Guṇa

редактировать
Индийская философская концепция

Guṇa (санскрит: गुण) - это концепция в индуизме и Сикхизм, что можно перевести как «качество, особенность, атрибут, свойство».

Первоначально эта концепция примечательна как особенность философии санкхьи. Гуны сейчас являются ключевым понятием почти во всех школах индуистской философии. Согласно этому мировоззрению, есть три гуны, которые всегда присутствовали и продолжают присутствовать во всех вещах и существах в мире. Эти три гуны называются: саттва (добродетель, созидание, гармония), раджас (страсть, активность, смущение) и тамас (тьма, разрушительный, хаотический). Все эти три гуны присутствуют во всех и во всем, это соотношение отличается, согласно индуистскому мировоззрению. Взаимодействие этих гун определяет характер кого-то или чего-то в природе и определяет развитие жизни.

В некоторых контекстах это может означать «подразделение, вид, вид, качество» или принцип действия или склонность чего-то или кого-то. В исследованиях человеческого поведения гуна означает личность, врожденную природу и психологические качества человека.

Как и все санскритские технические термины, гуна сложно описать одним словом. Его первоначальное и общее значение - это нить, подразумевающая оригинальные материалы, которые переплетаются вместе, чтобы создать реальность. Обычный, но приблизительный перевод в обиходе - «качество».

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 Гуны в соответствии с различными философиями
    • 2.1 Школа индуизма санкхья
    • 2.2 Школа индуизма ньяя
    • 2.3 Школа индуизма Вайшешика
    • 2.4 Бхагавад Гита
  • 3 Гуна в теории этики
  • 4 Гуна в космологии
  • 5 Гуна в других контекстах
    • 5.1 Грамматика санскрита
    • 5.2 Аюрведа
  • 6 См. Также
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Терминология

Гуна встречается во многих древних и средневековых индийских текстах. В зависимости от контекста это означает:

  • струна или нить, веревка, сухожилие, аккорд (музыка, гласная фонология и литература по искусству)
  • добродетель, заслуга, превосходство (дхарма и сотериологический литература)
  • качество, особенность, склонность, атрибут, свойство, вид (шастры, сутры, эпосы, пища и аналитическая литература)
Корень и происхождение

Guṇa - это одновременно корень и слово на санскрите. Его различные контекстно-зависимые значения происходят от корня или слова. В стихе VI.36 «Нирукты» Яски, текста 1-го тысячелетия до н.э. по санскритской грамматике и языку, предшествовавшего Панини, Guṇa объявляется производным от другого корня Gaa, что означает « считать, перечислить ». Это значение привело к его использованию в видообразовании, подразделении, классификации чего-либо по особенностям, атрибуту или свойству. Это значение также привело к его использованию с такими приставками, как Dviguna (двойная), Triguna (тройная) и так далее.

В другом контексте, таком как фонология, грамматика и искусство, «гуна» принимает значение амантрана (आमन्त्रणा, обращение, приглашение) или абхьяса (अभ्यास, привычка, практика). В Книге 6 Махабхараты, главе 2, значение гуны аналогично приходит в смысле обращения к каждой части (корень, подразумевающий амантрану), и, таким образом, он означает аваява (अवयव, член, подразделение, часть). В санскритских трактатах о еде и кулинарии гуна означает качество, склонность и характер ингредиента. Комментаторы древней Южной Индии, такие как Лингаясурин, объясняют, что значение гуны как «нить, нить» происходит от корня гуна - в смысле повторения (абхьяса), в то время как комментатор на телугу Маллинатха объясняет корень гуны - следует понимать. в Шишупалавадхе как амредана (आम्रेडन, повторение, повторение). Ларсон и Бхаттачарья предполагают, что метафора «нити» относится к тому, что связывает и проходит между тем, что мы объективно наблюдаем, с таттвой (तत्त्व, элементарным свойством, принципом, невидимой сущностью) кого-то или чего-то.

В контексте В философии, морали и понимании природы, «Гуна-» с большим количеством дентальных на принимает значение обращения к качеству, сущности, тенденции и собственности. В абстрактном обсуждении он включает в себя все оттенки качеств - желательные, нейтральные или нежелательные; но если не указано иное, то в индийской философии добросовестно считается добрым и божественным. Таким образом, Guṇi от корня «Guṇa-» означает кого-то или что-то с «божественными качествами», как в гимне Шветашватара Упанишад VI.2.

Гуны согласно различным философиям

Врожденные качества и склонности являются ключевыми древними концепциями в индийской литературе. Майтраяния Упанишад - один из самых ранних текстов, в котором прямо упоминается индуистская троица Брахмы, Вишну и Шивы и связывается их с их гуной - как создателя / деятельности, хранителя / чистоты, разрушителя / переработчика соответственно. Идея о трех типах гуны, врожденной природы и сил, которые вместе преобразуют и продолжают изменять мир, однако, встречается во многих ранних и более поздних индийских текстах.

Школа индуизма санкхья

В Индии санкхья философия, гуна - это одна из трех «тенденций, качеств»: саттва, раджас и тамас. Эта категория качеств была широко принята различными школами индуизма для категоризации поведения и природных явлений. Этими тремя качествами являются:

  • Саттва - качество баланса, гармонии, добра, чистоты, универсализма, холизма, созидания, творчества, позитивности, миролюбия и добродетели.
  • Раджас - это качество страсти, активности, ни хорошее, ни плохое, а иногда и то и другое, эгоизм, эгоизм, индивидуальность, стремление, движение и динамизм.
  • Тамас - качество дисбаланса, беспорядка, хаоса, беспокойства, нечистоты, разрушение, заблуждение, негативность, тупость или бездействие, апатия, инерция или летаргия, насилие, порочность и невежество.

В индийской философии эти качества не рассматриваются как присутствующие в какой-либо форме. Скорее всего, все и вся имеют все три, только в разных пропорциях и в разных контекстах. Живое существо или субстанция рассматривается как чистый результат совместного воздействия этих трех качеств.

Согласно школе санкья, никто и ничто не является ни чисто саттвическим, ни чисто раджасическим, ни чисто тамасическим. Природа и поведение человека представляют собой сложное взаимодействие всех трех гун в различной степени. У некоторых поведение является раджасическим, со значительным влиянием саттвической гуны; в некоторых это раджасик со значительным влиянием гуны тамасик и т. д.

Баланс гун всего и каждого может измениться и сделать. Однако изменение одного качества встречает инерцию со стороны двух других качеств в индийском мировоззрении. Изменения нуждаются во внутреннем или внешнем влиянии или подкреплении, так как знания и сила трансформируются. Сила изменения исходит от гуны раджаса, гуна саттвы дает силы к гармоничным и конструктивным изменениям, а гуна тамас сдерживает или замедляет процесс.

В индийской мифологии Вишну представлен с большим количеством Саттвы, Брахма - с большим количеством Раджаса, а Шива - со всеми тремя Гунами.

Школа индуизма Ньяя

В В школе индуизма ньяя («Общность или общие черты») ведутся обширные споры о том, что означает гуна, и является ли качество врожденным, субъективным или поддающимся описанию. Ранние ученые этой школы выделили 17 качеств, которые позже ученые расширили до 24 гун. Разные ученые этой школы перечисляют 24 по-разному; например, Бхасарваджна запрещает 6 из 24, общепринятых древними учеными. Наиболее часто принятый список: цвет, вкус, запах, прикосновение, число, контакт, разъединение, отдаленность, близость, измерение, обособленность, знание, удовольствие, разочарование, желание, ненависть, усилие, вес, текучесть, вязкость, предрасположенность, заслуги, недостатки и здравый смысл.

Школа ньяя рассматривает качество как неповторимое, концептуальную тему, которой нет в западной философии, где предполагается, что «качество» можно повторить. Его также нет в некоторых параллельных школах индуизма. Повторяемость означает, что белый цвет одного объекта такой же, как белый цвет другого объекта, а белый цвет означает то же самое. Ученые ньяи считают, что «белизна» - это гуна «белого», но она отличается от «белизны» объекта или живого существа. Для них белый цвет имеет много оттенков, а «белизна» субъективна.

В Лакшанавали, древнеиндийском тексте Удаяны, Гуна обсуждается с большим количеством нюансов. Например, он пишет, «качество земли» является специфическим, только если оно соответствует трем условиям: оно встречается в земле, не встречается ни в чем, кроме земного, и является отличительным качеством, которое нельзя описать как комбинацию других качеств.

Школа индуизма Вайшешика

В школе индуизма Вайшешика, которая больше всего связана со школой Ньяя, утверждается, что наше понимание, понимание и суждения о любом человеке и предмете в мир реляционен. Все отношения, которых придерживается эта школа индуизма, являются диадическими между ануйогин (референд) и пратиёгин (референт). Гуна (качество) считается одной из семи падартха (категорий) отношений. К другим относятся: присущность (самавая), бытие (бхава), род (саманья), вид (вишеша), субстанция (дравья) и движение / действие (карман). В отличие от Вайшешики, Ньяя считает присущность подмножеством гуны (качества).

Гангеша, ученый Ньяи, предлагает несколько иную теорию, утверждая, что наше осознавание бывает двух типов - истинное и ложное. Истинное осознание возникает, когда мы стремимся наблюдать какое-то превосходство (гуна) в его причине, в то время как ложное осознавание возникает в результате наблюдения за недостатком (доша) в его причине. Другими словами, с точки зрения Гангиши, состояние ума и отношение наблюдателя влияют на осознание отношений.

Бхагавад Гита

Главы 3, 7, 13, 14, 17 и 18 из Бхагавад Гита обсудить Гуна. Стих 17.2 относится к трем гуне - саттвической, раджасической и тамасической - как к врожденной природе (психологии или личности человека). Саттвическая гуна - это гуна, движимая чистым, правдивым, сострадательным, без стремления, поступающим правильно, потому что это правильно, положительно и хорошо. Тамасическая гуна - это гуна, движимая нечистым, темным, разрушительным, направленным на причинение вреда другому, презрительным, негативным и порочным. Раджасическая гуна - это гуна, движимая эго, из личной страсти, активная, показная, ищущая одобрения других.

В главах 17 и 18 Бхагавад Гита иллюстрирует различные предметы и действия их трех гун. Например, обсуждаются три типа благотворительности и то, что делает благотворительность саттвической, раджасической или тамасической. Точно так же еда, отношения, знания и действия подробно описаны в терминах трех гун. В главе 18, например:

नियतं सङ्गरहितमरागद्वेषतः कृतम्। अफलप्रेप्सुना कर्म यत्तत्सात्त्विकमुच्यते ॥२३॥. यत्तु कामेप्सुना कर्म साहंकारेण वा पुनः। क्रियते बहुलायासं तद्राजसमुदाहृतम् ॥२४॥. अनुबन्धं क्षयं हिंसामनपेक्ष्य च पौरुषम्। मोहादारभ्यते कर्म यत्तत्तामसमुच्यते ॥२५॥.

Действие, которое является добродетельным, продуманным, свободным от привязанностей и без стремления к результатам, считается саттвическим; Действия, движимые исключительно жаждой удовольствия, эгоизмом и большим усилием, являются раджасическими; Действие, которое предпринимается из-за заблуждения, игнорируя последствия, не принимая во внимание потерю или вред другим или себе, называется тамасическим.

— Бхагавад-Гита, глава 18, стихи 23-25 ​​

Аналогично, знание, которое связано с объектом действие без заботы о понимании причины, без заботы о цели или значении - это тамасическое знание; разделенное знание, рассматривающее все несвязанное, индивидуалистическое и бессмысленное, является раджасическим; знание, которое видит одно существо во всех существах, которое ищет целого, единства в разнообразии и сходства в разделенных компонентах, является саттвическим.

Гуна в теории этики

Гуна - одна из четыре важных элемента в рамках этических теорий индийской философии. Bommer et al. предполагают, что этическое / неэтическое поведение является результатом индивидуальных свойств, личной среды, социальной среды и институциональных правил и законов. Теория гуны - это древнеиндийская философия индивидуальных атрибутов, в то время как теории Дхармы и ашрамов обращаются к личной и социальной среде, а также к части ее институциональной структуры. Теория гун, утверждает Кроуфорд, представляет собой иерархическую теорию ценностей, в которой предполагается, что относительный порядок иерархии варьируется внутри каждого человека вместе с относительной долей каждой гуны. Взаимодействие трех гун влияет на ценности человека, и в индуистском мировоззрении эти ценности влияют на действия человека, а также на счастье и безмятежность, которые испытывает человек. Гуны не считаются статичными и установленными. В индуистской литературе, например в Бхагавад-гите, говорится, что она динамична и изменчива благодаря знанию, самоанализу и пониманию сва-дхармы. Осознание своей сва-дхармы и «Я» подчеркивается в индийских этических теориях. Наивысшее состояние существования и блаженства, например, в школе индуизма Адвайта - это дживанмукти (Самореализация) и мокша.

Взгляд теории гуны на ценности, составляющие человеческую личность, уникален, но совпадает с другие этические теории.

Гуна в космологии

Санкхья космология объединяет три гуны с первичной материей (вселенная, Пракрити ). Они присутствуют во всех вещах и существах в мире, и именно их взаимодействие определяет физический и психологический характер и природу. Они служат фундаментальными принципами или «тенденциями» пракрити, которые называются: саттва гуна, раджас гуна и тамас гуна.. Когда какая-либо из гун в существе или объекте выходит из равновесия, школа санкхьи предполагает, что начинается паттерн эволюции, влияющий не только на себя, но и на окружающую его среду. Пуруша, или сознание, считается отдельным от Пракрити и неизменность.

Гуна в других контекстах

Грамматика санскрита

В грамматической традиции санскрита (Вьякарана ), гуна - это древнее языковое нововведение, которое усиливает основы гласных, делая их более визуально осязаемыми при написании и более музыкально резонирующими при прослушивании. Дуайт утверждает, что использование гуны делает санскрит более динамичным, подчеркивая выраженную идею, учитывая ее сложность; Другими словами, использование гуны в санскрите добавляет глубины и сложности его фонетической передаче, а также интеллектуальной структуре. Эти нововведения характерны не только для санскрита, но также встречаются в греческом, латинском, итальянском и, в некоторой степени, русском языке. Гуна и другие правила языка для санскрита описаны Панини в его Аштадхьяи.

Гуна относится к набору гласных нормальной длины, которые менее редуцированы, чем базовый набор (в современных терминах, нулевая ступень), но более редуцированная, чем гласные vṛddhi (в современных терминах, удлиненная ступень). Например, ṛ, i, u - это базовые гласные (нулевой степени) с соответствующими гласными гуна (полной степени) ar, e, o и vṛddhi (удлиненная ступень) ār, ai, au. (Это станет более понятным, если осознать, что на более ранней стадии развития санскрит e и o был ai и au, а санскрит ai и au были āi и āu.) Гуна соответствует тому, что сейчас называется полной степенью в Индоевропейский аблаут. Другая орфографическая и фонологическая концепция, связанная с гуной, - это Vṛddhi.

Ayurveda

В терминологии Ayurveda (традиционной медицины), guṇa может относиться к одному из двадцати фундаментальных свойств, которые любой Вещество может проявляться в виде десяти пар антонимов, а именно. тяжелый / легкий, холодный / горячий, маслянистый / сухой, тусклый / острый, стабильный / подвижный, мягкий / твердый, неслизкий / слизистый, гладкий / грубый, мелкий / грубый, вязкий / жидкий.

Гуна - это также понятие в аюрведической медицине как система оценки состояния и диеты. По этой причине Тригуна и тридоша считаются родственниками в традициях Аюрведы.

См. Также

Дополнительная литература

  • Narain, Harsh. «В ПОИСКАХ АНГЛИЙСКОГО ЭКВИВАЛЕНТА ДЛЯ« GUNA ». Философия Востока и Запада 11.1 (1961): 45.

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-22 14:23:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте