Джироламо Фрескобальди

редактировать
Итальянский композитор (1583–1643) Джироламо Фрескобальди

Джироламо Алессандро Фрескобальди (итальянский: ; также Джероламо, Джиролимо и Джеронимо Алиссандро; сентябрь 1583 г. - 1 марта 1643 г.) был музыкантом из герцогства Феррара, что сейчас на севере Италия. Он был одним из важнейших композиторов клавишной музыки позднего ренессанса и начала барокко. Вундеркинд, Фрескобальди учился у Луццаско Луццаски в Ферраре, но испытал влияние многих композиторов, в том числе Асканио Майоне, Джованни Мария Трабачи и Клаудио. Меруло. Джироламо Фрескобальди был назначен органистом St. Базилика Святого Петра, центр силы Cappella Giulia (музыкальная организация) с 21 июля 1608 года по 1628 год и снова с 1634 года до его смерти.

Печатные собрания Фрескобальди содержат некоторые из самых влиятельных музыкальных произведений 17 века. Его творчество оказало влияние на Иоганна Якоба Фробергера, Иоганна Себастьяна Баха, Генри Перселла и бесчисленное множество других крупных композиторов. Пьесы из его знаменитого сборника литургической органной музыки Fiori Musicali (1635) использовались в качестве образцов строгого контрапункта еще в XIX веке.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Музыка
  • 3 Наследие
  • 4 В популярной культуре
  • 5 Медиа
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Жизнь
Феррара, место рождения Фрескобальди, в 1600 году.

Фрескобальди родился в Ферраре. Его отец Филиппо был состоятельным человеком, возможно, органистом, поскольку и Джироламо, и его сводный брат Чезаре стали органистами. (Нет никаких доказательств того, что Фрескобальди из Феррары были связаны с одноименным флорентийским дворянским домом.) Фрескобальди учился у Луццаско Луццаски, известного композитора мадригалов и органист при дворе герцога Альфонсо II д'Эсте. Хотя клавишная музыка Луцзаски сегодня относительно неизвестна (большая часть ее утеряна), современные отчеты предполагают, что он был одновременно одаренным композитором и исполнителем, одним из немногих, кто мог выступать и сочинять для Никола Вичентино архицембало. Современные отчеты описывают Фрескобальди как вундеркинда, который «прошел через различные главные города Италии»; он быстро завоевал известность как исполнитель и покровительствовал важным дворянам. Композиторы, посетившие Феррару в этот период, включали многих выдающихся мастеров, таких как Клаудио Монтеверди, Джон Дауланд, Орланде де Лассус, Клаудио Меруло, и Карло Джезуальдо.

Когда ему было чуть за двадцать, Фрескобальди покинул родную Феррару и отправился в Рим. Согласно сообщениям, Фрескобальди находился в этом городе еще в 1604 году, но его присутствие может быть подтверждено только в 1607 году. Он был церковным органистом в Санта-Мария-ин-Трастевере, записанном как «Girolamo Organista», с января по май 2005 года. этот год. Его также нанял Гвидо Бентивольо, архиепископ Родосский, и он сопровождал его в поездке во Фландрию, где Бентивольо был сделан нунцием в суд. Это была единственная поездка Фрескобальди за пределы Италии. Хотя в то время Брюссельский двор был одним из самых важных в Европе в музыкальном плане, нет никаких свидетельств влияния Пеэтера Корнета или Питера Филипса на Фрескобальди. Основываясь на предисловии Фрескобальди к его первой публикации, тому мадригалов 1608 года, композитор также посетил Антверпен, где местные музыканты, впечатленные его музыкой, уговорили его опубликовать хотя бы часть ее. Находясь за границей, Фрескобальди был избран 21 июля 1608 года на место Эрколе Паскини органистом Св. Базилика Петра в Риме. Однако Фрескобальди оставался во Фландрии все лето и не вернулся в Рим до 29 октября (задержав свое прибытие на длительное пребывание в Милане, чтобы опубликовать другой сборник музыки, клавишную Fantasie). Он приступил к исполнению своих обязанностей 31 октября и занимал эту должность, хотя и с перерывами, до своей смерти. Он также присоединился к музыкальному истеблишменту Энцо Бентивольо после того, как последний поселился в Риме в 1608 году, хотя он отдалился от своего покровителя после романа с молодой женщиной. Скандал, связанный с конкуренцией между Бентивольо и семьей Медичи, в конечном итоге вынудил его оставить свой пост.

Между 1610–1613 годами Фрескобальди начал работать на кардинала Пьетро Альдобрандини. Он оставался на своей службе до смерти кардинала Альдобрандини в феврале 1621 года. 18 февраля 1613 года он женился на Орсоле Траваглини, известной как Орсола дель Пино. У пары было пятеро детей: Франческо (внебрачный ребенок, родившийся 29 мая 1612 г.), Маддалена (внебрачный ребенок, родившийся 22 июля 1613 г.), Доменико (8 ноября 1614 г., поэт и коллекционер), Стефано (1616/7) и Катерина (сентябрь 1619 г.).

В октябре 1614 г. к Фрескобальди подошел агент герцога Мантуи, Фердинандо I Гонзага. Фрескобальди сделали такое хорошее предложение, что он согласился устроиться к нему на работу. Однако по прибытии в Мантую прием был настолько холодным, что Фрескобальди вернулся в Рим к апрелю 1615 года. Он продолжил издавать свою музыку: два издания первой книги токкаты и книгу ричеркаров и канцоны появились в 1615 году. В дополнение к своим обязанностям в базилике и учреждении Альдобрандини, Фрескобальди брал учеников и иногда работал в других церквях. Период с 1615 по 28 год был самым продуктивным временем Фрескобальди. Его основными произведениями этого периода были инструментальные пьесы, в том числе: вторая версия первой книги токкат (1615-6), ричеркаров и канцон (1615), каприцио (1624), второй книги токкат (1627) и объем канцон для одного-четырех инструментов и континуо (1628).

Св. Базилика Петра дала Фрескобальди разрешение покинуть Рим 22 ноября 1628 года. Джироламо переехал в Флоренцию, Италия, на службу к великому герцогу Тосканы, Медичи. Во время своего пребывания там он был самым высокооплачиваемым музыкантом и в течение года служил органистом баптистерия Флоренции. Он оставался в городе до 1634 г.; в этот период, среди прочего, были опубликованы две книги арий (1630 г.). Композитор вернулся в Рим в апреле 1634 года, будучи призванным на службу к могущественной семье Барберини, то есть к Папе Урбану VIII, высшей награде, предлагаемой любому музыканту. Он продолжал работать в соборе Святого Петра, а также работал у кардинала Франческо Барберини, у которого также работал известный лютнист Иоганн Иероним Капсбергер. Фрескобальди опубликовал одно из своих самых влиятельных сборников, Fiori Musicali, в 1635 году, а также выпустил переиздания старых сборников в 1637 году. Никаких других отпечатков не последовало (хотя собрание ранее неопубликованных произведений появилось в 1645 и 1664 годах. Доменико Фрескобальди все еще хранил произведения своего отца, которые никогда не публиковались). Фрескобальди умер 1 марта 1643 года после болезни, которая длилась 10 дней. Он был похоронен в Санти Апостоли, но гробница исчезла при перестройке церкви в конце 18 века. Сегодня в церкви есть могила, носящая его имя и почитающая его как одного из отцов итальянской музыки.

Музыка
Факсимиле Арии Детта ла Фрескобальда (1627), самый ранний известный набор вариаций на музыку. оригинальная тема

Фрескобальди, после Яна Питерсоона Свелинка, был первым из великих композиторов древней франко-нидерландско-итальянской традиции, который решил сосредоточить свою творческую энергию на инструментальной композиции. Фрескобальди привнес широкий спектр эмоций в относительно необъятные глубины инструментальной музыки. Клавиатура занимает важнейшее место в дошедшем до нас творчестве Фрескобальди. Он опубликовал восемь ее сборников при жизни, несколько из них были переизданы под его руководством, а другие произведения были опубликованы либо посмертно, либо переданы в рукописях. Его сборник инструментальных ансамблей канцон, Il Primo Libro delle Canzoni был издан двумя изданиями в Риме в 1628 году и существенно переработан в Венецианском издании 1634 года. В сборнике десять были заменены и все были переработаны в той или иной степени, шестнадцать из них - радикально. Это обширное редактирование свидетельствует о постоянном интересе Фрескобальди к максимальному совершенству своих произведений и коллекций.

Композиционный канон Фрескобальди начался с его публикаций 1615 года. Одним из изданий 1615 года было Ricercari et canzone. Эта работа вернула старомодный чистый стиль ричеркара. Быстрые ноты и тройной метр не могли умалить чистоту стиля. Вторым изданием 1615 года была Toccate e partite, которая установила выразительный клавишный стиль. Фрескобальди не соблюдал общепринятые правила сочинения, гарантируя, что никакие два произведения не имеют похожей структуры. В 1615-28 годах публикации Фрескобальди связывают его с Congregazione именно тогда, когда деятельность группы определила римские музыкальные тенденции.

Следующий поток композиций Фрескобальди расширил свой художественный диапазон за пределы клавишной музыки, на которой он сосредоточился ранее. Следующие четыре публикации Фрескобальди после 1627 года были написаны для инструментальных и вокальных ансамблей как духовных, так и светских жанров. Сборники из тридцати духовных произведений 1627 года и сорока ансамблевых канцон 1628 года являются структурными противоположностями. Однако оба написаны в более традиционном стиле, что делает их подходящими для церковного использования. «Музыкальные произведения», опубликованные в 1630 году, вероятно, были написаны раньше, когда Фрескобальди был в Риме. В этих двух томах используются пары клавиш: romanesca / ruggiero и ciaconna / passacaglia в вокальном режиме.

В 1635 году Фрескобальди опубликовал Fiori Musicali. Эта группа произведений - его единственное сочинение, посвященное церковной музыке, и его последний сборник, содержащий совершенно новые произведения. Фиори экспериментирует со многими жанрами в литургических рамках мессы. В этой коллекции представлены практически все жанры, которые исповедует Фрескобальди, за исключением популярного стиля. Фрескобальди культивировал старую форму органной импровизации на григорианском распеве cantus firmus, который лучше всего проявляется в Fiori muscali. Орган чередовался с хором на стихах и импровизировал контрапунктом. Произведения Fiori Musicali по-прежнему использовались как образцы строгого контрапункта в 18-19 веках.

Помимо Fiori Musicali, две книги Фрескобальди toccatas и partitas (1615 и 1627) являются его наиболее важными собраниями. Его токкаты можно было использовать в мессах и на литургических мероприятиях. Эти токкаты служили прелюдиями к более крупным произведениям или представляли собой отдельные части значительной длины. Secondo libro, написанная в 1627 году, расширяет концепцию жанров, включенных в первую книгу токкат. Еще больше разнообразия вносят различные ритмические техники и четыре органные пьесы. Обе книги открываются набором из двенадцати токкат, написанных в ярком импровизационном стиле, с чередованием быстрых нот или пассажи с более интимными и медитативными частями, называемыми affetti, плюс короткие всплески контрапунктовой имитации.

Виртуозные техники пронизывают музыку и делают некоторые произведения сложными даже для современных исполнителей - на Токкате IX из Secondo libro di toccata есть надпись композитора: «Non senza fatiga si giunge al fine», «Не без Тяжело ты доберешься до конца ". Такие короткие реплики встречаются и в произведениях Fiori Musicali; один из них относится к пятому голосу, который исполнитель должен петь в ключевые моменты во время ричеркара, а поиск ключевых моментов предоставляется исполнителю. Знаменитая нота Фрескобальди для этого произведения: «Intendami chi puo che m'intend 'io» - «Поймите меня, [кто может,], пока я сам себя понимаю». Эта концепция является еще одной иллюстрацией новаторского, смелого подхода Фрескобальди. к композиции.

Хотя Фрескобальди находился под влиянием многих более ранних композиторов, таких как неаполитанцы Асканио Майоне и Джованни Мария Трабаци и венецианец Клаудио Меруло, его музыка представляет собой нечто большее, чем просто краткое изложение ее влияний. Помимо мастерского обращения с традиционными формами, Фрескобальди важен своими многочисленными нововведениями, особенно в области темпа : в отличие от своих предшественников, он будет включать в разделах его произведений контрастируют темпи, а некоторые из его публикаций включают длинное предисловие, в котором подробно описываются связанные с темпом аспекты исполнения. По сути, он пошел на компромисс между древней белой мензуральной нотацией и жесткой Тактус и современное понятие темпа. Хотя эта идея не была новой (ее использовал, например, Джулио Каччини ), Фрескобальди был одним из первых, кто популяризировал ее в клавишной музыке.

Фрескобальди также внес существенный вклад в искусство вариаций ; он, возможно, был одним из первых композиторов, который ввел сопоставление чакконы и пассакалии в музыкальный репертуар, а также первым, кто сочинил набор вариаций на оригинальную тему (все более ранние примеры представляют собой вариации на народные или популярные мелодии). Фрескобальди проявлял растущий интерес к созданию сложных произведений из отдельных частей, не связанных между собой в последние годы своего творчества. Последняя работа Фрескобальди, Cento partite sopra passacagli, была его самой впечатляющей творческой работой. Cento демонстрирует новый интерес Фрескобальди к объединению разных произведений, которые сначала были написаны независимо.

Другие произведения композитора включают сборники канцон, фантазий, каприччио и других клавишных жанров, а также четыре оттиска вокальной музыки (мотеты и арии ; одна книга мотетов утеряна) и одна из ансамблевых канцон.

Наследие
Мемориальная доска на месте рождения Джироламо Фрескобальди

Современные критики признали Фрескобальди одним из величайших законодателей мод клавишной музыки своего времени. Даже критики, которые не одобряли вокальные произведения Фрескобальди, соглашались, что он был гением как в игре, так и в сочинении для клавишных. Музыка Фрескобальди не теряла прямого влияния до 1660-х годов, и его произведения оказали влияние на развитие клавишной музыки более века после его смерти. Бернардо Паскини повысил Джироламо Фрескобальди до уровня педагогического авторитета.

Среди учеников Фрескобальди были многочисленные итальянские композиторы, но самым важным из них был немец, Иоганн Якоб Фробергер, который учился у него в 1637–41. На творчество Фробергера оказал влияние не только Фрескобальди, но и Микеланджело Росси ; он стал одним из самых влиятельных композиторов 17 века, и, как и Фрескобальди, его произведения изучались еще в 18 веке. Работы Фрескобальди были известны и оказали влияние на многих крупных композиторов за пределами Италии, в том числе Генри Перселла, Иоганна Пахельбеля и Иоганна Себастьяна Баха.

Бах, как известно, владел ряд работ Фрескобальди, в том числе рукописная копия Fiori Musicali Фрескобальди (Венеция, 1635), которую он подписал и датировал 1714 годом и исполнил в Веймаре в том же году. Влияние Фрескобальди на Баха наиболее очевидно в его ранних хоровых прелюдиях для органа. Наконец, токкаты и канцоны Фрескобальди с их внезапными изменениями и контрастирующими частями, возможно, послужили источником вдохновения для знаменитого стилуса фантастического из северогерманской органной школы.

в массовой культуре

портрет Фрескобальди, приведенный выше, появляется в фильме Now You See Me.

Media
Fiori Musicali: Toccata avanti la Messa della Domenica Исполняется на органе Тейлора и Буди в часовне Маркванда, Йельский университет
Fiori Musicali: Kyrie della Domenica Исполняется на органе Тейлора и Буди в часовне Маркуанда, Йельский университет
Токката 3 Исполняется Сильвией Кинд на клавесине, сделанном в начале 20 века

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. .
Примечания
Ссылки
  • Доменико Морганте, Джироламо Фрескобальди, в "Dizionario Enciclopedico Universale della Musica e dei Musicisti" (DEUMM), Le Biografie, vol. III, Torino, UTET, 1986.
  • Хаммонд, Фредерик. Джироламо Фрескобальди. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1983. 1-96. ISBN 0-674-35438-9
  • ФРЕДЕРИК ХЭММОНД (1–7, библиография), АЛЕКСАНДЕРСИЛЬБИГЕР (8–15, рабочий список): «Фрескобальди, Джироламо Алессандро, §1: Феррара, Рим и Фландрия, 1583–1608 ', Grove Music Online (доступ 4 декабря 2006 г.), <http://www.grovemusic.com/shared/views/article.html?section=music.10219.1 >
  • Арц, Фредерик Б. От эпохи Возрождения до романтизма: тенденции стиля в искусстве, литературе и музыке, 1300-1830 гг. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1962. 143-205.
  • Букофцер, Манфред Ф. Музыка в эпоху барокко от Монтеверди до Баха. Нью-Йорк: W.W. Norton Company, Inc., 1947. 43-54.
  • Silbiger, Alexander, ed. Этюды Фрескобальди. Дарем: Duke University, 1987. 1-10.
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Джироламо Фрескобальди.
Викиисточник содержит текст энциклопедии 1911 г. Британника статья Фрескобальди, Джироламо.

СМИ, связанные с Джироламо Фрескобальди на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-21 09:28:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте