Ricercar (также пишется ricercare, итальянское произношение: [rit͡ʃɛrkare] ) является разновидностью позднего Возрождения и в основном в начале барокко инструментальной композиции. Термин ricercar означает искать, и многие ricercar выполняют прелюдиальную функцию, чтобы «найти» ключ или режим следующей пьесы. Ричеркар может исследовать перестановки данного мотива и в этом отношении может следовать пьесе, использованной в качестве иллюстрации. Этот термин также используется для обозначения этюда или исследования, в котором исследуются технические приемы игры на музыкальном инструменте или пения.
В своем наиболее распространенном современном использовании это относится к раннему виду фуги, особенно к фуге серьезного характера, в которой субъект использует длинные ноты. Однако этот термин имеет гораздо более разнообразное историческое употребление.
Тема Музыкального приношения Баха, включающего трех- и шестичастный ричеркар.В шестнадцатом веке слово ricercar могло относиться к нескольким типам композиций. Терминология тогда была гибкой, даже небрежной: называл ли композитор инструментальную пьесу токкатой, канцоной, фантазией или ричеркаром, было явно не вопросом строгой систематики, а довольно произвольным решением. И все же ричеркар делится на два основных типа: преимущественно гомофоническая пьеса с редкими пробегами и переходами, похожая на токкату, обнаруженную с конца пятнадцатого до середины шестнадцатого века, после чего этот тип пьесы стал называться токкатой ; а со второй половины шестнадцатого века и далее - отрывное произведение, в котором каждый раздел начинается имитативно, обычно в вариационной форме. Второй тип ричеркара, имитационный, контрапунктный, оказался исторически более важным и в конечном итоге превратился в фугу. Марко Далл'Акуила (около 1480 - после 1538) был известен своим полифоническим ричеркаром.
Примеры обоих типов ричеркаров можно найти в произведениях Джироламо Фрескобальди, например, в его « Музыкальных произведениях».