 миль) к северу (через линию Ла Специя-Римини ).
Ниже приведены некоторые консервативные фонологические особенности итальянского по сравнению с распространенными западно-романскими языками (французским, испанским, португальским, галисийским, каталонским ). Некоторые из этих функций присутствуют и в румынском языке.
По сравнению с большинством других романских языков у итальянского есть много противоречивых результатов, где один и тот же основной звук дает разные результаты в разных словах, например, laxāre gt; lasciare и lassare, captiāre gt; cacciare и cazzare, (ex) dēroteolāre gt; sdrucciolare, druzzolare и ruzzolare, rēgīna gt; Регина и Рейна. Хотя во всех этих примерах вторая форма вышла из употребления, считается, что диморфизм отражает период в несколько сотен лет, в течение которого итальянский язык развивался как литературный язык, оторванный от любого коренного населения, с происхождением в 12/13 году. Тосканский век, но с множеством слов, заимствованных из более северных языков, с разными звуковыми последствиями. (Линия Ла Специя – Римини, самая важная изоглосс во всей области романского языка, проходит всего в 30 км или 20 милях к северу от Флоренции.) Двойные результаты латинского / ptk / между гласными, такие как lŏcum gt; luogo, но fŏcum gt; fuoco, когда-то считалось, что это связано с заимствованием северных звонких форм, но теперь обычно рассматривается как результат ранних фонетических вариаций в Тоскане.
Некоторые другие особенности, которые отличают итальянский язык от западно-романских языков:
Стандартный итальянский также в некоторых отношениях отличается от большинства близлежащих итальянских языков:
Итальянская фонотактика обычно не позволяет глаголам и многосложным существительным оканчиваться на согласные, за исключением стихов и песен, поэтому иностранные слова могут иметь дополнительные конечные гласные звуки.
В итальянском языке орфография неглубокая, что означает очень правильное написание с почти однозначным соответствием между буквами и звуками. С лингвистической точки зрения система письма близка к фонематической орфографии. Наиболее важными из немногих исключений являются следующие (подробнее см. Ниже):
Итальянский алфавит обычно состоит из 21 буквы. Буквы j, k, w, x, y традиционно исключаются, хотя они встречаются в таких заимствованных словах, как джинсы, виски, такси, ксенофобо, ксилофоно. Буква ⟨x⟩ стала распространенной в стандартном итальянском языке с префиксом extra-, хотя (e) stra- традиционно используется; также часто используется латинская частица ex (-) для обозначения «бывшего (ly)», например: la mia ex («моя бывшая девушка»), «Ex-Jugoslavia» («бывшая Югославия»). В письме ⟨j⟩ появляется в имени Якопо, а в некоторых итальянских географических названий, таких как Баярдо, Bojano, Джопполо, Jerzu, Езоло, Йези, Аяччо, среди прочего, и в Мар Jonio, альтернативное написание Mar Ионио ( Ионическое море ). Буква ⟨j⟩ может встречаться в диалектных словах, но ее использование не рекомендуется в современном стандартном итальянском языке. Буквы, используемые в иностранных словах, могут быть заменены фонетически эквивалентными итальянскими буквами и диграфами : ⟨gi⟩, ⟨ge⟩ или ⟨i⟩ вместо j⟩; ⟨C⟩ или ch⟩ для k⟩ (в том числе в стандартном префиксе kilo-); ⟨O⟩, ⟨u⟩ или ⟨v⟩ вместо ⟨w⟩; ⟨S⟩, ⟨ss⟩, ⟨z⟩, ⟨zz⟩ или ⟨cs⟩ для ⟨x⟩; и ⟨e⟩ или i⟩ вместо y⟩.
Перед гласной заднего ряда (A, O, U) | Перед гласной переднего ряда (I, E) | |||
---|---|---|---|---|
Взрывной | C | Caramella / karamɛlla / конфеты | CH | китай / ˈkiːna / тушь |
грамм | галло / allo / петух | GH | ghiro / ˈɡiːro / съедобная соня | |
Аффрикат | CI | ciambella / tʃamˈbɛlla / пончик | C | Cina / ˈtʃiːna / Китай |
GI | giallo / ˈdʒallo / желтый | грамм | жиро / ˈdʒiːro / тур, тур |
В итальянском языке есть близнецы, или двойные согласные, которые различаются по длине и интенсивности. Длина характерна для всех согласных, за исключением / ʃ /, / dz /, / ts /, / ʎ /, / ɲ /, которые всегда близнецы, когда между гласными звуками, и / z /, который всегда одинарный. Близнецовые взрывчатые вещества и аффрикаты реализуются как удлиненные замыкания. Близнецы фрикативные, носовые и / l / реализуются как удлиненные продолженные. Есть только одна яркая фонема / r /, но фактическое произношение зависит от контекста и регионального акцента. Обычно согласный звук [ɾ] можно встретить в безударном положении, тогда как [r] чаще встречается в ударных слогах, но могут быть исключения. В особенности люди из северной части Италии ( Парма, Валле-д'Аоста, Южный Тироль ) могут произносить / r / как [ʀ], [ʁ] или [ʋ].
Особый интерес для лингвистического изучения региональных итальянский является GORGIA Toscana, или «Tuscan горло», ослабление или леницией из интервокального / п /, / т / и / к / в тосканском языке.
Звонкий щелевой постальвеолярный / ʒ / присутствует как фонема только в заимствованных: например, гараж [ɡaraːʒ]. Фонетический [ʒ] распространен в Центральной и Южной Италии как интервокальный аллофон от / dʒ /: gente [ˈdʒɛnte] 'люди', но la gente [laˈʒɛnte] 'люди', ragione [raˈʒoːne] 'причина'.
Грамматика итальянского языка типична для грамматики романских языков в целом. Падежи существуют для личных местоимений ( именительный, наклонный, винительный, дательный ), но не для существительных.
В итальянском языке существует два основных класса существительных: род, мужской и женский. Пол может быть естественным ( ragazzo «мальчик», ragazza «девочка») или просто грамматическим без возможной ссылки на биологический род (мужской род costo «стоимость», женский род costa «берег»). Существительные мужского рода обычно оканчиваются на -o ( ragazzo 'мальчик'), во множественном числе с пометкой -i ( ragazzi 'мальчики'), а существительные женского рода обычно оканчиваются на -a, с множественным числом с пометкой -e ( ragazza 'девочка', ragazze ' девушки'). Для группы, состоящей из мальчиков и девочек, ragazzi является множественным числом, предполагая, что -i является общим нейтральным множественным числом. Третья категория существительных не имеет родовой принадлежности и оканчивается на -e в единственном числе и -i во множественном числе: legge 'law, f. sg. ', leggi ' законы, ф. пл. '; река фьюме, м. сг. ', реки фьюми ', м. pl. ', таким образом, назначение пола произвольно с точки зрения формы, достаточно, чтобы термины могли быть идентичными, но для разных полов: тонкое значение «цель», «цель» - мужское, а прекрасное - «конец, окончание» (например, a movie) женского рода, и оба слова fini во множественном числе, явный экземпляр -i как негендерный маркер множественного числа по умолчанию. Эти существительные часто, но не всегда, обозначают неживых. Есть ряд существительных, которые имеют единственное число мужского рода и множественное число женского рода, чаще всего формы m. sg. -о, ф. пл. -a ( miglio 'миля, m. sg.', miglia 'миль, f. pl.'; paio 'пара, m. sg., paia ' пары, f. pl. '), и поэтому иногда считаются средними ( они обычно происходят от существительных латинского среднего рода). Пример среднего рода также существует в местоимениях третьего лица единственного числа.
Примеры:
Определение | Пол | Единственная форма | Множественное число |
---|---|---|---|
Сын | Мужское начало | Фиглио | Фигли |
дом | Женский род | Casa | Случай |
Любовь | Мужское начало | Amore | Амори |
Изобразительное искусство | Женский род | Arte | Арти |
Существительные, прилагательные и артикли склоняются к роду и числу (единственное и множественное число).
Как и в английском языке, нарицательные существительные в начале предложения пишутся с заглавной буквы. В отличие от английского, существительные, относящиеся к языкам (например, итальянскому), носителям языков или жителям местности (например, итальянцам), не пишутся с заглавной буквы.
Есть три типа прилагательных : описательные, неизменяемые и изменяющие форму. Описательные прилагательные являются наиболее распространенными, и их окончания меняются в соответствии с числом и полом изменяемого существительного. Неизменяемые прилагательные - это прилагательные, окончания которых не меняются. Прилагательные, изменяющие форму, «buono (хороший), bello (красивый), grande (большой) и santo (святой)» меняют форму, когда помещаются перед различными типами существительных. В итальянском есть три степени сравнения прилагательных: положительный, сравнительный и превосходный.
Порядок слов во фразе относительно свободный по сравнению с большинством европейских языков. Положение глагола во фразе очень подвижное. Порядок слов в итальянском языке часто имеет меньшую грамматическую функцию, чем в английском. Прилагательные иногда ставятся перед существительным, а иногда и после него. Подлежащие существительные обычно ставятся перед глаголом. Итальянский - это язык с нулевым субъектом, поэтому именительные местоимения обычно отсутствуют, а субъект обозначается глагольными наклонениями (например, amo «я люблю», ama «он любит», amano «они любят»). Существительные объекты обычно идут после глагола, как и объекты местоимений после повелительных глаголов, инфинитивов и герундий, но в остальном объекты местоимений идут перед глаголом.
В итальянском есть как неопределенные, так и определенные артикли. Есть четыре неопределенных артикля, выбранных по роду существительного, которое они изменяют, и по фонологической структуре слова, которое следует сразу за артиклем. Uno - это мужской род единственного числа, используемый перед z ( ts / или / dz /), s + согласный, gn ( / ɲ /) или ps, в то время как un используется мужского рода единственного числа перед словом, начинающимся с любого другого звука. Существительное zio 'дядя' выбирает мужской род единственного числа, таким образом uno zio 'дядя' или uno zio anziano 'старый дядя', но un mio zio 'мой дядя'. Неопределенные артикли женского рода единственного числа - una, используются перед любым согласным звуком, а его сокращенная форма, написанная un ', используется перед гласными: una camicia ' рубашка ', una camicia bianca ' белая рубашка ', un'altra camicia ' другой Рубашка'. Есть семь форм для определенных артиклей, как единственного, так и множественного числа. В единственном числе: lo, что соответствует использованию uno ; il, что соответствует употреблению с согласной un ; la, что соответствует использованию una ; l ', используется как для мужского, так и для женского рода единственного числа перед гласными. Во множественном числе: gli - это множественное число мужского рода от lo и l ' ; i - множественное число от il ; а le - множественное число женского рода la и l '.
Есть множество сокращений из предлогов с последующими статьями. Существует множество продуктивных суффиксов для уменьшительного, увеличивающего, уничижительного, смягчающего и т. Д., Которые также используются для создания неологизмов.
Всего 27 местоимений, сгруппированных по клитическим и тоническим местоимениям. Личные местоимения делятся на три группы: подлежащие, объектные (которые заменяют как прямые, так и косвенные объекты) и возвратные. Субъектные местоимения второго лица имеют как вежливую, так и знакомую форму. Эти два разных типа обращения очень важны для итальянских социальных различий. Все объектные местоимения имеют две формы: ударные и безударные (клитики). Безударные объектные местоимения используются гораздо чаще и стоят перед глаголом ( Lo vedo. Я вижу его.). Ударные объектные местоимения идут после глагола и используются, когда требуется ударение, для контраста или во избежание двусмысленности ( Vedo lui, ma non lei. «Я вижу его, но не ее»). Помимо личных местоимений, в итальянском также есть указательные, вопросительные, притяжательные и относительные местоимения. Есть два типа указательных местоимений: относительно близко (это) и относительно далеко (то). В итальянском языке перед каждым существительным повторяются демонстративные выражения, в отличие от английского.
Есть три правильных набора глагольных спряжений, и различные глаголы спрягаются неправильно. В каждом из этих наборов спряжений есть четыре простых (однословных) глагольных спряжения по лицу / числу в изъявительном наклонении ( настоящее время ; прошедшее время с несовершенным аспектом, прошедшее время с совершенным аспектом и будущее время ), два простых спряжения в сослагательном наклонении (настоящее время и прошедшее время), одно простое спряжение в условном наклонении и одно простое спряжение в повелительном наклонении. В соответствии с каждым из простых спряжений существует сложное спряжение, включающее простое спряжение «быть» или «иметь», за которым следует причастие прошедшего времени. «Иметь» используется для образования сложного спряжения, когда глагол является переходным («Ha detto», «ha fatto»: он / она сказал, он / она сделал / сделал), а «быть» используется в падеж глаголов движения и некоторых других непереходных глаголов («È andato», «è stato»: он ушел, он был). «Быть» может использоваться с переходными глаголами, но в этом случае оно делает глагол пассивным («È detto», «è fatto»: сказано, сделано / сделано). Это правило не является абсолютным, и существуют исключения.
Примечание: форма множественного числа глаголов также может использоваться как чрезвычайно формальная (например, для знатных людей в монархиях ) форма единственного числа (см. Royal we ).
Английский ( Inglese) | Итальянский ( italiano) | Произношение |
---|---|---|
да | Sì | ( слушай ) / ˈsi / |
Нет | Нет | ( слушай ) / ˈnɔ / |
Конечно! | Черто! / Certamente! / Naturalmente! | / ˈTʃɛrto / / ˌtʃertaˈmente / / naturalˈmente / |
Привет! | Чао ! (неофициально) / Salve! (неформальный) | / ˈTʃao / |
Ваше здоровье! | Салют! | /салют/ |
Как дела? | Приходи, останься? (неофициально) / Come sta? (формально) / Приходите состояние? (множественное число) / Come va? (общий, неформальный) | / ˌKomeˈstai / ; / ˌKomeˈsta / / ˌkome ˈstate / / ˌkome va / |
Доброе утро! | Buongiorno! (= Добрый день!) | / ˌBwɔnˈdʒorno / |
Добрый вечер! | Буонасера! | / ˌBwɔnaˈsera / |
Спокойной ночи! | Буонанотте! (для хорошего ночного сна) / Buona serata! (для спокойной ночи бодрствования) | / ˌBwɔnaˈnɔtte / / ˌbwɔna seˈrata / |
Хорошего дня! | Buona giornata! (формальный) | / ˌBwɔna dʒorˈnata / |
Приятного аппетита! | Приятного аппетита! | / ˌBwɔn‿appeˈtito / |
Прощай! | Arrivederci (общий) / ArrivederLa (формальный) / Ciao! (неофициальный) | ( слушать ) / прибытьˈdertʃi / |
Удачи! | Buona fortuna! (Общее) | / ˌBwɔna forˈtuna / |
Я люблю вас | Ti amo (только между любовниками) / Ti voglio bene (в смысле «я люблю тебя», между любовниками, друзьями, родственниками и т. Д.) | / ти aːmo / ; / ti ˌvɔʎʎo ˈbɛne / |
Добро пожаловать в...] | Benvenuto / -i (для мужчин / мужчин или смешанный) / Benvenuta / -e (для женщин / женщин) [ a / in... ] | / benvenuto / / benveˈnuti / / benveˈnuta / / benveˈnute / |
Пожалуйста | Per favore / Per piacere / Per cortesia | ( слушайте ) / per faˈvore / / per pjaˈtʃere / / per korteˈzia / |
Спасибо! | Grazie! (общее) / Ti ringrazio! (неофициально) / La ringrazio! (официально) / Vi ringrazio! (множественное число) | / ˈꞬrattsje / / ti rinˈɡrattsjo / |
Добро пожаловать! | Прего! | / ˈPrɛɡo / |
Простите / мне очень жаль | Mi dispiace (только «Мне очень жаль») / Scusa (mi) (неофициальный) / Mi scusi (формальный) / Scusatemi (множественное число) / Sono desolato («Мне очень жаль», если мужчина) / Sono desolata («Мне очень жаль. ", если женский) | / ˈSkuzi / ; / ˈSkuza / ; / mi disˈpjatʃe / |
Кто? | Чи? | / ки / |
Какие? | Че коза? / Cosa? / Че? | / kekˈkɔza / или / kekˈkɔsa / / ˈkɔza / или / kɔsa / / ˈke / |
Когда? | Quando? | / ˈKwando / |
Где? | Голубь? | / ˈDove / |
Как? | Прийти? | / ˈKome / |
Почему потому что | Perché | / perˈke / |
Опять таки | Di Nuovo / Ancora | / di ˈnwɔvo / ; / anˈkora / |
Сколько? / Как много? | Quanto? / Quanta? / Quanti? / Quante? | / ˈKwanto / |
Как вас зовут? | Приходите ти Чиами? (неофициально) / Qual è il suo nome? (официально) / Come si chiama? (формальный) | / ˌKome tiˈkjami / / kwal ˈɛ il ˌsu.o ˈnome / |
Меня зовут... | Mi chiamo... | / mi kjamo / |
Это... | Questo è... (мужской) / Questa è... (женский) | / ˌKwesto ˈɛ / / ˌkwesta ˈɛ / |
Да, я понимаю. | Sì, capisco. / Ho capito. | / si kaˈpisko / / ɔkkaˈpito / |
Я не понимаю. | Non capisco. / Non ho capito. | ( слушайте ) / non kaˈpisko / / nonˌɔkkaˈpito / |
Вы говорите по-английски? | Parli inglese? (неофициально) / Parla inglese? (официальный) / Parlate inglese? (множественное число) | ( слушать ) / parˌlate inˈɡleːse / ( слушать ) / ˌparla inˈɡleːse / |
Я не понимаю по-итальянски. | Non capisco l'italiano. | / non kaˌpisko litaˈljano / |
Помоги мне! | Аютами! (неофициально) / Mi aiuti! (официально) / Аютатеми! (множественное число) / Aiuto! (Общее) | / aˈjutami / / ajuˈtatemi / / aˈjuto / |
Вы правы / неправы! | (Tu) hai ragione / torto! (неофициально) / (Лей) ha ragione / torto! (официально) / (Voi) avete ragione / torto! (множественное число) | |
Который сейчас час? | Che ora è? / Che ore sono? | / ke ˌora ˈɛ / / ke ˌore ˈsono / |
Где здесь ванная комната? | Dov'è il bagno? | ( слушай ) / doˌvɛ il ˈbaɲɲo / |
Сколько это стоит? | Quanto costa? | / ˌKwanto ˈkɔsta / |
Счет, пожалуйста. | Il conto, per favore. | / il ˌkonto per faˈvore / |
Изучение итальянского обостряет ум. | Lo studio dell'italiano aguzza l'ingegno. | / loˈstudjo dellitaˈljano aˈɡuttsa linˈdʒeɲɲo / |
Откуда ты? | Di dove sei? (общий, неофициальный) / Di dove è? (формальный) | / ди голубь ssˈɛi / / ди голубь ˈɛ / |
Мне нравится | Mi piace (для одного объекта) / Mi piacciono (для нескольких объектов) | / mi pjatʃe / / mi pjattʃono / |
английский | Итальянский | IPA |
---|---|---|
какой (прил. | че | / ke / |
что (автономный) | Cosa | / ˈKɔza /, / ˈkɔsa / |
кто | чи | / ки / |
как | прийти | / ˈKome / |
куда | голубь | / ˈDove / |
почему потому что | перше | / perˈke / |
который | Quale | / ˈKwale / |
когда | Quando | / ˈKwando / |
Сколько | Quanto | / ˈKwanto / |
английский | Итальянский | IPA |
---|---|---|
Cегодня | Огги | / ˈƆddʒi / |
вчера | Иери | / ˈJɛri / |
завтра | домани | / doˈmani / |
второй | второй | / seˈkondo / |
минута | Minuto | / miˈnuto / |
час | ора | / ˈOra / |
день | Джорно | / ˈDʒorno / |
неделя | Сеттимана | / settiˈmana / |
месяц | мезе | / ˈMeze /, / ˈmese / |
год | анно | / ˈAnno / |
|
|
|
английский | Итальянский | IPA |
---|---|---|
сто | Cento | / ˈTʃɛnto / |
одна тысяча | mille | / ˈMille / |
две тысячи | Duemila | / ˌDueˈmila / |
две тысячи (и) двадцать (2020) | Duemilaventi | / dueˌmilaˈventi / |
один миллион | un milione | / miˈljone / |
один миллиард | un Miliardo | / miˈljardo / |
английский | Итальянский | IPA |
---|---|---|
понедельник | lunedì | / luneˈdi / |
вторник | Martedì | / martedi / |
среда | mercoledì | / ˌMɛrkoleˈdi /, / ˌmer- / |
четверг | Giovedì | / dʒoveˈdi / |
Пятница | Venerdì | / venerˈdi / |
Суббота | сабато | / ˈSabato / |
Воскресенье | Доменика | / doˈmenika / |
английский | Итальянский | IPA |
---|---|---|
Январь | Gennaio | / dʒenˈnajo / |
Февраль | febbraio | / febˈbrajo / |
Март | марзо | / ˈMartso / |
апрель | Април | / aˈprile / |
Может | Maggio | / ˈMaddʒo / |
июнь | Джуньо | / ˈDʒuɲɲo / |
июль | Луглио | / ˈLuʎʎo / |
август | назад | / aˈɡosto / |
сентябрь | Settembre | / setˈtɛmbre / |
Октябрь | Оттобре | / otˈtobre / |
Ноябрь | novembre | / noˈvɛmbre / |
Декабрь | Dicembre | / diˈtʃɛmbre / |