Yogadisamuccaya («Сборник взглядов на йогу») - это труд на санскрите из 228 стихов Йога джайна Шветамбара философ Ачарья Харибхадрасури якини путра (флоруит 8 век). информативный труд сравнительного религиоведения, в котором анализируются различные философские взгляды (дриштис) и практики пост- Гупта буддистов, индуистов и джайнов по йоге, и опирается на них, чтобы представить уникальную джайнскую форму йоги с восьмиступенчатым разделением.
Сохраняя свою джайнскую идентичность, Ачарья Харибхадра также продвигает форму религиозного плюрализма, вечности и уважение к различным религиозным традициям. Он пишет, что, хотя у них разные имена, учения тех, кто достиг освобождения (мокша, нирвана, кевала ), основаны на общей истине. Для Харибхадры:
«Возможно, учение одно, но есть разные люди, которые его слышат. Из-за непостижимых заслуг, которые оно наделяет, оно сияет по-разному». (YDS 136)
Он также пишет, что «никогда не могло быть единой дороги в разные города». (YDS 114)
Харибхадра использует Йога-сутры Патанджали для развития своей системы йоги. Он сравнивает систему восьмиступенчатой йоги Патанджали с тремя другими системами: буддийской йогой, приписываемой некоему Бхаданте Бхаскаре, системой Веданта-йоги, приписываемой Бхагаваддатте, и собственной системой джайн-йоги Харибхадры. Восьмеричная система йоги, которую продвигает Харибхадра, включает следующие восемь йог:
Харибхадра сравнивает и соотносит эти восемь аспектов своей джайн-йоги с тремя другими системами. Он также пытается сопоставить их с более старой джайнской системой стадий духовного роста и развития - гунастханой. Йога, например, рассматривается как охватывающая с четвертой по седьмую гунастхану.
Хотя Ачарья Харибхадра либерален в своем обзоре различных традиций йоги, он остается верным ain философии и критикует другие системы йоги за неполноту или ложность. Он в равной степени критикует буддийские теории мгновенности и индуистский монизм. Он также выступает против определенных практик йоги, которые он считает ошибочными, таких как Тантра и сложные жертвоприношения, которые, как он утверждает, не дают большого духовного прогресса.