Тайджаса (санскрит: तैजस), что означает «наделенный светом», является одним из многих различных уровней существования, которые Джива переживает благодаря деятельности Майи ; это вторая из трех стадий сознания, которые являются частью индивидуального уровня Дживы. Три стадии сознания: 1) Вишва или Вайшванара или стадия бодрствования, характеризующаяся индивидуальным грубым телом или стхула-шарирой, 2) Тайджаса или сознание сновидения, которое имеет тонкое тело или сукшма-шариру в качестве его объект; и 3) Праджня, или сознание глубокого сна, которое является объединенным недифференцированным сознанием или праджанаагханой и характеристикой блаженного причинного тела, окончательного опыта Брахмана.
Яджнавалкья говорит Джанаке, что Возжигатель Индхи, загадочно называется Индра, находится в правом глазу; Человек в левом глазу - жена Индхи, Вирадж, их место встречи - это пространство в сердце. Следовательно, душа состоит из Индхи, который в контексте Творения является праной, основной энергией, и Вираджа, который является принципом, создающим разнообразие. Шанкара в своем комментарии к Брихадараньяка Упанишад IV.ii.2-4 интерпретирует Индху как Самость на стадии бодрствования, союз Индха-Вираджа как Самость на стадии сна и Вирадж как Самость в стадии глубокого сна; он называет Атман второй стадии тайджасой, то есть той, которая сияет в уме, или хридайа-бхута, то есть того, кто стал сердцем.
Мантра № 4 Мандукья-упанишад Агама-пракарна гласит: -
, что означает: -
«Вторая четверть (Пада) - это Тайджаса, сфера деятельности которой является состояние сна, которое осознает внутренний мир объектов, имеет семь конечностей и девятнадцать ртов и которое наслаждается тонкими объектами ментального мира ».
Сознание реальности, обусловленное его собственными отождествлениями с тонким телом, становится сновидцем и переживает мир сновидений как тайджасу. У эго-состояния бодрствования девятнадцать ртов - пять органов действия, пять аспектов праны, жизненное дыхание, ум, интеллект, эгоизм и читта. Атман, проявляющийся через грубое тело, Вайшванара, семичлен. Сновидящий наслаждается тонким миром объектов, потому что он осведомлен только о внутреннем мире.
Тайджаса, Светлый, сфера действия которого - сон, и который является внутренне ориентированным сознанием, является звуковым слогом U Аум, поскольку он возвышен и является промежуточным, он встречается между А и М, в равной степени относясь к Вайшванаре и Праджне, которые, следовательно, идентичны, но сами являются нереальным проявлением, фантомом. Секрет промежуточного U в том, что слушатель этого звукового слога становится познающим истину, реальность; U, будучи губным, модифицирует речь, представленную звуковым слогом A, который является изначальным гортанным звуком, а затем погружается в тишину M, которая измеряет как A, так и U и поглощает их. После обретения этого понимания достигается Четвертая стадия, Турия, и все страдания заканчиваются.
В главе «Таттва-вивека» Панчадаши шлока 24, Видьяранья Свами объясняет: -
, что единое нераздельное сознание в его микрокосмическом аспекте называется тайджаса; и в его макрокосмическом аспекте, Хираньягарбха или Ишвара, совокупность из-за отождествления со всеми тонкими телами вселенной, первое - это сознание, отождествляемое с тонким телом Дживы, отражение сознания.
Согласно Шайва-сиддханта, аханкара-таттва проявляется трояко: во-первых, как Тайджаса, в которой доминирует саттва, во-вторых, как Вайкарика, в которой доминирует раджаса, и в-третьих, как Бхутадика, в которой доминирует тамаса, тем самым категорически выделяя последствия доминирования каждое качество. Саттва называется тайджасой из-за ее просветляющей способности, но из которой, помимо манас-таттвы, развиваются пять органов или способностей чувств. Однако в школе санкхьи саттва ассоциируется с вайкарикой, а раджаса - с тайджасой.