Индуистско-исламские отношения

редактировать

Индуизм - это индийская религия и образ жизни (Санскрит : सनातन धर्म, Санатана Дхарма, «Вечный путь») индуистов из Индии, их диаспора и другие регионы, которые испытали индуистское влияние со времен древности и средневековья. Индуизм в основном имеет общие термины с дхармическими религиями, которые он породил, включая буддизм, джайнизм и сикхизм. священными писаниями индуизма являются шрути (четыре Веды, которые составляют оригинальные ведические гимны, или самхиты, и три уровня комментарии к самхитам, а именно к брахманам, шраньякам и упанишадам ); они считаются подлинным авторитетным божественным откровением. Кроме того, индуизм также основан на литературе смрити, включая Рамаяна, Бхагавад-гита и Пураны, которые также являются считаются священными индуистскими текстами.

Ислам - это монотеистическая религия, возникшая на Аравийском полуострове, в которой божеством является Аллах ( арабский : الله, «Бог»: см. Бог в исламе ), исламским пророком является Мухаммад, которого мусульмане верят, освободил исламское писание, Коран. Ислам разделяет общие термины с авраамическими религиями, которые предшествуют ему - те религии, которые утверждают, что произошли от Авраама ─ от старшего к младшему, иудаизм, Христианство, ислам и вера бахаи. Коран и литература хадисов являются основными исламскими священными писаниями, а сунна состоит из традиционных исламских обычаев и обычаев, которым должны следовать все мусульмане.

индуизм и ислам разделяют некоторые ритуальные практики, такие как пост и паломничество, но различаются во взглядах на забой животных, отступничество, богохульство, обрезание, кровнородственные браки, культовые образы, генотеизм, социальный стратификация, вегетарианство и ахимса (ненасилие ) как добродетели. Их историческое взаимодействие с VII века было свидетелем периодов сотрудничества и синкретизма, а также периодов религиозной дискриминации, нетерпимости и насилия. Как религиозное меньшинство в Индии, ислам ассимилировался с местными индуистскими традициями и индуистскими корнями новообращенных в течение 13 веков. Границы между исламом и индуизмом оставались гибкими до британского колониального правления в Индии.

Содержание

  • 1 Сравнение между исламом и индуизмом
    • 1.1 Богословие и концепция Бога
    • 1.2 Священные Писания и посланники
    • 1.3 Сходства
    • 1.4 Различия
      • 1.4.1 Отступничество
      • 1.4.2 Богохульство
      • 1.4.3 Каста и вероисповедание
      • 1.4.4 Обрезание
      • 1.4.5 Кровное родство
      • 1.4.6 Джизья
      • 1.4.7 Рабство
      • 1.4.8 Проблемы, связанные с питанием
  • 2 Политика и историческое взаимодействие
    • 2.1 Мирное сотрудничество
      • 2.1.1 Перевод Священных Писаний
      • 2.1.2 Музыка
    • 2.2 Религиозное насилие
  • 3 Индуистско-исламские отношения в Индии
  • 4 Современное взаимодействие
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Сравнение ислама и индуизма

Богословие и концепция Бога

Ислам - это система мысли, которая верит в различные традиции, отсюда и различные исламские секты. Таусид. Мусульмане должны ежедневно утверждать, как один из пяти столпов ислама, в Шахаде, что «Нет другого бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха».

Индуизм - это система мышления, основанная на различных традициях. В Упанишадах популярной интерпретацией является традиция Адвайта Веданты. Это абсолютный монизм. Человек находит истину, осознавая свою истинную природу или чистую душу или «я» (атман ). Когда человек лишен невежества, он осознает, что его внутреннее «я» (атман) является Брахманом (высшей реальностью). Пока человек не осознает эту истину, он обычно находится в неведении и поэтому думает, что все вокруг него реально, и предается этому, хотя на самом деле это не так и является иллюзией (майя ). Абсолютный и чистый Брахман и абсолютный и чистый атман также являются одним и тем же в этой школе мысли. Когда человек концентрируется исключительно на «Я» и занимается самоисследованием, изучением текстов, этическим совершенством, гьяной и собой, он осознает Брахман и не зависит от материала.

Священные Писания и посланники

Священные Писания ислама - это Коран и хадисы, которые разнообразны и имеют множество версий, последний и последний Исламский пророк Мухаммед упоминается в основных мировых религиях. Согласно исламской доктрине, Иисус Христос также был посланником от Бога. Мусульмане верят, что Мухаммед был последним посланником, а Коран был последним откровением от Бога последнему пророку. который предсказал Мухаммеда как последнего посланника. Хадисы содержат Сунну или отчеты о жизни, высказываниях, действиях и примерах Мухаммеда, которые он подал. Коран и хадисы считаются в исламе источником исламского права, или шариат.

В индуизме нет традиционного церковного строя, централизованных религиозных властей, руководящего органа, пророка (ов) или какой-либо конкретной священной книги. Духовное знание индуизма содержится в текстах, называемых шрути («то, что слышат») и смрити («то, что вспоминают»). В этих текстах обсуждается разнообразное богословие, ритуалы, обряды перехода, философия и другие темы. Основные священные писания в индуизме включают Вед, Упанишады (оба ruti), Эпосы, Пураны, Дхармасутры и Агамы (все смрити).

Сходства

Согласно исламу, после смерти человек попадает либо в Рай (Джанна ), либо в Ад (Джаханнам ), в зависимости от их поступков. Однако в отличие от мусульман, индуисты верят в цикл перевоплощений. Однако концепция высших и низших сфер существования может быть найдена в индуизме, хотя эти миры являются временными местами

Оба обязаны сражаться с демонами (Шайтан / Асура ), которые постоянно находятся в состоянии войны против человека и Божества. Асуры являются частью индуистской мифологии вместе с Дэвами, Якшами и Ракшасами. Асуры фигурируют в одной из многих космологических теорий индуизма. Иногда асуров считают духами природы. Они постоянно сражаются с дэвами.

Все еще можно найти сходство в концепции Божественного и мира. Оба верят в существование единой верховной силы, называемой либо Брахманом, либо Аллахом. Брахман - это метафизическая концепция, которая представляет собой единое связывающее единство, стоящее за разнообразием всего, что существует во вселенной, в то время как Аллах - арабское слово для Бога в авраамических религиях. Ассимилированное в краеведении исламское представление о Боге стало сопоставимым с представлением о высшей реальности, выражающейся через разные имена: создатель, хранитель и разрушитель. Суфийская концепция Вадат ал-Вуджуд близка мировоззрению, изложенному в Адвайта Веданте. Некоторые исламские ученые верят, что миры, созданные Богом, погибнут и сотворятся заново, напоминая индуистское представление о бесконечном процессе зарождения и распада.

Паломничество встречается в обеих религиях, Хадж в Мекку в исламе, а Кумбх Мела и Тиртха Ятра в индуизме. Мусульмане совершают 7 обходов вокруг Каабы во время хаджа, который называется таваф. Индусы также совершают один или несколько обходов вокруг центра (гарбхагрии) храма (от одного до двадцати одного), который называется парикрама (известный на санскрите как прадакшина). Оба они обычно называются обходом.

. Некоторые члены мусульманской общины Ахмадия, исламский пророк Мухаммад считается индуистом Аватар Калки ; некоторые из мусульманских ученых и несколько индуистских ученых также утверждали, что калки упоминается как указание на Мухаммеда в некоторых индуистских писаниях. Однако большинство индуистских ученых отвергли эту теорию как ложную, утверждая, что Калки должен прибыть в конце Кали-юги, а не в начале.

Идею Фана сравнивают с Самадхи.

Различия

Отступничество

Отступничество, это условие ислама для Мусульманин оставить свою религию или хулить ее, согласно некоторым исламским правовым школам, является религиозным преступлением.

Индуизм допускает свободу совести. Индус может стать атеистом или изменить убеждения, когда он или она захочет.

Обе религии заявляют, что в религии не должно быть принуждения, даже если исламские ученые могут требовать наказания за отъезд из ислама.

Богохульство

Богохульство против Бога и Мухаммеда является религиозным преступлением в исламе. Коран в стихах и многие хадисы ислама обсуждают богохульство и наказание за него. Различные действия, речи или поведение могут считаться богохульством в исламе. Некоторые примеры включают оскорбление или проклятие Аллаха или Мухаммеда, насмешки или неприятное поведение по отношению к верованиям и обычаям, распространенным в исламе, нахождение недостатков или выражение сомнений в отношении Аллаха, неправильная одежда, рисование оскорбительных карикатур, разрывание или сжигание священной литературы ислама, создание или использование музыки или живопись, видео или романы, высмеивающие или критикующие Мухаммеда, - вот некоторые примеры кощунственных действий. Наказание может варьироваться от тюремного заключения, порки до казни.

Открытое обсуждение и критика духовных мыслей, идей и божеств разрешены в индуизме. Концепции «божественного богохульства» или «ереси» не существует в индуизме, и древние индуистские тексты не содержат положений о богохульстве.

Каста и вероисповедание

индуистские тексты, такие как Манусмрити разделяют людей через социальное расслоение и класс. Исламские тексты не разделяют мусульман. Согласно Корану, все люди в этом мире равны, будь то король или дворник. Однако в исламских текстах, таких как Хадис, упоминается пророчество о мусульманской Умме, разделенной на 73 секты. Это расслоение взято из книги Пророка - Хадиса. Таким образом, в пророческой традиции считается, что, несмотря на внутреннее разделение, всегда есть большинство, которое сохраняет правильную веру и практику ислама, группа, выделенная среди других и идущая по пути к спасению. В их традиционных практиках есть почтение, поскольку традиции различаются в зависимости от географии, но духовно все мусульмане равны. - Ахль ас-Сунна ва'ль-Джама ٝ ах

Хотя тексты индуизма не перечисляют тысячи каст, на практике индуистская кастовая система описывалась по-разному как четыре варны или тысячи эндогамные наследственные группы, называемые jātis. Подобно индуистской кастовой структуре из четырех варн, на практике мусульмане в Южной Азии развили кастовую систему, которая делила южноазиатское мусульманское общество на три части: мусульман-ашраф иностранного происхождения, местных новообращенных из Аджлафа и обращенных неприкасаемых из Арзала. низшая ступенька. Термин «Арзал» означает «деградировавшие», и касты Арзал, как и индуистские джати, подразделяются на Бханар, Халалхор, Хиджра, Касби, Лалбеги, Маугта, Мехтар и т.д. Ислам за пределами Южной Азии.

Обрезание

Киданей (обрезание) мужчин требуется в исламе. В самом Коране обрезание прямо не упоминается ни в одном аяте, но оно упоминается в хадисах ислама. Мусульманские комментаторы последовательно интерпретируют исламские священные писания как обязывающие мужское обрезание.

Обрезание не является религиозным требованием в индуизме.

Брачный союз

Брачный брак - это брак, в котором жених и невеста делить бабушку или дедушку или ближайшего предка. Ислам запрещает браки по причине родства с предками, потомками, братьями и сестрами, братьями и сестрами предков и потомками братьев и сестер. Однако брак с двоюродными братьями и дальнейшими кровными родственниками разрешен. Индуизм запрещает кровнородственные браки и настоятельно рекомендует семь степеней биологического разделения между женихом и невестой. В исламе очень распространены организованные эндогамные кровнородственные браки, особенно браки двоюродных братьев и сестер, за которыми следуют браки троюродных братьев. Примерно от 25 до 40% всех браков в Пакистане, Саудовской Аравии и ОАЭ - браки между двоюродными братьями и сестрами; в то время как общее количество кровнородственных браков по договоренности превышает 65-80% в различных регионах исламского Ближнего Востока, Северной Африки и Центральной Азии.

Джизья

Исламские священные писания в своей истории, в отличие от индуизма, заставляли уплата специального налога джизья с дхимми, немусульман, проживающих в мусульманском государстве. Джизья была инструментом социального расслоения и доходов казны от немусульман. Джизья была напоминанием о подчинении немусульманина мусульманам и создала финансовый и политический стимул для обращения в ислам.

В индуистских текстах нет такого понятия «джизья».

Рабство

Коран и хадисы разрешают установление рабства немусульман в исламе, используя слова abd (раб) и фразу ma malakat aymanukum ( «то, что принадлежит вашей правой руке»). Согласно исламскому закону, мужчины-мусульмане могут вступать в половые отношения с пленницами, наложницами и рабынями с ее согласия. Ислам в некоторых случаях поощрял освобождение раба, но только после того, как раб-немусульманин был насильственно обращен в ислам. Немусульманские рабыни, которые были изнасилованы и родили детей своим мусульманским хозяевам, стали юридически свободными после смерти ее хозяина, а ее дети были признаны мусульманами как их отец. Аурангзеб, Моголы Император нанял мусульманских ученых для изучения Корана и хадисов и написания исламского закона для Индии в конце 17 века. Получившийся в результате документ был назван Фатава-э-Аламгири, и он посвятил множество глав прав мусульманам владеть и покупать немусульманских рабов для работы и секса.

Практика рабства рабство в начале и в конце ведической эпохи индуизма не подтверждено документально. Арриан, греческий историк, описавший Индию примерно во времена Александра Великого, писал в своей Indika:

Индейцы даже не используют пришельцев в качестве рабов, не говоря уже о соотечественниках.

— Индика Арриана

Однако в некоторых индуистских текстах используется термин даша. Некоторые ученые переводят это как раб, в то время как другие ученые переводят это как слуга и религиозный преданный. В индуистском тексте Арташастры даша посвящена глава, в которой финансово банкротный человек может подать заявление и стать слугой другого. Арташастра предоставляет даса законные права и объявляет оскорбление, причинение вреда и изнасилование даса преступлением.

.

Проблемы, связанные с едой

Ислам имеет ограничения на еду, например, на способ приготовления мяса. Мясо халяль готовится с помощью ритуала убоя, который включает разрезание яремных вен животного острым ножом. Это приводит к смерти в результате кровотечения. Мясо животных, умерших естественной смертью или в результате несчастного случая, не допускается. Мусульмане предпочитают говядину, но они строго избегают свинины и алкоголя.

Индуизм с его акцентом на ненасилие против всех существ, как правило, вегетарианец и Лакто-вегетарианские блюда являются обычным явлением. Однако пищевые привычки оставлены на усмотрение индусов, и потребление алкоголя допускается. Существуют различные мнения относительно допустимости употребления мяса в индуизме в зависимости от толкования индуистских писаний. Большинство индусов предпочитают вегетарианство, хотя некоторые секты делают акцент на вегетарианстве. Некоторые индуисты считают насилие над животными, которое используется для производства любого мяса, настолько неприемлемым, что они избегают еды с невегетарианцами. Наиболее соблюдающие индуисты строго избегают говядины из коров, но некоторые могут в качестве альтернативы употреблять в пищу говядину или свинину, приготовленную из водяных буйволов.

То, как убивают животное в исламских ритуалах, индусы считают жестоким и варварским. поскольку индусы потребляют Джатка мяса. Джатка - это мясо животного, которое было убито мгновенно, например, одним ударом меча или топора, чтобы отрубить голову, в отличие от ритуально медленного убоя (кута ) в халяль метод (дхабихах ). Джатка - это метод производства мяса, который востребован большинством индусов, которые едят мясо, так как это обеспечивает быструю и безболезненную смерть животного. В обоих методах используются острые ножи. В методе Jhatka быстрый непрерывный разрез рассекает трахею, пищевод, сонную артерию, яремные вены, блуждающие нервы. и позвоночник. В методе Халяль убой проводится с помощью быстрого глубокого разреза острым ножом на горле, перерезая яремные вены и сонные артерии с обеих сторон, но оставляя спинной мозг и нервную ткань нетронутыми, после чего следует период, когда кровь животное осушено. Молитва Богу не требуется в методе Джатки с каждым животным, забитым в коммерческих целях, но молитва Богу (Аллаху) требуется в начале или в случае перерыва в производстве халяльного мяса.

Забой коровы считается в индуизме отвратительным явлением и был причиной индуистско-мусульманских беспорядков в Индии.

Политика и историческое взаимодействие

Х.Г. Роулинсон в своей книге «Древняя и средневековая история Индии» утверждает, что первые арабские мусульмане поселились на индийском побережье в последней половине VII века. Однако именно последующая экспансия турецких и персидских мусульманских завоеваний на Индийском субконтиненте в следующем тысячелетии значительно расширила взаимодействие ислама с индуизмом.

Мирное сотрудничество

Перевод священных писаний

Император Великих Моголов Акбар поручил перевести многие индуистские тексты на персидский.

Гириш Чандра Сен, Брахмо Самадж миссионер, был первым, кто произвел полный перевод Корана на бенгальский в 1886 году.

Музыка

Там есть были примеры синкретического сотрудничества в музыке на исламскую и индуистскую темы. Народный поэт Бангладеш Кази Назрул Ислам, например, написал много религиозных исламских песен для основного направления бенгальской народной музыки. Он также исследовал индуистскую религиозную музыку, сочиняя Шама Сангит, бхаджаны и киртаны, часто объединяя исламские и индуистские ценности. Поэзия и песни Назрула исследовали философию ислама и индуизма.

Религиозное насилие

Исторические записи религиозного насилия в средневековой Индии обширны и представлены в виде корпусов, написанных многочисленными мусульманскими историками. Уилл Дюран заявляет, что индуисты исторически подвергались преследованиям во время исламского правления Индийского субконтинента.

Периодические столкновения между индуистами и мусульманами упоминаются в исторических записях во время Делийского султаната. Они продолжались в Империи Великих Моголов, а затем в британский колониальный период.

В британский период религиозная принадлежность стала проблемой... Религиозные общины имели тенденцию становиться политическими округами. Это было особенно верно в отношении Мусульманской лиги, созданной в 1905 году, которая обслуживала исключительно интересы мусульман... Появились и чисто индуистские организации, такие как индуистская сабха (позже Махасабха), основанная в 1915 году. Тем временем индуистско-мусульманские беспорядки стали более частый; но они не были новинкой, они засвидетельствованы со времен Делийского султаната и уже были постоянным элементом Империи Великих Моголов... Когда в 1947 году он [Мухаммед Али Джинна] стал первым генерал-губернатором Пакистана, и была проведена демаркация новой границы, между индуистами и мусульманами вспыхнули гигантские беспорядки.

— Марк Габорио, «Антропология сегодня»

Периодически имели место случаи насилия против мусульман в Индии до ее отделения от Пакистана в 1947 году, часто в форме нападений толпы на мусульман со стороны индуистов, которые формируют модель спорадического межконфессионального насилия между индуистскими и мусульманскими общинами. Более 10 000 человек были убиты в результате межобщинного насилия между индуистами и мусульманами с 1950 года в 6933 случаях межобщинного насилия в период с 1954 по 1982 год.

Корни насилия против мусульман лежат в истории Индии, происходящей из сохраняющееся недовольство исламским господством в Индии в средние века, политикой, установленной британскими колонизаторами, насильственным разделением Индии на мусульманское Пакистан и индуистское большинство, но светская Индия с большим, но меньшинство мусульманским населением. Некоторые ученые описывают случаи антимусульманского насилия как политически мотивированные, а организованное антимусульманское насилие является политически мотивированным и является частью избирательной стратегии основных политических партий, которые они назвали погромами или актами геноцида., или форма государственного терроризма с «организованной политической резней», а не просто «беспорядки ». Другие утверждают, что, хотя их община сталкивается с дискриминацией и насилием, некоторые мусульмане добились больших успехов, что насилие не так широко распространено, как кажется, а ограничено определенными городскими районами из-за местных социально-политических условий, и есть много городов где мусульмане и индуисты мирно живут вместе, почти нет случаев межрелигиозного насилия.

.

индуистско-исламских отношений в Индии

Хотя широко распространено мнение, что насилие между индуистами и Мусульмане начали с вмешательства Великобритании, это неправда. Проблемы между индуистами и мусульманами в Индии можно проследить до XIV века. Эта ненависть между индуистами и мусульманами разжигалась британцами, которые использовали свою стратегию «разделяй и властвуй ".

В 1947 году Пакистан был создан как отдельная организация для мусульман, в результате чего мусульманское население в Индии меньшинство по сравнению с индуистами, что еще больше усугубляет разрыв между ними. С тех пор было много беспорядков между индуистами и мусульманами. Одним из самых разрушительных беспорядков стали беспорядки в Гуджарате в 2002 году, которые охватили три дней и привело к гибели более 1000 человек. Это произошло в результате поджога поезда, перевозившего индуистских паломников, за которым последовало возмездие индуистов против мусульман. Еще одним заметным противоречием между индуистами и мусульманами является Айодхья Рам Дело Мандир - Бабри Масджид. Предпосылкой для этого было то, что мечеть была построена Миром Баки, командиром Бабура на месте рождения лорда Рама, воплощение Господа Вишну. Однако индусы считали, что эта мечеть была построенный после сноса храма, который раньше находился на его месте, и индуисты, таким образом, выдвинули юридические возражения против наличия мечети. К счастью, и индуисты, и мусульмане согласились поддерживать мир и гармонию в общинах в Айодхье в свете вынесения Верховным судом своего вердикта по этому делу 9 ноября 2019 года. Таким образом, хотя отношения между индуистами и мусульманами сохраняются. сложны и подпитываются ненавистью, в Индии также есть много мест, где они мирно сосуществуют.

Современное взаимодействие

Индия отделила Бангладеш от Пакистана в 1971 году нашей эры. Различные информационные агентства, такие как BBC, Associated Press и Reuters, сообщали о периодических актах насилия в отношении индусов со стороны некоторых мусульман в Бангладеш и попытках правительства Бангладеш наказать такое насилие. Например, в начале 2013 года индусские семьи подверглись нападению и были убиты, а также десятки храмов сожжены / разрушены после того, как Международный трибунал по преступлениям вынес приговор Делвару Хоссейну Сайеди из джамаата. -e-Islami до смерти за военные преступления, совершенные во время войны за освобождение Бангладеш 1971 года .

См. также

  • портал индуизма
  • Исламский портал

Ссылки

Библиография

Отношения
Ислам в Южной Азии
  • Холт, Питер М. (1977), Питер Малкольм Холт; Энн К. С. Лэмбтон; Бернард Льюис (ред.), Кембриджская история ислама (новая редакция), Cambridge University Press, ISBN 978-0521291378
  • Халиди, Омар (2009), Шипинг Хуа (ред.), Ислам и демократизация в Азии, Cambria Press, ISBN 978-1604976328
  • Меткалф, Барбара Д. (2009), Барбара Д. Меткалф (ред.), Ислам в Южной Азии в Практика, Princeton University Press, ISBN 978-0691044200
Общественное насилие
  • Уилкинсон, Стивен И. (2006), Голосование и насилие: электоральная конкуренция и этнические беспорядки в Индии, Кембриджский университет Press, ISBN 978-0521536059
  • Справочник, Blackwell (1999). «Индийские общинные массовые убийства (1946–197)». Справочник Блэквелла. doi : 10.1111 / b.9780631209379.1999.x. ISBN 9780631209379.
  • Марковиц, Клод. «Индия с 1900 по 1947 год». Mass Violence.Org.
  • D'Costa, Bina (2010), Nationbuilding, Gender and War Crimes in South Asia, Routledge, ISBN 978-0415565660
  • Ghosh, Partha S. (2004), Ранабир Самаддар (ред.), Исследования мира: Введение в концепцию, объем и темы, SAGE, ISBN 978-0761996606
  • Хуссейн, Монирул (2009), Сибаджи Пратим Басу (редактор), Бегущие люди из Южной Азии: выдержки из журнала Refugee Watch, Anthem, стр. 261, ISBN 978-8190583572
  • Берглунд, Хенрик (2011), Галина Линдквист; Дон Хендельман (ред.), Религия, политика и глобализация: антропологические подходы, Berghahn, p. 105, ISBN 978-1845457716
  • Смит, Гленн (2005), Асви Уорман Адам; Деви Фортуна Анвар (ред.), Жестокие внутренние конфликты в Азиатско-Тихоокеанском регионе: история, политическая экономика и политика, Яясан Обор, ISBN 9789794615140
  • Пандей, Гьянендра (2005), Обычное насилие: нации, фрагменты, истории, Stanford University Press, ISBN 978-0804752640
  • Гассем-Фачанди, Парвис (2012), Погром в Гуджарате: индуистский национализм и анти- Мусульманское насилие в Индии, Princeton University Press, p. 2, ISBN 978-0691151779
  • Меткалф, Барбара (2013), Дина Хит; Чандана Матур (ред.), Коммунализм и глобализация в Южной Азии и ее диаспоре, Рутледж, ISBN 978-0415857857

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-23 12:44:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте