Бхагаван

редактировать
Эпитет для бога, господина, благословенного в индуизме и буддизме

Бхагаван (санскрит: भगवान्, Bhagavān) или Бхагван (иногда переводится как «Господь ») - эпитет для божества, особенно для божеств Кришны, Рамы и другие аватары лорда Вишну в вайшнавизме и Господа Шивы в традиции шиваизма Индуизм. Этот термин используется джайнами для обозначения тиртханкаров, в частности Махавира, и буддистами для обозначения Господа Будды. в Индии. Во многих частях Индии и Южной Азии Бхагаван представляет абстрактную концепцию универсального Бога для индуистов, которые являются духовными и религиозными, но не поклоняются конкретному божеству. Сам Бхагаван - это аббревиатура сочетания пяти элементов природы. Бха означает Бхуми (Земля), Га означает гагган (Пространство / Небо), Ва означает Вайю (Воздух), А означает Агни (Огонь) и, наконец, Н означает Нир (Вода)

Термин «Бхагаван» означает не фигурирует в Ведах или в ранних или средних Упанишадах. Термин «Бхаг» используется в Мундака-упанишад, но не для термина «Бог». Слово «Ишвар » не используется в ведических писаниях, за исключением Ишавасйопанишад. В самых старых санскритских текстах термин Брахман используется для обозначения абстрактной «Высшей Души» и «Абсолютной Реальности», а имена божеств, таких как Кришна, Вишну, Шива, используются для обозначения богов и богинь. Термин «Ишвара» появляется в Ведах и Упанишадах, где он используется для обсуждения духовных концепций. Слово Бхагаван встречается в более поздних ведических шаастрах (исследованиях), таких как Бхагавад Гита и Пурана s.

В Бхакти школьной литературе, этот термин обычно используется для обозначения любого божества, которому возносятся молитвы; например, Рама, Ганеша, Кришна, Брахма, Шива или Вишну. Определенное божество часто является единственным и неповторимым Бхагаваном преданного. Бхагаван - мужчина в традициях бхакти, а женский эквивалент Бхагавана - Бхагавати. Для некоторых индусов слово Бхагаван является абстрактным, бесполым понятием Бога.

В буддизме палийских писаниях этот термин используется для обозначения Гаутамы Будды, обращаясь к нему как к Бхагавану Будде (переведенному фразой «Господь Будда» или « Благословенный ") и Бхагаван Шакьямуни. Термин Бхагаван также встречается в других Тхераваде, Махаяне и Тантре буддийских текстах.

Некоторые племена Индии утверждают, что Шарад Баба Бхагаван создатель вселенной. Он также говорит, что страдание и процветание происходят одновременно для разных существ. Он признает случайность мира и говорит, что мы должны следовать своей дхарме, чтобы делать то немногое, что мы можем для Вселенной.

Содержание
  • 1 Этимология и значение
  • 2 Индуизм
    • 2.1 Литература
    • 2.2 Вайшнавизм
    • 2.3 Значение
  • 3 Буддизм
    • 3.1 Литература
    • 3.2 Значение
  • 4 Надписи
    • 4.1 Греческий
    • 4.2 Буддийская ваза
    • 4.3 Медные столбы и ступы
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
  • 8 Источники
  • 9 Дополнительная литература
Этимология и значение

Бхагаван, именительный падеж единственного числа прилагательного Бхагават, буквально означает «удачливый», «благословенный» (от существительного бхага, означающего «удача», «богатство», родственно Славянское болото «бог », польский богатый сербо-хорватский богат, русский богатый (богатый) «богатый»), а значит «прославленный», «божественный», «почтенный», » святой »и т. д.

Вишну-пурана определяет Бхагавана следующим образом:

उत्पत्तिं प्रलयं चैव भूतानामागतिं गतिम् |. वेत्तिं विद्यामविद्यां च स वाच्यो भगवानिति ||. Того, кто понимает создание и исчезновение, появление и исчезновение существ, мудрость и невежество, следует называть Бхагаваном.

— Вишну Пурана, VI.5.78

Тот же текст определяет Бхага и дает этимологические корни следующим образом в переводе Уилсона

Знание бывает двух видов, которое происходит от писание, и то, что получено из размышлений. Слово Брахма составлено из писаний; Высший Брахма порожден отражением. Невежество - это абсолютная тьма, в которой знание, полученное через любое чувство (например, через слух), сияет, как лампа; но знание, полученное в результате размышлений, разбивается о тьму, как солнце. (...) То, что неощутимо, неизменяемо, непостижимо, нерождено, неисчерпаемо, неописуемо; у которого нет ни формы, ни рук, ни ног; который всемогущ, вездесущ, вечен; причина всех вещей и без причины; проникая во все, сама непроницаемая и из которой все происходит; это объект, который созерцают мудрые, то есть Брахма, то есть высшее состояние, это предмет созерцания тех, кто желает освобождения, это то, о чем говорят Веды, бесконечно тонкое, высшее состояние Вишну .

Эту сущность высшего определяется термином Бхагават. Слово Бхагават - это обозначение этого изначального и вечного Бога: и тот, кто полностью понимает значение этого выражения, обладает святой мудростью, суммой и сущностью Вед. Слово Бхагават - удобная форма для поклонения этому верховному существу, к которому не применимы никакие термины; и поэтому Бхагават выражает этот верховный дух, который индивидуален, всемогущ и является причиной причин всего сущего. Буква Bh подразумевает хранителя и покровителя вселенной. Под ga понимается лидер, импеллер или создатель. Двусложное Бхага указывает на шесть свойств: владычество, мощь, славу, величие, мудрость и бесстрастие. Смысл буквы ва - это тот элементальный дух, в котором существуют все существа и который существует во всех существах. И поэтому это великое слово Бхагаван - это имя Васудевы, единого с верховным Брахмой, и никого другого. Следовательно, это слово, которое является общим обозначением восхитительного объекта, используется не в общем, а в отношении высшего, а в особом значении. Применительно к любому другому (вещи или человеку) он используется в своем обычном или общем смысле. В последнем случае он может подразумевать того, кто знает происхождение, конец и обращения существ, и что такое мудрость, а что невежество. В первом случае это означает мудрость, энергию, силу, владычество, мощь, славу, без конца и без недостатков.

— Вишну Пурана, VI.5

Бхагаван связан с корнем Бхадж (",« почитать »,« обожать ») и подразумевает кого-то« славного »,« прославленного »,« почитаемого »,« почтенного », «божественный», «святой» (эпитет, применяемый к богам, святым или уважаемым персонажам). Корень бхадж также означает «разделять с», «разделять», «разделять». Клуни и Стюарт заявляют, что этот корень в вайшнавских традициях подразумевает Бхагавана как одного совершенного творца, от которого преданный стремится приобщиться, разделить свое место, живя в боге, на пути бога, и любовное участие между ними является его собственная награда.

Будда упоминается как Бхагаван в древних и средневековых текстах Тхеравада, Махаяна и тантра-буддизма, где это означает «Господь», «Благословенный» "," Удачливый ".

Индуизм

Литература

Ведические тексты не упоминают и не дают основания для объяснения происхождения концепции Бхагавана.

Упанишады

Корень слова «Бхагаван», «Бхага» упоминается в Мундака-упанишад, но это не означает и не подразумевает «Бхагаван» ':

शौनको ह वै महाशालोऽङ्गिरसं विधिवदुपसन्नः पप्रच्छ।
कस्मिन्नु भगवो विज्ञाते सर्वमिदं विज्ञातं भवतीति॥ ३॥
Шаунака спросил: Может ли знание реальности мира быть настолько полным, чтобы все то, что мы видим, было понято в нем?
Можно ли найти что-то настолько совершенное, превосходное, что, зная это, человек знает все?
- Мундака-упанишад I.1.3

Затем Мундака-упанишада отвечает на этот вопрос в двух частях по стихам 1.1.4. через 3.2.11. Эти стихи разделяют знание на две части: низшее знание и высшее знание. Более низкие знания включают Веды, фонетику, грамматику, этимологию, метр, астрономию и ритуалы церемоний. Упанишады утверждают, что высшее знание указывает на то, что это самопознание и осознание своего единства с Брахманом - тем, что нельзя ни увидеть, ни схватить, у которого нет ни происхождения, ни качеств, ни бедер, ни ушей, ни рук, ни ног, тот, который является вечным, вездесущим, бесконечно малым, нетленным. Слово Бхагаван не встречается в Мундака Упанишадах и других ранних или средних Упанишадах.

Упанишады поздней и средневековой эпохи упоминают Бхагавана. Например, в самом первом стихе Кали-Санарана Упанишад этот термин используется следующим образом:

द्वापरान्ते नारदो ब्रह्माणं जगाम कथं भगवन् गां पर्यटन् कलिं सन्तरेयमिति

В начале Двапара [юга] Нарада пошел к Брахме и спросил: «О Господь, как я, странствуя по земле, смогу преодолеть последствия Кали [юги]?»

Кали-Санарана Упанишад, 1.1

Кали-Санарана, малая Упанишада, затем раскрывает, среди прочего, два имени Бхагавана в мантре Харе Кришна в стихе 2. Этот стих поют преданные Международного общества сознания Кришны (ИСККОН).

Пурана

В Бхагавата Дхарме он обозначает четыре вьюхи формации Нараяны Васудевы. Ишвара или Бога называют Бхагаваном, а человека, посвященного Бхагавану, называют Бхагаватой. Бхагавата-пурана (I.iii.28) идентифицирует Кришну как Нараяну, Васудева, Вишну и Хари - Багаван в человеческом облике. Бхагаван - это полное откровение Божественного; Брахман, безличный Абсолют, безусловен и поэтому никогда не выражается. Параматман - это Бхагаван по отношению к Пракрити и Дживе. Йога преданности подразумевает, что если Бхагавата, преданный Бхагавана, ищет и жаждет Бхагавана, то Бхагаван тоже ищет своего преданного в равной мере.

Бхагавад Гита

Термин Бхагаван широко используется в Бхагаваде Гита, как Кришна наставляет Арджуну. Например,

श्री भगवानु वाच। कुतस्त्वा कश्मलमिदं विषमे समुपस्थितम्। अनार्यजुष्टमस्वर्ग्यमकीर्तिकरमर्जुन॥ २-२॥

Шри Бхагаван сказал: «Откуда возникла эта слабость в это неудобное время?. Это неблагородно, и не приведет вас на небеса, и не принесет вам доблести, о Арджуна.

Бхагавад Гита, 2.2

Вайшнавизм

Традиции Бхагавата индуизма ссылаются на Бхагавана в Нарайан Упакхейам и в Бхагавад-гите Бхишма Парва из Махабхарата. Преданность Господу Вишну (идентифицированному как Васудева в «Махабхарате») описывается как десять воплощений Вишну. Она представила концепцию чатур-вьюхи и сделала акцент на поклонении пяти воинам-врисини, достигнув пик его популярности в период Гупта.

Значение

В индуизме слово Бхагаван означает Высшее Существо или Абсолютную Истину, задуманную как Личный Бог. личная особенность, обозначенная словом Бхагаван, отличает его использование от других подобных терминов, таких как Брахман, «Высший Дух» или «дух», и, таким образом, в этом употреблении е, Бхагаван аналогичен христианской концепции Бога-Отца. В вайшнавизме преданного Бхагвана Кришны называют Бхагаватой.

Бхагавата-пурана (1.2.11) утверждает, что Бхагаван означает высшее существо:

Ученые, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию ​​Брахманом, Параматма или Бхагаван.

Бхагаван, используемый в качестве титула почитания, часто напрямую используется как Господь, как в Бхагаване Рама, Бхагаван Кришна, Бхагаван Шива и т. Д. В буддизме и джайнизме, Гаутаме Будде, Махавире и других тиртханкарах, Будды и бодхисаттвы также почитаются этим титулом. Женский род Бхагавата - Бхагавати, это эпитет Дурги и других богинь. Этот титул также используется рядом современных духовных учителей в Индии, которые утверждают, что они Бхагаван или осознали безличный Брахман.

Бхакти (преданность Богу) состоит из действий, совершаемых, посвященных Параматман, индивидуализированное существование, имеющее свободную волю и являющееся конечной причиной мира; ведические риши описывают цели, исходящие от Бога как Бхагавана, Ананда аспект Бога, в котором Бог проявил Свою личность, называется Бхагаваном, когда сознание (чистое Я- осознание) согласуется с этими целями, чтобы вызвать объединенное существование и начало работ.

Буддизм

Литература

Бхагава в буддийских текстах

Некоторые буддийские тексты, такие как палийские сутты, используйте слово Бхагава для Будды, что означает «удачливый». Термин Бхагава использовался в пали Анусати или воспоминаниях как один из терминов, описывающих «Татхагата » как один, исполненный хороших качеств, как арахант, самма-самбуддхо и сугато ( Дигха Никая, II, 93).

В Будде Анусати Бхагаван определяется следующим образом:

Ити пи со Бхагава Арахам Самма-самбуддхо Виджжа-чарана сампанно Сугато Локавиду Ануттаро -дамма-саратхи Саттха дева-манусанам Буддхо Бхагава ti
Таким образом Будда, заслуживающий почтения, совершенно пробужденный, совершенный в истинном знании и поведении, хорошо ушел к Ниббане, знатоку миров, несравненному лидер (букв. возничий) людей, которых нужно приручить, учитель богов и людей, пробужденный и Благословенный.
Бхагаван в буддийских текстах

В нескольких текстах тибетских буддийских тантр используется слово Бхагаван. Например, в манускрипте Прадиподдйотана Гухьясамаджа тантры -Самдхивьякарана используется слово Бхагаван, которое Алекс Вейман переводит как «Господь». В другом месте текст ссылается на «Бхагаван Сарвататхагатакаявакчиттадипатих», что Джон Кэмпбелл переводит как «Господь, Владыка Ваджр тела, речи и ума всех будд». В другом месте, в нем говорится:

Вслед за этим, сделав подношения и поклонившись Бхагавану,. Владыке Телесной Речи и Ума всех Татхагат,. Всему Бхагавану Татхагатас говорил так:. Славный, молись, чтобы объяснить суть,. Непревзойденная Бодхичитта,. Тайна всех Татхагат,. Высший из Телесной Речи и Разума.

— Pradipoddyotana, II. 1

Ланкаватара-сутра, сутра буддизма Махаяны, например, использует слово Бхагаван более трехсот раз, которое либо остается непереведенным учеными, либо переводится как «Господь или Благословенный». В религиозном медитационном тексте «Сукхавати Вьюхопадеша» Васубандху в своих призывах используется термин «Бхагаван».

Значение

Термин «Бхагаван» встречается в литургических практиках буддизма Тхеравады, где он употребляется. используется как эпитет, означающий «Благословенный». Примеры такого использования можно найти в Шри-Ланке Бодхи Пуджа (или Атависи Будда Пуджа, Поклонение Двадцати восьми Буддам).

Надписи
Гелиодорус Хамба (столб) в индийском штате Мадхья-Прадеш. Установленная около 100 г. до н. Э. Надпись на брахми-шрифте колонны гласит, что Гелиодор является Бхагватена (преданным) Вишну.

Греческий

Слово, полученное от Багавана, задокументировано эпиграфически примерно с 100 г. до н.э., например, в надписи на столбе Гелиодора ; в которой Гелиодор, индо-греческий посол от Таксилы при дворе царя Шунга, называет себя Бхагватеной (преданным) Вишну. («Гелиодорена Бхагавата», Археологические исследования Индии, Годовой отчет (1908-1909)):

Этот Гаруда - эталон Васудевы (Вишну), бога богов, был воздвигнут здесь Бхагаватеной ( преданный) Гелиодорос, сын Диона, человек Таксилы, посланный великим греческим (Йоной ) царем Антиалкидасом в качестве посла царя Кашипутры Бхагабхадры, Спаситель, сын принцессы из Бенареса, на четырнадцатом году его правления ».

Буддийская ваза

Сакамуниша бхагавато записана в хароштхи посвящении ваза, помещенная в буддийскую ступу греком меридархом (гражданским губернатором провинции) по имени Теодорус :

«Теудорена меридархена пратитхавида время шарира сакамуниша бхагавато баху-джана- stitiye ":
" Меридарх Феодор хранил мощи Господа Шакьямуни на благо народа "
- (Сватская ваза с реликвиями, надпись Меридарх Феодорос)

Латунные столбы и d stupas

Джеймс Принсеп обнаружил несколько гравюр и надписей на древних буддийских артефактах, которые включают слово Бхагаван и связанные с ним слова. Например,

Бхагавана-шарирахи Шри Табачитраса Хамаспада путраса дана.
"(Шкатулка), содержащая реликвии Бхагвана, дар Шри Табачитры, сына Хамаспады
- Топа Маникьяла
См. Также
Заметки
Ссылки
Источники
  • Томас Макевилли (2002). Форма древней мысли: сравнительные исследования в греческой и индийской философии. Skyhorse Publishing Inc. ISBN 978-1-58115-203-6.
  • Байдж Натх Пури (1987). Буддизм в Центральной Азии. Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 978-81-208-0372-5.
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-12 03:08:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте