Интонация (лингвистика)

редактировать
Подчеркивание или удаление слов, часто для выделения акцента
Глобальный подъем. Глобальное падение
↗︎◌
↘︎◌
IPA Number 510. 511
Кодировка
Entity (десятичный)↗ ↘
Unicode (шестнадцатеричный)U + 2197 U + 2198

В лингвистике, интонация - это вариация разговорной высоты звука при использовании, а не для выделения слов как семем (концепция, известная как тон ), но, скорее, для ряда других функций, таких как указание отношения и эмоций говорящего, указание разницы между утверждениями и вопросами, а также между разными типами вопросы, акцентирующие внимание на важных элементах устного сообщения, а также помогающие регулировать разговорное взаимодействие. (Термин "тон" используется некоторыми британскими авторами в своих описаниях интонации, но для обозначения движения высоты тона, обнаруживаемого в ядре или тоническом слоге в единице интонации.)

Хотя интонация - это в первую очередь вопрос изменения высоты тона, важно знать, что функции, приписываемые интонации, такие как выражение отношений и эмоций или выделение аспектов грамматической структуры, почти всегда включают сопутствующие вариации в других просодических характеристиках. Дэвид Кристал, например, говорит, что «интонация - это не единая система контуров и уровней, а продукт взаимодействия функций из разных просодических систем - тона, диапазона высоты тона, громкости, ритмичности и темпа в частности».

Содержание

  • 1 Транскрипция
  • 2 Функции
  • 3 Английский язык
    • 3.1 Британский анализ
    • 3.2 Американские подходы
    • 3.3 Система ToBI
  • 4 Французский
    • 4.1 Шаблон продолжения
    • 4.2 Окончательность шаблон
    • 4.3 Да / нет шаблон
    • 4.4 Информационный вопрос шаблон
  • 5 Китайский язык
  • 6 Пенджаби
  • 7 Сравнительные исследования
  • 8 Заболевания
  • 9 См. также
  • 10 Ссылки
  • 11 Библиография
  • 12 Внешние ссылки

Транскрипция

Большинство соглашений о транскрипции были разработаны для описания одного конкретного акцента или языка, и поэтому конкретные соглашения необходимо объяснять в контексте того, что происходит. описано. Однако для общих целей Международный фонетический алфавит предлагает два знака интонации, указанные в рамке в начале этой статьи. Глобальные восходящие и нисходящие интонации отмечены диагональной стрелкой, поднимающейся слева направо [] и опускающейся слева направо [↘︎], соответственно. Они могут быть записаны как часть слога или разделены пробелом, если они имеют более широкий охват:

Он нашел это на улице?
[hiː ˈfaʊnd ɪt | ɒn ðə ↗︎ˈˈstɹiːt ‖]

Здесь возрастающая высота звука на улице указывает на то, что вопрос зависит от этого слова, от того, где он его нашел, а не от того, нашел ли он его.

Да, он нашел его на улице.
[↘︎ˈjɛs ‖ hi ˈfaʊnd ɪt | ɒn ðə ↘︎ˈstɹiːt ‖]
Как тебе удалось сбежать?
[↗︎ˈˈhaʊ dɪdjuː | ˈƐvɚ | ə↘︎ˈˈskeɪp ‖]

Здесь, как это часто бывает с wh- вопросами, интонация вопросительного слова повышается, а в конце вопроса - нисходящая.

Во многих описаниях английского языка выделяются следующие образцы интонации:

  • Повышение интонации означает, что высота голоса повышается со временем.
  • Понижение интонации означает, что высота звука падает со временем.
  • Интонация с понижением или понижением-нарастанием падает, а затем повышается.
  • Интонация с пиковым или повышением-понижением повышается, а затем понижается.

. Также принято отслеживать высоту тона фразы с помощью строчку над фразой, рядом с фразой или даже через фразу (зачеркивание). Такое использование не поддерживается Unicode с 2015 года, но символы уже представлены. В следующем примере требуется шрифт SIL, например Gentium Plus, либо в качестве шрифта браузера по умолчанию, либо в качестве определяемого пользователем шрифта для текста IPA, для чего см. Шаблон: IPA #Usage.

[ ]
[mɑmɑtʰədaⁱəzsatʰədaⁱjɛs]

Функции

Все вокальные языки используют высоту звука в интонации прагматично - например, для акцента, для выражения удивления или иронии, или для постановки вопроса. Тональные языки, такие как китайский и хауса, используют интонацию в дополнение к использованию высоты звука для различения слов. Многие писатели пытались составить список различных функций интонации. Возможно, самым длинным из них был У.Р.Ли, предложивший десять. Дж. К. Уэллс и Э. Купер-Кюлен выдвинули шесть функций. Список Уэллса приведен ниже; примеры не принадлежат ему:

  • функция отношения (для выражения эмоций и отношений)
пример: падение с большой высоты на слог «мор» в слове «доброе утро» предполагает большее возбуждение, чем падение с низкой высоты
  • грамматическая функция (для определения грамматической структуры)
пример: утверждается, что в английском языке движение с понижением высоты тона связано с утверждениями, но повышение высоты тона превращает утверждение в вопрос «да – нет», например, Он идет ↗ домой ?. Такое использование интонации более типично для американского английского, чем для британского.
  • фокусировка (чтобы показать, какая информация в высказывании является новой, а что уже известно)
пример: на английском я увидел ↘ человека в саду отвечает "Кого ты видел?" или «Что случилось?», в то время как я ↘ видел, мужчина в саду отвечал: «Вы слышали человека в саду?»
  • функция дискурса (чтобы показать, как предложения и предложения сочетаются в устной речи discourse)
пример: придаточные предложения часто имеют более низкий тон, более быстрый темп и более узкий диапазон высоты звука, чем их основное предложение, как в случае материала в круглых скобках в «Красная планета (как она известна) является четвертой от солнца»
  • психологическая функция (организация речи в части, которые легко воспринимать, запоминать и выполнять)
пример: высказывание «Вы можете иметь его в красном, синем, зеленом, желтом или черном цветах» труднее понять и запомнить, чем то же высказывание, разделенное на единицы тона, как в фразе «Вы можете использовать его в ↗red | ↗blue | ↗green | ↗yellow | или black»
  • индексная функция (действовать как маркер личной или социальной идентичности)
пример: членство в группе может быть обозначено использованием интонационных паттернов, принятых специально для этой группы, например уличные торговцы или проповедники. Так называемый высоко восходящий терминал, где утверждение заканчивается движением с повышенным тоном, считается типичным для молодых носителей английского языка и, возможно, более широко встречается среди молодых говорящих на женском языке.

Неизвестно, применим ли такой список к другим языкам без изменений.

Английский

Описание английской интонации развивалось по разным направлениям в США и Великобритании.

Британский анализ

Британские описания английской интонации можно проследить до 16 века. В начале 20-го века доминирующий подход к описанию английской и французской интонаций был основан на небольшом количестве базовых «мелодий», связанных с интонационными единицами: в типичном описании мелодия 1 падает с последним падением, а мелодия 2 имеет финальный подъем. Фонетики, такие как Х. Э. Палмер, разбили интонацию таких единиц на более мелкие компоненты, наиболее важным из которых было ядро, которое соответствует главному ударному слогу интонационной единицы, обычно в последнем лексическом слове интонационной единицы. Каждое ядро ​​несет один из небольшого числа ядерных тонов, обычно включая падение, подъем, падение-подъем, подъем-падение и, возможно, другие. Ядру может предшествовать голова, содержащая ударные слоги, предшествующие ядру, и хвост, состоящий из слогов, следующих за ядром в пределах тональной единицы. Безударные слоги, предшествующие главе (если есть) или ядру (если нет головы), составляют предголову. Этот подход был развит Халлидеем, О'Коннором и Арнольдом, хотя терминология сильно различалась. Эта «стандартная британская» трактовка интонации в ее современной форме подробно объясняется Уэллсом, а в упрощенной версии - Роучем. Холлидей видел, что функции интонации зависят от выбора трех основных переменных: тональность (разделение речи на интонационные единицы), тоничность (размещение тонического слога или ядра) и тон (выбор ядерного тона); эти термины (иногда называемые «три Т») стали использоваться в последнее время.

Исследования Crystal подчеркнули важность обобщения интонаций, основанных на аутентичной, незаписанной речи, и роли, которую играют просодические особенности такие как темп, диапазон высоты тона, громкость и ритмичность в коммуникативных функциях, обычно приписываемых интонации.

Транскрипция интонации в таких подходах обычно включается в строку текста. Типичный пример:

Мы посмотрели на небо | и увидел ↘ облака

В этом примере | Знак указывает на разделение интонационных единиц.

Важным достижением в британских исследованиях интонации стала интонация дискурса, ответвление анализа дискурса, впервые предложенного Дэвидом Бразилом. Этот подход делает большой упор на коммуникативное и информационное использование интонации, указывая на ее использование для различения между представлением новой информации и ссылкой на старую, совместно используемую информацию, а также для обозначения относительного статуса участников беседы (например, учитель-ученик, или врач-пациент) и помогает регулировать разговорную очередность. Описание интонации в этом подходе во многом обязано Хэллидею. Интонация анализируется исключительно с точки зрения движений высоты звука и «тональности» и мало ссылается на другие просодические особенности, которые, как обычно считается, играют роль в разговоре.

Американские подходы

Доминирующая структура, используемая для американского английского с 1940-х по 1990-е годы, была основана на идее фонем основного тона или тонов. В работах Трэджера и Смита существует четыре контрастных уровня высоты звука: низкий (1), средний (2), высокий (3) и очень высокий (4). (К сожалению, в важной работе Кеннета Пайка по той же теме четыре уровня звука были обозначены противоположным образом: (1) высокий и (4) низкий). В своей окончательной форме система Трэджера и Смита была очень сложной, каждая фонема основного тона имела четыре аллофона (или аллотона); был также Терминальный контур, завершающий интонационное предложение, а также четыре ударных фонемы. Ниже приведены некоторые обобщения, использующие этот формализм. Американский лингвист Дуайт Болинджер провел долгую кампанию, чтобы доказать, что контуры высоты тона были более важны при изучении интонации, чем отдельные уровни высоты звука.

  • Нормальный разговор обычно ведется на среднем или высоком уровне; низкий тон встречается в конце высказываний, кроме вопросов типа да-нет, а высокий - в конце вопросов типа да-нет. Очень высокий тон означает сильные эмоции или акцент. Высота звука может указывать на отношение: например, слово «Великое», произнесенное изолированно, может указывать на слабую эмоцию (со средней, начинающейся с низкого тона), энтузиазмом (с высоким тоном, начинающимся с низкого) или сарказмом (с тоном, начинающимся и оставаясь низким).
  • Декларативные предложения показывают шаблон высоты тона 2–3–1. Если последний слог выделяется, окончательное снижение высоты тона - это скольжение. Например, в This is fun, это на уровне 2, а веселье начинается на уровне 3 и плавно переходит на уровень 1. Но если последний выдающийся слог не является последним слогом высказывания, снижение высоты звука - ступенька. Например, в That может быть frus trating, у That может быть высота тона 2, у frus- уровень 3, и оба слога -trating имеют высоту тона 1. Wh- вопросы работают так же, как и в «Кто (2) будет (2) поможет (3↘1)?» и Кто (2) сделал (3) это (1) ?. Но если что-то остается недосказанным, последний уровень высоты тона 1 заменяется высотой тона 2. Таким образом, в (2) болен (3↘2) Джона..., когда говорящий указывает, что впереди еще что-то, у Джона есть высота тона 2, в то время как больной начинается с высоты 3 и снижается только до высоты 2.
  • Да – нет вопросов с интонацией 2 × 3 обычно имеют инверсию подлежащего и глагола, как в случае Have (2) вы (2) получили (2) (2) минуту (3, 3)? (Здесь контур 2↗4 покажет больше эмоций, а контур 1↗2 покажет неопределенность.) Другой пример - Имеет ли (2) (2) плоскость (3) уже слева (3) ( 3, 3, 3)?, Который, в зависимости от слова, которое нужно выделить, может сдвинуть место подъема, как в Has (2) плоскость (2) (2) left (3) уже (3, 3, 3)? или (2) (2) плоскость (2) слева (2) al считала y (2, 3, 3)? И, например, последний вопрос также может быть сформулирован без инверсии подлежащего и глагола, но с тем же контуром высоты тона: (2) плоскость (2) имеет (2) слева (2) al читается как y (2, 3, 3)?
  • Пометьте вопросы с декларативным намерением в конце декларативного утверждения, следуя контуру 3↘1, а не восходящему контуру, поскольку они на самом деле не предназначены для вопросов типа да – нет, как в We (2) следует ли (2) посетить (3, 1) его (1), следует не (3, 1) мы (1)? Но вопросы-теги, демонстрирующие неопределенность, которые носят вопросительный характер, имеют обычный контур 2↗3, как в We (2) should (2) visit (3, 1) him (1), should n't (3, 3) we (3)?
  • Вопросы с или могут быть неоднозначными в английском письме относительно того, являются ли они вопросами либо-или вопросами или вопросами типа да-нет. Но интонация речи устраняет двусмысленность. Например, (2) вы (2) хотите (2) сок (3) или (2) газировку (3, 1)? подчеркивает сок и газировку по отдельности и в равной степени, и заканчивается уменьшением высоты тона, тем самым указывая на то, что это не вопрос типа «да-нет», а вопрос выбора, эквивалентный тому, что вы хотите: сок или газировку? Напротив, (2) вы (2) хотели бы (2) сок (3) или (3) газировку (3, 3)? имеет интонацию да – нет и, таким образом, эквивалентен запросу «Не хотите ли вы чего-нибудь выпить (например, сок или газировку)?»

Таким образом, два основных контура высоты тона предложения - восходящий-падающий и повышающийся. Тем не менее, другие подъемы и спады внутри предложения являются результатом выделения ударных слогов определенных слов.

Для декларативов или белых вопросов с окончательным снижением, снижение определяется как снижение до слога после последнего слога с сильным ударением или как снижение самого последнего слога, если он заметно подчеркнуто. Но для окончательного повышающегося тона в вопросах «да – нет» повышение всегда происходит как шаг вверх к последнему ударному слогу, а высокий (3) тон сохраняется в остальной части предложения.

Система ToBI

Более свежий подход к анализу интонации вырос из исследований Джанет Пьерумберт и превратился в систему, наиболее широко известную под названием ToBI (сокращение от «Tones and Break Indices»). Такой подход иногда называют автосегментным. Наиболее важными моментами этой системы являются следующие:

  • Распознаются только два тона, связанные с акцентами высоты тона, это H (высокий) и L (низкий); все остальные тональные контуры состоят из комбинаций H, L и некоторых других модифицирующих элементов.
  • В дополнение к двум упомянутым выше тонам фонологическая система включает «индексы разрыва», используемые для обозначения границ между просодическими элементами. Разрывы могут быть разных уровней.
  • Тоны связаны с ударными слогами: звездочка используется для обозначения тона, который должен быть совмещен с ударным слогом.
  • Кроме того, есть фразовые ударения которые сигнализируют высоту звука в конце промежуточной фразы (например, H и L) и граничные тоны на границах полной фразы (например, H% и L%).
  • Полная транскрипция ToBI включает не только указанные выше фонологические элементы, но и акустический сигнал, на котором основана транскрипция. Система ToBI предназначена для использования в компьютерной транскрипции.

Упрощенный пример транскрипции ToBI приведен ниже. В этом примере две фразы «мы смотрели на небо» и «и видели облака» объединены в одну более крупную интонационную фразу; есть подъем на «небо» и падение на «облака»:

L * L * HH * H * LL%
мы посмотрели на небо и увидели облака

Из-за его Простота по сравнению с предыдущими анализами, система ToBI оказала большое влияние и была адаптирована для описания нескольких других языков.

Французский

Французский интонация существенно отличается от английской. Есть четыре основных шаблона.

  • Шаблон продолжения - это повышение высоты тона, происходящее в последнем слоге ритмической группы (обычно в фразе).
  • Шаблон окончательности - это резкое снижение высоты тона, происходящее в последнем слоге декларативного утверждения.
  • Интонация «да / нет» - это резкое повышение высоты тона, происходящее в последнем слоге вопроса «да / нет».
  • Интонация информационного вопроса - это быстрое падение с высокой высоты звука на первое слово не-да / нет вопроса, часто сопровождаемое небольшим повышением высоты тона в последнем слоге вопроса.

Шаблон продолжения

Наиболее отличительной чертой французской интонации является образец продолжения. Хотя во многих языках, таких как английский и испанский, ударение ставится на определенный слог каждого слова, и хотя многие носители языков, таких как английский, могут сопровождать это ударение возрастающей интонацией, Во французском нет ни ударения, ни отличительной интонации на данном слоге. Вместо этого в последнем слоге каждой «ритм-группы», кроме последнего в предложении, помещается повышающаяся высота звука. Например (как и раньше, стрелки ↘ и ↗ изменения высоты звука применяются к слогу, следующему за стрелкой):

  • Hier ↗soir, il m'a off↗ert une ciga↘rette. (Английский эквивалент будет: «В последний вечер он предложил мне cigarette (BrE) / ↘cigarette (AmE)».
  • Le lendemain maètin, après uneir changé le pansement du ma↗lade, l'infir↗mier est ren↗tré chez ↘lui.

Прилагательные находятся в той же ритмической группе, что и их существительное. Каждый элемент в списке образует свою собственную ритмическую группу:

  • Chez le frui↗tier on Trouve des ↗pommes, des o↗ranges, des bananes, des ↗fraises et des abri↘cots.

Боковые комментарии, вставленные в середину предложения, образуют собственную ритмическую группу:

  • La grande ↗guerre, si j 'ai une bonne mé↗moire, a duré quatre ↘ans.

Шаблон окончательности

Как видно из приведенных выше примеров, в последнем слоге декларативного утверждения происходит резкое падение высоты звука.. Предыдущие слоги финальной ритм-группы имеют относительно высокую высоту тона.

Шаблон «да / нет»

Чаще всего в неформальной речи вопрос «да / нет» обозначается резко повышающейся высотой тона. в одиночку, без каких-либо изменений или перестановок слов. пример

  • Il est ↗riche?

Форма, встречающаяся как в устном, так и в письменном французском, - это конструкция Est-ce que... ("Это то..."), в которой устный вопрос может заканчиваться на либо с повышением, либо с понижением:

  • Est-ce qu'il est riche? ИЛИ Est-ce qu'il est ↘riche?

Самая формальная форма ответа «да / нет», которая также встречается как в устной, так и в письменной французской речи, меняет порядок подлежащего и глагола. Здесь тоже вопрос может заканчиваться либо повышением, либо понижением тона:

  • Est-il riche? ИЛИ Est-il ↘riche?

Иногда вопросы типа «да / нет» начинаются с тематической фразы, указывающей на фокус высказывания. Затем начальная тематическая фраза следует интонационной схеме повествовательного предложения, а остальная часть вопроса следует обычной схеме вопросов «да / нет»:

  • Et cette pho↘to, tu l'as ↗prise?......

Образец информационного вопроса

Информационные вопросы начинаются с вопросительного слова, такого как qui, pourquoi, combien и т. Д., Которые в лингвистике называются вопросительные. После вопросительного слова во французском языке может следовать est-ce que (как в английском «(где) is it that...») или est-ce qui, или инверсия порядка подлежащего-глагола (как в «куда идет он?"). Предложение начинается с относительно высокого тона, который быстро спадает после вопросительного слова или его первого слога в случае многосложного вопросительного слова. В последнем слоге вопроса может быть небольшое увеличение высоты звука. Например:

  • ↗Où ↘part-il? ИЛИ Où ↘part-↗il?
  • ↗Où ↘est-ce qu'il part? ИЛИ Où ↘est-ce qu'il ↗part? ИЛИ Où ↗est-ce qu'il ↗part?
  • ↗Com↘bien ça vaut? ИЛИ ↗Com↘bien ça ↗vaut?

В обоих случаях вопрос и начинается, и заканчивается более высокой тональностью, чем декларативное предложение.

В неформальной речи вопросительное слово иногда ставится в конце предложения. В этом случае вопрос заканчивается на высокой тональности, часто с небольшим подъемом на высокий последний слог. Вопрос может также начинаться с несколько более высокого тона:

  • Il part ↗où? ИЛИ ↗Il ↘part ↗où?

мандаринский китайский

мандаринский китайский - это тональный язык, поэтому контуры высоты тона внутри слова позволяют отличить слово от других слов с такими же гласными и согласными. Тем не менее, мандаринский язык также имеет интонационные образцы, которые указывают на характер предложения в целом.

Существует четыре основных типа предложений с отличительной интонацией: повествовательные предложения, немаркированные вопросительные вопросы, вопросы типа «да – нет», отмеченные как таковые заключительной частицей ma, и вопросы типа «А-не-А» формы «Он идет, не идет» (что означает «Идет он или нет?»). В пекинском диалекте они интонационно различаются для среднего говорящего следующим образом с использованием шкалы высоты тона от 1 (самый низкий) до 9 (самый высокий):

Таким образом, вопросы начинаются с более высокого тона, чем повествовательные предложения; высота звука повышается, а затем понижается во всех предложениях; а в вопросах «да-нет» и немаркированных вопросах высота тона повышается в конце предложения, в то время как для повествовательных предложений и вопросов типа «А-не-А» предложение заканчивается на очень низкой высоте.

Поскольку китайский язык различает слова на основе внутрислоговых тонов, эти тона создают колебания высоты тона вокруг схем предложений, указанных выше. Таким образом, паттерны предложений можно рассматривать как полосы, высота тона которых изменяется в течение предложения, а изменения высоты слога вызывают колебания внутри полосы.

Кроме того, на детали интонации мандаринского языка влияют различные факторы, такие как тон последнего слога, наличие или отсутствие фокуса (сосредоточение внимания) на последнем слове и диалект говорящего.

Пенджаби

Интонация на пенджаби всегда была областью дискуссий и экспериментов. Существуют различные исследования [Гилл и Глисон (1969), Малик (1995), Калра (1982), Бхатиа (1993), Джоши (1972 и 1989)], которые объясняют интонацию на пенджаби в соответствии с их соответствующими теориями и моделями.

Чандер Шекхар Сингх представил описание экспериментальной фонетики и фонологии пенджабской интонации, основанное на предложениях, читаемых изолированно. Его исследовательский план основан на классификации двух различных уровней интонации (горизонтальный уровень и вертикальный уровень). Первый эксперимент (на горизонтальном уровне) проводится для исследования трех типов высказываний: декларативного, повелительного и вопросительного. В его втором эксперименте исследование предложений проводится для просмотра интонации, но в вертикальном смысле. «Вертикаль» здесь означает сравнительный анализ интонаций трех типов предложений с сохранением постоянной ядерной интонации.

Эксперимент показывает некоторые чрезвычайно важные результаты. Вертикальный уровень демонстрирует четыре различных типа акцентирования на пенджаби:

  1. Нормальное высказывание
  2. Простое эмфатическое выражение
  3. Подтверждение
  4. Информационное
  5. Сомнительное / Восклицательное

Второй эксперимент показывает значительную разницу между горизонтальным и вертикальным уровнями.

Сравнительные исследования

Круттенден указывает на крайнюю сложность проведения значимых сравнений между системами интонации разных языков, трудность усугубляется отсутствием согласованной описательной структуры.

Утверждается, что в конце вопросов на некоторых языках, в том числе гавайский, фиджийский, используется нисходящая интонация., и самоанский и в гренландский. Он также используется в гавайском креольском английском, предположительно происходящем от гавайского. Повышения часто встречаются по заявлениям в городах Белфаст ; падает на большинство вопросов и считается типичным для городской речи Лидса.

Проект, финансируемый ESRC (Э. Грабе, Б. Пост и Ф. Нолан) для изучения интонации девяти городских акцентов британского английского языка в пяти различных стилях речи в результате был создан корпус IViE и специально созданная система транскрипции. Корпус и систему обозначений можно скачать с сайта проекта. После этой работы следует документ, объясняющий, что диалекты британского и ирландского английского существенно различаются.

Результатом стал проект по объединению описаний интонации двадцати разных языков, в идеале с использованием единой описательной структуры (INTSINT). в книге, опубликованной в 1998 г. Д. Херстом и А. Ди Кристо. Описанные языки: американский английский, британский английский, немецкий, голландский, шведский, датский, испанский, европейский португальский, бразильский португальский, французский, итальянский, румынский, русский, болгарский, греческий, финский, венгерский, западный арабский (марокканский), японский, Тайский, вьетнамский и пекинский китайский. Ряд авторов не использовали систему INTSINT, но предпочли использовать свою собственную систему.

Нарушения

Люди с врожденной амусией демонстрируют нарушение способности различать, идентифицировать и имитировать интонацию последних слов в предложениях.

См. Также

Список литературы

Библиография

Последняя правка сделана 2021-05-24 05:27:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте