Джованни Габриэли

редактировать
Итальянский композитор (c1554 / 1557-1612)

Могила Джованни Габриэли в Санто-Стефано, Венеция

Джованни Габриэли (ок. 1554/1557 - 12 августа 1612) - итальянский композитор и органист. Он был одним из самых влиятельных музыкантов своего времени и представляет собой кульминацию стиля венецианской школы во время перехода от ренессанса к барокко идиомы.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Музыка и стиль
  • 3 О слове «Canzon»
  • 4 Произведения
    • 4.1 Concerti (1587)
    • 4.2 Sacrae Symphoniae (1597)
    • 4.3 Canzoni per sonare (1608)
    • 4.4 Canzoni e Sonate (написано nlt. 1612, publ. 1615)
    • 4.5 Sacrae Symphoniae II (написано nlt. 1612, publ. 1615)
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Биография

Габриэли родился в Венеции. Он был одним из пяти детей, а его отец был родом из области Карния и уехал в Венецию незадолго до рождения Джованни. Хотя о ранней жизни Джованни известно немного, он, вероятно, учился у своего дяди, композитора Андреа Габриэли, который работал в базилике Святого Марка с 1560-х годов до своей смерти в 1585 году. Джованни, возможно, действительно был воспитан его дядей, о чем свидетельствует посвящение его книге концертов 1587 года, в которой он описал себя как «немногим меньше сына» своему дяде.

Джованни также пошел с ним. в Мюнхен для обучения у знаменитого Орландо де Лассуса при дворе герцога Альберта V ; скорее всего, он оставался там примерно до 1579 года. Лассус должен был быть одним из главных факторов, повлиявших на развитие его музыкального стиля.

К 1584 году он вернулся в Венецию, где стал главным органистом в St Базилика Марка в 1585 году, после того, как Клаудио Меруло покинул пост; после смерти дяди в следующем году он также занял пост главного композитора. Также после смерти дяди он начал редактировать большую часть музыки пожилого человека, которая в противном случае была бы утеряна; Андреа, очевидно, не имел особого желания публиковать свою собственную музыку, но Джованни был настолько высокого мнения о ней, что большую часть своего времени он посвящал составлению и редактированию ее для публикации.

Карьера Габриэли пошла дальше, когда он занял дополнительную должность органиста в Scuola Grande di San Rocco, еще одну должность, которую он оставил на всю свою жизнь. Сан-Рокко был самым престижным и богатым из всех венецианских братств и уступал только Сан-Марко по великолепию своего музыкального заведения. Здесь выступали некоторые из самых известных певцов и инструменталистов Италии, и яркое описание его музыкальной деятельности сохранилось в путевых воспоминаниях английского писателя Томаса Кориата. Большая часть его музыки была написана специально для этого места, хотя, вероятно, еще больше он написал для Сан-Марко.

Сан-Марко имел давние традиции музыкального мастерства, и работа Габриэли сделала его одним из самых известных композиторов в Европе. Мода, которая началась с его влиятельного тома Sacrae symphoniae (1597), была такова, что композиторы со всей Европы, особенно из Германии, приезжали в Венецию учиться. Очевидно, он также поручил своим новым ученикам изучить мадригалы, написанные в Италии, поэтому они не только вернули великий венецианский полихоральный стиль в свои страны, но и более интимные стиль мадригалов; Генрих Шютц и другие помогли перенести переходную музыку раннего барокко на север в Германию, и эта тенденция решительно повлияла на последующую историю музыки. Произведения немецкого барокко, завершившиеся музыкой И.С. Баха, были основаны на этой прочной традиции, уходящей корнями в Венецию.

Габриэли заболел примерно после 1606 года, когда церковные власти начали назначать заместителей для выполнения обязанностей, которые он больше не мог выполнять. Он умер в 1612 году в Венеции от осложнений от почечного камня.

Музыка и стиль
Canzon Septimi Toni No. 2, пьеса для двух антифонных хоров по четыре инструмента в каждом; оригинальные инструменты не указаны, но часто играют на восьми тромбонах. Синтезированный звук:

Хотя Габриэли сочинял во многих формах, существовавших в то время, он предпочитал духовный вокал и инструментальную музыку. Вся его светская вокальная музыка находится на относительно раннем этапе его карьеры; он никогда не писал более легких форм, таких как танцы; а позже он сконцентрировался на духовном вокале и инструментальной музыке, в которой для максимального эффекта использовалась звучность. Среди приписываемых ему нововведений - и хотя он не всегда был первым, кто их использовал, он был самым известным в свое время, сделавшим это, - это динамика; специально обозначенные инструменты (как в знаменитой Сонате pian'e forte ); и огромные силы, объединенные в несколько пространственно разделенных групп, идея, которая должна была стать генезисом стиля барокко концерто и быстро распространилась на северную Европу, как по сообщениям посетителей Венеции, так и по сообщениям Габриэли. студенты, в число которых входили Ганс Лео Хасслер и Генрих Шютц.

. Как и композиторы до и после него, он использовал необычную планировку церкви Сан-Марко с двумя лофтами для хора, обращенными друг к другу, для создания поразительных пространственных эффектов. Большинство его произведений написано таким образом, что хор или инструментальная группа сначала будут слышны с одной стороны, а затем откликнутся музыканты с другой стороны; часто третья группа располагалась на сцене у главного алтаря в центре церкви. Хотя этот полихоральный стиль существовал в течение десятилетий (Адриан Уилларт, возможно, первым использовал его, по крайней мере, в Венеции), Габриэли был пионером в использовании тщательно определенных групп инструментов и певцов, с точными указаниями для инструментовки и более чем в двух группах. Акустика в церкви была и остается такой, что правильно расположенные инструменты можно было слышать с идеальной четкостью в отдаленных точках. Таким образом, инструменты, которые выглядят странно на бумаге, например, однострунный исполнитель, установленный против большой группы медных инструментов, могут звучать в Сан-Марко с идеальным балансом. Прекрасный пример этой техники можно увидеть в озвучивании In Ecclesiis.

Первые песнопения Габриэли были опубликованы вместе с сочинениями его дяди Андреа в его томе Концертов 1587 года. Эти пьесы демонстрируют большое влияние стиля его дяди в использовании диалогов и эффектов эха. Хоры бывают низкие и высокие, и разница между их высотой звука выражается в использовании инструментального сопровождения. Мотеты, опубликованные в Sacrae Symphoniae 1597 года Джованни, похоже, отходят от этой техники близкой антифонии к модели, в которой музыкальный материал не просто воспроизводится эхом, но развивается последовательными хоровыми записями. Некоторые мотеты, такие как Omnes Gentes, довели модель до предела своих возможностей. В этих мотетах инструменты являются неотъемлемой частью исполнения, и только хоры с пометкой «Капелла» должны исполняться певцами для каждой партии.

Кажется, что после 1605 года в стиле Габриэли произошли явные изменения. год публикации Quinto libro di madrigali Монтеверди, и в результате композиции Габриэли выполнены в гораздо более гомофоническом стиле. Есть разделы, предназначенные исключительно для инструментов, так называемые «Sinfonia», и небольшие разделы для солистов, исполняющих витиеватые строки, в сопровождении просто bassocontino. Припевы "Alleluia" создают припевы внутри структуры, формируя рондо в мотетах, с тесным диалогом между хорами и солистами. В частности, одно из его самых известных произведений, In Ecclesiis, представляет собой демонстрацию таких полихоральных техник с использованием четырех отдельных групп инструментальных и певческих исполнителей, подкрепленных вездесущим органом и континуо..

О слове «Canzon»

Итальянский термин canzon, множественное число canzoni, используемый Габриэли и другими, происходит от французского слова «шансон, »И вскоре после времен Габриэли он был полностью переведен в итальянский язык как canzona, множественное число canzone . В английском языке используется вторая итальянская форма с canzonas во множественном числе.

Произведения

Concerti (1587)

«Concerti di Andrea, et di Giovanni Gabrieli, Organisti della Serenissima Signori di Venetia»: собрание из 77 произведений, большинство из которых которые принадлежат дяде, Андреа Габриэли, но также содержат некоторые из полихоральных мотетов младшего Габриэли.

  • 9.) Inclina Domine aurem a 6
  • 19.) Ego dixi Domine a 7
  • 33.) O magnum mystery a 8
  • 37.) Deus meus ad te de luce a 10
  • 40.) Angelus ad pastores ait a 12
  • 77.) Sacri di Giove augei a 12

Sacrae Symphoniae (1597)

Коллекция: 45 мотетов для 6, 7, 8, 10, 12, 14, 15 или 16 голосов; 14 канцон в 8, 10, 12 или 15 музыкальных строках; и две сонаты, одна из 8 музыкальных строк, другая из 12.

  1. Мотет «Cantate Domino» a 6, Ch. 6
  2. Exaudi Domine, justitiam meam, Глава 7
  3. Мотет «Beata es virgo Maria» a 6, Ch. 8
  4. Мотет «Miserere mei Deus» (Псалом 51) а 6, гл. 9
  5. O quam suavis est, Domine, Ch.10
  6. Benedixisti Domine terram tuam, Ch.11
  7. Мотет «Exaudi Deus orationem meam» (Псалом 55) a 7, Гл. 12
  8. Мотет «Sancta Maria succurre miseris» а 7, гл. 13
  9. O Domine Jesu Christe, глава 14
  10. Domine exaudi orationem meam, глава 15
  11. Jubilate Deo, omnis terr, глава 16
  12. Misericordias Domin, Глава 17
  13. Beati immaculati, Глава 18
  14. Laudate nomen Domini, Глава 19
  15. Jam non dicam vos servos, Глава 20
  16. Beati omnes, Ch.21
  17. Domine, Dominus noster, Ch.22
  18. Angelus Domini Descentit, Ch.23
  19. Мотет «O Jesu mi dulcissime» a 8, Гл. 24
  20. Мотет «Sancta et immaculata virginitas» а 8, гл. 25
  21. Diligam te, Domine, Ch.26
  22. Exultate justi in Domino, Ch.27
  23. Hoc tegitur, Ch.28
  24. Ego sum qui sum, Ch.29
  25. In te Domine speravi, Ch.30
  26. Jubilemus singuli, Ch.31
  27. Magnificat, Ch.32
  28. Canzon per sonar primi toni a 8, Ch.170
  29. Canzon per sonar septimi toni a 8, Ch.171
  30. Canzon per sonar septimi toni a 8, Ch.172
  31. Canzon per sonar noni toni a 8, Ch.173
  32. Canzon per sonar duodecimi toni a 8, Ch.174
  33. Sonata pian e forte, Ch.175
  34. Benedicam Dominum, Глава 33
  35. Domine exaudi orationem meam, Глава 34
  36. Мотет «Мария Дева» а 10, гл. 35
  37. Мотет «Deus qui beatum Marcum» а 10, гл. 36
  38. Surrexit Pastor Bonus, Ch.37
  39. Judica me, Domine, Ch.38
  40. Quis est iste qui venit, Ch.39
  41. Motet «Hodie Christus natus est» а 10, гл. 40
  42. Canzon per sonar primi toni a 10, Ch.176
  43. Canzon per sonar duodecimi toni a 10, Ch.177
  44. Canzon per sonar duodecimi toni a 10, Ch.178
  45. Песня для сонара duodecimi toni a 10, Ch.179
  46. Canzon in echo duodecimi toni toni à 10, Ch.180
  47. Canzon sudetta совместима для концерта с l ' Organo a 10, Ch.181
  48. Plaudite, psallite, jubilate Deo omnis terra, Ch.41
  49. Virtute magna, Ch.42
  50. Kyrie (primus), Ch. 43
  51. Christe, Ch.44
  52. Kyrie (tertius), Ch.45 (Ch.43–45 представляют собой единую композицию)
  53. Gloria, Ch.46
  54. Sanctus, Ch.47
  55. Magnificat, Ch.48
  56. Regina cœli, lætare, Ch.49
  57. Canzon per sonar septimi octavi toni a 12, Ch.182
  58. Canzon per sonar noni toni a 12, Ch.183
  59. Sonata octavi toni a 12, Ch.184
  60. Nunc dimittis, Ch.50
  61. Jubilate Deo, omnis terra, Ch.51
  62. Canzon quti toni a 15, Ch.185
  63. Omnes gentes plaudite manibus, Ch.52

Canzoni per sonare (1608)

Сборник из 36 коротких работ с Габриэли, Джироламо Фрескобальди и др. Первые четыре, а также 27-е и 28-е принадлежат Габриэли.

  • Canzon (I) a 4 «La spiritata», гл. 186
  • Песнь (II) а 4, гл. 187
  • Песнь (III) а 4, гл. 188
  • Канцон (IV) а 4, гл. 189
  • Песнь (XXVII) а 8 «Fa sol la re», гл. 190
  • Канцон (XXVIII) а 8 «Sol sol la sol fa mi», гл. 191

Canzoni e Sonate (написано nlt. 1612, publ. 1615)

Сборник из 16 канцони и 5 сонатов для 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 14, 15 и 22 “voice, per sonar con ogni sorte di Instrumenti, con il basso per l'organo (музыкальные партии, для звучания на всех видах инструментов, с басом посредством органа) ». Опубликовано посмертно в 1615 году. (†) Обратите внимание, что опубликованная нумерация (римская система) не совсем соответствует каталогу Charteris.

  1. Canzon prima (пункт I) а 5, гл. 195
  2. Канцон (II) а 6, гл. 196
  3. Песнь (III) а 6, гл. 197
  4. Канцон (IV) а 6, гл. 198
  5. Песнь (V) а 7, гл. 199
  6. Канцон (VI) а 7, гл. 200
  7. Канцон (VII) а 7, гл. 201
  8. Канцон (VIII) а 8, гл. 202
  9. Canzon (IX) † a 8
  10. Canzon (X) † a 8
  11. Canzon (XI) † a 8
  12. Canzon (XII) а 8, гл. 205
  13. Соната (поз. XIII) а 8, гл. 206
  14. Песнь (поз. XIV) а 10, гл. 207
  15. Канцон (XV) а 10, гл. 208
  16. Канцон (XVI) а 12, гл. 209
  17. Канцон (XVII) а 12, гл. 210
  18. Соната (п. XVIII) а 14, гл. 211
  19. Соната (XIX) а 15, гл. 212
  20. Соната (XX) а 22, гл. 213
  21. Соната (XXI) для скрипки и бассо (а 4), гл. 214

Sacrae Symphoniae II (написано nlt. 1612, publ. 1615)

Sacrae symphoniae Liber secundus. Опубликовано посмертно в 1615 году.

  1. Exultavit cor meum
  2. Congratulamini mihi
  3. Ego dixi Domine
  4. Sancta et immaculata
  5. O Jesu mi dulcissime
  6. Hodie Complete sunt
  7. O quam suavis
  8. Deus in nomine tuo
  9. Attendite popule meus
  10. Cantate Domino
  11. Benedictus es Dominus
  12. Litania Beatae Mariae Virginis
  13. Deus Deus meus
  14. Vox Domini
  15. Iubilate Deo
  16. Мотет «Surrexit Christus» a 11, Гл. 66
  17. Exaudi Deus
  18. O gloriosa virgo
  19. Misericordia tua Domine
  20. Suscipe clementissime Deus
  21. Kyrie
  22. Sanctus
  23. Magnificat 12 vocum
  24. Confitebor tibi Domine
  25. Мотет «Quem vidistis pastores» а 14
  26. Мотет «In ecclesiis» а 14
  27. Magnificat 14 vocum
  28. Salvator noster
  29. O quam gloriosa
  30. Exaudi me Domine
  31. Magnificat 17 vocum
  32. Buccinate
Ссылки
Дополнительная литература
  • Арнольд, Денис. Джованни Габриэли и музыка венецианского высокого Возрождения. Лондон: Oxford University Press, 1979. ISBN 0-19-315247-9
  • Арнольд, Денис. Монтеверди. Лондон, J.M. Dent Sons Ltd, 1975. ISBN 0-460-03155-4
  • Арнольд, Денис. "Джованни Габриэли", в словаре музыки и музыкантов New Grove, изд. Стэнли Сэди. 20 т. Лондон, Macmillan Publishers Ltd., 1980. ISBN 1-56159-174-2
  • Bartlett, Clifford Holman, Peter. Джованни Габриэли: Руководство по исполнению его инструментальной музыки. В старинной музыке, Vol. 3, № 1 (январь 1975 г.), стр. 25–32.
  • Брайант, Дэвид. «Габриэли, Джованни». В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/40693 (по состоянию на 22 сентября 2009 г.).
  • Bukofzer, Manfred. Музыка эпохи барокко. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1947. ISBN 0-393-09745-5
  • Чартерис, Ричард. Джованни Габриэли (ок. 1555–1612): тематический каталог его музыки с путеводителем по исходным материалам и переводам его вокальных текстов. Нью-Йорк, 1996.
  • Затирка, Дональд Джей. История западной музыки. W.W. Norton Co., 1980. ISBN 0-393-95136-7
  • Кентон, Эгон. Жизнь и творчество Джованни Габриэли. Американский институт музыковедения, 1967 (Армен Карапетен).
  • Онгаро, Джулио и др. "Венеция." В Grove Music Online. Oxford Music Online, http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/41311 (по состоянию на 22 сентября 2009 г.)
  • Риз, Гюстав. Музыка эпохи Возрождения. Нью-Йорк, W.W. Norton Co., 1954. ISBN 0-393-09530-4
  • Селфридж-Филд, Элеонора, Венецианская инструментальная музыка, от Габриэли до Вивальди. New York, Dover Publications, 1994. ISBN 0-486-28151-5
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Джованни Габриэли.
Последняя правка сделана 2021-05-21 09:10:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте