Пурушартха (санскрит : पुरुषार्थ) буквально означает «объект человеческого преследования». Это ключевая концепция индуизма, относящаяся к четырем истинным целям или задачам человеческой жизни. Четыре пурушартхи: Дхарма (праведность, моральные ценности), Артха (процветание, экономические ценности), Кама (удовольствие, любовь, психологические ценности) и Мокша (освобождение, духовные ценности).
Все четыре Пурушартхи важны, но в случаях конфликта Дхарма считается более важной, чем Артха или Кама в индуистской философии. Мокша считается высшим идеалом человеческой жизни. В то же время, это не консенсус среди всех индусов, и многие имеют разные интерпретации иерархии и даже относительно того, должна ли она существовать.
Исторические индийские ученые признали и обсудили внутреннее противоречие между активным стремлением к богатству (Артха пурушартха) и удовольствиями (Кама) и отказом от всякого богатства и удовольствий ради духовного освобождения (Мокша). Они предложили «действие с отречением» или «действие без страсти, движимое дхармой», также называемое Нишкам Карма, в качестве возможного решения проблемы.
Puruārtha (पुरुषार्थ) - это составное санскритское слово от Purusha (पुरुष) и Artha (अर्थ). Пуруша означает «первобытный человек как душа и изначальный источник вселенной». Артха в одном контексте означает «цель», «объект желания» и «смысл». Вместе Пурушартха буквально означает «цель человеческого существа» или «объект человеческих поисков».
Альф Хильтебайтель переводит Пурусартху как «Цели человека». Прасад поясняет, что «мужчина» включает в себя мужчину и женщину в древних и средневековых индийских текстах. Оливель переводит это как «цели человеческой жизни».
Пурусартха также упоминается как Чатурварга.
Пурусартха - ключевая концепция в индуизме, которая утверждает, что у каждого человека есть четыре правильные цели, которые необходимы и достаточны для полноценной и счастливой жизни,
Древнеиндийская литература подчеркивает, что дхарма превыше всего. Если игнорировать дхарму, артха и кама - прибыль и удовольствие соответственно - приводят к социальному хаосу. Гаутама Дхармашастра, Апастамба Дхармасутра и Яджнявалкья Смрити, в качестве примеров, все предполагают, что дхарма стоит на первом месте и более важна, чем артха и кама.
Кама. определяет относительную ценность трех целей следующим образом: артха более важна и должна предшествовать каме, тогда как дхарма более важна и должна предшествовать как каме, так и артхе. Артхашастра Каутилии, однако, утверждает, что артха является основой для двух других. Без процветания и безопасности в обществе или на индивидуальном уровне нравственная жизнь и чувственность становятся трудными. «Нищета порождает порок и ненависть, а процветание порождает добродетели и любовь», - предположил Каутилия. Каутиля добавляет, что все три взаимосвязаны, и нельзя прекращать наслаждаться жизнью, добродетельным поведением или стремлением к созданию богатства. Чрезмерное стремление к одному аспекту жизни с полным отказом от двух других вредит всем трем, включая чрезмерно преследуемую. шастры, утверждает Кейн, отмечают, что относительный приоритет артхи, камы и дхармы естественно меняется с возрастом.
Мокша рассматривается в индуизме как парама-пурушартха или конечная цель человеческой жизни.
Индийские ученые признали и обсуждали внутреннее противоречие между отречением и мокшей, с одной стороны, и активным преследованием Камы и Артхи, с другой. Это привело к концепциям Правритти (, Правритти) и Нивритти (निवृत्ति, Нивритти), где первое означает «отдавать себя или посвящать себя» внешнему действию, а второе означает «уходить и удерживать себя от» внешнего действия. чтобы сосредоточиться на собственном освобождении. Артха и Кама - это Правритти, а Мокша - это Нивритти. Оба считаются важными в индуизме. Манусмрити, например, описывает это так:
Деятельность, согласно ортодоксальной традиции, бывает двух видов: правритти и нивритти,. Первый вид деятельности ведет к прогрессу (абхьюдая), а второй - к совершенству ( нихшрейаса).
— Манусмрити, 12.88Индийские ученые предложили творческое решение противоречия между жизнью, наполненной «действием», и жизнью, движимой «отречением», предположив, что лучшее из обоих миров может быть достигнуто, если посвятить себя «действию с отречение », то есть« действие без привязанности или стремления к результатам ». Действия должны осуществляться потому, что это Дхарма, то есть это хорошо, добродетельно, правильно, долг и нравственная деятельность, а не потому, что человек жаждет результатов или материальных вознаграждений, не принимая во внимание Дхарму. Эта идея «действия, движимого дхармой без страстных желаний» получила название Нишкам Карма в Бхагавад Гите. В других индийских текстах говорится о том же ответе на противоречие между «стремиться к богатству и любви» и «отречься от всего» Пурусартха, но с использованием других слов. Иса Упанишад, например, гласит: «Действуй и наслаждайся с отречением, не желай».
Концепция мокши появляется в Упанишадах, в то время как предыдущие Самхиты, Брахманы и Араньяки обычно называют каму, артху и дхарму «триваргой» или «тремя категориями» возможных человеческих стремлений. Дхармашастры и эпосы Рамаяна и Махабхарата являются первыми известными источниками, которые всесторонне представляют представление о том, что интегрированная жизнь влечет за собой достижение четырех целей или целей. Прасад (2008) утверждает, что разделение между триваргой и мокшей призвано выделить контекст между социальной (триварга) и личной (мокша) сферами.
Санньяса полностью сосредоточен на стремление к мокше без нарушения Дхармы. Баудхаяна Дхармасутра, завершенная примерно к 7 веку до нашей эры, устанавливает следующие поведенческие обеты для человека в Санньясе:
Это обеты, которые санньяси должен соблюдать:
Воздержание от причинения вреда живым существам, правдивость, воздержание от присвоения собственность других, воздержание от секса, щедрость (доброта, мягкость) - главные обеты. Есть пять второстепенных обетов: воздержание от гнева, послушание гуру, отказ от опрометчивости, чистота и чистота в еде. Он должен просить (о еде), не раздражая других, любую еду, которую он получает, он должен с состраданием делить часть с другими живыми существами, сбрызнув остаток водой, он должен есть ее, как если бы это было лекарство.
— Баудхаяна, Дхармасутра, II.10.18.1–10Баудхаяна также неоднократно упоминает стадию санньясы (аскетической) и ее поведенческий фокус, например, в стихах II.13.7 и 11.18.13. Эта ссылка, как утверждает Оливель, встречается во многих текстах от начала до середины 1-го тысячелетия до н. написано. Катха-упанишада в гимнах 2.1–2.2 противопоставляет человеческое чувство приятного (preyas, प्रेयस्) и блаженства (sreyas,), восхваляя последнее. В гимнах Ригведы в Книге 10, Глава 136, упоминается Муни (मुनि, монахи, нищие, святой человек), с характеристиками, которые отражают те, что можно найти в более поздних концепциях практики отречения. Мокши-аскеты (саньясины и саньясини). Говорят, что эти Муни - Кесины (केशिन्, длинноволосые), носящие одежду Мала (मल, грязную, цвета земли, желтый, оранжевый, шафран) и занятые делами Мананат (ум, медитация).
केश्यग्निं केशी विषं केशी बिभर्ति रोदसी। केशी विश्वं स्वर्दृशे केशीदं ज्योतिरुच्यते ॥१॥ '' 'मुनयो' '' वातरशनाः पिशङ्गा वसते मला। वातस्यानु ध्राजिं यन्ति यद्देवासो अविक्षत ॥२॥
Он своими длинными распущенными прядями (волос) поддерживает Агни, а также влагу, небо и землю; Он - все небо, на которое можно смотреть: он с длинными волосами называется этим светом. Муни, опоясанные ветром, носят одежды цвета земли; Они, следуя быстрому ветру, идут туда, где прежде уже бывали боги.
— Ригведа, Гимн 10.CXXXVI.1–2Шарфе утверждает, что «повсюду в индуистской литературе встречается множество ссылок на триваргу и чатурваргу. эпохи ».
Каждый из этих четырех канонических пурушартх подвергся процессу изучения и обширного литературного развития в истории Индии. Это привело к появлению множества трактатов с разнообразием взглядов по каждой категории. Некоторые книги, посвященные пурушартхам, включают:
Санскрит. В эпосах основные разделы посвящены пурушартхам, в частности обсуждению дхармы. Древняя тамильская моральная литература Тируккурал сосредотачивается на первых трех пурушартх (Дхарма, Артха и Кама) без обсуждения Мокши, предполагая, что «правильное стремление к другим трем неизбежно приведет к четвертому ". Налатияр, другое произведение литературы Сангама, также следует той же философии, что и Тируккурал.
Часто обсуждаются четыре пурушартхи в контексте четырех ашрамов или этапов жизни (Брахмачарья - ученик, Грихастха - домохозяин, Ванапрастха - пенсия и Санньяса - отречение). Ученые пытались связать четыре стадии с четырьмя пурушартхами, однако Оливель отвергает это, поскольку ни древние, ни средневековые тексты Индии не утверждают, что любой из первых трех ашрамов должен посвящать себя преимущественно одной конкретной цели жизни.
Четвертая стадия санньясы отличается, и подавляющее большинство древних и средневековых индийских текстов сходятся во мнении, что всякий, принимающий саньясу, должен полностью посвятить себя мокше с помощью Дхармы, с полным отречением от артхи и камы.
известное исключение Камасутры, большинство текстов не дают рекомендаций относительно относительного предпочтения Артхи или Камы, которые человек должен подчеркивать, на каком этапе жизни. Камасутра утверждает:
Продолжительность жизни человека - сто лет. Разделив это время, он должен сосредоточиться на трех жизненных целях таким образом, чтобы они поддерживали, а не мешали друг другу. В юности он должен заниматься такими полезными целями (артха), как обучение, в расцвете сил (кама), а в старости - дхарме и мокше.
— Камасутра 1.2.1–1.2.4, Перевод Патрика ОливельОднако в этом тексте не упоминаются ашрамы.
Четыре истинные цели человека в индуистских традициях: Другие элементы этических теорий в индуистских традициях: | Другие теории о человеческих потребностях: |
Цитированные книги: