Дистеизм

редактировать
Вера в то, что бог или Бог не полностью добр и, возможно, является злом

Дистеизм (от греч. δυσ- dys-, «плохой» и θεός theos, «бог») - вера в то, что бог не совсем хороший и возможно зло. Определения этого термина несколько различаются: один автор определяет его как «когда Бог решает проявить недоброжелательность». Широкая тема дистеизма существовала на протяжении тысячелетий, как показано обманщиками богами, обнаруженными в политеистических системах верований, а также с точки зрения других представлений о высших существах (таких как Авраамические религии, особенно Ветхий Завет ) сквозь призму нерелигиозной как злой, мстительной и агрессивной. Современная концепция насчитывает много десятилетий, когда викторианская эпоха фигура Алджернон Чарльз Суинберн пишет в своей работе Anactoria о древнегреческом поэте Сафо и ее любовник Анактория в откровенно дистеистических образах, включающих каннибализм и садомазохизм.

Содержание

  • 1 Предпосылки и детали
  • 2 Использование в массовой культуре
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки

Предпосылки и подробности

Эта концепция часто использовалась в массовой культуре и является частью нескольких религиозных традиций. в мире. Трикстеры боги, встречающиеся в политеистических системах верований, часто имеют дистеистическую природу. Одним из примеров является Эшу, бог-обманщик из мифологии йоруба, который сознательно разжигал насилие между группами людей для собственного развлечения, говоря, что «разжигание раздоров - моя величайшая радость». Другой пример - норвежский Локи, хотя Один тоже обладает этими качествами. Зороастризм включает веру в непрекращающуюся борьбу между богом-творцом добра (Ахура Мазда ) и богом-разрушителем ненависти (Ангра-Майнью ), ни один из которых не является всемогущий, что является формой дуалистической космологии. Греческий бог Арес, в зависимости от времени и региона, ассоциировался со всеми ужасами войны.

Дистеисты могут сами быть теистами или атеистами, и в случае любого из них, относительно природы Бога авраамических вер, будут утверждать, что Бог недобр., и, возможно, но не обязательно, злонамерен, особенно (но не исключительно) для тех, кто не желает следовать этой вере. Например, в своей книге Грешники в руках разгневанного бога (1741) Джонатан Эдвардс, проповедник-возрожденец, описывает бога, полного мстительного гнева и презрения. Однако богословие Эдвардса предполагает Бога, чья месть и презрение направлены на зло и его проявление в падшем человечестве. Для Эдвардса божество, которое игнорирует моральное разложение или проявляет безразличие ко злу, было бы ближе к божеству, исповедуемому дистеизмом, то есть злом, потому что справедливость - это продолжение любви и морального добра.

Один конкретный взгляд на дистеизм, атеистический подход, резюмирован известным революционным философом Михаилом Бакуниным, который писал в Бог и государство, что «если бы Бог действительно существовал, необходимо было бы его уничтожить». Бакунин утверждал, что, будучи «ревнивым сторонником человеческой свободы и считая ее абсолютным условием всего, чем мы восхищаемся и уважаем в человечестве», «идея Бога» представляет собой метафизическое угнетение идеи человеческого выбор. Этот аргумент является инверсией фразы Вольтера : «Если бы Бога не существовало, человеку пришлось бы Его изобрести».

Политический теоретик и активист Томас Пейн аналогично писал в Эпоха разума : «Всякий раз, когда мы читаем непристойные истории, сладострастные распутства, жестокие и мучительные казни, с безжалостной мстительностью, которой заполнено более половины Библии, было бы более последовательным, если бы мы назвали это словом демона, чем словом Божьим ». Он добавил: «Это история беззакония, которая служила развращению и жестокому обращению с человечеством; и, со своей стороны, я искренне ненавижу ее, как ненавижу все жестокое». Однако, в отличие от Бакунина, осуждение Пейном предполагаемой природы божественного с его времени не доходило до открытого атеизма и неверия во всякую духовность, Пейн заявил, что он принял деистическое представление о всемогущем двигателе, стоящем за всем. вещи.

Использование в массовой культуре

Дистеизм как концепция, хотя часто и не обозначается как таковая, упоминается во многих аспектах массовой культуры. Как указывалось ранее, родственные идеи восходят ко многим десятилетиям, когда фигура викторианской эпохи Алджернон Чарльз Суинберн писал в своей работе Anactoria о древнегреческом поэте. Сапфо и ее любовник Анактория в откровенно дистеистических образах, включающих каннибализм и садомазохизм. Более свежие примеры включают популярный телесериал Star Trek . Вымышленный персонаж Ворф утверждает, что его раса, клингоны, не имеет богов, потому что они убили их много веков назад за то, что они «приносили больше неприятностей, чем они того стоили»

. См. Также

  • icon Портал религии

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-18 07:37:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте