В лингвистике, спряжение () является созданием производные формы глагола от его главных частей посредством склонения (изменение формы в соответствии с правилами грамматики ). Например, глагол «break» может быть спрягнут, чтобы образовать слова «break», «break», «break», «break» и «break». В то время как английский имеет относительно простое спряжение, другие языки, такие как французский и арабский, более сложны, где каждый глагол имеет десятки спрягаемых форм. Некоторые языки, такие как грузинский и баскский, имеют очень сложную систему спряжения с сотнями возможных спряжений для каждого глагола.
Глаголы могут склоняться для грамматических категорий, таких как человек, число, род, время, аспект, настроение, голос, случай, владение, определенность, вежливость, причинность, кластеризация, вопросительные элементы, транзитивность, валентность, полярность, telicity, volition, mirativity, очевидность, анимация, ассоциативность, множественность и взаимность. На глаголы также могут влиять соглашение, многопользовательское соглашение, включение, класс существительных, классификаторы существительных и классификаторы глаголов. Агглютинативные и полисинтетические языки, как правило, имеют самые сложные спряжения, хотя некоторые фузионные языки, такие как Archi также может иметь чрезвычайно сложное спряжение. Обычно основными частями являются корень и / или несколько его модификаций (основы ). Все различные формы одного и того же глагола составляют лексему , а каноническая форма глагола, которая обычно используется для представления этой лексемы (как видно из словарных статей), называется лемма.
Термин спряжение применяется только к склонению глаголов, но не к другим частям речи (склонение существительных и прилагательных известно как склонение ). Также часто ограничиваются обозначением образования конечных форм глагола - они могут называться сопряженными формами, в отличие от нефинитных форм, таких как инфинитив или герундий, которые, как правило, не отмечаются для большинства грамматических категорий.
Спряжение - также традиционное название группы глаголов, которые имеют схожий образец спряжения в определенном языке (класс глаголов). Например, латынь, как говорят, имеет четыре спряжения глаголов. Это означает, что любой правильный латинский глагол может быть спряжен с любым лицом, числом, временем, настроением и голосом, зная, к какой из четырех групп спряжения он принадлежит и его основные части. Глагол, который не следует всем стандартным образцам спряжения языка, называется неправильным глаголом. Система всех спряженных вариантов определенного глагола или класса глаголов называется парадигмой глагола ; это может быть представлено в виде таблицы спряжения .
индоевропейские языки обычно изменяют глаголы для нескольких грамматических категорий в сложных парадигмах, хотя некоторые, например, английский, имеют упрощенное спряжение глаголов в значительной степени. Ниже приводится спряжение глагола быть в настоящем времени (инфинитива, если он существует, и изъявительных наклонений) в английском, немецком, идиш, голландский, африкаанс, исландский, фарерский, шведский, норвежский, латышский, болгарский, сербохорватский, польский, словенский, македонский, урду или хинди, персидский, латинский, французский, итальянский, Испанский, португальский, русский, албанский, армянский, ирландский, украинский, Древнегреческий аттический и Новогреческий, Венгерский. Обычно это самый неправильный глагол. Можно заметить сходство в соответствующих глагольных формах. Некоторые спряжения могут не использоваться, например, английская thou -форма, или иметь дополнительные значения, например, английская you -форма, которая также может обозначать второе лицо единственного числа или быть безличный.
Ветвь | Язык | Настоящее время. инфинитив | Настоящее указательное число | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Единственное число лиц | Несколько лиц | |||||||
1-й | 2-й | 3-й | 1-й | 2-й | 3-й | |||
Германские | английские | be | am | are. art. be'st | is. are | are | ||
немецкие | sein | bin | bist | ist | sind | seid | sind | |
идиш. транслитерированный | זיין. zein | בין. bin | ביסט. bist | איז. iz | זענען. zenen | זענט. zent | זענען. zenen | |
голландский | zijn | ben | bent. zijt | это | zijn | |||
африкаанс | wees | is | ||||||
исландское | ve ra | er | ert | er | erum | eruð | eru | |
фарерский | vera | eri | ert | er | eru | |||
норвежский | være (Bokmål). vera, vere (нюнорск) | er | ||||||
датский | være | er | ||||||
шведский | vara | är | ||||||
курсив | латинский | esse | sum | es | est | sumus | estis | sunt |
итальянский | essere | sono | sei | è | siamo | siete | sono | |
французский | être | suis | es | est | sommes | êtes | sont | |
каталонский | ésser | sóc | ets | és | som | sou | són | |
Испанский | ser | soy | eres | es | сомос | соис | сын | |
галицкий | сер | сын | es | é | сомос | sodes | son | |
португальский | ser | sou | és | é | somos | sois | são | |
Fr iulian | jessi | soi | sês | è | sin | sês | son | |
неаполитанец | èssere | songo, so | sî | è | simmo | site | songo, so | |
румынский | a fi | sunt | ești | este | suntem | sunteți | sunt | |
Celtic | ирландский | bheith | bím | bíonn | bímid | bíonn | ||
валлийский (стандартная форма) | bod | rydw | rwyt | mae | rydych | rydyn | maen | |
греческий | древний. транслитерированный | εἶναι. eînai | εἰμί. eimí | εἶ. eî | στί. estí | ἐσμέν. esmén | ἐστέ. esté | εἰσί. eisí |
Modern. транслитерированный | όντας. óntas | είμαι. eímai | είσαι. eísai | είναι. eínai | είμαστε. eímaste | είσ (ασ) τε. eís (as) te | είναι. eínai | |
албанский | me qenë | jam | je | është | jemi | jeni | janë | |
армянский | западный. транслитерированный | ըլլալ. ĕllal | Եմ. em | ես. es | է. ē | ենք. enk ' | էք. ēk' | են. en |
Eastern. транслитерированный | լինել. linel | Եմ. em | ես. es | է. ē | ենք. enk ' | եք. ek' | են. en | |
славянский | чешский | být | jsem | jsi | je | jsme | jste | jsou |
словацкий | byť | сом | si | je | sme | ste | sú | |
польский | być | jestem | jesteś | шутка | jesteśmy | jesteście | są | |
русский. переведено | быть. byt | есмь yesm ' | еси yesi | есть. yest' | есмы yesmy | есте yeste | суть сут ' | |
украинский. переведенный | бути. buty | є. ye | ||||||
сербохорватский сильный | biti | jesam | jesi | jest (e) | jesmo | jeste | j esu | |
сербохорватский clitic | none | sam | si | je | smo | ste | su | |
словенский | biti | sem | si | je | smo | ste | so | |
болгарский. транслитерированный | нет | съм. săm | си. si | е. e | сме. sme | сте. ste | са. să | |
македонский. транслитерированный | нет | сум. сумма | си. si | е. e | сме. sme | сте. ste | се. se | |
балтийское | латышское | būt | esmu | esi | ir | esam | esat | ir |
литовский | būti | esu | esi | yra | esame | esate | yra | |
финно-угорский | венгерский | van | vagyok | vagy | van | vagyunk | vagytok | vannak |
индоиранский | персидский. транслитерированный | بودن. budan | ام. æm | ای. ei | (است (ا. æst (æ) | ایم. eem | (اید (این. eed (произносится: een) | (اند (ان. и (произносится: an) |
санскрит. транслитерированный | अस्ति. asti | अस्मि. asmi | असि. asi | अस्ति. asti | स्मः. smah | स्थ. stha | सन्ति. santi | |
Hindustani. сценарий деванагари. персидско-арабский шрифт. транслитерированный | होना. ونا. honā | हूँ. وں. hūm̥ | है. ہے. hɜ | हैं. ہیں. hɜm̥ | हो. ہو. ho | हैं. ہیں. hɜm̥ | ||
Marathi. в транслитерации | असणे. asṇe | आहे. āhe | आहेस. āhes | आहे. āhe | आहोत. āhot | आहात. āhāt | आहेत. āhet | |
Гуджарати. транслитерированный | હોવું. hovũ | છું. chhũ | છે. чхэ | છીએ. чхи | છો. чхо | છે. чхэ | ||
Бенгали. в транслитерации | হওয়া. хооа | হই. хой | হও. hôo | হয়. hôy | হই. hoi | হও. hôo | হয়. hôy | |
ассамский. транслитерированный | হোৱা. hüa | হওঁ. hoü̃ | হোৱা. hüa | হয়. hoy | হওঁ. hoü̃ | হোৱা. hüa | হয়. hoy |
Устное соглашение или согласие - это морфо - синтаксическая конструкция в которых свойства субъекта и / или объектов глагола указываются формой глагола. Затем говорится, что глаголы соглашаются со своими подлежащими (соответственно объектами).
Многие английские глаголы демонстрируют предметное согласие следующего вида: while I go, you go, we go, they go - все грамматические в стандартном английском языке, she go - нет (за исключением сослагательное наклонение, как «Они просили, чтобы она пошла с ними»). Вместо этого необходимо использовать особую форму глагола to go, чтобы произвести she go. С другой стороны, я иду, вы идете и т. Д., В стандартном английском нет грамматики. (В некоторых английских диалектах, где нет согласия, все обстоит иначе.) Некоторые английские глаголы не имеют особых форм, указывающих на предмет согласия (я могу, вы можете, она может), а у глагола to be есть дополнительная форма am, которая может быть только используется с местоимением I в качестве подлежащего.
Письменные глаголы французского демонстрируют более интенсивное согласование морфологии, чем английские глаголы: je suis (I am), tu es ("you are", единственное число неформальный ), elle est (она есть), nous sommes (мы), vous êtes («вы есть», множественное число), ils sont (они есть). Исторически сложилось так, что у английского языка была похожая вербальная парадигма. Некоторые исторические глагольные формы используются Шекспиром как несколько архаичные или более формальные варианты (я, да, ты, она делает, как правило, используются знати) современных форм.
Некоторые языки с устным соглашением могут оставлять определенные предметы неявными, когда подлежащее полностью определяется формой глагола. В испанском, например, местоимения субъекта не обязательно должны присутствовать явно, но во французском, его близком родственнике, они обязательны. Испанский эквивалент французского je suis (я есмь) может быть просто соя (буквально «ам»). Местоимение yo (I) в явной форме yo soy используется только для подчеркивания или устранения двусмысленности в сложных текстах.
В некоторых языках есть более богатая система согласования, в которой глаголы согласуются также с некоторыми или всеми своими объектами. Убых демонстрирует словесное согласие для субъекта, прямого объекта, косвенного объекта, благотворительного и аблятивного объектов (a.w3.s.xe.n.t'u.n, вы дали ему это для меня).
Баскский язык может демонстрировать согласие не только для субъекта, прямого объекта и косвенного объекта, но также может демонстрировать согласие для слушателя как неявного благодетеля: autoa ekarri digute означает «они принесли нам машину» (среднее согласие для слушателя), но autoa ekarri ziguten означает «они принесли нам машину» (соглашение для женского единственного слушателя).
Языки с развитой морфологией согласования способствуют относительно свободному порядку слов, не вызывая повышенной двусмысленности. Канонический порядок слов в баскском языке - субъект – объект – глагол, но разрешены все перестановки субъекта, глагола и объекта.
В некоторых языках предикативные прилагательные и связные дополнения получают форму личного согласия, отличную от той, которая используется в обычных предикативные глаголы. Хотя это форма спряжения в том смысле, что оно относится к личности испытуемого, оно не является «вербальным», поскольку всегда происходит от местоимений, которые стали клитическими существительным. к которому они относятся. Пример невербального согласия человека, наряду с противоположным вербальным спряжением, можно найти в Бежа (личное согласие выделено жирным шрифтом):
Другой пример можно найти из Кет :
На тюркском и несколько уральских и австралийских языков аборигенов, предикативные прилагательные и связочные дополнения принимают аффиксы, которые идентичны тем, которые используются в предикативных глаголах, но их отрицание отличается. Например, в турецком :
При отрицании это становится (отрицательные аффиксы жирным шрифтом):
Следовательно, аффиксы личного согласия, используемые с предикативными прилагательными и именами в тюркских языках, считаются невербальными по своему характеру. В некоторых исследованиях они рассматриваются как форма вербального подчинения связной стратегии.
Эти общие грамматические категории влияют на способ спряжения глаголов:
Вот другие факторы, которые могут влиять на спряжение:
Общей чертой пама-ньюнганских языков, самой большой семьи языков австралийских аборигенов, является понятие классов спряжения, которые представляют собой набор групп, в которые попадает каждый лексический глагол. Они определяют, как глагол спрягается для Время – аспект – настроение. Классы могут, но не всегда, соответствовать t непереносимость или валентность рассматриваемого глагола. Как правило, из двух-шести классов спряжения в пама-ньюнганском языке два класса открыты с большим количеством членов и позволяют выпускать новые монеты, а остальные закрытые и с ограниченным членством.
В языках вати глаголы обычно делятся на четыре класса:
Они маркируются с использованием общих морфологических компонентов окончаний глаголов. в каждом соответствующем классе в бесконечных формах. В языке Wanman они соответствуют глаголам la, ya, rra, и wa соответственно.
Класс | Прошлое | Настоящее | Будущее | Императив | Прошлое Непрерывный | Привычный |
---|---|---|---|---|---|---|
LA | -rna | -npa / -rni | -nku | -la | -rninya | ла |
вака-рина | вака-рни | вака-нку | вака-ла | вака-ринья | вака-ла | |
пронзит | пронзит | пронзит | пронзит! | для пронзания | копьями | |
YA | -nya | -manyi | -ku | -/ -ya | -minya | -∅ / -ya |
wanti-nya | wanti-manyi | wanti-ku | wanti-ya | ванти-минья | ванти-я | |
остался | останется | останется | останется! | раньше оставался | оставался | |
RRA | -na | -npa | -nku | -rra | -ниня | -рра |
я-на | я-нпа | я-нку | я-рра | я-нинья | я-рра | |
пошел | идет | пойду | вперед! | раньше идти | идет | |
WA | -nya | -nganyi | -ngku | -wa | -nganyinya | -wa |
пи-нья | пи-нганьи | пи-нгку | пи-ва | pi-nganyinya | pi-wa | |
ударил | ударил | ударил | ударил! | используется для совпадения | совпадений |
См. Также аналогичную таблицу классов глаголов и спряжений в Pitjantjatjara, языке вати, в котором классы коррелирующих глаголов также представлены ниже их повелительными глагольными окончаниями -la, -∅, -ra и -wa соответственно
Класс | Прошлое | Настоящее | Будущее | Императивное | Прошлое Непрерывное | Привычное |
---|---|---|---|---|---|---|
LA | -nu | -ni | -lku | -la | -ningi | -lpai |
kati-nu | kati-ni | кати-леу | кати-ла | кати-нинги | кати-лпай | |
взял | берет | возьму | возьми! | используется для получения | принимает | |
∅ | -ngu | -nyi | -ku | -∅ | -ngi | -pai |
тава-нгу | тава-ньи | тава-ку | тава- ∅ | тава-нги | тава-пай | |
копает | копает | копает | копает! | используется для раскопок | digs | |
RA | -nu | -nangi | -nkuku | -ra | -нанги | -нкупай |
а-ню | а-нанги | а-нкуку | а-ра | a-nangi | a-nkupai | |
пошел | идёт | пойдет | идёт! | раньше идти | идет | |
WA | -ngu | -nganyi | -nguku | -wa | -ngangi | -ngkupai |
pu-ngu | pu-nganyi | pu-nguku | pu-wa | пу-нганги | пу-нгкупай | |
ударил | ударил | ударил | ударил! | используется для попадания | ударов |
Нгарла, член подсемейства языков Нгаярда имеет двоичную систему спряжения, обозначенную :
В случае Ngarla существует особенно сильная корреляция между классом спряжения и транзитивностью, при этом переходные / дитранзитивные глаголы попадают в l -класс и непереходные / полупереходные глаголы в классе ∅- .
Класс | Настоящее | Удаленное прошлое | Прошлое | Прошедшее непрерывное | Привычный | Будущее | Спекулятивное | Целенаправленное | Оптативное | Настоящее Противоречивое | Прошлое Противоречие | Прогнозирующий |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
L | -rri | -rnta | -rnu | -yinyu | -yirnta | -n | -mpi | -lu | -nmara | -rrima | -nmarnta | -rnamarta |
jaa -рри | джаа-рнта | джаа-рну | джаа-инью | джаа-йирнта | джаа-н | jaa-mpi | jaa-lu | jaa-nmara | jaa-rrima | jaa-nmarnta | jaa- rnmarta | |
рубит | рубит (давно) | рубит | используется для рубки | отбивных | будет рубить | мог бы расколоть | для того, чтобы рубить | , нужно было рубить | , если бы x рубил | имел x рубил | следует х рубить | |
∅ | -yan | -rnta | -nyu | -yanu | -yanta | -Ø | -mpi | -kura | -mara | -yanma | -marnta | -nyamarta |
варни-ян | варни-рнта | варни-ню | варни-яну | варни-янта | варни-Ø | варни-рнпи | варни-кура | варни-мара | варни-янма | варни-марнта | варни-ньямарта | |
падает | упал (давно) | упал | падал | падал | падал | мог упасть | чтобы упасть | должен был упасть | если бы x упал | если бы x упал | если бы x упал |
Эти классы даже расширяются до того, как глаголы именуются как инструменты с глаголом класса l-, включая добавление / l / перед суффиксом именования и пустым классом, остающимся пустым:
l- пример класса:
Kunyjarta-lu
Woman- ERG
mara
hand
ku-rnu
CAUS - PST
parnu-nga
3SG - GEN
warnta
stick
pirri-lpunyjarri,
dig- INS
kurni-rnu
throw- PST
kunyjarta
женщина
курри
подросток
Куниджарта-лу мара ку-рну парну-нга варнта пирри-лпуныджарри, курни-рну куныджарта курри
женщина-ERG рука CAUS-PST 3SG-GEN stick dig-INS throw-PST woman подросток
'(Женщина) заставила свою палку для копания оказаться в (т. подняла свою палку для копания), (и) швырнула (ею) в (девушку).
пример ∅-класса
Джаррари-пуньджарри
свет- INS
waa -n
give- FUT
ngajapa
1SG . LOC
pinurru
fire
ngaya
1SG . НОМ
ньяли
свет
джа-лу
ПРИЧИНА - PURP
Джаррари-пунйджарри ваа-н нгаджапа пинурру нгая ньяли джа -lu
light-INS give-FUT 1SG.LOC fire 1SG.NOM light CAUS-PURP
'(A) совпадение (горит что-то, с чем можно зажечь) загореться (то есть) меня, (а) огонь, который я собираюсь зажечь ».
Yidiny имеет троичную систему классов глаголов с двумя открытыми классами и одним закрытым классом (~ 20 членов). Глаголы классифицируются как:
Класс | императив | Настоящее / будущее | Прошлое | Целенаправленное | Настороженное |
---|---|---|---|---|---|
N | -n | -ng | -nyu | -na | -ntyi |
nyina-n | nyina-ng | nyina- ню | ньина-на | ньина-нтьи | |
сядь! | сидит / сядет | сядет | , чтобы сесть | , чтобы x не сел | |
L | -∅ | -l | -lnyu | -lna | -ltyi |
patya- ∅ | patya-l | patya-lnyu | patya-lna | патя-лтьй | |
кусай! | кусает / будет кусать | бит | , чтобы кусать | , чтобы x не укусил | |
R | -rr | -r | -rnyu | -rna | -rtyi |
pakya-rr | pakya-r | pakya-rnyu | -pakya-rna | pakya-rtyi | |
мне больно! | чувствует / будет чувствовать боль | почувствовать боль | , чтобы чувствовать боль | чтобы x не почувствовал боль |