Сантоша

редактировать

Сантоша (санскр. संतोष saṃtoṣa, sant) буквально означает «удовлетворение, удовлетворение». Это также этическое понятие в индийской философии, в частности Йога, где оно включено в качестве одного из Ниям Патанджали.

Содержание
  • 1 Определение
  • 2 Обсуждение
  • 3 Литература
  • 4 Мифология
  • 5 Парадокс желания
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Определение

Сантоша, иногда пишется как Сантоза, представляет собой комбинацию слово на санскрите, происходящее от Saṃ (सं, सम्) и Tosha (तोष, तुष्, tuṣh). SaM означает «полностью», «все вместе» или «полностью», а Tosha - «удовлетворение», «удовлетворение», «принятие», «комфорт». В совокупности слово Сантоша означает «полностью доволен, или доволен, принимает и комфортно». Другие слова, основанные на корне Tuṣht (तुष्टः), такие как Santusht (सन्तुष्ट) и Tushayati (तुष्यति), являются синонимами Сантоша и встречаются в древних и средневековых индийских текстах.

Исаакс переводит Сантоша как «удовлетворенность, принятие обстоятельств ». Вудс описывает это как отсутствие Тршны (तृष्णा, страстное желание) и желание того, что необходимо для жизни, при переводе стихов II.42 и II.32 Йога-сутр соответственно. Другие определяют его как состояние удовлетворения, понимание и принятие себя, своего окружения и обстоятельств такими, какие они есть, духовное состояние, необходимое для оптимизма и усилий по изменению будущего. Бхатта разъясняет Сантоша как внутреннее удовлетворение, состояние внутреннего покоя.

Йога Даршана, который включает комментарий Риши Вьясы к Йогасутре Патанджали, определяет удовлетворенность как внутреннее состояние, при котором «существует радостный и удовлетворенный ум независимо от окружающей среды, встречается ли человек с удовольствием. или боль, прибыль или убыток, слава или презрение, успех или неудача, сочувствие или ненависть ".

Обсуждение

Сантоша как Нияма обсуждается в индийских текстах в различных уровни - намерение, внутреннее состояние и его выражение. Сантоша старается изо всех сил и принимает результаты своих усилий. Как внутреннее состояние, это удовлетворение, которое сочетается с другими добродетелями и работает с ними, такими как Asteya (нежелание жадничать, не воровать), Aparigraha (отказ от накопления, отсутствие собственности) и Дайя (сострадание к другим). Как внешнее выражение, Сантоша - это наблюдаемая «безмятежность», когда он «полностью удовлетворен, не желая ничего, кроме фундаментального».

Марешаль утверждает, что Сантоша коренится в желании избегать всего негативного для себя, другие, ко всем живым существам и к природе. это не состояние отказа или быть без каких-либо потребностей, а государство ни принимать слишком много и не принимать меньше, чем нужно, один из утверждали оптимизм. это привычка бытия в состоянии принять обстоятельства, в которых находится человек, не расстраиваясь, принимать себя и сохранять невозмутимость по отношению к другим, которые уравновешивают свои собственные потребности, когда делятся тем, что у них есть. Сантоша также воздерживается от чрезмерного употребления и потребления чего-либо, даже если это внешний вид делает его соблазнительным. Марешал заявляет, что в тех случаях, когда окружающая среда такова, что человек вынужден слушать болезненную речь или чей-то гнев, Сантоша проявляет безмятежность, полностью принимая это как поучительное и конструктивное сообщение

Шанкарачарья, из школы индуизма Веданта, в стихах 521-548 текста , понимая другого, затем отстраняясь от себя и терпеливо стремясь к исправлению и изменению своего окружения. Вивекачудамани (Жемчужина Мудрости) утверждает, что Сантоша является необходимой добродетелью, потому что она освобождает человека от всех принуждений, манипуляций и страхов, после чего он может «жить согласно своей воле», делать то, что он считает правильным, преследовать свое собственное призвание где угодно, когда и как хочет. Джонстон переводит взгляд Шанкарачарьи на Сантоша как внутреннее состояние, в котором «вещи не огорчают его, не воодушевляют, и он не привязан к или отталкивается ими; в своем собственном Я он всегда радуется, Я - его радость; полностью удовлетворенный сущностью непрерывного блаженства; с Сантоша (удовлетворение) он познает свое Я - Вечное, он свободен от рабства, он счастлив, несмотря ни на что, его жизнь - победа; он движется туда, куда ведет его фантазия, непринужденно; он спит на берегу реки или в лесу, его ложе - это мир; он идет по тропинкам, где закончилась проторенная дорога; тогда он - тот, кто наслаждается высшим Вечным ».

Литература

Сантоша - широко обсуждаемая добродетель в более чем тридцати пяти древних и средневековых текстах индуизма. Большинство из них написаны на санскрите, но некоторые из них на региональных индийских языках. В качестве нескольких примеров, Сантоша обсуждается как важная добродетель и этическая концепция в стихах 2.1.39–2.1.48 Пураны Самхита, стихе I.218-12 Гаруда Пураны., стихи 11-20 Курма Пураны, стих 19.18 Прапанча Сары, стих 24.156 Парамананды, стих 3.18 Шандилья Йога Шастра, стихи 2.1–2.2 Йога Яджнавалкья и стихи 1.53–1.66 Васиштха Самхиты В некоторых текстах, таких как Трисикхи Брахмана Упанишад и Сутры, используются синонимичные понятия и слова, такие как шантусти (सन्तुष्टि) и Акама (अकाम, нежелание, ненужность), называя это добродетелью. который представляет «привязанность к Высшей Реальности». Санкхья Карика, в разделе, посвященном этике и влиянию добродетелей и пороков В отношении человека удовлетворенность состояний достигается в девяти категориях, четыре из которых являются внешними и пятью внутренними по отношению к нему.

Йога Вашишта описывает путь к Сантоше следующим образом:

Четыре солдата охраняют дорога к мокше (освобождению). Это Терпение (или душевное спокойствие), Атма (आत्म, Самостоятельное исследование), Сантоша (Удовлетворенность) и общение с мудрыми. Если вам удастся подружить одного из них, с остальными будет легко. Этот познакомит вас с тремя другими.

— Йога Васиштха, Книга 1

В индийском эпосе Махабхарата достоинства Сантоши обсуждаются во многих книгах. Например, в Шанти Парва (Книга Мира)

Сантоша (удовлетворение) - это высшее небо, сантоша - высшее блаженство. Нет более высокого опыта, чем сантоша. Когда человек отбрасывает все свои страстные желания, как черепаха, втягивающая все свои конечности, тогда вскоре проявляется естественное сияние его души. Когда человек не боится какого-либо создания или какое-либо существо не пугает его, когда человек преодолевает свои пристрастия и отвращение, тогда говорят, что он созерцает свою душу. Когда кто-то, действительно, в словах и мыслях не стремится никого обидеть и не лелеет желаний, говорят, что он достигает Брахмана (сознание-блаженство).

Шанти Парва, Глава 21

Для человека знания все, что воспринимается, есть как Сат, так и Асат. Для него все это и конец, и середина. Эта истина содержится во всех Ведах. С другой стороны, высшее удовлетворение (Сантоша) покоится на Эмансипации, которая является абсолютной, которая существует как Душа всех смертных и бессмертных вещей, которая хорошо известна как Универсальная Душа, которая является высшим объектом познания, которая есть повсюду, которая есть во всех и во всем, что наполнено, что является совершенным интенсивным счастьем, которое лишено двойственности, которое является первостепенным из всех вещей, которое есть Брахма, который есть Непроявленный, а также Причина, из которой Возникло непроявленное, и оно никогда не ухудшается. Способность ощущать за пределами органов чувств, способность прощать и способность воздерживаться от страстных желаний - все вместе они являются причинами совершенного, глубокого счастья.

Шанти Парва, Глава 270
Мифология

Вишну-пурана декламирует миф, в котором Сантоша является потомком Тушти и Дхармы, и он полон символизма. Миф заключается в следующем:

Потомками Дхармы дочерей Дакши были следующие: благодаря Шраддхе (преданности) он имел Кама (желание); от Лакшми (богатство, процветание) родился Дарпа (гордость); от Дхрити (храбрость) потомство было Нияма (заповедь); от Тушти (внутреннее утешение), Сантоша (удовлетворение); от пушти (богатство) потомком была Лобха (алчность, жадность); Медха (мудрость, опыт), Шрута (священная традиция); от Крии (упорный труд, труд) потомками были Данда, Ная и Виная (справедливость, политика и образование); буддхи (интеллект), бодха (понимание); Ладжей (стыд, смирение), Виная (хорошее поведение); через Вапу (тело, сила), Вьявасайя (настойчивость). Шанти (мир) родила Кшама (прощение); Сиддхи (совершенство) к Сукха (наслаждение); а Киртти (славная речь) породила Яшу (репутацию). Это были сыновья Дхармы; у одного из них, Кама (любовь, эмоциональное удовлетворение), родился ребенок Херша (радость) от его жены Нанди (восторг).

Женой Адхармы (порок, зло, зло) была Хинса (насилие), от которой он родил сына Анриту (ложь) и дочь Никрити (безнравственность): они женились и родили двух сыновей, Бхайя (страх) и Нарака (ад); и близнецы им, две дочери, Майя (обман) и Ведана (пытка), которые стали их женами. Сын Бхайи (страха) и Майи (обмана) был разрушителем живых существ, или Мритью (смертью); а Дукха (боль) была порождением Нараки (ада) и Веданы (пытки). Сыновьями Мритью были Вйадхи (болезнь), Джара (разложение), Сока (печаль), Тришна (жадность) и Кродха (гнев). Все они называются причинителями страданий и считаются потомками Порока (Адхармы). Все они без жен, без потомства, без способности воспроизводить потомство; они постоянно действуют как причины разрушения этого мира. Напротив, Дакша и другие Риши, старейшины человечества, имеют тенденцию постоянно влиять на его обновление: в то время как Ману и их сыновья, герои, наделенные могущественной силой, идут по пути истины, постоянно способствуя ее сохранению.

— Вишну Пурана, Глава 7, Перевод Гораций Хейман Уилсон
Парадокс желаний

Ученые задаются вопросом, равносильно ли удовлетворение (Сантоша) «желанию быть без желаний», а если да, то парадокс ли это сам по себе? Этот вопрос представляет интерес как для индуизма, так и для буддизма. Герман утверждает, что есть разница между бездумным стремлением к «жажде» и осознанным стремлением к «потребностям». Первые представляют интерес для индийской философии, тогда как последние признают и поощряют правильное стремление к «потребностям».

Жажда - это сильное, постоянно расширяющееся принуждение к накоплению материальных ценностей, пристрастие к чему-то или кому-то и состояние, при котором человек накапливает цель своей жадности или похоти, игнорируя дхарму. Удовлетворенность - это противоположное состояние, свободное от стремлений, создающих рабство и зависимость, понимание минимума, в котором он нуждается, и альтернативных способов удовлетворения этих потребностей, освобождение, таким образом, чтобы делать все, что он хочет, и то, что кажется ему правильным, правильным и значимым. Правильное и одновременное стремление к дхарме, артхе и каме почитается в индуистских текстах. Например, в Книге 9, Шалия Парва эпической Махабхараты, правильное и одновременное стремление к артхе (богатство, прибыль, средства к существованию), дхарма (праведность, нравственность, этика) и кама (любовь, удовольствие, эмоциональное удовлетворение) рекомендуется,

धर्मः सुचरितः सद्भिः सह दवाभ्यां नियच्छति. अर्थश चात्यर्थ लुब्धस्य कामश चातिप्रसङ्गिनः. धर्मार्थौ धर्मकामौ च कामार्थौ चाप्य अपीडयन. धर्मार्थकामान यॊ भयेति सॊ तयन्तं सुखम अश्नुते

Добрые люди хорошо практикуют нравственность (Дхарму). Мораль, однако, всегда страдает от двух вещей: желания прибыли (артха), которую испытывают те, кто ее жаждет, и желания удовольствия (кама), лелеяемого теми, кто ей предан. Тот, кто не причиняет вреда нравственности и прибыли, или морали и удовольствия, или удовольствия и выгоды, следует всем трем - морали, прибыли и удовольствия - всегда преуспевает в достижении великого счастья.

Махабхарата, Shalya Parva, IX.60.17-19

В случаях конфликта между Артхой, Камой и Дхармой, Ватсьяяна заявляет, что Арта предшествует Каме, а Дхарма предшествует и Каме, и Артхе.

Ссылки
Дополнительная литература
  • TMP Махадеван, Панкадаши Бхаратитиртха-Видьяраньи: толкование, глава 7 - Разъяснение удовлетворенности, Центр перспективных исследований в области философии, Университет Мадраса, 1969, OCLC 663724
Последняя правка сделана 2021-06-07 02:09:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте