Самараса (Санскрит Деванагари : समरास; IAST : самараса; синоним IAST : экараса; тибетский : རོ་ གཅིག, Wylie : ro gcig; тибетский : རོ་ མཉམ, Wylie : ro mnyam) буквально означает «один вкус», «один вкус» или «одинаковый вкус» и означает уравновешенность в чувствах, отсутствие различения или ум в состоянии покоя.
Ваджранатха (1996: с. 332) в его глоссарии «Золотых букв», приложения к его переводу и комментариям «Трех утверждений» (Wylie : tshig gsum gnad brdeg) из Гараба Дордже, дает следующее определение:
ro-gcig единый вкус, единый аромат, состояние единого вкуса, экараса. ro-snyoms тот же вкус, процесс превращения всего в один и тот же вкус, самараса
Комитет переводов Наланды (1982: стр. 223) представляет работу о Марпе, знаменитом тибетском Йоге и определяет самарасу таким образом:
".... равный вкус (S: самараса; T: ro-mnyam) Йогические практики и упражнения по визуализации буддийской тантры чрезвычайно сложны, но в их основе лежит единое переживание вещей такими, какие они есть. Это осознание или состояние ума иногда называют одинаковый вкус, что означает, что все крайности хорошего и плохого, бодрствования и сна и т. д. n имеют одну и ту же фундаментальную природу пустоты и самого ума ".
Самараса - одно из четырех основных ключевых слов и учений Традиции Натхов, три других -« svecchachara '(санскрит: स्वेच्छाचार),' сама '(санскрит: सम) и' sahaja '(санскрит: सहज).
В Международном ордене натхов цитируют Махендранатх ( 1911 - 1991) во введении к самарасе :
Это уникальное слово, полностью отсутствующее в ведических текстах, снова и снова встречается в Тантре, Упанишадах и во всей лучшей не ведической литературе. В одной короткой главе Авадхута-гиты это встречается более сорока раз. Гиту невозможно было бы прочитать и понять без знания этого слова... Тантрические или неведические учителя использовали слово самараса в его мирском значении, чтобы предложить высшую истину. Самараса может означать экстаз, достигаемый при половом акте в момент оргазма. Считалось, что, используя это, как и многие другие мирские вещи - чтобы провести аналогию между моментом сексуального блаженства и духовным блаженством реализации, - мужчины и женщины лучше поймут абсолютные концепции на примерах относительной жизни... Поднятие выше означает сущностное единство всех вещей - всего сущего, равновесие невозмутимости, высшее блаженство гармонии, то, что является эстетически сбалансированным, недифференцированным единством, абсолютной ассимиляцией, наиболее совершенным объединением и наивысшее завершение Единства... Для Даттатреи это означало стадию реализации Абсолютной Истины, когда больше не было никакого различия, которое можно было почувствовать, увидеть или испытать между искателем и искомый. Горакшанатх, написавший первые тексты Натхов, объясняет Самарасу как состояние абсолютной свободы, мира и достижения в осознании Абсолютной Истины. Он поместил его на более высокий уровень, чем самадхи...
. Самараса подразумевала радость и счастье с совершенной невозмутимостью и спокойствием, поддерживаемые после того, как самадхи закончилось, и продолжалось в бодрствующем или сознательном состоянии. В этом смысле это форма постоянного экстаза и созерцания, которую святой поддерживает во все времена. "