Иша Упанишад

редактировать
Одно из древних санскритских писаний индуизма
Иша
Иша Упанишад Стихи с 1 по 3, Шукла Яджурведа, санскрит, Деванагари.jpg Иша Упанишад, стихи с 1 по 3 (санскрит, сценарий деванагари)
Деванагари ईश
IAST Иша
Дата1 тысячелетие до нашей эры
ТипМукхья Упанишад
Связанный Веды Шукла Яджурведа
Стихи17 или 18
КомментарийАди Шанкара, Мадхвачарья

Иша Упанишад (Деванагари : ईशोपनिषद् IAST īśopaniṣad) - одна из самых коротких Упанишад, включенная в заключительную главу (adhyāya) Шукла Яджурведы. Это Мукхья (основная, основная) Упанишада, известная в двух редакциях, называемых Канва (VSK) и Мадхьяндина (VSM). Упанишада - это краткое стихотворение, состоящее из 17 или 18 стихов, в зависимости от версии.

. Это ключевое писание подшкол Веданты и влиятельного Шрути различным школам индуизма. Это 40-я глава Яджурведы. Название текста происходит от его инципита, иша васйам, «окутанный Господом » или «сокрытый в Господе (Я)». В тексте обсуждается теория индуизма Атман (Душа, Я), и на него ссылаются как Двайта (дуализм), так и Адвайта (недуализм) суб- школы Веданты.

Он классифицируется как «поэтическая Упанишада» вместе с Кеной, Катхой, Шветашватарой и Мундакой Полом Деуссеном (1908).

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Хронология
  • 3 Структура
    • 3.1 Разница между рецензиями
  • 4 Содержание
    • 4.1 Монизм против теизма
    • 4.2 Стремление к карме против стремления к себе
    • 4.3 Видья против авидьи
    • 4.4 Добродетель против порока
  • 5 Прием
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Этимология

Корень слова Ишвара происходит от иш- (ईश, Иш), что означает «способный» и «владелец, правитель, начальник», в конечном счете родственно английскому собственному (германское * aigana-, PIE * aik-). Слово Иша (ईश) буквально означает «правитель, господин, господин». Термин васйам (वास्य) буквально означает «сокрытый, покрытый, окутанный».

Ральф Гриффит и Макс Мюллер каждый интерпретируют термин «Иша» в Упанишадах взаимозаменяемо как « Господь »и« Я »(душа). Пукун Ли переводит название Упанишад как «правитель Высшего Я».

Упанишада также известна как Ишавасья Упанишад и Ваджасанейи Самхита Упанишад.

Хронология

Хронология Иша Упанишад, наряду с другой литературой ведической эпохи, неясна и оспаривается учеными. Все мнения основываются на скудных доказательствах, предположениях о вероятном развитии идей и на предположениях о том, какая философия могла повлиять на какие другие индийские философии.

Ученые-буддисты, такие как Ричард Кинг, датируют состав Иша Упанишад примерно второй половиной ХХ века. первое тысячелетие до нашей эры, хронологически помещая его после первых буддийских палийских канонов.

Ученые-индуисты, такие как Стивен Филлипс, отмечают разногласия между современными учеными. Филлипс предполагает, что Иша Упанишад, вероятно, была одной из самых ранних Упанишад, составленной в 1-й половине 1-го тысячелетия до н. Э., После Брихадараньяки и Чандогьи, но до Тайттирии, Айтарейи, Каушитаки, Кены, Катхи, Мандуки, Прасны, Светасватары и Майтри Упани как так же, как и до появления самых ранних буддийских палийских и джайнских канонов.

Более ранние ученые 19-го и 20-го веков аналогичным образом выражали спектр взглядов. Иша Упанишад был хронологически перечислен ими как один из ранних Упанишад, как один из средних Упанишад. Деуссен предположил, например, что Иша была написана по древним прозаическим Упанишадам - ​​Брихадараньяка, Чандогья, Тайттирия, Айтарейя, Каушитаки и Кена; в период, когда писались упанишады, похожие на метрические поэмы. Кроме того, он предполагает, что Иша был составлен до других упанишад в прозе, таких как Прашна, Майтри, Мандукья и всех упанишад пост-ведической эпохи.

Винтерниц предполагает, что Иша Упанишад, вероятно, был сочинением до Будды наряду с Катхой, Шветашватарой, Мундакой и Прашна Упанишадой, но после первой фазы древних Упанишад, которые были составлены в прозе, такой как Брихадараньяка, Чандогья, Тайттирия, Айтарейя, Каушитаки и Кена. Винтерниц утверждает, что Иша, вероятно, был написан до постбуддийских Упанишад, таких как Майтри и Мандукья.

Ранаде утверждает, что Иша был составлен во второй группе Упанишад вместе с Кена Упанишад, сразу после первой группы Брихадараньяка и Чандогья, но в хронологическом порядке до Тайттирия, Айтарейя, Каушитаки, Катха, Мундака, Светасватара, Прасна, Мандукья и Майтраяни.

Структура
Страница рукописи из Иша Упанишад.

Иша Упанишад - единственная Упанишада, которая приложена к Самхите, самому древнему слою ведических текстов, известному своими мантры и благословения. Другие Упанишады присоединены к более позднему слою ведических текстов, таких как Брахманы и Араньяки. Макс Мюллер отмечает, что это не обязательно означает, что Иша Упанишада является одной из старейших, потому что Шукла Яджур Веда считается более поздним по происхождению, чем текстовые слои других Вед, таких как Ригведа.

Индийский ученый 8-го века Ади Шанкара в своей Бхашье (обзор и комментарий) отметил, что мантры и гимны Иша Упанишад не используются в ритуалах, потому что их цель - просветить читатель о том, «какова природа души (Атмана)?»; Таким образом, Упанишады, несмотря на литургическую направленность Яджурведа Самхиты, исторически не служили литургическим текстом. Иша Упанишад - это философский текст.

Разница между редакциями

Рукопись Иша Упанишад отличается двумя шахами из Шукла Яджурведа. Они называются редакциями канва (VSK) и мадхьяндина (VSM). Порядок стихов 1–8 одинаков в обоих, однако стихи 9-14 канвы соответствуют стихам 12, 13, 14, 9, 10, 11 Мадхьяндины. Стих 17 Мадхьяндины является вариацией 15 канвы, стих 16 канвы - отсутствует в Мадхьяндине, а стихи 17–18 Канвы соответствуют Мадхьяндине 15–16.

В обеих редакциях Иша Упанишада является 40-й главой Шукла Яджур Веды. Версии с 18 стихами относятся к Канве, а версии с 17 стихами относятся к Мадхьяндине.

Канва 40123456789101112131415161718
Мадхьяндина 401234567812131491011(17)1516
Содержание

Монизм против теизма

Иша-упанишада важна своим единственное упоминание термина «Иша » в первом гимне, термин, который он никогда не повторяется в других гимнах. Концепция «Иша» демонстрирует монизм в одной интерпретации или форму монотеизма в альтернативной интерпретации, именуемую «Я» или «Божественный Владыка» соответственно.

Вокруг Господа должно быть Все это - все, что движется на земле. Отрекшись от этого, наслаждайтесь. Не желайте богатства ни у кого.

— Иша Упанишад, Гимн 1

Ральф Гриффит интерпретирует слово «Иша» контекстуально, переводит его как «Господь» и поясняет, что это «Господь» означает «Душа всего, а твое сокровенное Я - только Абсолютная Реальность ». Термин «Все это» является эмпирической реальностью, в то время как термин «отреченный» относится к индийской концепции санньясы, а «наслаждаться собой» относится к «блаженному восторгу Самореализации» <. 80>

Ученый Адвайта Веданты Шанкара интерпретирует вышеупомянутый гимн 1 как приравнивание «Господа» к «Атману» (Душе, Я). В отличие от этого, Мадхвачарья, знаток Двайта Веданты интерпретирует гимн как приравнивание «Господа» к Вишну или монотеистическому Богу в генотеистическому смысл. Предлагались и другие интерпретации. Например, более поздний ученый Махидхара предположил, что гимн 1 может относиться к Будде, интерпретация, которую Макс Мюллер заявил, была недопустимой из-за фундаментальной разницы между индуизмом и буддизмом, при этом индуизм полагался на предпосылку «душа «Я существует», а буддизм полагается на предпосылку «Душа, Я не существует».

Погоня за кармой против погони за собой

Иша Упанишад в гимнах 2–6 признает контрастное напряжение в индуизме, между эмпирической жизнью домохозяина и действия (карма ) и духовной жизнью отречения и знания (джнана ).

Если кто-то хочет прожить сто лет на этой земле, он должен жить, совершая карму. Пока вы живете таким образом, как человек, нет другого способа, кроме этого, которым карма не будет цепляться за вас. Те, кто разделяет природу асуров [зла], окутаны слепой тьмой и именно там живут те, кто игнорирует свой Атман [Я]. Для освобождения познайте свой Атман, w Он неподвижен, но быстрее ума, он далек, он близок, он внутри всего, он без всего этого. Это все пронизывает. И тот, кто видит все существа в Атмане и Атман во всех существах, никогда не отворачивается от него [Атмана].

— Иша Упанишад, Гимны 2-6

Ади Шанкара предполагает, что «он» в гимне 6 (последнее предложение в приведенной выше цитате) является «искателем эмансипации, на пути к осознанию Себя и Единства во внутреннем я и в каждом человеке., и включает тех, кто входит в санньяса "; в то время как Мадхвачарья предполагает, что «он» - это «индивидуальная душа, любящая преданность Богу, стремящаяся бесконечно приблизиться к душе Бога».

Макс Мюллер в своем обзоре комментариев многих древних и средневековых индийских ученых, заявляет, что эти стихи Иша Упанишад провозглашают «бесполезность всех ритуалов, связанных с жертвоприношениями или заповедями дхармы », но одновременно признают «безвредность и необходимость социальной активности, которая может рассматриваться как потенциально промежуточная подготовка к пути Знания ». «Иша-упанишад» напоминает читателю, что ни рутинная жизнь, ни ритуалы не правильны и не ошибочны, - утверждает Макс Мюллер. Тем не менее они могут быть необходимы многим, чтобы подготовить человека к эмансипации, показать путь, по которому желания кажутся бессмысленными, и вызвать безмятежный ум, жаждущий смысла и способный различать высшие знания. Ральф Гриффит предполагает, что стихи 2–6 Иша Упанишад осуждают тех, кто совершает карму, чтобы «получить будущие преимущества в жизни или занять место на небесах», потому что это невежество. Избегание «знания души и его вечной, всепроникающей природы» сродни «убийству своей души», и жизнь мертвой жизнью выражается в Иша Упанишад, утверждает Гриффит. Погоня за собой - это поиск вечного, целостного, всепревосходящего, самозависимого, Единства и закона всей природы и существования.

Видья против Авидьи

Иша Упанишад предполагает, что один корень печали и страдания рассматривает свое Я как отдельное и противоречащее Я другим, предполагая, что природа существования - конфликтная двойственность, в которой счастье и страдание человека рассматриваются как отличные от счастья и страдания другого живого существа.. Такая печаль и страдание не могут существовать, предполагает Упанишада, если человек осознает, что Атман присутствует во всех вещах, понимает Единство во всем существовании, сосредотачивается за пределами индивидуального эго и стремится к универсальным ценностям, Самости и Реальному Знанию.

Когда для человека, который понимает,. Атман стал всем,. какая печаль, какая беда может быть. для того, кто созерцает это единство.

— Иша Упанишад, Гимн 7

Иша Упанишад, в гимнах с 8 по 11, восхваляет изучение Видьи (Настоящее Знание, вечные истины) и Авидьи (не Настоящее Знание, эмпирические истины). Он утверждает, что для того, кто знает и Видью, и Авидью, Авидья дает ему силу преодолеть смерть (делает человека живым), в то время как Видья наделяет его бессмертием. Истинное Знание приводит к свободе, освобождению от всех печалей и страхов, к блаженному состоянию жизни. Мукхерджи утверждает, что Иша Упанишад в стихе 11 рекомендует, чтобы человек одновременно стремился к материальному знанию и духовной мудрости, и что полноценная жизнь является результатом гармоничного, сбалансированного согласования индивидуальных и социальных интересов, личных и организационных целей, материальных ценностей. и духовные поиски жизни.

Гимны с 12 по 14 Иша Упанишад предостерегают от преследования только проявленной причины или только духовной причины чего-либо, утверждая, что односторонние занятия ведут во тьму. Чтобы достичь просветления, ищите и то, и другое (उभय सह, убхайам саха), предлагает Упанишады. Он утверждает, что тот, кто знает как Реальное, так и Тленное, как проявленную не-Истинную причину, так и скрытую Истинную причину, является тем, кто освобожден к бессмертию.

Добродетель против порока

В заключительных гимнах с 15 по 18 Упанишады заявляют о стремлении к Знанию, утверждая, что оно скрыто за золотым диском света, но свет, который человек ищет. Он напоминает собственному разуму о том, что нужно помнить свои дела и принимать их последствия. Редакция Мадхьяндины и редакция Канвы различаются по относительной последовательности гимнов, но обе утверждают интроспективную заповедь: «О Агни (огонь) и ум, приведи меня к жизни добродетелей, уведи меня от жизни пороков», и таким образом к хорошему пути и наслаждению богатством (как меда кармы, так и Самореализации). Последние гимны Иша Упанишад также провозглашают основополагающую предпосылку: «Я есмь Он», приравнивая единство одной души к космической душе.

पुरुषः सोऽहमस्मि. Я есть Он, Пуруша внутри тебя.

— Иша Упанишад, Гимн 16 Сокращенный
Прием

Махатма Ганди так высоко оценил это, что заметил: «Если бы все Упанишады и все другие священные писания произошли, внезапно превратиться в пепел, и если бы в памяти индусов остался только первый стих из Ишопанишад, индуизм жил бы вечно ».

Пол Деуссен заявляет, что первые стихи примечательны тем, что включают этику того, кто знает Атмана.

Свами Чинмаянанда в своих комментариях заявляет: «Самая первая строфа этой несравненной Упанишады сама по себе является миниатюрным философским учебником. Помимо того, что она исчерпывающая в своем изложении Истины, она представляет собой яркое изложение. техники познания Истины на языке, не имеющем себе равных по философской красоте и литературному совершенству. Его мантры являются кратчайшим изложением философии, и каждая из них представляет собой упражнение в созерцании ». Свами Чинмаянанда отмечает в своем комментарии, что 18 стихов (редакция VSK) продолжаются по 7 «волнам мысли», причем первые 3 представляют 3 различных жизненных пути, 4–8 указывают на Видение Истины, 9–14 раскрывают путь поклонение, ведущее к очищению, 15–17 раскрывает призыв риши к человеку пробудиться к своему бессмертному состоянию, а стих 18 - молитва к Господу, чтобы благословить всех ищущих силой, чтобы жить согласно учениям Упанишад.

Шрила Прабхупада в своем комментарии отстаивает превосходство персонализма над имперсонализмом, в своем комментарии к шлоке 15 Иша Упанишад Шрила Прабхупада упоминает: «Если кто-то хочет увидеть Абсолютную Истину во всей полноте, он должен выйти за рамки двадцати четырех. материальные элементы, а также ослепительное сияние. Шри Ишопанишад указывает в этом направлении, молясь об удалении хиранмая-патры, ослепляющего покрытия Господа. Если это покрытие не будет снято, человек сможет увидеть истинное лицо Личности Бога, фактическое осознание Абсолютной Истины никогда не может быть достигнуто ". Таким образом он объясняет, что личностный аспект абсолютной истины превосходит безличный. Ссылаясь на ссылки на Шримад Бхагаватам, Бхагавад Гита, Брахма Самхита и другие ведические писания, он недвусмысленно цитирует, что абсолютная истина в своем высшем проявлении есть не что иное, как личность Господа Кришны.

См. также
Ссылки
  • Альбрехт Вебер, История индийской литературы (1878).
  • Н. Шринивасагопалан, Isa Upanisad Revisited, Oupanisada Publications, 16, Vayupuri, Secunderabad 500 094. 2004 ISBN 978-81-7525-831-0 Подзаголовок - «Рецепт для Просвещенная и радостная жизнь высокой эффективности и всестороннего успеха »
издания и переводы
Внешние ссылки
Исходный текст

https://archive.org/details/IsavasyaUpanisadBook Тамильский

Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей : Иша Упанишад
  • Иша Упанишад, рукопись на санскрите, заархивированная на SanskritDocuments.Org
  • Иша Упанишад, рукопись в электронном тексте ГРЕТИЛЬ, Архивировано Геттингенским университетом
Комментарий и перевод
Чтение

Ресурсы

Последняя правка сделана 2021-05-24 07:33:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте