Concertato - термин в ранней музыке барокко, относящийся к жанру или стилю музыки, в которой группы инструментов или голосов разделяют мелодию, обычно в чередовании и почти всегда на бассо континуо. Этот термин происходит от итальянского концерта, что означает «играть вместе» - отсюда «концертато» означает «в стиле концерта». В современном обиходе этот термин почти всегда используется как прилагательное, например, «три пьесы из набора выполнены в стиле концертато».
Можно сделать несколько упрощенное, но полезное различие между концерто и концертом : стиль концерто предполагает контраст между противоположными группами голосов и группами инструментов: концерт Стиль, особенно когда он развился в Concerto Grosso позже в стиле барокко, включает контраст между большими и маленькими группами схожего состава (позже названными «рипиено» и «концертино»).
Стиль развивался в Венеции в конце 16 века, в основном благодаря работам Андреа и Джованни Габриэли, которые работали в уникальное акустическое пространство St. Базилика Марка. Различные хоры или инструментальные группы занимали позиции через базилику друг от друга: из-за задержки звука с одной стороны на другую в большом и акустически «живом» пространстве было трудно достичь идеального унисона, и композиторы обнаружили, что фантастически эффективная музыка может быть составленным с хором, поющим друг другу, как бы в стерео; все в сопровождении органа или других групп инструментов, расположенных таким образом, чтобы они могли одинаково хорошо слышать каждую группу. Музыка, написанная там, быстро стала исполняться в других местах, а композиции в новом стиле «концерто» быстро стали популярными в других странах Европы (сначала в северной Италии, затем в Германии и остальной Италии, а затем постепенно в других частях континента). Другой термин, иногда используемый для этого антифонного использования хоров в церкви Святого Марка, был cori spezzati. См. Также венецианский полихоральный стиль и Венецианская школа.
В начале 17 века почти вся музыка с голосами и бассо континуо называлась концертом, хотя такое использование термин значительно отличается от более современного значения (сольный инструмент или инструменты в сопровождении оркестра). Часто духовная музыка в стиле концертато в начале 17 века происходила от мотета : тексты, которые сто лет назад были установлены для а капелла голосов, поющих плавно полифония, теперь будет настроена для голосов и инструментов в стиле концертато. Эти пьесы, которые уже не всегда называются мотетами, получили различные названия, включая концерт, Псалом (в случае с псалмом), sinfonia или symphoniae (для пример в трех книгах Генриха Шютца Symphoniae sacrae ).
Концертный стиль позволил создать чрезвычайно драматичную музыку, одно из характерных нововведений раннего барокко.