С самого начала серьезного изучения истории буддийского искусства в 1890-х годах его ранняя фаза, продолжавшаяся до I века н.э., описывалась как аниконическая ; Будда был представлен только такими символами, как пустой трон, дерево Бодхи, лошадь без всадника с зонтиком, плавающим над пустым пространством (в Санчи ), следы Будды и колесо дхармы.
Этот анионизм по отношению к образу Будды может соответствовать древнему буддийскому запрету показывать самого Будды в человеческая форма, известная из Сарвастивада виная (правила ранней буддийской школы Сарвастивады ): "" Поскольку не разрешается создавать изображения тело Будды, я молюсь, чтобы Будда даровал мне возможность сделать изображение сопровождающего его Бодхисаттвы. Это приемлемо? »Будда ответил:« Вы можете создать изображение Бодхисаттавы ».
Хотя до сих пор ведутся споры, первые антропоморфные изображения самого Будды часто являются считается результатом греко-буддийского взаимодействия, в частности в Гандхара, теории, впервые полностью изложенной Альфредом А. Фушером, но с самого начала подвергнутой критике со стороны Ананда Кумарасвами. Фуше также объясняет происхождение самих аниконических символов в небольших сувенирах, унесенных с основных мест паломничества и, таким образом, получивших признание и популяризацию как символических событий, связанных с этим местом. Другие объяснения заключались в том, что было неуместно изображать того, кто достиг нирваны.
. Однако в 1990 году идея аниконизма в буддизме была поставлена под сомнение, вызвав бурную дискуссию среди специалистов, которая продолжается до сих пор. Она видит многие ранние сцены, которые, как утверждается, являются аниконическими, поскольку на самом деле изображают не сцены из жизни Будды, а поклонение cetiya (реликвии) или реконструкции преданных в местах, где эти сцены произошли. Таким образом, изображение пустого трона показывает настоящий трон-реликвию в Бодх-Гая или где-либо еще. Она указывает на то, что существует только одна косвенная ссылка на конкретную аниконическую доктрину в буддизме, которая относится только к одной секте.
Что касается археологических свидетельств, они показывают некоторые действительно антропоморфные скульптуры Будды. существовал в течение предположительно аниконического периода, который закончился в I веке нашей эры. Хантингтон также отвергает ассоциацию «аниконического» и «иконического» искусства с возникающим разделением между тхеравадой и махаяной буддизмом. Взгляды Хантингтона были оспорены Видья Дехеджия и другими. Хотя в последние годы были обнаружены некоторые более ранние примеры, общепризнано, что большие отдельно стоящие иконические изображения Будды, столь заметные в более позднем буддийском искусстве, не встречаются в самом раннем периоде; обсуждение сосредоточено на меньших фигурах на рельефных панелях, которые традиционно считаются изображающими сцены из жизни Будды и теперь интерпретируются Хантингтоном и ее сторонниками.
Столп с Нагами Мукалинда, защищающий трон Будды. Столб перил из Джаганнатха Текри, Пауни (район Бхандара). II-I века до нашей эры. Национальный музей Индии.
Аниконическое изображение нападения Мары на Будду с пустым троном, 2 век, Амаравати, Индия.
Отклонения на пустой трон Будды, Канаганахалли, 1-3 века н.э.
В зависимости от школ искусства или периода, Будда может появиться только через свои символы или в антропоморфологической форме в подобных произведениях искусства.
Санчи и греко-буддийское искусство Гандхары | |||||
Сон Майи | Великий отъезд | Атака Мары | Просветление | Проповедь Будды | |
Санчи . (1-й в. До н.э. / н.э.) | . Сон Майи о белом слоне. | . Будда под зонтом на колеснице не изображен. | . Будда символизируется пустым троном. | . Будда символизируется пустым троном. | . Будда символизируется пустым троном. |
Греко-буддийское искусство из Гандхары. (1-й век до н.э. - 4-й век до н.э.) | . Очень похожая иллюстрация из Гандхары. | . Будда лично покидает город. | . Будда изображен в центре. | . В центре изображен Будда. | . Будда изображен в центре. |
В более поздние периоды обе основные школы буддизма широко использовали изобразительное искусство, хотя храмы Тхеравады и другие места обычно концентрируются на одной большой скульптуре Будды, тогда как Махаяна храмы имеют большее количество изображений большего количества разнообразных фигур с разной степенью духовного значения. Однако некоторые школы, такие как дзен-буддизм в Японии, также продемонстрировали общую тенденцию к аниконизму, хотя и без особого запрета на использование образных изображений.