Ушас

редактировать
Эта статья о богине зари. О дочери Банасуры см. Уша. Ушас - ведическое олицетворение рассвета. Вверху: восход солнца в горах Панччули, Уттаракханд, Индия.

Ушас ( ведический санскрит : उषस् / uṣás) - ведическая богиня рассвета в индуизме. Она неоднократно появляется в гимнах Ригведы, утверждает Дэвид Кинсли, где она «последовательно отождествляется с рассветом, открывая себя с ежедневным приходом света в мир, отгоняя гнетущую тьму, прогоняя злых демонов, пробуждая всю жизнь, устанавливая все вещи. в движении, отправляя всех выполнять свои обязанности ". Она - жизнь всех живых существ, движущая сила действия и дыхания, враг хаоса и беспорядка, благоприятный пробуждающий космический и моральный порядок, называемый ta в индуизме.

Ушас - самая возвышенная богиня Ригведы, но не такая важная или центральная, как три ведических мужских божества - Агни, Сома и Индра. Она находится на одном уровне с другими ведущими мужскими ведическими божествами. Она изображается как красиво украшенная молодая женщина, едущая в золотой колеснице или в сотне колесниц, запряженных золотыми красными лошадьми или коровами, идущими по небу, уступая дорогу ведическому богу солнца Сурье, которого называют либо ее мужем. или ее сын. Ей посвящены одни из самых красивых гимнов Вед. Ее сестра - Ратри, или ночь.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 Описание
    • 2.1 Ригведа
  • 3 Современное благоговение
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
    • 5.1 Библиография

Этимология

Ведические uṣás произошли от слова uṣá, что означает «рассвет». Это слово происходит от протоиндоевропейского * Hušā́s («ušā» на авестийском языке), которое, в свою очередь, происходит от протоиндоевропейского * h₂éusōs («рассвет») и связано с «ēṓs» на греческом языке и «aušrà». на литовском языке. Это также основа слова «восток» в индоевропейских традициях, штатах Мэллори и Адамс.

Uṣás - это s- основа, т. Е. Родительный падеж - uṣásas, что означает «богиня рассвета» в индоевропейских языках. Ушас связана с протоиндоевропейской богиней * h₂ausos -. Ее однокоренные слова в других индоевропейских пантеонов включают греческой богини Эос, римская богиня Аврора, литовская богиня Ausrine, а английская богиня Eostre (OE: ēastre), имя которого, вероятно, корень современного английского слова « Easter ». По словам индолога Майкла Витцеля, неиндоевропейским примером, но все же тесно связанным с ним, является японская богиня Узуме.

Описание

Ушас - известная богиня зари в Ведах. По словам Джонса и Райана, она изображается как та, кто наполняет жизнь всех существ, как «жизнь всей жизни» и «дыхание всех дыханий». Ее почитают как божество, которое каждый день возрождает землю, прогоняет хаос и тьму, приводит все в движение, посылает всех живых существ выполнять свои обязанности согласно Ведам.

Ушас - самая важная богиня в ведической литературе, но она не так важна, как три центральных мужских божества по имени Агни, Сома и Индра. Она упоминается в гораздо меньшем количестве гимнов, чем эти три, но почти такое же или большее количество гимнов, чем все другие мужские и женские божества в Ведах.

Риг Веда

Ушас упоминается в многочисленных гимнах Ригведы. Ей посвящено сорок ее гимнов, а ее имя фигурирует в других дополнительных гимнах. В гимнах 7.78, 6.64 и 10.172 ее благодарили за то, что она прогнала тьму, и просили у нее прошение; Несущий свет, которого призывает Сурья в гимне 3.61, и преследователь злых демонов в гимне 8.47. В ригведическом гимне 1.48 описывается, как она запряжена в сотню колесниц, явленных ежедневным приходом света, та, которая приводит в движение все движение и все живое, побуждая людей к их обязанностям. Ее почитают за то, что она дала силу в гимне 1.44, ta в гимнах 3.61 и 7.75, а также за участие в ежедневном восстановлении порядка и борьбе с хаотическими силами, которые угрожают миру в гимне 1.113.

В ведических текстах Ушас описывается как едущая в сияющей колеснице, запряженной золотисто-красными лошадьми или коровами, красивая девушка, украшенная драгоценностями, улыбающаяся и неотразимо привлекательная, которая радует всех, кто смотрит на нее. Она рассеивает тьму, открывает сокровища и истины, которые были сокрыты, освещает мир таким, какой он есть. Гимн 6.64 связывает ее с богатством и светом, а гимн 1.92 называет ее «матерью коров» и той, которая, как корова, приносит пользу всем людям. Гимн 1.113 называет ее «матерью богов», а в гимне 7.81 говорится, что она мать всех живых существ, которые обращаются к ней с прошениями. Она богиня домашнего очага, гласит гимн 6.64. Она символизирует реальность, является отметкой времени и напоминанием всем о том, что «жизнь на земле ограничена». Она видит все таким, какое оно есть, и согласно гимнам 7.75–77, она - око богов.

Она по-разному упоминается как сестра Ратри (ночи), Адитьи и того, кто идет своим путем близко с божествами Савитри и Сурья. Она также связана с Варуной (небом, водой) и Агни (огнем).

В RV 6.64.1-2 (перевод Джемисона ) Ушас вызывается следующим образом:

Ведические :

  1. UD у шрийа uṣáso rócamānā ásthur APAM nórmáyo rúśantaḥ kr̥ṇóti вишва supáthā sugāny ábhūd у Васви дакшина maghónī 2. Bhadra dadr̥kṣa urviyā VĮ bhāsy út те śocír bhānávo dyām apaptan AVIR vákṣaḥ kr̥ṇuṣe śumbʰámānóṣo деви rócamānā máhobhiḥ

Английский перевод:

  1. Сияющие Рассветы возникли для великолепия, сверкающие, как водные волны. Она делает все пути, все переходы легкими для путешествий. Она появилась - хороший священнический дар, щедрый. 2. Благоприятно, вы стали видимыми; вы широко излучаете. Ваша ракета, ваши лучи сияющие взлетели в небо. Вы раскрываете свою грудь, когда идете в красоте, богиня Рассвета, сияя изо всех сил.

В «семейных книгах» Ригведы (например, RV 6. 64.5) Ушас является божественной дочерью - divó duhitâ - Дьяус Пита («Небесный Отец»).

  5. Передай (это) - ты, непревзойденный со своими волами, передаешь благо по твоему желанию, Рассвет, ты, богиня, о Дочь Небес. Станьте достойным быть замеченным с вашей щедростью при раннем заклинании!

Современное почитание

По словам Джорджа Уильямса, почитаемая мантра Гаятри остается ежедневным напоминанием об ушах в современном индуизме.

Согласно Шри Ауробиндо, Ушас является «посредником пробуждения, активности и роста других богов; она является первым условием ведического осознания. Благодаря ее возрастающему просветлению проясняется вся природа человека; через нее [человечество] ] приходит к Истине, через нее он наслаждается блаженством [Истины] ».

Ушасу поклоняются во время фестиваля Чхат Пуджа в Бихаре и Уттар-Прадеше (Индия), а также в Непале.

Смотрите также

использованная литература

Библиография

  • Даллапиккола, Анна (2002). Словарь индуистских знаний и легенд. Нью-Йорк: Темза и Гудзон. ISBN   0-500-51088-1.
  • Кинсли, Дэвид (1987). Индуистские богини: видение божественной женственности в индуистских религиозных традициях. Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN   81-208-0379-5.
Последняя правка сделана 2023-04-17 05:21:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте