Вопросы без ответа

редактировать

В буддизме, вопросы без ответа или необъявленные вопросы (санскрит авьякрита, пали : авьяката - «непостижимый, необъяснимый») представляют собой набор общих философских вопросов, на которые Будда отказался отвечать, согласно буддийским текстам. Палийские тексты дают только десять, санскритские тексты - четырнадцать вопросов.

Содержание
  • 1 Четырнадцать вопросов
  • 2 Палийский канон
  • 3 Саббасава-сутта
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 Дополнительная литература
Четырнадцать вопросы

1. Мир вечен ?

2....или не?

3....или оба?

4.... или ни то, ни другое?

(тексты на пали опускают «оба» и «ни один»)

5. Конечен ли мир?

6....или не?

7....или оба?

8.... или ни то, ни другое?

(тексты на пали опускают «оба» и «ни один»)

9. Идентичен ли self с телом?

10.... или он отличается от тела?

11. Татхагата (Будда) существует после смерти?

12....или не?

13....или оба?

14.... или ни то, ни другое?

Палийский канон

Маджхима Никая 63 и 72 в Палийском каноне содержат список из десяти вопросов, оставшихся без ответа об определенных взглядах (диттхи):

  1. Мир вечен.
  2. Мир не вечен.
  3. Мир (пространственно) бесконечен.
  4. Мир не (пространственно) бесконечен.
  5. Существо наделенное жизненной силой тождественно телу.
  6. Существо, наделенное жизненной силой, не тождественно телу.
  7. Татхагата (совершенно просветленное существо) существует после смерти.
  8. Татхагата не существует после смерти.
  9. Татхагата существует и не существует после смерти.
  10. Татхагата не существует и не существует после смерти.
Саббасава-сутта

Саббасава сутта (Маджхима Никая 2) также упоминает 16 вопросов, которые рассматриваются как «неблагоразумные размышления» и приводят к привязанности к взглядам, относящимся к себе.

  1. Что я?
  2. Как я?
  3. Я?
  4. Разве нет?
  5. Существовал ли я в прошлом?
  6. Разве я не был существовать в прошлое?
  7. Кем я был в прошлом?
  8. Каким был я в прошлом?
  9. Чем я был, стал ли я тем, кем был в прошлом?
  10. Буду ли я существовать в будущем?
  11. Неужели я не существую в будущем?
  12. Кем я буду в будущем?
  13. Как я буду в будущем?
  14. Будучи кем, я стану кем в будущем?
  15. Откуда пришел этот человек?
  16. Куда он пойдет?

Будда заявляет, что неразумно быть привязанным к обоим взглядам на обладание и восприятие себя и к взглядам на отсутствие личности. Любое воззрение, которое рассматривает себя как «постоянное, стабильное, вечное, неизменное, оставшееся неизменным во веки веков», «запутывается во взглядах, в джунглях взглядов, в пустыне взглядов; возни во взглядах, волнении (борьбе) взглядов, оковы взглядов. "

См. также
Ссылки
Внешние ссылки
Дополнительная литература

.

Последняя правка сделана 2021-06-11 07:41:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте