В буддизме, вопросы без ответа или необъявленные вопросы (санскрит авьякрита, пали : авьяката - «непостижимый, необъяснимый») представляют собой набор общих философских вопросов, на которые Будда отказался отвечать, согласно буддийским текстам. Палийские тексты дают только десять, санскритские тексты - четырнадцать вопросов.
1. Мир вечен ?
2....или не?
3....или оба?
4.... или ни то, ни другое?
(тексты на пали опускают «оба» и «ни один»)
5. Конечен ли мир?
6....или не?
7....или оба?
8.... или ни то, ни другое?
(тексты на пали опускают «оба» и «ни один»)
9. Идентичен ли self с телом?
10.... или он отличается от тела?
11. Татхагата (Будда) существует после смерти?
12....или не?
13....или оба?
14.... или ни то, ни другое?
Маджхима Никая 63 и 72 в Палийском каноне содержат список из десяти вопросов, оставшихся без ответа об определенных взглядах (диттхи):
Саббасава сутта (Маджхима Никая 2) также упоминает 16 вопросов, которые рассматриваются как «неблагоразумные размышления» и приводят к привязанности к взглядам, относящимся к себе.
Будда заявляет, что неразумно быть привязанным к обоим взглядам на обладание и восприятие себя и к взглядам на отсутствие личности. Любое воззрение, которое рассматривает себя как «постоянное, стабильное, вечное, неизменное, оставшееся неизменным во веки веков», «запутывается во взглядах, в джунглях взглядов, в пустыне взглядов; возни во взглядах, волнении (борьбе) взглядов, оковы взглядов. "
.