Джованни Габриэли (ок. 1554/1557 - 12 августа 1612) - итальянский композитор и органист. Он был одним из самых влиятельных музыкантов своего времени и представляет собой кульминацию стиля венецианской школы во время перехода от ренессанса к барокко идиомы.
Габриэли родился в Венеции. Он был одним из пяти детей, а его отец был родом из области Карния и уехал в Венецию незадолго до рождения Джованни. Хотя о ранней жизни Джованни известно немного, он, вероятно, учился у своего дяди, композитора Андреа Габриэли, который работал в базилике Святого Марка с 1560-х годов до своей смерти в 1585 году. Джованни, возможно, действительно был воспитан его дядей, о чем свидетельствует посвящение его книге концертов 1587 года, в которой он описал себя как «немногим меньше сына» своему дяде.
Джованни также пошел с ним. в Мюнхен для обучения у знаменитого Орландо де Лассуса при дворе герцога Альберта V ; скорее всего, он оставался там примерно до 1579 года. Лассус должен был быть одним из главных факторов, повлиявших на развитие его музыкального стиля.
К 1584 году он вернулся в Венецию, где стал главным органистом в St Базилика Марка в 1585 году, после того, как Клаудио Меруло покинул пост; после смерти дяди в следующем году он также занял пост главного композитора. Также после смерти дяди он начал редактировать большую часть музыки пожилого человека, которая в противном случае была бы утеряна; Андреа, очевидно, не имел особого желания публиковать свою собственную музыку, но Джованни был настолько высокого мнения о ней, что большую часть своего времени он посвящал составлению и редактированию ее для публикации.
Карьера Габриэли пошла дальше, когда он занял дополнительную должность органиста в Scuola Grande di San Rocco, еще одну должность, которую он оставил на всю свою жизнь. Сан-Рокко был самым престижным и богатым из всех венецианских братств и уступал только Сан-Марко по великолепию своего музыкального заведения. Здесь выступали некоторые из самых известных певцов и инструменталистов Италии, и яркое описание его музыкальной деятельности сохранилось в путевых воспоминаниях английского писателя Томаса Кориата. Большая часть его музыки была написана специально для этого места, хотя, вероятно, еще больше он написал для Сан-Марко.
Сан-Марко имел давние традиции музыкального мастерства, и работа Габриэли сделала его одним из самых известных композиторов в Европе. Мода, которая началась с его влиятельного тома Sacrae symphoniae (1597), была такова, что композиторы со всей Европы, особенно из Германии, приезжали в Венецию учиться. Очевидно, он также поручил своим новым ученикам изучить мадригалы, написанные в Италии, поэтому они не только вернули великий венецианский полихоральный стиль в свои страны, но и более интимные стиль мадригалов; Генрих Шютц и другие помогли перенести переходную музыку раннего барокко на север в Германию, и эта тенденция решительно повлияла на последующую историю музыки. Произведения немецкого барокко, завершившиеся музыкой И.С. Баха, были основаны на этой прочной традиции, уходящей корнями в Венецию.
Габриэли заболел примерно после 1606 года, когда церковные власти начали назначать заместителей для выполнения обязанностей, которые он больше не мог выполнять. Он умер в 1612 году в Венеции от осложнений от почечного камня.
Хотя Габриэли сочинял во многих формах, существовавших в то время, он предпочитал духовный вокал и инструментальную музыку. Вся его светская вокальная музыка находится на относительно раннем этапе его карьеры; он никогда не писал более легких форм, таких как танцы; а позже он сконцентрировался на духовном вокале и инструментальной музыке, в которой для максимального эффекта использовалась звучность. Среди приписываемых ему нововведений - и хотя он не всегда был первым, кто их использовал, он был самым известным в свое время, сделавшим это, - это динамика; специально обозначенные инструменты (как в знаменитой Сонате pian'e forte ); и огромные силы, объединенные в несколько пространственно разделенных групп, идея, которая должна была стать генезисом стиля барокко концерто и быстро распространилась на северную Европу, как по сообщениям посетителей Венеции, так и по сообщениям Габриэли. студенты, в число которых входили Ганс Лео Хасслер и Генрих Шютц.
. Как и композиторы до и после него, он использовал необычную планировку церкви Сан-Марко с двумя лофтами для хора, обращенными друг к другу, для создания поразительных пространственных эффектов. Большинство его произведений написано таким образом, что хор или инструментальная группа сначала будут слышны с одной стороны, а затем откликнутся музыканты с другой стороны; часто третья группа располагалась на сцене у главного алтаря в центре церкви. Хотя этот полихоральный стиль существовал в течение десятилетий (Адриан Уилларт, возможно, первым использовал его, по крайней мере, в Венеции), Габриэли был пионером в использовании тщательно определенных групп инструментов и певцов, с точными указаниями для инструментовки и более чем в двух группах. Акустика в церкви была и остается такой, что правильно расположенные инструменты можно было слышать с идеальной четкостью в отдаленных точках. Таким образом, инструменты, которые выглядят странно на бумаге, например, однострунный исполнитель, установленный против большой группы медных инструментов, могут звучать в Сан-Марко с идеальным балансом. Прекрасный пример этой техники можно увидеть в озвучивании In Ecclesiis.
Первые песнопения Габриэли были опубликованы вместе с сочинениями его дяди Андреа в его томе Концертов 1587 года. Эти пьесы демонстрируют большое влияние стиля его дяди в использовании диалогов и эффектов эха. Хоры бывают низкие и высокие, и разница между их высотой звука выражается в использовании инструментального сопровождения. Мотеты, опубликованные в Sacrae Symphoniae 1597 года Джованни, похоже, отходят от этой техники близкой антифонии к модели, в которой музыкальный материал не просто воспроизводится эхом, но развивается последовательными хоровыми записями. Некоторые мотеты, такие как Omnes Gentes, довели модель до предела своих возможностей. В этих мотетах инструменты являются неотъемлемой частью исполнения, и только хоры с пометкой «Капелла» должны исполняться певцами для каждой партии.
Кажется, что после 1605 года в стиле Габриэли произошли явные изменения. год публикации Quinto libro di madrigali Монтеверди, и в результате композиции Габриэли выполнены в гораздо более гомофоническом стиле. Есть разделы, предназначенные исключительно для инструментов, так называемые «Sinfonia», и небольшие разделы для солистов, исполняющих витиеватые строки, в сопровождении просто bassocontino. Припевы "Alleluia" создают припевы внутри структуры, формируя рондо в мотетах, с тесным диалогом между хорами и солистами. В частности, одно из его самых известных произведений, In Ecclesiis, представляет собой демонстрацию таких полихоральных техник с использованием четырех отдельных групп инструментальных и певческих исполнителей, подкрепленных вездесущим органом и континуо..
Итальянский термин canzon, множественное число canzoni, используемый Габриэли и другими, происходит от французского слова «шансон, »И вскоре после времен Габриэли он был полностью переведен в итальянский язык как canzona, множественное число canzone . В английском языке используется вторая итальянская форма с canzonas во множественном числе.
«Concerti di Andrea, et di Giovanni Gabrieli, Organisti della Serenissima Signori di Venetia»: собрание из 77 произведений, большинство из которых которые принадлежат дяде, Андреа Габриэли, но также содержат некоторые из полихоральных мотетов младшего Габриэли.
Коллекция: 45 мотетов для 6, 7, 8, 10, 12, 14, 15 или 16 голосов; 14 канцон в 8, 10, 12 или 15 музыкальных строках; и две сонаты, одна из 8 музыкальных строк, другая из 12.
Сборник из 36 коротких работ с Габриэли, Джироламо Фрескобальди и др. Первые четыре, а также 27-е и 28-е принадлежат Габриэли.
Сборник из 16 канцони и 5 сонатов для 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 15 и 22 “voice, per sonar con ogni sorte di Instrumenti, con il basso per l'organo (музыкальные партии, для звучания на всех видах инструментов, с басом посредством органа) ». Опубликовано посмертно в 1615 году. (†) Обратите внимание, что опубликованная нумерация (римская система) не совсем соответствует каталогу Charteris.
Sacrae symphoniae Liber secundus. Опубликовано посмертно в 1615 году.
![]() | На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Джованни Габриэли. |