Маркиз де Сад

редактировать
Для французской пост-панк-группы см Marquis de Sade (группа). "Де Сад" перенаправляется сюда. О фильме 1969 года см. Де Сад (фильм).

Донасьен Альфонс Франсуа
Маркиз де Сад
Marquis de sade.jpg Портрет Донатьена Альфонса Франсуа де Сада - Шарль Амеде Филипп ван Лоо. Рисунок датируется 1760 годом, когда де Саду было 19 лет, и является единственным известным его подлинным портретом.
Родился ( 1740-06-02)2 июня 1740 г., Париж, Королевство Франции.
Умер 2 декабря 1814 г. (1814-12-02)(74 года) Шарантон, Валь-де-Марн, Королевство Франции

Философская карьера
Известная работа
Эра Конец 18 века
Область Франция
Школа Libertine
Основные интересы Порнография, эротика, политика
Известные идеи Садизм
Влияния
Под влиянием
Семья
Супруг (а) Рене-Пелажи Кордье де Лоне ​ ​( М.  Тысяча семьсот шестьдесят три, умерли 1810)
Партнер (ы)
Дети
Родители
Подпись
Firma-DAF-Sade.png

Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад ( французский:  [dɔnasjɛ̃ alfɔ̃z fʁɑ̃swa, maʁki də sad] ; 2 июня 1740 - 2 декабря 1814), французский дворянин, революционный политик, философ и писатель, известный своей распутной сексуальностью. Его произведения включают романы, рассказы, пьесы, диалоги и политические трактаты. При его жизни некоторые из них были опубликованы под его собственным именем, а другие, написанные де Садом, были анонимны. Де Сад наиболее известен своими эротическими работами, в которых философский дискурс сочетается с порнографией, изображая сексуальные фантазии с акцентом на насилие, страдания, анальный секс (который он называет содомией ), преступления и богохульство против христианства. Он был сторонником абсолютной свободы, не сдерживаемой моралью, религией или законом. Слова садизм и садист происходят от написанных им художественных произведений, в которых изображены многочисленные акты сексуальной жестокости. Хотя де Сад мысленно исследовал широкий спектр сексуальных отклонений, его известное поведение включает «только избиение горничной и оргию с несколькими проститутками - поведение, значительно отличающееся от клинического определения садизма». Де Сад был сторонником бесплатных публичных публичных домов, оплачиваемых государством: для предотвращения преступлений в обществе, мотивированных похотью, и для уменьшения желания угнетать других, используя собственную силу, де Сад рекомендовал публичные публичные дома, где люди могут удовлетворить их желание командовать и подчиняться.

Несмотря на то, что против него не было предъявлено никаких юридических обвинений, Де Сад находился в заключении в различных тюрьмах и психиатрической лечебнице около 32 лет своей жизни (или, после 1777 года, исключительно из-за lettre de cachet и принудительного заключения): семь лет в замке де Шато. Венсен, пять лет в Бастилии, месяц в Консьержери, два года в крепости, год в монастыре Маделоннет, три года в убежище Бисетр, год в тюрьме Сент-Пелажи и 12 лет в убежище Шарантон. Во время Французской революции он был избранным делегатом Национального собрания. Многие его произведения написаны в тюрьме.

Ученые и представители популярной культуры по-прежнему восхищаются де Садом. Известные французские интеллектуалы, такие как Ролан Барт, Жак Деррида и Мишель Фуко, опубликовали его исследования. С другой стороны, французский философ-гедонист Мишель Онфрей выступил против этого интереса к де Саду, написав, что «сделать Сада героем - интеллектуально странно». Были также многочисленные экранизации его работ, наиболее заметными из которых являются « Сало» Пазолини, экранизация скандальной книги де Сада « 120 дней Содома», а также многие фильмы испанского режиссера Хесуса Франко.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 жизнь
    • 1.1 Ранняя жизнь и образование
    • 1.2 Право собственности и наследники
    • 1.3 Скандалы и тюремное заключение
    • 1.4 Возвращение на свободу, делегат на Национальное собрание и заключение
    • 1.5 Заключение за его сочинения и смерть
  • 2 Оценка и критика
  • 3 Влияние
  • 4 Культурные изображения
  • 5 Письмо
    • 5.1 Литературная критика
    • 5.2 романы-развратники
    • 5.3 Художественная литература
  • 6 Библиография
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки

Жизнь

ранняя жизнь и образование

Шато де Лакост выше Lacoste, резиденции Sade; в настоящее время сайт театральных фестивалей

De Sade родился 2 июня 1740 в Отель де Конде, Париж, Жана Батиста Франсуа Иосифу, граф де Сада и Мари Элеонор де Майе де Карман, дальний родственник и леди в ожидании до принцессы Конде. Единственный выживший ребенок его родителей, он получил образование у дяди, аббата де Сада. В юности Сада его отец бросил семью; его мать поступила в монастырь. Его воспитывали слуги, которые потакали «любой его прихоти», что привело к тому, что он стал «известным как мятежный и избалованный ребенок с постоянно растущим характером».

Позже, в детстве, Сада отправили на четыре года в лицей Луи-ле-Гран в Париже, иезуитский колледж. В школе его обучал священник аббат Жак-Франсуа Амбле. Позже в жизни, на одном из испытаний Сада, аббат дал показания, сказав, что Сад был «страстным темпераментом, который заставлял его стремиться к удовольствиям», но имел «доброе сердце». В лицее Луи-ле-Гран он был подвергнут «суровым телесным наказаниям», включая «бичевание», и «провел остаток своей взрослой жизни, одержимый этим актом насилия».

В 14 лет Шаде начал посещать элитную военную академию. После двадцати месяцев обучения, 14 декабря 1755 года, в возрасте 15 лет, Шаде был назначен младшим лейтенантом и стал солдатом. После тринадцати месяцев в должности младшего лейтенанта он был назначен в чин корнета в бригаду Сан-Андре карабинного полка графа де Прованса. В конце концов он стал полковником драгунского полка и участвовал в Семилетней войне. В 1763 году, вернувшись с войны, он ухаживал за дочерью богатого магистрата, но ее отец отказался от женитьбы и вместо этого устроил брак со своей старшей дочерью Рене-Пелажи де Монтрей; в этом браке родились два сына и дочь. В 1766 году он построил частный театр в своем замке Château de Lacoste в Провансе. В январе 1767 года умер его отец.

Отец Сада, Жан-Батист Франсуа Жозеф де Сад Мать Сада, Мари Элеонора де Майе де Карман

Название и наследники

Мужчины семьи Шаде поочередно носили титулы маркиз и граф (граф). Его дед, Гаспар Франсуа де Сад, был первым, кто использовал маркиза ; иногда он был маркизом де Садом, но в документах упоминается как маркиз де Мазан. Семьи Sade были дворянство d'шпагой, утверждая, что в то время, старейшее, Фрэнк -descended дворянства, поэтому если предположить дворянский титул без гранта в короле, было принят этикетом. Использование чередующихся титулов указывает на то, что иерархия титулов (ниже пары duc et al ) была условной; теоретически титул маркиза давался дворянам, владеющим несколькими графствами, но его использование людьми сомнительного происхождения вызвало дурную репутацию. При дворе приоритет определялся старшинством и королевской благосклонностью, а не титулом. Существует переписка отца и сына, в которой отец обращается к сыну как к маркизу.

В течение многих лет потомки Сада считали его жизнь и работу скандалом, который необходимо подавить. Это не изменилось до середины двадцатого века, когда граф Ксавье де Сад вернул себе давно вышедший из употребления титул маркиза на своих визитных карточках и проявил интерес к трудам своего предка. В то время легендарный «божественный маркиз» был настолько непривычен в его собственной семье, что Ксавье де Сад узнал о нем только в конце 1940-х годов, когда к нему подошел журналист. Впоследствии он обнаружил хранилище бумаг Сада в семейном замке в Конде-ан-Бри и на протяжении десятилетий работал с учеными, чтобы сделать возможным их публикацию. Его младший сын, маркиз Тибо де Сад, продолжил сотрудничество. Семья также заявляла права на торговую марку на имя. Семья продала Château de Condé в 1983 году. Рукописи хранятся не только в них, но и в университетах и ​​библиотеках. Однако многие из них были потеряны в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Значительное их количество было уничтожено после смерти Сада по наущению его сына Донатьена-Клода-Армана.

Скандалы и тюремное заключение

Шаде вел скандальный распутный образ жизни и неоднократно привлекал молодых проституток, а также служащих обоих полов в своем замке в Лакосте. Его также обвинили в богохульстве, что считалось тяжким преступлением. Его поведение также включало роман с сестрой его жены, Анн-Проспер, которая приехала жить в замок.

Начиная с 1763 года Сад жил в основном в Париже или его окрестностях. Из-за его сексуального позора он находился под наблюдением полиции, которая составляла подробные отчеты о его действиях. После нескольких коротких заключений, в том числе краткого заключения в замке Сомюр (тогда тюрьма), он был сослан в свой замок в Лакосте в 1768 году.

Девять лет спустя, в 1772 году, Сад совершил половые акты, в том числе содомию, с четырьмя проститутками и своим слугой Латуром. Двое мужчин были заочно приговорены к смертной казни за гомосексуализм. Они бежали в Италию, Шаде забрал с собой сестру своей жены. Сад и Латур были пойманы и заключены в тюрьму в крепости Миоланов во французской Савойе в конце 1772 года, но через четыре месяца им удалось бежать.

Фрагмент рукописи Les 120 Journées de Sodome

Позже Шаде спрятался в Лакосте, где он воссоединился со своей женой, которая стала сообщницей в его последующих усилиях. В 1774 году Саде участвовал в оргиях у себя дома. Власти узнали о его сексуальном разврате, и Шаде снова был вынужден бежать в Италию. Именно в это время он написал « Путешествие Италии». В 1776 году он вернулся в Лакост, снова наняв несколько женщин, большинство из которых вскоре сбежали. В 1777 году отец одного из этих сотрудников отправился в Лакост, чтобы забрать свою дочь, и попытался застрелить маркиза в упор, но ружье дало осечку.

Позже в том же году Шада обманом заставили поехать в Париж навестить свою якобы больную мать, которая на самом деле недавно умерла. Он был арестован и заключен в Венсенский замок. Он успешно обжаловал свой смертный приговор в 1778 году, но остался в тюрьме в соответствии с lettre de cachet. Он сбежал, но вскоре был пойман. Он возобновил писать и встретил своего товарища по заключению графа де Мирабо, который также писал эротические произведения. Несмотря на этот общий интерес, эти двое сильно не полюбили друг друга.

В 1784 году Винсеннес был закрыт, а Сад был переведен в Бастилию. В следующем году он написал рукопись своего великого опуса Les 120 Journées de Sodome ( 120 дней Содома ), которую он написал крохотным почерком на непрерывном рулоне бумаги, который он плотно свернул и вложил в стену камеры, чтобы спрятать. Он не смог закончить работу; 4 июля 1789 года он был переведен «голым, как червь» в психиатрическую лечебницу в Шарантоне недалеко от Парижа, через два дня после того, как он, как сообщается, подстрекал к беспорядкам за пределами тюрьмы, крича собравшейся там толпе: «Здесь убивают заключенных!» Шаде не смог забрать рукопись до того, как его увезли из тюрьмы. Штурме Бастилии, основным событием французской революции, произошло через десять дней после того, как Sade слева, 14 июля. К своему отчаянию он считал, что рукопись была уничтожена при штурме Бастилии, хотя на самом деле она была спасена человеком по имени Арну де Сен-Максимен за два дня до нападения на Бастилию. Неизвестно, почему Сен-Максимен решил доставить рукопись в безопасное место, да и вообще ничего о нем не известно. В 1790 году Сад был освобожден из Шарантона после того, как новое Национальное Учредительное собрание отменило документ lettre de cachet. Вскоре после этого его жена развелась.

Возвращение на свободу, делегат на Национальное собрание и заключение

Во время свободы Сада, начиная с 1790 года, он анонимно опубликовал несколько своих книг. Он познакомился с Мари-Констанс Кенне, бывшей актрисой, у которой был шестилетний сын, которого бросил ее муж. Констанс и Шаде остались вместе до конца его жизни.

Первоначально он адаптировал новый политический порядок после революции, поддерживал республику, называл себя «гражданином Саде» и сумел получить несколько официальных должностей, несмотря на его аристократическое происхождение.

Из-за ущерба, нанесенного его имению в Лакосте, которое в 1789 году разграбила разъяренная толпа, он переехал в Париж. В 1790 году он был избран в Национальное собрание, где представлял крайне левые. Он был членом секции Piques, известной своими радикальными взглядами. Он написал несколько политических брошюр, в которых призвал к осуществлению прямого голосования. Однако есть много свидетельств того, что он подвергался жестокому обращению со стороны своих товарищей-революционеров из-за своего аристократического происхождения. Делаю не помогло дезертирство его сына из армии в мае 1792 года, когда он служил вторым лейтенантом и адъютантом важного полковника маркиза де Туленжона. Шаде был вынужден отречься от дезертирства сына, чтобы спастись. Позже в том же году, был добавлен, является ли его имя по ошибке или умышленным злоба к списку эмигрантами в Буш-дю-Рон отдела.

Несмотря на то, утверждая, что он был против террора в 1793 году, он написал восхищенный панегирик для Жан-Поля Марата. На этом этапе он публично критиковал Максимилиана Робеспьера, и 5 декабря его сняли со своих постов, обвинили в модератизме и почти на год посадили в тюрьму. Он был освобожден в 1794 году после окончания правления террора.

В 1796 году, теперь полностью разоренный, он был вынужден продать свой разрушенный замок в Лакосте.

Заключение за его сочинения и смерть

Первая страница Жюстин Сада, одной из работ, за которую он был заключен в тюрьму

В 1801 году Наполеон Бонапарт приказал арестовать анонимного автора « Жюстины и Джульетты». Шаде был арестован в офисе своего издателя и заключен в тюрьму без суда; сначала в тюрьме Сент-Пелажи, а после обвинений в том, что он пытался соблазнить там молодых заключенных, в суровом убежище Бисетр.

После вмешательства его семьи он был объявлен сумасшедшим в 1803 году и снова переведен в приют Чарантон. Его бывшая жена и дети согласились выплачивать ему пенсию там. Констанции, выдававшей себя за его родственницу, разрешили жить с ним в Шарантоне. Директор учреждения, аббат де Кулмье, разрешил и поддержал его поставить несколько своих пьес с заключенными в качестве актеров, чтобы их увидела парижская публика. Новые подходы Кулмье к психотерапии вызвали сильную оппозицию. В 1809 году новый полицейский приказ поместил Сада в одиночную камеру и лишил его ручек и бумаги. В 1813 году правительство приказало Кулмье приостановить все театральные представления.

Саде изнасиловал 14-летнюю Мадлен Леклерк, дочь сотрудника Charenton. Это длилось около четырех лет, до его смерти в 1814 году.

В своем завещании он оставил инструкции , запрещающие вскрывать его тело по какой бы то ни было причине и чтобы оно оставалось нетронутым в течение 48 часов в камере, в которой он умер, а затем помещено в гроб и похоронено на его территории, расположенной в Мальмезон, недалеко от Эпернона.. Эти инструкции не были соблюдены; он был похоронен в Шарантоне. Позднее его череп был извлечен из могилы для френологического исследования. Его сыну были сожжены все оставшиеся неопубликованные рукописи, в том числе огромный многотомный труд Les Journées de Florbelle.

Оценка и критика

Многочисленные писатели и художники, особенно те, кто занимался сексуальностью, были одновременно оттолканы и очарованы Шаде. Статья в британской интернет-газете The Independent дает противоположные взгляды: французский писатель Пьер Гийота сказал: «Сад - это в некотором роде наш Шекспир. У него такое же чувство трагедии, такое же огромное величие», в то время как публичный интеллектуал Мишель Онфрей сказал: «Интеллектуально странно делать Сада героем... Даже по словам его биографов, наиболее почитающих героями, этот человек был сексуальным преступником».

В 1798 году конкурирующий с ним порнограф Ретиф де ла Бретонн опубликовал книгу « Анти-Жюстин».

Джеффри Горер, английский антрополог и писатель (1905–1985), написал одну из самых ранних книг о Саде под названием «Революционные идеи маркиза де Сада в 1935 году». «полное и постоянное отрицание права собственности» и за рассмотрение борьбы во французском обществе конца 18 века не как между «короной, буржуазией, аристократией или духовенством, или частными интересами любого из них друг против друга», а скорее все они «более или менее объединились против пролетариата ». Придерживаясь этих взглядов, он полностью отрезал себя от революционных мыслителей своего времени, присоединившись к мыслителям середины девятнадцатого века. Таким образом, утверждал Горер, «его с некоторой справедливостью можно назвать первым рассудительным социалистом ».

Симона де Бовуар (в своем эссе « Должны ли мы сжечь Сада?», Опубликованном в Les Temps modernes, декабрь 1951 г. и январь 1952 г.) и другие писатели попытались обнаружить следы радикальной философии свободы в трудах Сада, опередившей современный экзистенциализм примерно на 150 лет.. Он также был замечен как предшественник Зигмунда Фрейда «с психоанализом в его акцентом на сексуальность как движущая сила. В сюрреалисты восхищались его в качестве одного из своих предшественников, и Гийом Аполлинер лихо назвал его «свободнее духом, который до сих пор существует».

Клоссовский в своей книге 1947 года Sade пн Prochain ( «Sade My Neighbor»), анализирует философию Sade как предшественник нигилизма, отрицая христианские ценности и материализм в Просвещении.

Одно из эссе в книге Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно « Диалектика просвещения» (1947) под названием «Джульетта, или Просвещение и нравственность» интерпретирует безжалостное и расчетливое поведение Джульетты как воплощение философии Просвещения. Точно так же психоаналитик Жак Лакан в своем эссе 1963 года Kant avec Sade утверждал, что этика Сада была дополнительным завершением категорического императива, первоначально сформулированного Иммануилом Кантом.

Напротив, GT Roche утверждал, что Сад, вопреки утверждениям некоторых, действительно выражал или обсуждал определенные философские взгляды в своей работе. Он заключает, что большинство из них были взглядами, актуальными в период Просвещения (некоторые из них соответствовали взглядам других, например, Жан-Жака Руссо ). Тем не менее, он находит, что другие также в определенном смысле обладают предвидением более поздних философов, например Фридриха Ницше. Рош критикует и подробно обсуждает некоторые из этих взглядов. Он критикует точку зрения Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера в их работе « Диалектика просвещения». Кроме того, он критикует идею, которую продемонстрировал Шаде, мораль не может быть основана на разуме.

В своей « Политической теории и современности» 1988 года Уильям Коннолли анализирует « Философию в спальне» Сада как аргумент против более ранних политических философов, особенно Жан-Жака Руссо и Томаса Гоббса, и их попыток примирить природу, разум и добродетель как основы упорядоченного общество. Точно так же Камилла Палья утверждала, что Сада лучше всего можно понять как сатирика, отвечая «пункт за пунктом» на утверждения Руссо о том, что общество подавляет и развращает врожденную добродетель человечества: Палья отмечает, что Сад писал после Французской революции, когда руссоистские якобинцы установили кровавое царство террора и предсказания Руссо были жестоко опровергнуты. «Просто следуй за природой, - заявляет Руссо. Мрачно смеясь, Сад соглашается».

В книге «Садеанская женщина: и идеология порнографии» (1979) Анджела Картер дает феминистское прочтение Шаде, рассматривая его как «морального порнографа», который создает пространство для женщин. Точно так же, Зонтаг защищала как Sade и Жоржа Батая «s Histoire де l'œil ( история Ока ) в своем эссе„порнографические Imagination“(1967) на основе их работы были трансгрессивные тексты, и утверждал, что ни один не должен подвергаться цензуре. В отличие от этого, Андреа Дворкин считала Шаде образцом ненавистного к женщинам порнографа, поддерживая ее теорию о том, что порнография неизбежно ведет к насилию в отношении женщин. Одна глава ее книги « Порнография: мужчины, владеющие женщинами» (1979) посвящена анализу Сада. Сьюзи Брайт утверждает, что первый роман Дворкина « Лед и пламя», изобилующий насилием и жестокостью, можно рассматривать как современный пересказ Джульетты Сада.

Влиять

Расстройство сексуального садизма, психическое состояние, названное в честь Шада, было определено как сексуальное возбуждение в ответ на сильную боль, страдание или унижение, совершаемое по отношению к другим без согласия (как описано Шаде в его романах). Для описания состояния использовались и другие термины, которые могут совпадать с другими сексуальными предпочтениями, которые также включают причинение боли. Это отличается от ситуаций, когда согласные люди используют легкую или симулированную боль или унижение для сексуального возбуждения.

Различные влиятельные деятели культуры проявили большой интерес к творчеству Сада, включая французского философа Мишеля Фуко, американского режиссера Джона Уотерса и испанского режиссера Хесуса Франко. Поэт Алджернон Чарльз Суинберн, как говорят, находился под сильным влиянием Сада. Фильм Никоса Николаидиса 1979 года «Негодяи все еще поют» был снят в сюрреалистической манере с пристрастием к эстетике маркиза де Сада; Считается, что Сад оказал влияние на авторов- романтиков и декадентов, таких как Шарль Бодлер, Гюстав Флобер и Рашильда ; и повлиять на растущую популярность нигилизма в западной мысли. Считается, что философ эгоистического анархизма Макс Штирнер находился под влиянием работ Сада.

Серийный убийца Ян Брэди, который вместе с Майрой Хиндли осуществил пытки и убийства детей, известные как убийства мавров в Англии в 1960-х годах, был очарован Шаде, и в ходе судебного процесса и апелляций было высказано предположение, что пытки детей ( крики и мольбы, записанные на пленку) были под влиянием идей и фантазий Сада. По словам Дональда Томаса, написавшего биографию Сада, Брэди и Хиндли очень мало читали о реальных работах Сада; единственная его книга, которая у них была, была антологией отрывков, в которую не вошло ни одно из его самых крайних произведений. В двух найденных полицией чемоданах с книгами, принадлежащими Брэди, были «Жизнь и идеи маркиза де Сада». Сама Хиндли утверждала, что Брэди пошлет ее за книгами Шада, и что после их прочтения он сексуально возбудился и избил ее.

В своей книге «Философия в спальне» Сад предложил использовать искусственный аборт по социальным причинам и для контроля численности населения, отметив первое публичное обсуждение этой темы. Было высказано предположение, что работы Сада повлияли на последующее медицинское и социальное принятие аборта в западном обществе.

Культурные изображения

Изображение маркиза де Сада работы Х. Биберштейна в L'Œuvre du marquis de Sade, Guillaume Apollinaire (Edit.), Bibliothèque des Curieux, Париж, 1912 г. Основная статья: маркиз де Сад в популярной культуре

В популярной культуре было много и разнообразных упоминаний маркиза де Сада, включая художественные произведения и биографии. Эпоним психологического и субкультурного термина садизм, его имя используется по-разному для обозначения сексуального насилия, распущенности и свободы слова. В современной культуре его работы одновременно рассматриваются как мастерский анализ того, как работают власть и экономика, и как эротика. Можно было бы утверждать, что откровенно сексуальные работы Сада были средством для артикуляции, но также и для разоблачения коррумпированных и лицемерных ценностей элиты в его обществе, и что в первую очередь эта неудобная и смущающая сатира привела к его длительной работе. содержание под стражей. С этой точки зрения он становится символом борьбы художника с цензором и борьбы философа-моралиста с ограничениями традиционной морали. Использование Садом порнографических устройств для создания провокационных работ, подрывающих преобладающие моральные ценности его времени, вдохновило многих других художников в различных средствах массовой информации. Жестокости, изображенные в его произведениях, породили концепцию садизма. Работы Сада до сих пор поддерживаются некоторыми художниками и интеллектуалами, потому что они сами исповедуют философию крайнего индивидуализма. Но жизнь Сада проходила в явном противоречии и нарушении предписания Канта относиться к другим как к целям самих по себе, а не просто как к средствам для достижения собственных целей агента.

В конце 20 века интерес к Шаде возродился; ведущие французские интеллектуалы, такие как Ролан Барт, Жак Лакан, Жак Деррида и Мишель Фуко, опубликовали исследования философа, и интерес к Саду среди ученых и художников продолжался. В сфере изобразительного искусства многие художники- сюрреалисты интересовались «Божественным маркизом». Сада прославляли сюрреалистические периодические издания и чествовали такие фигуры, как Гийом Аполлинер, Поль Элюар и Морис Гейне; Ман Рэй восхищался Садом, потому что он и другие сюрреалисты считали его идеалом свободы. Первый « Манифест сюрреализма» (1924) объявил, что «Сад - сюрреалист в садизме», а отрывки из первоначального проекта Жюстин были опубликованы в Le Surréalisme au service de la révolution. В литературе, Sade упоминается в нескольких рассказов ужасов и научной фантастики (и автор Психо ) Роберт Блох, в то время как польский писатель - фантаст Станислав Лем написал эссе анализирующий теории игр аргументы, появляющиеся в Сада Жюстин. Писатель Жорж Батай применил методы Сада в описании сексуальных проступков, чтобы шокировать и спровоцировать читателей.

Жизнь и работы Шаде были предметом многочисленных художественных пьес, фильмов, порнографических или эротических рисунков, гравюр и многого другого. К ним относится пьеса Питера Вайса « Марат / Саде», фантазия, экстраполированная на основе того факта, что Сад поставил пьесы, которые исполняли его сокамерники в приюте Шарантон. Юкио Мисима, Барри Изериф и Дуг Райт также писали пьесы о Шаде; По пьесам Вайса и Райта экранизированы фильмы. Его работы упоминаются в фильмах, по крайней мере, еще в фильме Луиса Бунюэля « Золотой век» (1930), заключительный сегмент которого представляет собой код к « 120 дням Содома» с четырьмя развратными дворянами, выходящими из своего горного убежища. В 1969 году American International Films выпустила постановку немецкого производства под названием « Де Сад» с Кейром Даллеа в главной роли. Пьер Паоло Пазолини снял « Сало», или «120 дней Содома» (1975), обновив роман Сада до краткого « Республика Сало» ; в 1989 году Анри Шоннё и Ролан Топор сделали « Маркиз», который частично был основан на мемуарах де Сада; « Сад» Бенуа Жако и « Перья» Филипа Кауфмана (из одноименной пьесы Дуга Райта) стали популярными в кинотеатрах в 2000 году. Перья, вдохновленные тюремным заключением Сада и борьбой с цензурой в его обществе, изображают его ( Джеффри Раш ) как литературный борец за свободу, ставший мучеником за свободу слова. «Сад» - французский фильм 2000 года режиссера Бенуа Жако с Даниэлем Отёем в роли маркиза де Сада, который был адаптирован Жаком Фиески и Бернаром Миноре из романа Сержа Брамли « Земля в будуаре ».

Часто в американской массовой культуре самого Шада изображали не столько революционером или даже распутником, сколько больше похожим на садистского, тиранического злодея. Например, в заключительном эпизоде ​​телесериала Friday the 13th: The Series, Мики, главная героиня, путешествует во времени и в конечном итоге оказывается в тюрьме и подвергается пыткам со стороны Шаде. Точно так же в фильме ужасов Восковая фигура Шаде входит в число восковых злодеев фильма, которые оживают.

Хотя лично не изображены, сочинения Сада занимают видное место в романе « Слишком похоже на молнию», первой книге в эпизоде ​​«Терра Игнота», написанном Адой Палмер. Изображение Земли 25-го века Палмером в значительной степени опирается на философию и видных деятелей Просвещения, таких как Вольтер и Дени Дидро в дополнение к Шаде, а в книге рассказчик Майкрофт, показав своему вымышленному «читателю» сексуальную сцену, сформулированную по мотивам Сада. Собственно Сада, воспринимает возмущение воображаемого читателя как возможность вникнуть в идеи Сада. Кроме того, одно из центральных мест в романе, бордель, рекламирующий себя как «пузырь 18 века», имеет над дверью владельца надпись, посвященную этому заведению как храму Сада, дань уважения «Le Temple du goût» Вольтера., par M. de Voltaire ".

Пишу

Литературная критика

Маркиз де Сад рассматривал готическую фантастику как жанр, в значительной степени основанный на магии и фантасмагории. В своей литературной критике Сад стремился не допустить, чтобы его художественная литература называлась «готической», подчеркивая сверхъестественные аспекты готики как фундаментальное отличие от тем в его собственном творчестве. Но пока он стремился к этому разделению, он считал, что готика играет необходимую роль в обществе, и обсуждал ее корни и ее использование. Он писал, что готический роман был совершенно естественным, предсказуемым следствием революционных настроений в Европе. Он предположил, что невзгоды того периода по праву заставили писателей-готиков «искать в аду помощь в написании своих заманчивых романов». Шэйд высоко оценил творчество писателей Мэтью Льюиса и Энн Рэдклифф над другими готическими авторами, восхваляя блестящее воображение Рэдклиффа и указывая на «Монаха» Льюиса как на лучшее достижение жанра. Тем не менее Шаде считал, что этот жанр расходится с самим собой, утверждая, что сверхъестественные элементы в готической литературе создают неизбежную дилемму как для ее автора, так и для читателей. Он утверждал, что автор этого жанра был вынужден выбирать между подробными объяснениями сверхъестественного или отсутствием объяснения вообще, и что в любом случае читатель неизбежно испытывал недоверие. Несмотря на то, что он прославлял «Монаха», Сад считал, что не было ни одного готического романа, который смог бы преодолеть эти проблемы, и что готический роман, который это сделал, будет всемирно признан за его превосходство в художественной литературе.

Многие полагают, что критика Сада готического романа является отражением его разочарования широкими интерпретациями таких произведений, как Жюстин. В его возражениях против недостаточной правдоподобности готики, возможно, была попытка представить его собственные работы как лучшее представление всей природы человека. Поскольку Шаде утверждал, что конечной целью автора должно быть точное изображение человека, считается, что попытки Сада отделить себя от готического романа подчеркивают это убеждение. Для Сада его работа лучше всего подходила для достижения этой цели, отчасти потому, что он не был скован сверхъестественной глупостью, которая доминировала в художественной литературе конца 18-го века. Более того, считается, что Шаде похвалил «Монаха» (который показывает, что Амбросио пожертвовал своей человечностью ради его неумолимого сексуального аппетита) как лучший готический роман, главным образом потому, что его темы были наиболее близки к темам в его собственном творчестве.

Романы-развратники

Художественная литература Сада подразделяется на разные жанры, включая порнографию, готику и барокко. Самые известные книги Сада часто классифицируются не как готические, а как развратные романы и включают романы « Жюстина» или «Несчастья добродетели» ; Джульетта ; 120 дней Содома ; и философия в спальне. Эти работы бросают вызов традиционным представлениям о сексуальности, религии, законах, возрасте и поле. Его художественные изображения сексуального насилия и садизма ошеломили даже тех современников Сада, которые были хорошо знакомы с темными темами готического романа во время его популярности в конце 18 века. Страдание - главное правило, так как в этих романах часто приходится выбирать между сочувствием к мучителю или к жертве. Хотя эти работы сосредоточены на темной стороне человеческой натуры, магия и фантасмагория, преобладающие в готике, заметно отсутствуют и являются основной причиной, по которой эти работы не считаются соответствующими жанру.

Из-за невыполненных страстей своих распутников Шаде хотел потрясти мир в его основе. С 120 дней, например, Sade хотела представить «самый нечистый рассказ, который когда - либо было написано, так как существует мир.» Несмотря на его литературные попытки зла, его персонажи и рассказы часто попадали в повторение половых актов и философских оправданий. Симона де Бовуар и Жорж Батай утверждали, что повторяющаяся форма его распутных романов, хотя и препятствовала искусности его прозы, в конечном итоге укрепила его индивидуалистические аргументы. Повторяющийся и навязчивый характер рассказа о жестоком обращении и разочаровании Жюстин в ее стремлении быть хорошей христианкой, ведущей добродетельную и чистую жизнь, при поверхностном прочтении может показаться утомительно чрезмерным. Как это ни парадоксально, однако, Шаде сдерживает инстинкт читателя, чтобы относиться к ним как к смехотворной дешевой порнографии и непристойности, сознательно и искусно переплетая рассказ о своих испытаниях с расширенными размышлениями об индивидуальной и социальной морали.

Короткометражка

В «Преступлениях любви» с подзаголовком «Героические и трагические сказки» Шаде сочетает романтику и ужас, используя несколько готических приемов в драматических целях. Есть кровь, бандиты, трупы и, конечно же, ненасытная похоть. По сравнению с такими работами, как Жюстин, здесь Шаде относительно ручная, поскольку явный эротизм и пытки вычтены для более психологического подхода. В отличие от агрессивного и хищного подхода в его распутных произведениях, в этой работе проявляется воздействие садизма, а не сами садистские поступки. Современный том под названием « Готические сказки» объединяет множество других коротких художественных произведений, предназначенных для включения в « Contes et Fabliaux d'un Troubadour Provencal du XVIII Siecle» Сада.

Примером может служить «Эжени де Франваль», рассказ об инцесте и возмездии. В изображении общепринятой морали это что-то вроде отхода от эротической жестокости и моральной иронии, которые преобладают в его распутных работах. Он открывается домашним подходом:

Просвещать человечество и повышать его нравственность - единственный урок, который мы предлагаем в этой истории. Читая его, пусть мир обнаружит, насколько велика опасность, которая идет по стопам тех, кто не остановится ни перед чем, чтобы удовлетворить свои желания.

Описания в Жюстине, кажется, предвосхищают декорации Рэдклиффа в «Тайнах Удольфо» и своды в «Итальянец», но, в отличие от этих историй, добродетельной героине Шаде, Жюстин, нет выхода. В отличие от более мягкой готической фантастики Рэдклиффа, главный герой Шаде подвергается жестокому обращению и трагически погибает. Иметь такого персонажа, как Жюстин, которую без церемоний раздевают и привязывают к колесу для ласки и избиения, было бы немыслимо в отечественной готической литературе, написанной для буржуазии. Шаде даже придумывает некую привязанность между Жюстин и ее мучителями, внося оттенки мазохизма в его героиню.

Библиография

Дополнительная информация: библиография маркиза де Сада

Смотрите также

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Чувствительность Сада. (2014) под редакцией Кейт Паркер и Норберта Склиппы (сборник эссе, отражающих влияние Сада на его двухсотлетнюю годовщину).
  • Запретное знание: от Прометея до порнографии. (1994) Роджера Шаттука (дает хорошее философское введение в Сада и его сочинения).
  • Налить Саде. (2006) Норберта Склиппа
  • Маркиз де Сад: его жизнь и творчество. (1899) Ивана Блоха
  • Sade Mon Prochain. (1947) Пьера Клоссовски
  • Лотреамон и Сад. (1949) Морис Бланшо
  • Маркиз де Сад, биография. (1961) Гилберта Лели
  • Философ зла: жизнь и творчество маркиза де Сада. (1962) Уолтер Драммонд
  • Жизнь и идеи маркиза де Сада. (1963) Джеффри Горер
  • Сад, Фурье, Лойола. (1971) Роланда Барта
  • Де Сад: критическая биография. (1978) Рональда Хеймана
  • Садеанская женщина: упражнение в истории культуры. (1979) Анджелы Картер
  • Маркиз де Сад: человек, его работы и его критики: аннотированная библиография. (1986) Колетт Верже Майкл
  • Шаде, его этика и риторика. (1989) сборник эссе, отредактированный Колетт Верже Майкл
  • Маркиз де Сад: биография. (1991) Морис Левер
  • Философия маркиза де Сада. (1995) Тимо Айраксинен
  • Темный Эрос: Воображение садизма. (1996) Томас Мур (духовный писатель)
  • Sade contre l'Être suprême. (1996) Филиппа Соллерса
  • Падение с благодати (1998) Криса Бэррона
  • Sade: Биографическое эссе (1998) Лоуренса Луи Бонги
  • Запредельная эротика: Шаде. (1998) Октавио Пас
  • Маркиз де Сад: жизнь. (1999) Нил Шеффер
  • Дома с маркизом де Садом: жизнь. (1999) Франсин дю Плессикс Грей
  • Шаде: Внезапная бездна. (2001) Анни Ле Брун
  • Саде: от материализма к порнографии. (2002) Кэролайн Уорман
  • Маркиз де Сад: гений страсти. (2003) Рональд Хейман
  • Маркиз де Сад: очень краткое введение (2005) Джона Филлипса
  • Опасные воспоминания гражданина Сада (2000) ACH Smith ( биографический роман )
  • Биографии посторонних; Сэвидж, де Сад, Уэйнрайт, Нед Келли, Билли Кид, Рембо и Жене: базовое преступление и высокое искусство в биографии и био-фантастике, 1744–2000 (2014) Яна Х. Магедера

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 12:26:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте