Чаршанбе Сури

редактировать
Чахаршанбе Сури
ČAHĀRŠANBA-SŪRĪ.jpg Чаршанбе Сури в Тегеране, март 2018 г.
НаблюдалИран. Афганистан. Азербайджан. Иракский Курдистан. Таджикистан. Турция (азербайджанцы и курды )
Типнациональный, этническое, культурное
ДатаНакануне последней среды перед весенним равноденствием
ЧастотаГодовой
Относится кНавруз, Сиздебедар

Чаршанбе Сури (персидский : چهارشنبه‌سوری, романизированный : Čahār-šanba (-e) -sūrī; букв. «Алая среда», обычно произносится как Čāršambe-sūrī) - иранский фестиваль, отмечаемый накануне последней среды перед Наврузом ( Иранский Новый год ).

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Обряды
    • 2.1 Прыжки через огонь
    • 2.2 Стук ложкой
  • 3 Историческая справка
    • 3.1 Древнее происхождение
    • 3.2 Империя Каджаров
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки nks

Этимология

Персидское название фестиваля состоит из čahāršanbe (چهارشنبه ), названия Среды в Иранские календари и сури (سوری ), имеющее два значения; это может означать «праздничный», а может также означать «алый» (в традиционном персидском и некоторых современных местных диалектах Ирана), что происходит от красноватой темы огня. В частности, поскольку огонь играет основную роль в этом событии, последнее значение (то есть алый) имеет больше смысла. Местные разновидности названия фестиваля включают азербайджанский Гул Чаршамба (в Ардебиле ), курдский Кола Човаршамба и Човаршама Коли (в Курдистане ), и Исфаханский персидский Чаршамб Соркси (в Исфахан ). Для курдов-езидов он известен как Чаршема Сор.

Обряды

2018 Фейерверк Чаршанбе Сури в Акре.

Прыжки через огонь

Перед началом фестиваля люди собирают хворост на открытом, свободном внешнем пространстве. На закате, после разжигания одного или нескольких костров, они прыгают через пламя, поют sorxi-ye для az man, zardi-ye man az to, что буквально означает «[пусть] твоя краснота [будет] моей, моя бледность - твоей», или местный эквивалент этого. Это считается практикой очищения.

Стук ложкой

Чаршанбе Сури включает в себя обычай, подобный угощению или угощению, который называется касок-дзани (قاشق‌زنی), дословно переводится как «стук ложкой». Это наблюдается людьми, одетыми в маскировку и ходящими от двери к двери, чтобы бить ложками по тарелкам или мискам и получать упакованные закуски.

Историческая справка

Древнее происхождение

Фестиваль берет свое начало в древних иранских ритуалах. Древние иранцы отмечали праздник Hamaspathmaedaya (Hamaspaθmaēdaya), последние пять дней в году в честь духов умерших, который сегодня называется Фарвардинеган. Они верили, что духи умерших придут для воссоединения. Семь святых бессмертных (Aməša Spənta ) были удостоены чести, и на заре Нового года им было предложено формальное ритуальное прощание. Фестиваль также совпал с фестивалями, посвященными созданию огня и людей. Ко времени Сасанидской империи праздник был разделен на две отдельные пентады, известные как меньшая и большая панже. Постепенно развивалось убеждение, что «меньшее пандже» принадлежит душам детей и тех, кто умер без греха, в то время как «большее пандже» принадлежит всем душам.

Империя Каджаров

Обычай, который когда-то был модным в Тегеране, заключался в том, чтобы просить заступничества так называемой «Жемчужной пушки» (Tup-e Morvārid) по этому поводу Чаршанбе Сури. Это тяжелое ружье, отлитое литейщиком Исмаилом Исфахани в 1800 году, во время правления Фатх-Али Шаха из династии Каджаров, стало предметом многих популярных мифов. До 1920-х годов он стоял на площади Арг (میدان ارگ, Meydān-e Arg), куда жители Тегерана стекались по случаю праздника Чаршанбе Сури. Девы, бездетные или несчастные жены забирались и садились на бочку, либо ползли под ней, а матери даже заставляли плохо себя вести и доставлять беспокойство детям, считая, что это излечит их непослушание. Эти обычаи исчезли в 1920-х годах, когда «Жемчужная пушка» была перенесена в клуб офицеров армии. Еще одна жемчужная пушка была в Тебризе. По случаю Чаршанбе Сури девушки и женщины привязывали свои дахилы (кусочки бумаги или ткани с пожеланиями и молитвами) к его бочке. Время от времени пушка использовалась в качестве убежища для политических или неполитических беглецов, чтобы иметь иммунитет к аресту или протесту в связи с семейными проблемами.

Садег Хедаят, иранский прозаик художественная литература и рассказы, есть книга с названием этой пушки, Туп-э Морварид, в которой критикуются старые верования иранского фольклора. В книге также упоминается происхождение Жемчужной пушки.

Сегодня Жемчужная пушка находится в проеме здания номер 7 Министерства иностранных дел на 30-й авеню Тир и Организации культурного наследия Ирана до сих пор ведет спор с министерством, чтобы переместить пистолет в музей.

Галерея

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Wikimedia Commons есть медиа связанный с Чаршанбе Сури.
Последняя правка сделана 2021-05-14 04:28:44
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте