Иоганн Тецель

редактировать
Немецкий доминиканский монах и продавец индульгенций

Иоганн Тецель. OP
Johann-tetzel-1.jpg
Родилсяок. 1465. Пирна, Электорат Саксонии
Умер11 августа 1519 г. (1519-08-11) (53–54 лет). Лейпциг, электорат Саксонии
НациональностьНемец
Род занятийДоминиканец проповедник
ИзвестенПродажа индульгенций

Иоганн Тецель OP (ок. 1465 г.) - 11 августа 1519 г.) был Священной Римской Империей доминиканцем монахом и проповедником. Он был назначен инквизитором для Польши и Саксонии, позже стал Великим комиссаром по индульгенциям в Германии. Тецель был известен тем, что предоставлял индульгенции от имени Римско-католической церкви в обмен на деньги, которые, как утверждается, позволяют освободить временное наказание за грех, виновность которого была прощено, позиция, которую серьезно оспаривает Мартин Лютер. Это отчасти способствовало Реформации. В основном индульгенции, проданные Иоганном Тецелем, были направлены на финансирование строительства базилики Святого Петра.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Доктринальные позиции
  • 3 Впечатление Лютера
  • 4 В популярной культуре
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Цитирования
    • 5.2 Библиография
  • 6 Дополнительная литература

Жизнь

Тецель родился в Пирне, Саксония, изучал богословие и философию в Лейпцигский университет. Он вступил в доминиканский орден в 1489 году, добился определенных успехов в качестве проповедника и в 1502 году был уполномочен кардиналом Джованни Медичи, позднее папой Львом X, проповедовать юбилейное снисхождение. что он делал на протяжении всей своей жизни. В 1509 году он был назначен инквизитором Польши, а в январе 1517 года - уполномоченным по индульгенциям архиепископа Альбрехта фон Бранденбурга в епархиях Магдебург и Хальберштадт.

Он получил степень лиценциата священного богословия в Университете Франкфурта-на-Одере в 1517 году, а затем доктора священного богословия в 1518 году, защищая в двух диспутах доктрину индульгенций против Мартина Лютера. Обвинение в том, что он продал полное прощение за еще не совершенные грехи, вызвало большой скандал. Считалось, что все деньги, которые Тецель собрал, были направлены на текущую реконструкцию Св. Петра, хотя половина денег пошла архиепископу Майнца, кардиналу Альберту Бранденбургскому (под чьим руководством действовал Тецель), чтобы выплатить долги, понесенные при обеспечении Назначение Альберта на архиепископство. Лютер начал открыто проповедовать против него и был вдохновлен на написание своих знаменитых девяноста пяти тезисов отчасти благодаря действиям Тецеля, в которых он заявляет:

27. Они проповедуют только человеческие доктрины, согласно которым, как только деньги звенят в денежный ящик, душа вылетает из чистилища.. 28. Несомненно, когда деньги звенят в денежном сундуке, алчность и алчность могут возрасти; но когда церковь ходатайствует, результат находится в руках одного Бога.

Тецель также был осужден (хотя позже и помилован) за безнравственность. Когда он обнаружил, что Карл фон Мильтиц обвинил его в многочисленных мошенничествах и хищениях, он удалился, сломленный духом, разбитый здоровьем, в доминиканский монастырь в Лейпциге. Позднее Мильтиц был дискредитирован до такой степени, что его утверждения не имеют исторического значения.

Тецель умер в Лейпциге в 1519 году. К моменту смерти Тецель приобрел дурную славу, и публика избегала его.

Когда Лютер услышал, что Тецель смертельно болен и находится на смертном одре, он написал ему, чтобы утешить его и попросил его «не беспокоиться, потому что дело началось не из-за него, но у ребенка было совсем другое. отец." После его смерти он был похоронен с почетом и погребен перед главным алтарем Доминиканской церкви в Лейпциге.

Доктринальные положения

сундук Тецеля, выставленный в Св. Николая в Ютербоге

Тецель преувеличивал католическую доктрину в отношении индульгенций умершим. Он стал известен благодаря приписываемому ему двустишию:

Как только золото в гробу перстнеет. Спасенная душа к небесам исходит

Это часто цитируемое высказывание никоим образом не соответствует официальному католическому учению о индульгенции, а скорее отражение способности Тецеля преувеличивать. Тем не менее, если Тецель преувеличивал значение индульгенций для умерших, его учение о индульгенциях для живых было чисто католическим. Немецкий католический историк Людвиг фон Пастор объясняет:

Прежде всего, следует проводить самое четкое различие между индульгенциями для живых и индульгенциями для мертвых.. Что касается индульгенций для живых, Тецель всегда учили чистому (католическому) учению. Утверждение, что он выдвигал индульгенции не только как прощение временного наказания за грех, но и как прощение его вины, столь же необоснованно, как и другое обвинение против него, что он продал прощение грехов за деньги, даже не получив даже любое упоминание о раскаянии и исповеди или о том, что за плату он отпустил грехи, которые могли быть совершены в будущем. Фактически, его учение было очень определенным и полностью согласовывалось с теологией (католической) церкви, какой она была тогда и какова сейчас, то есть что индульгенции «применяются только к временному наказанию за грехи, которые имеют в котором уже раскаялись и признались "...

Этот случай сильно отличался от потворства мертвым. Что касается этого, нет никаких сомнений в том, что Тецель действительно, в соответствии с тем, что он считал своими авторитетными инструкциями, провозгласил христианской доктриной, что для снисхождения умерших не требуется ничего, кроме денежной жертвы, не говоря уже о раскаянии или признании.. Он также учил, в соответствии с тогдашним мнением, что индульгенция может быть применена к любой душе с неизменным эффектом. Исходя из этого предположения, нет никаких сомнений в том, что его доктрина фактически соответствовала хорошо известной резкой пословице.

Папская булла снисходительности не одобряла это предложение. Это было расплывчатое схоластическое мнение, отвергнутое Сорбонной в 1482 году, а затем в 1518 году, и уж точно не доктрина церкви, которая, таким образом, была неправильно выдвинута как догматическая истина. Первый из богословов римского двора, кардинал Каэтан, был врагом всех подобных экстравагантностей и решительно заявил, что даже если теологи и проповедники учат таким мнениям, им не нужно верить. «Проповедники, - сказал он, - говорят от имени Церкви только до тех пор, пока они провозглашают учение Христа и Его Церкви; но если для своих собственных целей они учат тому, о чем они ничего не знают и что является только их собственное воображение, они не должны приниматься как глашатаи церкви. Никто не должен удивляться, если такие ошибаются ».

Иоганн Тецель принимает присягу (1717)

Впечатление Лютера

Лютер утверждал, что Тецель получил значительную сумму денег в Лейпциге от дворянина, просившего у него письмо о снисхождении к будущему греху. Предположительно Тецель ответил утвердительно, настаивая на том, что оплата должна быть произведена немедленно. Дворянин сделал это и получил письмо и печать от Тецеля.

Однако, когда Тецель покинул Лейпциг, дворянин напал на него по дороге и сильно избил, отправив его обратно с пустыми руками в Лейпциг, с комментарием, что это был будущий грех, который он имел в виду.. Герцог Джордж сначала был в ярости из-за этого инцидента, но когда он услышал всю историю, он оставил ее, не наказав дворянина.

Лютер также утверждал, что в Галле Тецель сказал, что индульгенция может стереть грех человека, виновного в изнасиловании Марии, Богородицы. Однако Тецель получил письменные показания от властей Галле, как гражданских, так и церковных, которые поклялись, что Тецель никогда не делал подобных заявлений.

В массовой культуре

Тецель изображался на сцене и на экране следующие:

Ссылки

Цитаты

Библиография

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-24 11:45:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте