Klangfarbenmelodie (по-немецки «звуковая мелодия») - это музыкальная техника, которая включает разделение музыкальной линии или мелодии между несколькими инструментами вместо того, чтобы назначать ее только одному инструменту (или набору инструментов), тем самым добавляя цвет (тембр ) и текстура к мелодической линии. Эту технику иногда сравнивают с "пуантилизмом ", техникой неоимпрессионистской живописи.
Термин происходит от Арнольда Шёнберга Harmonielehre, где он обсуждает создание «тембровых структур». Шенберг и Антон Веберн особенно известны своим использованием этой техники, Шенберг особенно заметен в третьей из его Пяти пьес для оркестра (соч. 16), а Веберн в его соч. 10 (вероятно, ответ на сочинение 16 Шенберга), его Концерт для девяти инструментов (соч. 24), соч. 11 пьес для виолончели и фортепиано, а также его оркестровка из шести частей ричеркара из баха Музыкальное предложение :
Klangfarbenmelodie в аранжировке Веберна Риккара БахаЭто можно сравнить с открытой партитурой Баха по теме и традиционным однородным тембром, используемым в аранжировках:
открытая партитура Баха по его теме Риккара. ПьесаСам Шенберг использовал эту технику в своей оркестровке 1928 года прелюдии BWV 552 для органа "Св. Анны" из произведения И. С. Баха Clavier-Übung III. Малкольм Макдональд говорит об этой аранжировке: «Цветовая гамма, включая арфу, челесту и глокеншпиль, шесть кларнетов разного размера и очень подвижную басовую тубу, блестяще калейдоскопична. Однако у инструментария есть серьезная цель. : подчеркивает структурные подразделения... и, прежде всего, выделяет отдельные линии контрапункта ". Последовательность постоянно меняющихся тембров можно отчетливо услышать в интерпретации Шенбергом следующего отрывка:
Прелюдия Баха к «Святой Анне» для органа, BWV552, такты 33–36. Ссылка на отрывок на YouTubeИзвестные примеры такого распределения голоса, которые предшествовали использованию этого термина, можно найти в музыке 18 и 19 веков. Джон Элиот Гардинер говорит об оркестровом открытии Дж. Кантата С. Баха Brich dem Hungrigen dein Brot, BWV 39, "Бах почти ориентировочно излагает вступительную симфонию с повторяющимися дрожаниями, перебрасываемыми парными магнитофонами на парные гобои на струнные и обратно. жестко разрозненные дрожи в континуо. ":
JSBach, Cantata BWV39, вводные такты J. Кантата С. Баха BWV 39, первые такты.В Симфонии № 3 Бетховена («Героическая ), первая часть, согласно Джорджу Гроуву, мы слышим «последовательность фраз из трех нот, повторяемых на разных инструментах одна за другой»:
Симфония Бетховена 3, 1-я часть, такты 45-49 Бетховен, Симфония № 3, первая часть, такты 45–49.Подобным образом в четвертой части Берлиоза 'Symphonie fantastique («Марш на эшафот») мелодия сначала появляется в виде нисходящей гаммы. играл на виолончели и бас-гитаре:
Берлиоз, нисходящая гамма от Марша к эшафоту такты 17-20 Нисходящая гамма от Марша Берлиоза к эшафоту, такты 17-20.Позже это мелодическая линия проходит между струнами и духами несколько раз:
Берлиоз, Марш на эшафот, такты 109-12 Берлиоз, Марш на эшафот, такты 109–12.В произведениях есть и другие примеры. из Клод Дебюсси :
Дебюсси, Prélude à l'après-midi d'un faune, такты 35-40. Ссылка на отрывок на YouTubeВ отношении последнего Самсон пишет: «Музыка Дебюсси в значительной степени поднимает тембр до беспрецедентного структурного статуса; уже в Prélude à l'après-midi d'un фауна цвета флейты и арфы функционирует референциально. "
В 1950-х годах эта концепция вдохновила ряд европейских композиторов, включая Карлхайнца Штокхаузена попытаться систематизировать тембр по серийным линиям, особенно в электронной музыке.