Людвиг ван Бетховен Соната для фортепиано № 28 ля мажор, соч. 101 была написана в 1816 году и посвящена пианисту. Баронесса Доротея Эртманн, урожденная Граумен. Эта соната знаменует начало того, что обычно считается последним периодом Бетховена, когда формы более сложные, идеи более широкие, текстуры более полифонические, а обработка тем и мотивов еще более сложная, чем раньше. Соч. 101 хорошо иллюстрирует этот новый стиль, и Бетховен использует недавно расширенный клавишный компас того времени.
Эта фортепианная соната состоит из четырех частей :
Полное исполнение произведения занимает около 19–22 минут.
Как и в случае с предыдущей сонатой, неясно, почему Бетховен написал соч. 101. Самые ранние известные наброски находятся на листьях, которые когда-то входили в альбом Scheide Sketchbook 1815–1616 годов. Он показывает, что первая часть уже хорошо проработана и обозначена как расширенный набросок партитуры, а также есть несколько предварительных идей для финального Аллегро.
Сам Бетховен описал эту сонату, написанную в городе Баден, к югу от Вены летом 1816 года, как «серию впечатлений и мечтаний.. " Более интимный характер поздних сонат, вероятно, имеет некоторую связь с его глухотой, которая на этом этапе была почти полной, изолируя его от общества настолько полно, что его единственным средством общения с друзьями и посетителями были записные книжки.
Бетховен предложил сонату для публикации в письме к Брейткопфу и Хертелю 19 июля 1816 г., когда она была еще далека от завершения. В конце концов, после его завершения он был продан местному венскому издателю Зигмонду Антону Штайнеру. Он был опубликован в январе 1817 года и появится в свет через месяц после задержек.
Соната для фортепиано № 28, соч. 101 - первая из серии сонат Бетховена «Поздний период» (хотя иногда соч. 90 считается первой), когда его музыка двигалась в новом направлении, к более личному интимное, иногда даже интроспективное, царство свободы и фантазии. В этот период он достиг полного владения формой, фактурой и тональностью и нарушал те самые условности, которые он освоил, чтобы создавать произведения удивительной глубины и красоты. Для этих поздних произведений также характерно включение контрапунктических приемов (например, канон и фуга ) в сонатную форму.
. Впервые Бетховен использовал немецкий термин Hammerklavier относится к фортепиано (хотя это была следующая из его сонат, соч. 106, которая стала широко известна как соната Hammerklavier).
Это была единственная из его 32 сонат, которую Бетховен когда-либо видел публично исполняемой; это было в 1816 году, и исполнитель был служащим банка и музыкальным дилетантом.
Эта часть находится в ля мажоре,. 8времени, и в форме сонаты. Обозначение темпа для вступительной части Etwas Lebhaft und mit der innigsten Empfindung примерно переводится как «в некоторой степени живое и вызывающее самое теплое чувство». (Этот термин используется в первой опубликованной партитуре, но не в автографе, где есть только «Allegretto ma non troppo».)
Гармония из четырех частей и контрапунктная текстура используются на протяжении всей части. Хотя соната отмечена будучи ля мажором, Бетховен не пишет никаких каденций на тонической тональности; экспозиция и развитие не включают единственную корневую позицию Мажорный аккорд. Первый тонический аккорд в основной позиции появляется ближе к концу перепросмотра. больше в конце перепросмотра, но даже в этом случае притупляется из-за отсутствия пятой ступени.
Вторая часть - фа мажор,. 4время. Средняя часть - си мажор. Она имеет форму марш в тройной форме и характеризуется пунктирными ритмами, гармонической дислокацией и чередованием статических и Accelerando.
Третья часть начинается с медленного вступления ля минор,. 4время. Начальная мелодия первой части вспоминается так же, как вступление приближается к завершению в исходном темпе и размере. Финал начинается без пауз и возвращается к тональности первой части ля мажор. Это грандиозное контрапунктное движение, в котором Бетховен исследовал новейшую клавиатуру в своей команде, используя нижнюю E (E 1) на фортепиано ближе к концу. Это самая длинная и технически сложная часть сонаты.