Джйотиша

редактировать

Джйотиша ( санскрит : ज्योतिष, IAST: Jyotiṣa), ныне термин, обозначающий традиционную индуистскую астрологию, исторически был отраслью знания, посвященной наблюдению за астрономическими телами, чтобы определить правильное время для ведических жертвоприношений. Это одна из шести веданг, или вспомогательных наук, связанных с развитыми Ведами. Эта область исследований была связана с определением дней и часов ведических ритуалов.

На индуистскую астрологию 3 века до н.э. большое влияние оказали греческие традиции. Но концепция Веданги возникла еще до контактов с греками, и в дальнейшем были независимые разработки. Индуистская астрология в ее нынешнем виде по своей сути изучает карму, что дает ей совершенно иное основание по сравнению с греческой астрологией. В дополнение к этому, методы предсказания, такие как даши (планетарные и знаковые периоды времени), варгас (гармонические подразделения гороскопа), не получили развития в греческой астрологии.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 текста
  • 4 Обсуждение
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
Этимология

Джйотиша, как утверждает Монье-Вильямс, происходит от слова Джйотиш, которое означает свет, такой как свет солнца, луны или небесного тела. Термин джйотиша включает изучение астрономии, астрологии и науки о времени с использованием движений астрономических тел. Он был направлен на отслеживание времени, ведение календаря и предсказание благоприятного времени для ведических ритуалов.

История

Согласно Дэвиду Пингри, хронометраж в Джйотише мог быть «заимствован из Месопотамии в период Ахеменидов », но Юкио Охаши считает это предложение «определенно неправильным». Охаши утверждает, что это поле Веданги возникло на основе реальных астрономических исследований в древней Индии. Другие ученые отвергают различные аргументы Пингри, и К.С. Шукла указывает на противоречие, показывая неправильные поправки Пингри к рукописи Яванаджатаки, которую Пингри считал сильно искаженной.

Тексты ведических наук Джйотиша были переведены на китайский язык во II и III веках нашей эры, а отрывки из Ригведы по астрономии можно найти в трудах Чжу Цзянъянь и Чжи Цянь.

Хронометраж, а также природа движения Солнца и Луны упоминаются в ведических текстах. Например, в главе 19.3 Каушитаки Брахмана упоминается смещение относительного положения солнца к северу в течение 6 месяцев и к югу в течение 6 месяцев.

Тексты
Хранение времени

[Текущий год] минус один, умноженный на двенадцать, умноженный на два, добавленный к истекшему [полугодию текущего года], увеличенный на два на каждые шестьдесят [на солнце], это количество полумесяцев ( сизигий ).

- Ригведа Джйотиша-веданга 4 Переводчик: Ким Плофкер

Древний дошедший до нас текст на Джйотише - это Веданга-Джйотиша, который существует в двух изданиях, одно связано с Ригведой, а другое - с Яджурведой. Версия Ригведы состоит из 36 стихов, в то время как редакция Яджурведы содержит 43 стиха, из которых 29 стихов заимствованы из Ригведы. Версия Ригведы по-разному приписывается мудрецу Лагадхе, а иногда и мудрецу Шучи. В версии Яджурведы нет конкретного мудреца, она дожила до наших дней с комментариями к Сомакара и является более изученной версией.

Текст Джйотиши « Брахма-сиддханта», вероятно, составленный в V веке нашей эры, обсуждает, как использовать движение планет, солнца и луны, чтобы следить за временем и календарем. В этом тексте также перечислены тригонометрия и математические формулы для поддержки теории орбит, предсказания положения планет и вычисления относительного среднего положения небесных узлов и апсид. Текст примечателен тем, что в нем представлены очень большие целые числа, такие как 4,32 миллиарда лет как время жизни текущей Вселенной.

В древних индуистских текстах о Джйотише обсуждается только хронометраж и никогда не упоминается астрология или пророчества. Эти древние тексты преимущественно касаются астрономии, но на элементарном уровне. Технические гороскопы и идеи астрологии в Индии пришли из Греции и получили развитие в первые века I тысячелетия нашей эры. Тексты поздней средневековой эпохи, такие как Явана-джатака и тексты Сиддханты, в большей степени связаны с астрологией.

Обсуждение

Область Джйотиши занимается установлением времени, в частности, прогнозированием благоприятного дня и времени для ведических ритуалов. Поле Веданги структурировало время в юги, которые представляли собой 5-летний интервал, разделенный на несколько лунно-солнечных интервалов, таких как 60 солнечных месяцев, 61 месяц саваны, 62 синодических месяца и 67 сидерических месяцев. Ведическая юга насчитывала 1860 титхи ( तिथि, дат), и она определяла савана- день (гражданский день) от одного восхода до другого.

Ригведическая версия Джйотиши может быть более поздним включением в Веды, утверждает Дэвид Пингри, возможно, между 513 и 326 гг. До н.э., когда долина Инда была оккупирована Ахеменидами из Месопотамии. Математика и устройства для измерения времени, упомянутые в этих древних санскритских текстах, предполагает Пингри, такие как водяные часы, возможно, также прибыли в Индию из Месопотамии. Однако Юкио Охаши считает это предложение неверным, предполагая вместо этого, что ведические попытки хронометража для предсказания подходящего времени для ритуалов должны были начаться намного раньше, и влияние могло перетекать из Индии в Месопотамию. Охаши утверждает, что неверно предполагать, что количество гражданских дней в году равно 365 как в индуистском, так и в египетско-персидском году. Кроме того, добавляет Охаши, месопотамская формула отличается от индийской формулы для расчета времени, каждая из них может работать только для соответствующей широты, и любая из них сделает серьезные ошибки при прогнозировании времени и календаря в другом регионе. Согласно Аско Парполе, открытия Джйотиша и лунно-солнечного календаря в древней Индии и аналогичные открытия в Китае «с большой вероятностью являются результатом конвергентного параллельного развития», а не распространения из Месопотамии.

Ким Плофкер утверждает, что, хотя поток идей для хронометража с обеих сторон правдоподобен, каждая из них могла вместо этого развиваться независимо, потому что заимствованные слова, которые обычно встречаются при миграции идей, отсутствуют с обеих сторон, поскольку слова для различных временных интервалов и методов. Далее, добавляет Плофкер и другие ученые, обсуждение концепций хронометража можно найти в санскритских стихах Шатапатха Брахмана, текста 2-го тысячелетия до нашей эры. Водяные часы и солнечные циферблаты упоминаются во многих древних индуистских текстах, таких как Арташастра. Некоторая интеграция месопотамской и индийской систем, основанных на джйотишах, могла произойти окольными путями, утверждает Плофкер, после прихода греческих астрологических идей в Индию.

Тексты Джйотиша представляют математические формулы для предсказания продолжительности дня, восхода солнца и лунных циклов. Например,

Продолжительность дня = мухуртас ( 12 + 2 61 п ) {\ displaystyle \ left (12 + {\ frac {2} {61}} n \ right)}
где п есть число дней до или после зимнего солнцестояния, и один Мухурт равен 1 / 30 суток (48 минут).

Вода круглосуточно prastha воды [это] увеличение дня, [и] снижение ночью в северной части движения [Солнца]; наоборот на юге. [Разница] в шесть мухуртов за полгода.

- Яджурведа Джйотиша-веданга 8, переводчик: Ким Плофкер

Смотрите также
Рекомендации

Библиография

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-13 02:44:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте