Классическая музыка хиндустани

редактировать
Музыка Индии
Дама, играющая на танпуре, ок. 1735.jpg Дама, играющая на танпуре, ок. 1735 (Раджастан)
Жанры
Традиционный
Медиа и перформанс
Музыкальные награды
Музыкальные фестивали
Музыкальные СМИ
Националистические и патриотические песни
Государственный гимнДжана Гана Мана
Региональная музыка
  • v
  • t
Музыка Пакистана
Bansurei music.jpg
Жанры
Конкретные формы
Религиозная музыка
Этническая музыка
Другая музыка
Медиа и перформанс
Музыкальные наградыHum Awards. Lux Style Awards. Nigar Awards. Pakistan Media Awards. ARY Film Awards
Музыкальные чартыПатари Хафтанама
Музыкальные фестивалиВсепакистанская музыкальная конференция. Lahore Music Meet. Лок Вирса Мела
Музыкальные СМИЖурналы

Телевидение

Интернет

Националистические и патриотические песни
Государственный гимнКауми Тарана
Региональная музыка
  • v
  • t
Музыка Бангладеш
BD Dance.jpg Баул, мистик менестрель из Бенгалии.
Жанры
Конкретные формы
Религиозная музыка
Этническая музыка
Тради национальная музыка
Медиа и перформанс
Музыкальные награды
Музыкальные фестивали
Музыкальные СМИРадио

Television

Интернет

Националистические и патриотические песни
Государственный гимнAmar Shonar Bangla
ДругоеNotuner Gaan (Национальный марш). Ekusher Gaan (Ода языковому движению )
Региональная музыка
Связанные области
Другие регионы
  • v
  • t

Классическая музыка хиндустани - это музыкальное искусство северных регионов Индийского субконтинента. Его также можно назвать классической музыкой Северной Индии или āstriya Saṅgīt . Его истоки относятся к 12 веку н.э., когда он расходился с карнатической музыкой, классической традицией южных регионов Индийского субконтинента.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Характеристики
  • 3 История
    • 3.1 Санскритская традиция
    • 3.2 Влияние музыки хиндустани во времена Делийского султаната
    • 3.3 Современная эпоха
  • 4 Принципы музыки хиндустани
  • 5 Типы композиций
    • 5.1 Дхрупад
    • 5.2 Кьял
    • 5.3 Тарана
    • 5.4 Таппа
    • 5.5 Тумри
    • 5.6 Газаль
  • 6 Инструменты
  • 7 Фестивали
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература

История

Примерно в 12 веке классическая музыка хиндустани расходилась с тем, что в конечном итоге было идентифицировано как карнатическая классическая музыка. В музыке хиндустани больше внимания уделяется импровизации и исследованию всех аспектов раги, в то время как музыка Карнатика в основном основана на композиции. Центральным понятием в обеих этих системах является мелодический музыкальный лад или рага, воспетый в ритмическом цикле или тала. Это мелодичная музыка без понятия гармонии. Эти принципы были уточнены в музыкальных трактатах Натья Шастра, Бхарата (2–3 вв. Н. Э.) И Даттилам (вероятно, 3–4 вв. Н. Э.).

В средние века мелодические системы были слиты с идеями персидской музыки, в частности, благодаря влиянию таких суфийских композиторов, как Амир Хусро, а позже и при дворе Моголов, известные композиторы, такие как Тансен, процветали вместе с религиозными группами, такими как вайшнавиты.

. После 16 века стили пения разделились на разные гараны, которым покровительствовали разные княжеские дворы. Примерно в 1900 году Вишну Нараян Бхаткханде объединил музыкальные структуры классической музыки хиндустани, называемые рагами, в несколько татов на основе их нот. Это очень несовершенная система, но в некоторой степени полезная как эвристика.

Выдающиеся музыканты индуисты могут называться пандит, а те, кто мусульманин, - устад. Одним из аспектов хиндустанской музыки, восходящей к суфийским временам, является традиция религиозного нейтралитета: мусульманские устады могут петь композиции, восхваляющие индуистские божества, и наоборот.

Характеристики

Индийская классическая музыка состоит из семи основных нот с пятью перемежающимися половинными нотами, что дает 12-нотную шкалу. В отличие от 12-нотной шкалы в западной музыке, базовая частота гаммы не фиксирована, и межтональные промежутки (темперамент ) также могут варьироваться. Для исполнения задан мелодический паттерн, называемый рага, который частично характеризуется последовательностями восхождения (ароха ) и спуска (авароха ), «король» (вади ) и "королева" (самавади ), ноты и характерные фразы (пакад ).

Раги могут происходить из любого источника, включая религиозные гимны, народные мелодии и музыку за пределами Индийского субконтинента. Например,, рага Кхамадж и ее варианты были классифицированы из народной музыки, в то время как такие раги, как Хиджаз (также называемые Басант Мухари), возникли в персидских макамах.

История

Санскритская традиция

Равана и Нарада из индуистской мифологии - опытные музыканты; Сарасвати со своей виной - богиня музыки. Гандхарвы представлены как духи, которые являются мастерами музыки, а стиль гандхарвы смотрит на музыку в первую очередь для удовольствия, сопровождаемого сома расой. В Вишнудхармоттара Пуране царь нагов Ашватара спрашивает знать свары из Сарасвати.

Хотя термин рага сформулирован в Натья Шастре (где его значение более буквальное, означающее «цвет» или «настроение»), он находит более четкое выражение в том, что называется джати в Даттилам, текст, составленный вскоре после или примерно в то же время, что и Натья Шастра. Даттилам сосредоточен на музыке гандхарвов и обсуждает гаммы (свара ), определяя тональную структуру, называемую грама, в терминах 22 микротональных интервалов (шрути ), составляющих одну октаву. Здесь также обсуждаются различные аранжировки нот (мурчхана), перестановки и комбинации нотных последовательностей (танас) и аланкара или разработка. Даттилам делит мелодические структуры на 18 групп, называемых джати, которые являются фундаментальными мелодическими структурами, подобными рага. Имена джати отражают региональное происхождение, например андри и удичья.

Музыка также упоминается в ряде текстов периода Гупта ; Калидаса упоминает несколько видов вины (Паривадини, Випанчи), а также ударные инструменты (мриданг ), флейту (вамши) и раковину (шанкха). Музыка также упоминается в буддийских и джайнских текстах с самых ранних периодов нашей эры.

Трактат Нарады Сангита Макаранда, датируемый примерно 1100 годом нашей эры, - это самый ранний текст, в котором можно найти правила, аналогичные правилам современной классической музыки хиндустани. Нарада на самом деле называет и классифицирует систему в ее более ранней форме до того, как персидское влияние внесло изменения в систему. Гита Говинда Джаядевы из XII века, возможно, была самой ранней музыкальной композицией, исполненной в классической традиции Аштапади.

В 13 веке Шарнгадева составил Сангита Ратнакара, который имеет такие названия, как турушка тоди («Турецкий Тоди »), выявление притока идей из исламской культуры. Этот текст является последним, упоминаемым в традициях Карнатика и Хиндустани, и часто считается, что он датирует расхождение между ними.

Влияние хиндустанской музыки во время Делийского султаната

Приход исламского правления в Делийский султанат, а позже Империя Великих Моголов на север Индии вызвал значительные культурный обмен. Музыканты все чаще получали покровительство при дворе новых правителей, которые, в свою очередь, начали проявлять все больший интерес к местным музыкальным формам. Хотя первые поколения, возможно, уходили корнями в культурные традиции за пределами Индии, они постепенно переняли многие аспекты индуистской культуры из своих королевств. Это помогло спровоцировать слияние индуистских и мусульманских идей, чтобы породить новые формы музыкального синтеза, такие как каввали и хьял.

. Самым влиятельным музыкантом периода Делийского султаната был Амир Хусров (1253–1325), композитор на персидском, турецком, арабском, а также Брадж Бхаша. Ему приписывают систематизацию некоторых аспектов музыки хиндустани, а также введение нескольких раг, таких как Яман Калян, Зилаф и Сарпада. Он создал шесть музыкальных жанров: кхьял, тарана, Накш, Гул, Каул и Калбана. Ряд инструментов (например, ситар ) также был представлен в его время.

Амиру Хусрову иногда приписывают происхождение формы хьял, но записи его сочинений, похоже, не подтверждают это. Сочинения придворного музыканта Садаранга при дворе Мухаммад-шаха имеют более близкое родство с современным хьялом. Они предполагают, что, хотя хьял в той или иной форме уже существовал, Садаранг, возможно, был отцом современного хьяла.

Многие музыкальные формы, изобретенные этими первопроходцами, слились с индуистской традицией, составленные на популярном в народе языке (в отличие от санскрита) в произведениях таких композиторов, как Кабир или Нанак. Это можно рассматривать как часть более широкой традиции бхакти (тесно связанной с вайшнавским движением), которая оставалась влиятельной на протяжении нескольких столетий; примечательные цифры включают Джаядева (11 век), Видьяпати (около 1375 г. н.э.), Чандида (14-15 века) и Мирабай (1555–1603 гг. Н. Э.).

Когда Империя Великих Моголов вступила в более тесный контакт с индуистами, особенно при Джалал уд-Дине Акбар, музыка и танцы также процветали. В частности, музыкант Тансен внес ряд новшеств, в том числе раги и отдельные сочинения. Легенда гласит, что после того, как утром он исполнил ночную рагу, весь город погрузился в тишину, и облака собрались в небе, и что он мог зажечь огонь, спев рагу «Дипак».

В королевском доме Гвалиора, Раджа Мансингх Томар (1486–1516 гг. Н.э.) также участвовал в переходе от санскрита к местной идиоме (хинди ) как язык классических песен. Он сам написал несколько томов сочинений на религиозные и светские темы, а также был ответственным за главный сборник «Манкутухал» («Книга любопытства»), в котором были описаны основные формы музыки, преобладающие в то время. В частности, музыкальная форма, известная как дхрупад, получила значительное развитие при его дворе и на протяжении многих столетий оставалась сильной стороной гвалиор гхарана.

После распада империи Великих Моголов покровительство музыки продолжалось в меньших княжеских королевствах, таких как Авад, Патиала и Бенарас, давая подняться к разнообразию стилей, которое сегодня известно как гхарана. Многие семьи музыкантов получили большие субсидии на землю, что сделало их самодостаточными, по крайней мере, на несколько поколений (например, Шам Чаурасиа гарана). Между тем, бхакти и суфийская традиции продолжали развиваться и взаимодействовать с различными гхаранами и группами.

Современная эпоха

До конца 19 века классическая музыка Хиндустани передавалась индивидуально через традицию гуру-шишья («наставник-протеже»). Эта система имела много преимуществ, но также имела несколько недостатков; во многих случаях шишья должен был проводить большую часть своего времени, служа своему гуру, в надежде, что гуру научит его «сыр » (кусок или нюанс) или два. Кроме того, система вынудила ограничить воспроизведение музыки небольшой частью индийского сообщества. В значительной степени это ограничивалось дворцами и танцевальными залами. Интеллигенты избегали этого, избегали образованного среднего класса и в целом смотрели свысока как на легкомысленную практику.

Во-первых, как власть махараджей и навабы пришли в упадок в начале 20 века, как и их покровительство. После изгнания Ваджида Али Шаха в Калькутту после 1857 года музыкальная традиция Лакнави оказала влияние на музыку эпохи Возрождения в Бенгалии, положив начало традиции Рагпрадхан гана на рубеже веков. Раджа Чакрадхар Сингх из Райгарха был последним из махараджей современной эпохи, который покровительствовал хиндустанским классическим музыкантам, певцам и танцорам.

Кроме того, на рубеже веков Вишну Дигамбар Палускар и Вишну Нараян Бхаткханде распространял классическую музыку хиндустани в массах в целом путем организации музыкальных конференций, открытия школ, преподавания музыки в классах, разработки стандартной системы оценок и тестирования и стандартизации системы обозначений. 740>Вишну Дигамбар Палускар проявил себя как талантливый музыкант и организатор, несмотря на то, что был ослеп в 12 лет. Его книги по музыке, а также Гандхарва Махавидьялая музыкальная школа, которую он открыл в Лахоре в 1901 году способствовал отходу от закрытой системы гхараны.

Современник (и случайный соперник) Палускара Вишну Нараян Бхаткханде распознал множество трещин, появившихся в структуре индийской классической музыки. Он совершил обширные исследовательские поездки в большое количество гхаран, хиндустани, а также Карнатик, собирая и сравнивая композиции. Между 1909 и 1932 годами он выпустил монументальный четырехтомный труд «Хиндустани Сангита Паддхати», в котором предлагалась транскрипция индийской музыки и описывались многие традиции в этой нотации. Наконец, он предложил возможную категоризацию раг на основе их примечаний на ряд таатов (режимов), вслед за системой Мелакарта, которая реорганизовала карнатическую традицию в 17 век. Существующие сегодня раги были классифицированы по этой схеме, хотя в системе Бхатканде есть некоторые несоответствия и двусмысленность.

В наше время государственное Всеиндийское радио, Бангладеш Бетар и Радио Пакистана помогли привлечь внимание общественности к артистам. противодействие потере патронажной системы. Первой звездой был Гаухар Джан, чья карьера родилась из первых записей индийской музыки Фреда Гайсберга в 1902 году. С развитием фильмов и других средств массовой информации музыканты начали зарабатывают на жизнь публичными выступлениями. Несколько гурукулов, таких как Алауддин Хан в Майхар, процветали. В более современное время также ожидается корпоративная поддержка, например, в ITC Sangeet Research Academy. Между тем, классическая музыка хиндустани стала популярной во всем мире под влиянием таких артистов, как Рави Шанкар и Али Акбар Хан.

Принципы музыки хиндустани

Гандхарва Веда - это священное писание на санскрите, описывающее теорию музыки и ее приложения не только в музыкальных формах и системах, но также в физике, медицине и магии. Говорят, что есть два типа звука: ахата (удар / слышно) и анахата (не слышен / не слышен). Неслышный звук считается принципом всего проявления, основой всей субстанции.

Существует три основных октавы: низкая (мандра), средняя (мадхья) и высокая (тара). Каждая октава резонирует с определенной частью тела: низкой октавой в сердце, средней октавой в горле и высокой октавой в голове.

Ритмическая организация основана на ритмических паттернах, называемых тала. Мелодические основы называются рагами. Одна из возможных классификаций раг - это «мелодические лады» или «родительские гаммы», известные как тхаты, в соответствии с которыми можно классифицировать большинство раг на основе используемых ими нот.

Тхаты могут содержать до семи ступеней шкалы, или свара. Хиндустанские музыканты называют эти ноты, используя систему Саргам, эквивалент западного подвижного до сольфеджио :

  • Са (aḍja षड्ज) = До
  • Re (Ришаб ऋषभ) = Re
  • Ga (Gāndhāra गान्धार) = Mi
  • Ma (Madhyama (музыка) मध्यम) = Fa
  • Па (Pancham पञ्चम) = So
  • Dha (Dhaivat धैवत) = La
  • Ni (Nishād निषाद) = Ti
  • Sa (ṣaḍja षड्ज) = Do

Обе системы повторяются в октаве. Разница между саргамой и сольфеджио в том, что re, ga, ma, dha и ni могут относиться либо к «естественным» (шуддха), либо к измененным «плоским» (комал) или «острым» (тевра) версиям соответствующих ступеней шкалы. Как и в случае с подвижным сольфеджио, ноты слышны относительно произвольной тоники, которая меняется от исполнения к исполнению, а не от фиксированных частот, как на ксилофоне. Тонкие интонационные различия между разными экземплярами одной и той же свары называются шрути. Три основных регистра индийской классической музыки - это мандра (нижний), мадхья (средний) и таар (верхний). Поскольку положение октавы не фиксировано, также можно использовать источники происхождения в среднем регистре (например, мандра-мадхья или мадхья-таар) для определенных раг. Типичное исполнение хиндустанской раги включает в себя два этапа:

  • Алап: ритмически свободная импровизация правил раги для того, чтобы оживить рагу и конкретизировать ее характеристики. За алапом следует длинная медленная импровизация в вокальной музыке или дзёд и джхала в инструментальной музыке.

Таны бывают нескольких типов, например шуддха, кут, мишра, вакра, сапат, сарал, чхут, халак, Джабда, Мурки

  • Бэндиш или Гат : фиксированная мелодическая композиция, установленная в определенной раге, исполняемая с ритмическим сопровождением табла или пахавадж. Есть разные способы систематизации частей композиции. Например:
    • Sthaayi : начальная, rondo фраза или строка фиксированной мелодической композиции
    • Antara : первая основная фраза или строка фиксированной мелодической композиции.
    • : третья основная фраза или строка фиксированной мелодической композиции, чаще встречающаяся в дхрупадских бандишах
    • Aabhog : четвертая и заключительная основная фраза или строка фиксированной мелодической композиция, чаще встречающаяся в бандишах Дхрупада
  • Существует три разновидности бандиша, в зависимости от темпа:
    • Виламбит бандиш: медленная и устойчивая мелодическая композиция, обычно в диапазоне скоростей от большого до адажио
    • Мадхьялая бандиш: Мелодическая композиция среднего темпа, обычно устанавливаемая от анданте до скорости аллегретто.
    • Друт бандиш: мелодическая композиция в быстром темпе, обычно настроенная на скорость аллегретто или быстрее

Классическая музыка хиндустани в основном состоит из вокала. центрически, поскольку музыкальные формы были разработаны в первую очередь для вокального исполнения, а многие инструменты были разработаны и оценены как от того, насколько хорошо они имитируют человеческий голос.

Типы композиций

Основными вокальными формами или стилями, связанными с классической музыкой хиндустани, являются дхрупад, кхьял и тарана. Легкие классические формы включают дхамар, чайти, каджари, таппа, аштапади, тумри, дадра, газель и бхаджан ; они не соответствуют строгим правилам классической музыки.

Дхрупад

Дхрупад - старый стиль пения, традиционно исполняемый певцами-мужчинами. Он исполняется с тамбурой и пакхаваджем в качестве инструментального сопровождения. Тексты песен, некоторые из которых были написаны на санскрите много веков назад, в настоящее время часто поются на браджбхаше, средневековой форме языков Северной и Восточной Индии, на которых говорили в Восточной Индии. рудра вина, древний струнный инструмент, используется в инструментальной музыке на дхрупаде.

Музыка Dhrupad в основном религиозна по тематике и содержанию. Он содержит сольные концерты в честь определенных божеств. Сочинения дхрупада начинаются с относительно длинного ациклического алапа, где произносятся слоги следующей мантры:

«Ом Анант там Таран Тарини Твам Хари Ом Нараян, Анант Хари Ом Нараян».

Алап постепенно переходит в другое. ритмические секции дзёд и джхала. Эти разделы сопровождаются исполнением бандиша с пакхаваджем в качестве аккомпанемента. Великий индийский музыкант Тансен пел в стиле друпад. Более легкая форма дхрупада, называемая дхамар, поется в основном во время весеннего праздника Холи.

. Дхрупад был основной формой северной индийской классической музыки до двух веков назад, когда она уступила место несколько менее строгий хьял, более свободный стиль пения. После потери своих основных покровителей среди королевской семьи в индийских княжеских государствах дхрупад рисковал исчезнуть в первой половине двадцатого века. Однако усилия нескольких сторонников, особенно из семьи Дагар, привели к его возрождению.

Некоторые из самых известных вокалистов, которые поют в стиле Дхрупад, являются членами линии Дагара, включая старших братьев Дагар, и Насир Аминуддин Дагар ; младшие братья Дагар и; и Васифуддин, и. Другие ведущие представители включают братьев Гундеча и Удай Бхавалкар, которые прошли обучение у некоторых дагаров. Ведущие вокалисты, не относящиеся к линии передачи Дагар, включают семью Маллик музыкантов традиции Дарбханга; некоторые из ведущих представителей этой традиции были Рам Чатур Маллик, Сиярам Тивари и Видур Маллик. В настоящее время Prem Kumar Mallick, Prashant и Nishant Mallick являются вокалистами Dhrupad этой традиции.

Часть певцов дхрупад из Дели-Гараны из царства Моголов императора Шаха Джахана перекочевала в Беттию под покровительством Беттиах Радж, положившая начало Беттиах Гарана.

Хьял

Хьял - это современная хиндустанская форма вокальной музыки. Кьял, буквально означающее «мысль» или «воображение» на хиндустани и происходящее от персидско-арабского термина, представляет собой от двух до восьми строк текста, установленного на мелодию. Кхьял содержит большее разнообразие украшений и украшений по сравнению с дхрупадом. Такие особенности Кьяла, как саргам и таан, а также движения, включающие алап в стиле дхрупад, сделали его популярным.

Важность содержания хьяла для певца в том, чтобы через музыку из набора рага передать эмоциональную значимость хьяла. Певец импровизирует и находит вдохновение в раге, чтобы изобразить хьял.

Происхождение Khyal является спорным, хотя принято считать, что этот стиль был основан на dhrupad и под влиянием других музыкальных традиций. Многие утверждают, что Амир Хусров создал стиль в конце 14 века. Эта форма была популяризирована Императором Великих Моголов Мохаммад Шахом через придворных музыкантов; некоторыми известными композиторами этого периода были Садаранг, Адаранг и.

Тарана

Другая вокальная форма, тараны - это песни со средним и быстрым темпом, которые используются для передачи настроения приподнятости и обычно исполняются в конце концерта. Они состоят из нескольких строк стихов фарси с мягкими слогами или болтов, установленных на мелодию. Эти несколько строк певец использует как основу для быстрой импровизации. тиллана в карнатической музыке основан на таране, хотя первая в первую очередь связана с танцем.

Таппа

Таппа - это разновидность индийской полуклассической вокальной музыки, особенность которой - ее подвижный темп, основанный на быстрой, тонкой, узловатой конструкции. Он произошел от народных песен всадников на верблюдах в Пенджабе и был развит как форма классической музыки Миан Гулам Наби Шори или Шори Миан, придворным певцом Асаф-Уд-Доула, Наваб Авада. «Нидхубабур Таппа», или таппы в исполнении Нидху Бабу, были очень популярны в Бенгалии 18 и 19 веков.

Тумри

Тумри - полуклассическая вокальная форма, которая, как говорят, началась в Уттар-Прадеше при дворе наваба Ваджида Али Шаха, ( р. 1847–1856). Существует три типа тумри: пураб анг, лукнави и пенджаби тумри. Тексты песен обычно написаны на прото-хинди, называемом Бридж Бхаша, и обычно носят романтический характер.

Абдул Карим Хан исполняет Тумри в Рааге Бхайрави.

Среди недавних исполнителей этого жанра Абдул Карим Хан, братья Баркат Али Хан и Баде Гулам Али Хан, Бегум Ахтар, Гириджа Деви, Прабха Атре, Сиддхешвари Деви и Shobha Gurtu.

Ghazal

На индийском субконтиненте Ghazal стал наиболее распространенной формой поэзии на языке урду и был популяризирован классическими поэтами. например Мир Таки Мир, Галиб, Дааг, Заук и Сауда среди литературной элиты Северной Индии. Вокальная музыка, настроенная на этот стиль поэзии, популярна в различных вариациях в Центральной Азии, Ближнем Востоке, а также в других странах и регионах мира.

Инструменты

Хотя музыка хиндустани явно ориентирована на вокальное исполнение, инструментальные формы существовали с древних времен. Фактически, в последние десятилетия, особенно за пределами Южной Азии, инструментальная музыка хиндустани более популярна, чем вокальная музыка, отчасти из-за несколько другого стиля и более быстрого темпа, а отчасти из-за языкового барьера для текстов вокальной музыки.

Ряд музыкальных инструментов ассоциируется с классической музыкой хиндустани. вина, струнный инструмент, традиционно считался самым важным, но сегодня на нем мало кто играет, и его в значительной степени вытеснили его кузены ситар и сарод, оба из которых обязаны своим происхождением персидским влияниям. Среди смычковых инструментов популярны саранги и скрипка. бансури, шенай и фисгармония - важные духовые инструменты. В ансамбле ударных наиболее популярны табла и пахавадж. Редко используемые щипковые или ударные струнные инструменты включают сурбахар, сурсрингар, сантур и различные версии слайд-гитары. Различные другие инструменты также использовались в разной степени.

Фестивали

Среди первых фестивалей современной музыки, посвященных классической музыке хиндустани, был Харбаллабх Сангит Саммелан, основанный в 1875 году в Джалландхаре. Dover Lane Music Conference особенно дебютировал в 1952 году в Калькутте и на фестивале Sawai Gandharva Bhimsen в 1953 году в Пуне, в то время как фестивали, такие как ITC SRA Sangeet Sammelan появился в начале 1970-х годов.

См. Также

  • flag Индийский портал
  • Музыкальный портал

Ссылки

Дополнительная литература

  • Индийская классическая музыка и западная поп-музыка
  • Мутал, Патрик (1991). Сравнительное исследование избранных хиндустанских рага. Нью-Дели: Мунширам Манохарлал Паблишерс Пвт Лтд. ISBN 81-215-0526-7.
  • Мутал, Патрик (1991). Индекс Hindustāni Rāga-s. Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd.
  • Багчи, Сандип (1998). Над. Издатели BPI. ISBN 81-86982-07-8.
  • Багчи, Сандип (2006). Шрути: Руководство для слушателей по музыке хиндустани. Рупа. ISBN 81-291-0903-4.
  • Орсини Ф. и Батлер Скофилд К. (2015). Рассказы и тексты: музыка, литература и исполнение в Северной Индии. Кембридж: Открытые книжные издательства. ISBN 9781783741021.
Последняя правка сделана 2021-05-23 12:44:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте