Желтый | |
---|---|
Спектральные координаты | |
Длина волны | 575–585 nm |
Частота | 521 –512 THz |
Координаты цвета | |
шестнадцатеричный триплет | # FFFF00 |
sRGB (r, g, b ) | (255, 255, 0) |
CMYK (c, m, y, k ) | (0, 0, 100, 0) |
HSV (h, s, v ) | (60 °, 100%, 100%) |
Источник | HTML / CSS |
B: нормализовано до [0–255] (байт). H: нормализовано до [0 –100] (сто) |
Желтый - это цвет между оранжевым и зеленым в спектре видимого света. Он вызывается светом с доминирующей длиной волны примерно 570–590 нм. Это основной цвет в системах субтрактивных цветов, используемых в рисовании или цветной печати. В цветовой модели RGB, используемой для создания цветов на экранах телевизоров и компьютеров, желтый - это вторичный цвет, полученный путем объединения красного и зеленого с одинаковой интенсивностью. Каротиноиды придают характерный желтый цвет осенним листьям, кукурузе, канарейкам, нарциссам и лимоны, а также яичные желтки, лютики и бананы. Они поглощают световую энергию и в некоторых случаях защищают растения от фотоповреждений. Солнечный свет имеет легкий желтоватый оттенок, когда Солнце находится близко к горизонту, из-за атмосферного рассеяния более коротких волн (зеленый, синий, и фиолетовый).
Поскольку он был широко доступен, пигмент желтая охра был одним из первых цветов, используемых в искусстве; В пещере Ласко во Франции изображена желтая лошадь возрастом 17000 лет. Пигменты охры и orpiment использовались для обозначения золота и цвета кожи в египетских гробницах, а затем в фресках на римских виллах. В раннехристианской церкви желтый был цветом, связанным с Папой и золотыми ключами Царства, но он также ассоциировался с Иудой Искариотом и использовался для обозначения еретиков. В 20 веке евреи в оккупированной нацистами Европе были вынуждены носить желтую звезду . В Китае ярко-желтый цвет был цветом Среднего царства, и его могли носить только император и его домочадцы; особых гостей встречали на желтом ковре.
Согласно опросам, проведенным в Европе, Канаде, США и других странах, желтый - это цвет, который люди чаще всего ассоциируют с весельем, мягкостью, юмором и непосредственностью, но также и с двуличие, зависть, ревность, скупость и, в США, трусость. В Иране это имеет коннотации бледности / болезни, но также мудрость и связь. В Китае и многих азиатских странах он считается цветом счастья, славы, гармонии и мудрости.
Слово yellow происходит от древнеанглийского geolu, geolwe (наклонный падеж ), что означает «желтый и желтоватый», производное от протогерманское слово gelwaz «желтый». Оно имеет ту же индоевропейскую основу, gʰel-, что и слова gold и yell; gʰel - означает и яркий, и сверкающий, и кричащий.
Английский термин связан с другими германскими словами, обозначающими желтый, а именно с шотландскими yella, восточно-фризским jeel, западно-фризским giel, голландским geel, немецким gelb и Шведский и норвежский гул. Согласно Oxford English Dictionary, самое древнее известное употребление этого слова на английском языке взято из The Epinal Glossary за 700 г.
Для цветной печати обычно используются чернила четырех цветов: голубой, пурпурный, желтый и ключевой (черный). Когда «основные цвета» CMY объединяются в полную силу, в результате образуются «вторичные» смеси красного, зеленого и синего
Смешивание всех трех теоретически дает черный цвет, но несовершенные составы чернил не дают истинного черного, поэтому дополнительные Компонент К. необходим.
Пример цветной печати 1902 года. Комбинирование изображений желтого, пурпурного и голубого цветов создает полноцветное изображение. Это называется цветовой моделью CMYK.
На экране компьютера желтый цвет получается путем комбинирования зеленого и красного света нужной интенсивности на черном экране.
Желтый находится между зеленым и оранжевым в спектре видимого света. Это цвет, который видит человеческий глаз, когда он смотрит на свет с доминирующей длиной волны между 570 и 590 нанометрами.
При цветной печати желтый является одним из трех субтрактивных основных цветов чернил наряду с пурпурным и голубым. Вместе с черным их можно наложить в нужной комбинации для печати любого полноцветного изображения. (См. Цветовую модель CMYK ). Используется особый желтый цвет, называемый «технологическим желтым» (также известный как «желтый пигмент», «желтый цвет принтера» и «желтый канареечник»). Технологический желтый не является цветом RGB, и нет фиксированного преобразования основных цветов CMYK в RGB. Для чернил принтера используются разные составы, поэтому могут быть различия в цвете печати, который представляет собой чисто желтые чернила.
Желтый цвет на экране цветного телевизора или компьютера создается совершенно по-другому; сочетая зеленый и красный свет на нужном уровне интенсивности. (См. цветовая модель RGB ).
. Традиционно дополнительным цветом желтого является фиолетовый ; два цвета противоположны друг другу на цветовом круге, давно используемом художниками. Винсент Ван Гог, заядлый студент теории цвета, максимально использовал комбинации желтого и пурпурного в нескольких своих картинах. контраста и гармонии.
Хант определяет, что «два цвета дополняют друг друга, когда можно воспроизвести трехцветные значения указанного ахроматического стимула посредством аддитивной смеси этих двух стимулов». То есть, когда два цветных источника света могут быть смешанным, чтобы соответствовать указанному белому (ахроматическому, неокрашенному) свету, цвета этих двух огней являются дополнительными. Это определение, однако, не ограничивает, какая версия белого будет указана. В девятнадцатом века, ученые Трава Манн и Гельмгольц провели эксперименты, в которых они пришли к выводу, что найти хорошее дополнение для спектрального желтого было сложно, но что результатом был индиго, то есть длина волны, которую современные ученые-цветоводы назвали бы фиолетовый или пурпурный . Гельмгольц говорит, что «желтый и синий индиго» дополняют друг друга. Грассман реконструирует границы категорий Ньютона с точки зрения длин волн и говорит: «Этот индиго, следовательно, попадает в пределы цвета, между которыми, согласно Гельмгольцу, лежат дополнительные цвета желтого».
Цветовой круг самого Ньютона имеет желтый цвет прямо напротив. граница между индиго и фиолетовым. Эти результаты, согласно которым желтый цвет представляет собой длину волны короче 450 нм, получены из современной системы колориметрии CIE 1931, если предполагается, что длина волны желтого цвета составляет около 580 нм или короче, и указанная белый - это цвет излучателя черного тела с температурой 2800 K или ниже (то есть белый цвет обычной лампы накаливания). Как правило, при дневном свете или белом цвете от 5000 до 6000 K дополнение желтого будет в синем диапазоне длин волн, что является стандартным современным ответом для дополнения желтого.
Из-за характеристик пигментов краски и использования различных цветовых кругов художники традиционно рассматривают дополнение желтого цвета как цвет индиго или сине-фиолетовый.
Лазеры, излучающие в желтой части спектра, менее распространены и более дороги, чем большинство других цветов. В коммерческих продуктах для создания желтого света используется твердотельная технология с диодной накачкой (DPSS ). Инфракрасный лазерный диод на 808 нм используется для накачки кристалла оксида иттрия-ванадия, легированного неодимом (Nd: YVO4) или легированного неодимом иттриевого алюминиевого граната (Nd: YAG), и заставляет его излучать на двух частотах (281,76 ТГц и 223,39 ТГц). ТГц: длины волн 1064 нм и 1342 нм) одновременно. Этот более глубокий инфракрасный свет затем проходит через другой кристалл, содержащий калий, титан и фосфор (KTP), чьи нелинейные свойства генерируют свет с частотой, которая является суммой двух падающих лучей (505,15 ТГц); в данном случае соответствует длине волны 593,5 нм («желтый»). Эта длина волны также доступна, хотя и реже, от гелий-неонового лазера . Однако это не настоящий желтый цвет, так как он превышает 590 нм. Вариант той же самой технологии DPSS, использующий немного другие начальные частоты, был доступен в 2010 году, создавая длину волны 589 нм, которая считается истинно желтым цветом. Использование желтых лазеров на 589 нм и 594 нм в последнее время стало более широким благодаря области оптогенетики.
Звезды спектральных классов F имеют цветовая температура, из-за которой они выглядят «желтоватыми». Первым астрономом, классифицировавшим звезды по цвету, был F. Г. В. Струве в 1827 году. Одной из его классификаций были желтые, или желтые, что примерно соответствовало звездам в современном спектральном диапазоне от F5 до K0. Фотометрическая система Стрёмгрена для классификации звезд включает в себя «y» или желтый фильтр с центром на длине волны 550 нм и полосой пропускания 20–30 нм.
Осенние листья, желтые цветы, бананы, апельсины и другие желтые плоды - все они содержат каротиноиды, желтые и красные органические пигменты, которые содержатся в хлоропластах и хромопластах растений и некоторых других фотосинтезирующих организмах, таких как водоросли, некоторые бактерии и некоторые грибки. Они выполняют две ключевые роли у растений и водорослей: поглощают световую энергию для использования в фотосинтезе и защищают зеленый хлорофилл от фотоповреждений.
В конце лета по мере того, как дневной свет часов сокращается, а температура остывает, вены, по которым жидкость попадает в лист и выходит из него, постепенно закрываются. Поступление воды и минералов в лист снижается, сначала медленно, а затем более быстро. Именно в это время начинает уменьшаться хлорофилл. По мере уменьшения количества хлорофилла желтые и красные каротиноиды становятся все более и более заметными, создавая классический осенний цвет листьев.
. Каротиноиды распространены во многих живых существах; они придают характерный цвет моркови, кукурузе, нарциссам, брюкве, лютикам и бананам. Они отвечают за красный цвет приготовленных лобстеров, розовый цвет фламинго и лосося и желтый цвет канареек и яиц. желтки.
Ксантофиллы - наиболее распространенные желтые пигменты, которые образуют один из двух основных подразделений группы каротиноидов. Название происходит от греч. Ксантос (ξανθος, «желтый») + филлон (φύλλον, «лист»). Ксантофиллы чаще всего встречаются в листьях зеленых растений, но они также попадают в организм животных через пищу, которую они едят. Например, желтый цвет желтков, жира и кожи куриных яиц возникает из-за корма, который потребляют цыплята. Фермеры, выращивающие кур, понимают это и часто добавляют ксантофиллы, обычно лютеин, чтобы яичные желтки стали более желтыми.
Бананы зеленые, когда их собирают, потому что в их кожуре содержится хлорофилл. После сбора они начинают созревать; гормоны в бананах превращают аминокислоты в газообразный этилен, что стимулирует выработку нескольких ферментов. Эти ферменты начинают изменять цвет, текстуру и вкус банана. Подача зеленого хлорофилла прекращается, и его заменяет желтый цвет каротиноидов; в конце концов, когда ферменты продолжают свою работу, стенки клеток разрушаются, и бананы становятся коричневыми.
Бананы, как осень листья, канареек и яичные желтки получают свой желтый цвет из-за натуральных пигментов, называемых каротиноидами.
Желток сырого яйца. Цвет происходит от ксантофилла каротиноидов лютеина и зеаксантина
Птенцы утенка
Желтый в виде желтой охры пигмента, сделанный из глины, был одним из первых цветов, использованных в доисторическом наскальном искусстве.. В пещере Ласко есть изображение лошади желтого цвета, возраст которой оценивается в 17 300 лет.
В Древнем Египте желтый цвет ассоциировался с золотом, которое считалось нетленным, вечным и неразрушимым. Считалось, что кожа и кости богов сделаны из золота. Египтяне широко использовали желтый цвет в росписи надгробий; обычно использовали желтую охру или бриллиант orpiment, хотя он был сделан из мышьяка и был очень токсичным. В гробнице царя Тутанхамона был найден небольшой ящик для рисования с пигментом orpiment. Мужчины всегда изображались с коричневыми лицами, женщины - с желтой охрой или золотыми лицами.
Древние римляне использовали желтый цвет в своих картинах для обозначения золота, а также в оттенках кожи. Часто встречается на фресках Помпеи.
. Изображение коня, окрашенного желтой охрой из пещеры Ласко.
Росписи в гробнице Нахта в Древнем Египте (15 век до н.э.).
Желтая охра часто использовалась в росписи стен древнеримских вилл и городов.
Византийское искусство щедро использовало золото, что видно на этой детали мозаики императора Юстиниана из базилики Сан-Витале в Равенна, Италия (до 547 г. н.э.).
Флаг династии Палеологов византийских императоров был красно-золотым.
В постклассический период желтый утвердился в качестве цвета Иуды Искариота, ученика, предавшего Иисуса Христа, хотя в Библии его одежда не описывается. В связи с этим желтый также приобрел ассоциации с завистью, ревностью и двуличием.
Традиция, начавшаяся в эпоху Возрождения, отмечать нехристианскими посторонними, такими как евреи, желтым цветом. В Испании XVI века обвиняемые в ереси и отказавшиеся отречься от своих взглядов были вынуждены предстать перед испанской инквизицией в желтой накидке.
Цвет желтый исторически ассоциировался с ростовщиками и финансами. На логотипе Национальной ассоциации ломбардов изображены три золотые сферы, свисающие с прута, со ссылкой на три мешка с золотом, которые покровитель ломбарда, St. Николай, держит в руках. Кроме того, символ трех золотых сфер можно найти на гербе Дома Медичи, известной итальянской династии банкиров и кредиторов пятнадцатого века.
Шафран иногда использовался как пигмент в средневековых манускриптах, таких как эта страница, показывающая убийство Томаса Бекета в Кентерберийском соборе. (Около 1200 г.).
Поцелуй Иуды (1304–06) Джотто ди Бондоне, следует средневековой традиции одевания Иуды Искариота в желтую тогу.
Молодой человек в желтой мантии Ян Ливенс, ок. 1630–1631