Чахаршанбе Сури | |
---|---|
Чаршанбе Сури в Тегеране, март 2018 г. | |
Наблюдал | Иран. Афганистан. Азербайджан. Иракский Курдистан. Таджикистан. Турция (азербайджанцы и курды ) |
Тип | национальный, этническое, культурное |
Дата | Накануне последней среды перед весенним равноденствием |
Частота | Годовой |
Относится к | Навруз, Сиздебедар |
Чаршанбе Сури (персидский : چهارشنبهسوری, романизированный : Čahār-šanba (-e) -sūrī; букв. «Алая среда», обычно произносится как Čāršambe-sūrī) - иранский фестиваль, отмечаемый накануне последней среды перед Наврузом ( Иранский Новый год ).
Персидское название фестиваля состоит из čahāršanbe (چهارشنبه ), названия Среды в Иранские календари и сури (سوری ), имеющее два значения; это может означать «праздничный», а может также означать «алый» (в традиционном персидском и некоторых современных местных диалектах Ирана), что происходит от красноватой темы огня. В частности, поскольку огонь играет основную роль в этом событии, последнее значение (то есть алый) имеет больше смысла. Местные разновидности названия фестиваля включают азербайджанский Гул Чаршамба (в Ардебиле ), курдский Кола Човаршамба и Човаршама Коли (в Курдистане ), и Исфаханский персидский Чаршамб Соркси (в Исфахан ). Для курдов-езидов он известен как Чаршема Сор.
Перед началом фестиваля люди собирают хворост на открытом, свободном внешнем пространстве. На закате, после разжигания одного или нескольких костров, они прыгают через пламя, поют sorxi-ye для az man, zardi-ye man az to, что буквально означает «[пусть] твоя краснота [будет] моей, моя бледность - твоей», или местный эквивалент этого. Это считается практикой очищения.
Чаршанбе Сури включает в себя обычай, подобный угощению или угощению, который называется касок-дзани (قاشقزنی), дословно переводится как «стук ложкой». Это наблюдается людьми, одетыми в маскировку и ходящими от двери к двери, чтобы бить ложками по тарелкам или мискам и получать упакованные закуски.
Фестиваль берет свое начало в древних иранских ритуалах. Древние иранцы отмечали праздник Hamaspathmaedaya (Hamaspaθmaēdaya), последние пять дней в году в честь духов умерших, который сегодня называется Фарвардинеган. Они верили, что духи умерших придут для воссоединения. Семь святых бессмертных (Aməša Spənta ) были удостоены чести, и на заре Нового года им было предложено формальное ритуальное прощание. Фестиваль также совпал с фестивалями, посвященными созданию огня и людей. Ко времени Сасанидской империи праздник был разделен на две отдельные пентады, известные как меньшая и большая панже. Постепенно развивалось убеждение, что «меньшее пандже» принадлежит душам детей и тех, кто умер без греха, в то время как «большее пандже» принадлежит всем душам.
Обычай, который когда-то был модным в Тегеране, заключался в том, чтобы просить заступничества так называемой «Жемчужной пушки» (Tup-e Morvārid) по этому поводу Чаршанбе Сури. Это тяжелое ружье, отлитое литейщиком Исмаилом Исфахани в 1800 году, во время правления Фатх-Али Шаха из династии Каджаров, стало предметом многих популярных мифов. До 1920-х годов он стоял на площади Арг (میدان ارگ, Meydān-e Arg), куда жители Тегерана стекались по случаю праздника Чаршанбе Сури. Девы, бездетные или несчастные жены забирались и садились на бочку, либо ползли под ней, а матери даже заставляли плохо себя вести и доставлять беспокойство детям, считая, что это излечит их непослушание. Эти обычаи исчезли в 1920-х годах, когда «Жемчужная пушка» была перенесена в клуб офицеров армии. Еще одна жемчужная пушка была в Тебризе. По случаю Чаршанбе Сури девушки и женщины привязывали свои дахилы (кусочки бумаги или ткани с пожеланиями и молитвами) к его бочке. Время от времени пушка использовалась в качестве убежища для политических или неполитических беглецов, чтобы иметь иммунитет к аресту или протесту в связи с семейными проблемами.
Садег Хедаят, иранский прозаик художественная литература и рассказы, есть книга с названием этой пушки, Туп-э Морварид, в которой критикуются старые верования иранского фольклора. В книге также упоминается происхождение Жемчужной пушки.
Сегодня Жемчужная пушка находится в проеме здания номер 7 Министерства иностранных дел на 30-й авеню Тир и Организации культурного наследия Ирана до сих пор ведет спор с министерством, чтобы переместить пистолет в музей.
Мохаммад Реза Пехлеви, последний шах Ирана, прыгает через огонь.
Чаршанбе Сури в Ванкувере, март 2008 года.
Чаршанбе Сури в Беркли, Калифорния, март 2013 года.
Чаршанбе Сури в Нью-Йорке, март 2016 года.
На Wikimedia Commons есть медиа связанный с Чаршанбе Сури. |