Пять воров

редактировать
В сикхизме пять основных слабостей человеческой личности расходятся с ее духовной сущностью

В сикхизме, Пять Воров - это пять основных слабостей человеческой личности, которые расходятся с ее духовной сущностью, и известны как «воры», потому что они крадут присущий человеку здравый смысл. Эти пять воров: кама (похоть), krodh (гнев), lobh (жадность), moh (привязанность) и аханкар (эго или чрезмерная гордость).

Основная цель практикующего сикха - подавить эти пять внутренних пороков и сделать их бездействующими. Действия ума (и, в более широком смысле, тела) должны быть выше, выше и без вмешательства со стороны этих пяти внутренних зол. Дхарма и долг сикха - не подчиняться этим пяти похотям ума. Сикх стремится жить жизнью преданности Вахегуру с позитивным отношением или духом (Чарди Кала ), принимая волю Бога (Хукам ), помня Бога в Наам Джапо, занимающийся общественными работами (Сева ) и практикующий Пять добродетелей. Предпринимая эти позитивные шаги, Пятеро воров постепенно преодолеваются и становятся бессильными. Приняв этот распорядок дня и дисциплину, действия становятся чистыми (нирмал) и вознаграждающими. Благодаря этому процессу удаляется любой негатив и ошибочное мышление в сердце и уме человека.

Содержание
  • 1 Значение пяти
  • 2 История
    • 2.1 Буддизм
    • 2.2 Джайнизм
    • 2.3 Индуизм - Бхагавад Гита
  • 3 Пять Внутренних Воров
  • 4 Ис Хаумай (Эго) худший вор?
  • 5 Преданность и Садх Сангат
  • 6 Взаимоотношения
  • 7 См. также
  • 8 Библиография
  • 9 Ссылки
Значение пяти

Некоторые сикхи считают номер пять как особенный из-за его присутствия в ранней индийской мифологии и философии. Примеры включают пять рек Пенджаба ; пять ликов Шивы ; пять совокупностей человеческой личности (панча-скандха) и пять моральных заповедей (панчашила), проанализированные Буддой; пять обетов джайнизма (панкаврат); пять огней (панчагни) и пять коша (ножны или обертки), вкладывающие в себя (панчакошах), о которых говорится в Упанишадах ; пять воздержаний (ямы) и пять наблюдений (ниямы) йоги ; пять чувств; пять грубых и тонких элементов (панча махабхута или панча таттва); Пяндж Пьяре (пятеро близких); и даже Пять К в сикхизме.

Несмотря на обычность числа пять, сикхское богословие не придает значения самому числу. Напротив, сикхское учение запрещает веру в суеверия и советует, чтобы тот, кто ищет путь к Богу, должен верить только в наам (то есть в Бога). Таким образом, вера в то, что число пять имеет значение, согласно сикхской теологии, означала бы попадание в ловушку самих пяти зол (в частности, привязанность - неспособность искать истину из-за своей веры в иллюзорные конструкции).

История

Ранняя ведическая литература не имеет прямого отношения к концепции «пяти разбойников»; Термины моха, кама, кродха и ахам встречаются в ведических текстах, но они явно не перечисляются как ряд «воров». Однако каждый из них отдельно осуждается в различных разделах Бхагавад-гиты и Упанишад. Мы замечаем, что мудрецы-аскеты как ведической, так и неведической традиции проповедовали философию отречения и методы контроля чувств. В Бхагавад-Гите контроль над своими чувствами, а также невозмутимость перед лицом камы, моха, кродха и ахам являются одними из отмеченных черт Шреста Вьякти (Совершенного человека) и Йога. (Знающий). Многие из Упанишад демонстрируют осознание зла, такого как рага или страсть, авидья или незнание, моха или заблуждение и аханкара или эгоизм. Эти воры также упоминаются и осуждаются в некоторых постбуддийских Упанишадах, таких как Прашна, Шветашватара, Айтарейя, Иса и Мундака. Последний названный текст относится к «мудрецам, чьи скверны были уничтожены» (кшинадошах), хотя в нем не перечисляются «омрачения».

Задолго до этих более поздних Упанишад лидеры шраманических философов также изобрели сотериологические техники, в которых искоренение всех зол и несовершенств считалось непременным условием окончательного избавления. Именно в учениях Капиламуни, Паршванатхи, Шакьямуни и Махавиры можно найти подробное обсуждение природы и функции камы, кродхи, лобхи, мохи и аханкары и многих других родственных пороков.

Старые пали тексты содержат три списка зол и факторов, препятствующих медитации и нравственному совершенствованию. Список пяти «препятствий» (ниварана) состоит из чувственного желания, недоброжелательности, лености и оцепенения, беспокойства и скептического сомнения. Эти помехи слепят умственное зрение человека и затрудняют концентрацию. Список десяти «оков » (саньоджан), которые связывают существа с сансарой, включает следующее: вера в постоянную индивидуальность, скептическое сомнение, вера в эффективность простых нравственных обрядов и ритуалов, чувственная страсть, злоба, желание существования в материальном мире, желание существования в нематериальном мире, самомнение, беспокойство и незнание.

Буддизм

Первые два в списке из пяти препятствий, чувственное желание (камаччанда) и злоба или злоба, такие же, как первые два в списке пяти зол, упомянутых в Сикхский каноник. Точно так же вера в постоянную индивидуальность (саткайадришти), чувственную страсть (камарага), злобу, тщеславие (мана) и неведение (авидья), включенные в буддийский список десяти оков, сопоставимы с эгоизм, похоть, гнев, гордость и заблуждение или привязанность сикхского перечисления.

Третий буддийский список из десяти «омрачений» (пали килеса, пенджаби калеш и санскр. Клеша) включает в себя следующие: жадность (лобха), ненависть (доса), заблуждение (моха), самомнение (мана), ложные взгляды, скептические сомнения, леность, рассеянность, бесстыдство и безрассудство. В этом списке, опять же, первые четыре омрачения почти идентичны тем, которые включены в список «пяти зол» минус похоть (кама). Это последнее зло упоминается отдельно и неоднократно в буддийских священных писаниях на пали, а также в санскрите. Подобным образом гнев (кродха) упоминается отдельно как могущественный враг святой жизни. Ранние буддийские источники описывают триаду лобха, доша (двеша) и моха как три корня зла (акусала-мула). Одно из стандартных буддийских слов для обозначения зла - клеша, что можно перевести как «осквернение» или «разврат». Список из шести омрачений встречается в некоторых буддийских санскритских источниках и включает страсть (рага), злобу (пратигха), тщеславие (мана), неведение (авидья), ложное воззрение ( кудришти) и скептическое сомнение (вичикица).

Джайнизм

Джайнские источники также содержат подробности, касающиеся зла и омрачений. Все пять зол из списка сикхов неоднократно упоминаются в священной литературе джайнизма. В Авасйакасутре есть список из восемнадцати грехов, который включает, среди прочего, гнев (кродха), самомнение, заблуждение (майя), жадность и недоброжелательность. Стандартный джайнский термин для обозначения зла - это «грязь» или «страсть» (касая ). Дашаваикаликасутра утверждает, что четыре касайи, а именно. гнев, тщеславие, заблуждение и жадность вызывают перерождение. Уттарадхьяянасутра упоминает моху, тришну (синоним камы) и лобху как источники печали.

Йогасутра (II. 3) содержит список из пяти омрачений или препятствий, называемых панча-клешах. Это неведение (авидья), эгоизм (асмита), страсть (рага), злоба (двеша) и воля к жизни (абхинивеша). Авидья равняется мохе; асмита тождественна аханкаре; рага подобна каме; двеша неотлична от кродхи; а абхинивеша принадлежит к категории лобхи, понимаемой как постоянное желание существования в санса

индуизм - Бхагавад-гита

Бхагавад-гита упоминает все пять зол, хотя они и не являются все перечисляются вместе в одном месте, как образующие пентаду. В тексте кама упоминается как вожделение, и однажды она отождествляется с кродхой. Помимо камы и кродхи, которые называются асури (демоническими) качествами, Бхагавад-гита упоминает страсть (рага), злобу, привязанность, заблуждение, эгоизм, жадность, тщеславие и неведение (аджняна), а также использует такие термины, как папа, доша и калмаса. для примесей или загрязнений. В одном стихе лицемерие, высокомерие, самомнение, гнев, резкая речь и невежество описываются как демонические качества. Средневековые буддисты, джайнисты и брахманисты, авторы религиозных и философских работ, продолжали обсуждать значение, природу и методы искоренения пяти и более зол. Тантрические адепты (сиддхи) рекомендовали довольно радикальные методы борьбы со злыми психологическими силами, особенно метод «побеждать страсти страстями». Здесь можно сослаться на Туласидаса, который в серии стихов о квадрипарти (chaupais) в своей книге «Рамачаритаманаса» признает универсальность камы, кродхи, лобхи, мохи, маны и тришны, поражающих не только людей, но и богов. нужды, праздности, болезней, невежества и убожества

Пять внутренних воров

В Сикхских Писаниях нет философского или теологического объяснения пяти воров, коллективно или индивидуально., но человека неоднократно предостерегают от них. Их называют болезнями или недугами, поражающими людей с катастрофическими последствиями. По крайней мере, в пяти случаях в Священной книге сикхов есть список, который состоит из следующего: кам, krodh, lobh, moh и абхиман или аханкар. В одном месте вместо мох и абхиман у нас есть «безумный» и «нинда». Здесь слово «безумный» может быть истолковано как «опьянение, порожденное эгоизмом». Слово нинда означает клевета. В двух из семи приведенных здесь случаев члены злой пентады названы «пятью разбойниками» (panj-chor). В гимне Кабира в списке есть тришна (страстное желание), кам, кродх, безумие и матсар как пять зол. Слово тришна (санскр. Тршна) означает страстное желание или желание, а слово матсар означает ревность. Часто пять зол упоминаются как «пять» (пандж) или «все пять» (саре пандж). В некоторых местах пять органов чувств (джнянендрии) также часто называют «пятью».

Один, два, три или четыре из пяти главных воров неоднократно упоминаются почти в тексте сикхского канона. Триада кам, krodh и lobh встречаются так же часто, как и триада kam, krodh и аханкар или мох, лобх и аханкар. Среди пяти зол тот, который осуждается больше других, - это аханкар. Когда упоминаются только два из пяти, пара состоит либо из kam и krodh, либо из moh и "guman", либо из lobh и moh ; когда приводится группа из четырех зол из пяти, она обычно состоит из первых четырех: кам, krodh, lobh и moh. Поскольку сикхский канон представляет собой составной текст, содержащий религиозную поэзию не только Гуру, но также нескольких святых и суфиев из разных регионов, встречаются синонимы, иногда из разных языков. Таким образом, лобх также называется лалах; человека называют гараб (санскрит гарва) и гуман; мох также называется бхарам (санскр. Бхрама). Чаще всего встречается слово haumai. Возможно, оно происходит от ахам, «я» или эго, основного элемента эго; ханкар, аханкар являются его семантическими родственниками. Слово «человек» употребляется в двойном смысле; иногда он явно используется в смысле «честь» или «уважение». Однако в большинстве случаев это синоним слова «абхиман».

Хомай (Эго) худший вор?

Хотя допустимо отождествлять haumai с ahankar, тот факт, что haumai не включен в злую пентаду и, тем не менее, подвергается сильнейшему осуждению в Писании, приводит к выводу, что это считается большим злом в дополнение к тем, которые составляют пентаду. Можно добавить, что хаумай или эгоизм, эгоцентризм, система личности, вера в свое индивидуальное существование являются основой всех других зол. С этой точки зрения, аханкар может считаться ответвлением хаумаи. Утверждение или утверждение «Я» противоречит утверждению «Ты»; сознание «самосуществования» или «своего собственного существования» (или) диаметрально противоположно сознанию существования Бога. В системе, в которой единственная реальность Бога (ик онкар ) является первым принципом, не может быть места для реальности индивидуального существования или собственного существования отдельно от или вместе с существованием. Бога. Сказать, что реальностью является только Бог, означает, что нет другой реальности, принадлежащей кому-то еще, и что нет другого человека, который мог бы претендовать на независимую реальность своей собственной. Правда в том, что в haumai нет правды.

Тем не менее эта нереальная реальность, эта ложная правда очевидно существует. Это нереально и ложно с точки зрения Бога, который является единственной абсолютной Реальностью; это реально и верно с точки зрения скованных существ, бегущих в сансаре (мире). Эти существа стали реальностью сами по себе; каждое скованное существо, по-видимому, убеждено в своем существовании; это убеждение процветает в незнании реальности Бога. Не может быть такой вещи, как сосуществование Бога и не-Бога; Реальность и ложь не могут сосуществовать, как не могут свет и тьма. Следовательно, где есть осознание реальности Бога, там нет собственной реальности, и наоборот; там, где есть осознание своего собственного существования или haumai, нет осознания существования Бога. Писание говорит: «Haumai jai ta kant samai -« Бог осознается только тогда, когда человек искореняет эгоизм »(GG, 750); буквально« (человек) сливается с (своим) Господом только тогда, когда (ее / его) эгоизм исчезает ».

Пять зол, похоть, гнев, жадность, привязанность и эгоизм, процветают на почве веры в индивидуализированное существование. Разрушая доктрину собственного существования или веру в свою индивидуальную реальность, мудрецы (сант, садх ) одним махом как бы отменяют весь каталог зла. Желание, гнев, алчность, увлечение, эгоизм, страсть, ревность, лицемерие, гордость, обман, ложь, насилие, сомнения, незнание и другие формы разврата, перечисленные в Гуру Грант Сахиб, не влияют на тех, кто преодолел себя и нашел свою сущность в реальности Бога. Освобождение (мукти ) означает искоренение всех зол, возглавляемых хаумаи.

Сикхский канон также указывает путь искоренения всех видов зла. теперь признали, что пять зол поражают всех существ в сансаре и что их трудно контролировать. И все же возможность их победы не исключается в богословских рамках сикхизма; моральное воспитание сикха на самом деле направлено на то, чтобы контролировать чувства и искоренять зло. Искатель освобождения должен сначала освободиться от ига пентады. Невозможно продвинуться к осознанию Бога без отказа от кардинального зла. Кабир говорит: «Он один дорожит стопами Господа, который избавлен от желаний, гнева, жадности и привязанностей» - «каму кродху лобху моху бибарджит харипаду читай сои» (GG, 1123).

Преданность и Садх Сангат

Любовная преданность (бхагти, бхакти ) Богу, согласно сикхизму, является путем к окончательному освобождению. Любить Бога можно только тогда, когда уничтожено себялюбие; это означает, что преданный должен быть смиренным и полностью посвятить себя Богу. Гуру подчеркивают необходимость принятия прибежища в Боге. Для этого нужно прежде всего отказаться от гордости (мужчины). Постоянное осознание Бога (симран) - панацея от всех бед. Преданность Богу мгновенно искореняет зло и очищает тело (GG, 245). Уничтожение зла можно рассматривать и как причину, и как следствие практики нам симран. Осознание присутствия Бога приходит только тогда, когда вожделение, гнев, алчность, привязанность и эгоизм покинули преданного; когда преданный живет в постоянном осознании Бога, зло не касается их. Такого человека не трогают удовольствие и боль, потому что он освободил себя от таких зол, как лобх, мох и абхиман. Гуру Тег Бахадур описывает такого мудреца как освобожденного еще при жизни и называет его образом Бога на земле (GG, I426-27).

Другой способ преодоления хаомаи и других зол - это быть в компании святых (сант ) или Садх Сангат (святое собрание), которые оба излучают добродетельные качества. Человек убивает похоть, гнев, жадность и другие пороки злого века (kali-kales ), находя прибежище в сангате, святом общении. Только отбросив самое сильное из зол, эгоизм, можно получить доступ в это священное общество. Эгоизм исчезает, когда человек оказывается в обществе святых (GG, 271). Третий метод преодоления зла - подчиниться наставлениям духовного наставника (гуру). Те, кто хочет преодолеть пять зол, должны следовать их учению. Мудрость, полученная от наставника, подобна быстрому мечу (kharagu karara), который прорезает смятение, страсть, алчность и эгоизм (GG, 1087). Человек прославляет Божьи добродетели через благосклонность мудреца (сант прасади) и уничтожает похоть, гнев и безумие, порожденные эгоизмом (немед). В статье Гуру Нанака Сидх Гости говорится, что без наставника усилия человека бесполезны. О важности соблюдения наставлений святого наставника можно судить по концепции «ориентированного на гуру человека» (гурмукх ), занимающей центральное место в моральной системе сикхов. Гурмукх - это тот, кто повернулся лицом к Гуру, то есть человек, который, практикуя то, что учит Гуру, освободил себя от пороков и живет в Божественном присутствии. Они достигают этого положения, побеждая зло под руководством Гуру, и всегда остаются в гармонии с Высшей Реальностью.

Взаимоотношения

Существование пяти воров могло быть связано друг с другом из-за взаимозависимости. Философский смысл матрицы изображает наблюдаемое уменьшение количества одного вора при сознательном контроле над другим, или наоборот

ДошКама (Похоть)Крод (Ярость)Лобх (Жадность)Мо (Привязанность)Аханкар (Самонадеянность)
Кама (Вожделение)ОтказДеньги и материалы, необходимые для получения альфа-чертУдовольствиеЛожное чувство превосходства
Крод (Ярость)Вызывает ложное чувство эго, которое необходимо защищать
Лобх (Жадность)Жадность может вызвать эгоцентричное поведение, поэтому объективацияМы сердимся, если не получаем того, что, по нашему мнению, должныПривязанность к незаконным вещамЖадность вызывает поверхностность духа, которая заставляет
Мо (Привязанность)Мы злимся, если теряем то, что, по нашему мнению, по праву принадлежит намПривязанность заставляет нас хотеть большего, не осознаваяПривязанность вызывает поверхностность духа, которая заставляет нас защищать наши ошибки тоже
Аханкар (Честолюбие)Ложное чувство превосходства вызывает у нас вожделение, потому что мы думаем, что заслуживаем егоОтказДеньги и материалы, необходимые для альфа чертыПривязанность к мирским вещам
См. также
Библиография
  • Джодх Сингх, Бхаи, Гурмати Нирная. Лахор, 1932
  • Шер Сингх, Философия сикхизма. Лахор, 1944
  • Нирбхай Сингх, Философия сикхизма. Дели, 1990
  • Нрипиндер Сингх, Моральные традиции сикхов. Дели, 1990
  • Эссе Теджи Сингха в сикхизме. Лахор, 1941
  • Вазир Сингх, Философия сикхской религии. Дели, 1981
  • Автар Сингх, Этика сикхов. Патиала, 1970

Выше адаптировано из статьи Л.М. Джоши

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-20 07:34:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте