В романских языках, metaphony был ранний мутационный процесс гласный, которая действовала во всех романских языках в той или иной степени, повышение (или иногда diphthongizing) некоторые ударные гласные в словах с конечным / I / или / u / или непосредственно следующей / дж /. Это концептуально похоже на умляут, столь характерный для германских языков. Метафония наиболее обширна в итало-романских языках и применима почти ко всем языкам Италии. Однако его нет в тосканском, а значит, и в стандартном итальянском.
Незатронутый | Мутировавший |
---|---|
/ ˈMetto / "Я положил" | / ˈMitti / " положишь " |
/ ˈKwesto / "это (нейт.)" | / ˈKwistu / "это (маск.)" |
/ moˈdɛsta / "скромная (жен.)" | / moˈdestu / "скромный (маск.)" |
/ ˈPrɛdoko / "Я проповедую" | / ˈPrediki / "ты проповедуешь" |
/ ˈFjore / "цветок" | / ˈFjuri / "цветы" |
/ ˈSposa / "жена" | / ˈSpusu / "муж" |
/ ˈMɔre / "он умирает" | / ˈMori / "ты умрешь" |
/ ˈMɔʃa / "депрессивное (жен.)" | / ˈMoʃu / "подавленный (маск.)" |
Незатронутый | Мутировавший |
---|---|
/ ˈPɛre / "фут" | / ˈPjeri / "футы" |
/ ˈLɛddʒe / "свет (фем.)" | / ˈLjeddʒi / "свет (маск.)" |
/ ˈPɛnʒo / "Я думаю" | / ˈPjenʒi / "ты думаешь" |
/ ˈMese / "месяц" | / ˈMisi / "месяцы" |
/ ˈMette / "он кладет" | / ˈMitti / " положишь " |
/ Vɔsko / "лес" | / ˈVwoski / "лес (мн.)" |
/ ˈƔrɔssa / "большой (жен.)" | / ˈƔrwossu "большой (маск.)" |
/ ˈMɔvo / "Я двигаюсь" | / ˈMwovi / "ты двигаешься " |
/ Kavrone / "уголь" | / ˈKavruni / "угли" |
/ ˈSola / "один (жен.)" | / ˈSulu / "один (маск.)" |
/ ˈKorre / "он бежит" | / ˈKurri / "ты бежишь" |
Метафония в южных итальянских языках (к югу от Тосканы) запускается финальными / i / и / u /. Высокие-средние гласные / eo / повышаются до / iu /, а низко-средние гласные / ɛ ɔ / либо повышаются до / eo /, либо дифтонгизируются до / je wo /. Метафония не запускается final / o /. Основные случаи появления final / i / следующие:
Основные случаи появления final / o / следующие:
Последнее слово / u / чаще всего встречается в существительных мужского рода «count» (lt; -um ).
Метафония в северных итальянских языках (к северу от Тосканы) запускается только финальным / i /. В этих языках, как и в тосканском, окончательный / u / был понижен до / o / ; очевидно, это произошло до действия метафонии. В этих языках метафония также имеет тенденцию применяться к финальному / a /, повышая его до / ɛ / или / e /.
В большинстве итальянских языков большинство финальных гласных стали неясными (на юге) или потерянными (на севере), и эффекты метафонии часто являются единственными маркерами мужского и женского рода и единственного и множественного числа.
Во всех западно-романских языках метафония вызывалась финальным / i / (особенно первого лица единственного числа претерита ), повышая гласные с ударением от среднего до высокого. (Обычно это не встречается в формах именительного падежа множественного числа в древнефранцузском и староокситанском языках, которые имеют рефлекс именительного падежа множественного числа / i /, что позволяет предположить, что эти изменения были устранены ранее по аналогии.) Примеры:
В некоторых диалектах астурско-леонского диалекта на севере Испании различие между массовыми и счетными существительными появилось на ранней стадии. Существительные графа латинского мужского рода сохранили -u (lt;um) от латинского винительного падежа, в то время как массовые существительные латинского мужского рода (традиционно называемые "массовый средний") были отмечены -o. Кроме того, в астурско-леонском диалекте множественное число мужского рода помечено как / os / (lt;-s).
В этой ситуации только у существительных мужского рода единственного числа возникла метафония, поскольку они были отмечены символом / -u /, а массовые существительные и множественные числа, отмеченные знаком / -o /, - нет. Эта окончательная система сохранилась только в центральноастурийских диалектах. В отличие от метафонии, которая считается диалектной, она также включена в стандартную версию астурийского языка.
Мутировавший | Незатронутый | ||||
---|---|---|---|---|---|
Masc. петь. | Масса | Masc. множественное число | |||
пилу | / ˈPilu / | пело | / ˈPelo / | пелос | / ˈPelos / |
Quisu | / ˈKisu / | Queso | / ˈKeso / | Quesos | / ˈKesos / |
Fiirru | / ˈFjiru / | Fierro | / ˈFjero / | Fierros | / ˈFjeros / |
Однако на более поздних стадиях восточно-астурско-леонские диалекты (Восточная Астурия и Кантабрия) потеряли различие в гендерных маркерах существительных. Некоторые из этих диалектов также полностью утратили метафонию и различие между количеством существительных и масс, сохранив их только в их системах местоимений, другие, такие как Пасьегу из Восточной Кантабрии, закрыли все свои средние гласные в слогах окончания слов и полагались на метафонию как средство для различения существительных массы / количества.
Мутировавший | Незатронутый | ||||
---|---|---|---|---|---|
Masc. петь. | Масса | Masc. множественное число | |||
пилу | / ˈPɨlʉ / | пелу | / ˈPelu / | пелус | / ˈPelus / |
Quisu | / ˈKɨsʉ / | Quesu | / ˈKesu / | Quesus | / ˈKesus / |
Fiirru | / ˈJɨrʉ / | Fierru | / ˈJeru / | огненный | / ˈJerus / |
В некоторых диалектах астурско-леонского диалекта также присутствует метафония, запускаемая через i. Он также считается диалектным, и он наиболее распространен в императивах ( durmi lt;PIR dormi, сон!), Претеритах ( vini lt;PIE veni, я пришел) и демонстративных выражениях ( isti lt;esti, this; isi lt;esi, that). Иногда он предотвращает дифтонгацию ( durmi vs duermi, sleep !; curri vs cuerri, run!), Закрывая среднюю гласную в основе глагола.
Повышение / ɔ / to / o / последующим финалом / u / в португальском языке происходит время от времени. Пример: porcum, porcōs «свинья, свиньи»gt; PIR ˈpɔrku, ˈpɔrkos gt; Португальское порко ˈporku vs. porcos ˈpɔrkus ; novum, novōs, novam, novās «новый (masc., masc. pl., fem., fem. pl.)»gt; PIR nɔvu, ˈnɔvos, nɔva, nɔvas gt; Португальский novo ˈnovu vs. novos, nova, novas ˈnvus, ˈnvus, Ɔnɔvas. В этом случае в древнем португальском языке, очевидно, было / u / в единственном числе и / os / во множественном числе, несмотря на правописание ⟨-o -os⟩; более поздняя разработка увеличила множественное число / os / до / us /. В отличие от других мест, это развитие носит спорадический характер и затрагивает только / ɔ /, а не / ɛ /. Кроме того, различие между массой и количеством выражается совсем по-другому: существует лишь несколько демонстративных падежей «среднего среднего», и они имеют более высокий, чем низкий гласный ( tudo «все» vs. todo «all (masc.)», Isto «this»). (нейт.) "vs. este " это (маск.) "). Кроме того, первоначальный образец был расширен на некоторые существительные из / o /.
Румынский демонстрирует метафонию противоположного типа, где финальное / a / (а также / e /, особенно в случае / o / ) вызывало дифтонгизацию / e / gt; / ea /, / je / gt; / ja /, / o / gt; / oa / : cēram "воск"gt; ceară ; equam "кобыла"gt; / * ɛpa / gt; / * jepa / gt; iapă ; flōrem "цветок"gt; floare ; nostrum, nostrī, nostram, nostrās "наш (masc. sg., masc. pl., fem. sg., fem. pl.)"gt; / * nostru, nostri, nostra, nostre / gt; nostru, noștri, noastră, noastre.
Сардинский язык также имеет различие между финальными / o / и / u / (опять же с множественным числом / os / ), а также метафонией. В консервативных Logudorese и Nuorese диалектов, результат metaphony не является фонематическим чередованием между [EO] (если конечный / I / или / и / имеет место) и [ɛ ɔ] (с другими конечными гласными). В кампиданском языке final / eo / повышено до / iu /, в результате чего метафонические чередования были фонемизированы.